Напоминание

"Конкурс профессионального мастерства как фактор становления выпускника СПО по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство"

Автор: Водяшкина Ирина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Многопрофильный колледж ФГБОУ ВО Орловский ГАУ
Населённый пункт: Орловская область, г.Орел
Наименование материала: статья
Тема: "Конкурс профессионального мастерства как фактор становления выпускника СПО по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конкурс профессионального мастерства как фактор

становления

выпускника

СПО

по

специальности

35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство.

Не золотом, не серебром прославлен человек.

Своим талантом, мастерством прославлен человек.

Абдуррахман Джами

В настоящее время качество профессиональной подготовки будущих

специалистов

в

конкретной

области

профессиональной

деятельности

становится

очень

актуальным,

прежде

всего

для

самого

специалиста,

и

определятся

степенью

его

конкурентоспособности

на

рынке

труда.

Подготовка будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности –

ключевая характеристика, которая включает в себя способность к быстрой

адаптации

на

рабочем

месте,

владение

общими

и

профессиональными

компетенциями,

а

также

устойчивую

мотивацию

к

успешной

профессиональной деятельности.

Современная образовательная ситуация требует от студентов активного

овладения

профессиональными

компетенциями,

знаниями

и

умениями,

п о с тоя н н ы м

и х

с о ве р ш е н с т во ва н и е м.

Студ е н т ы

О р л о в с ко г о

Многопрофильного

колледжа

в

целом

осознают,

чтобы

быть

успешным,

достичь

вершин

профессионализма,

необходимо

постоянно

стремиться

к

саморазвитию и повышению уровня своего мастерства.

Любая

профессия

предоставляет

студентам

и

выпускникам

возможность

реализовать

себя

в

труде,

познании,

деятельности,

в

общественной жизни, связанных с выполнением должностных обязанностей.

Не менее важно, что при этом происходит проверяемая практикой самооценка

психологической

и

содержательно-технологической

подготовленности

к

данной работе, сложившаяся в процессе профессионального образования и

предшествующего

опыта.

Такая

оценка

призвана

стимулировать

профессиональное

становление

и

развитие

будущего

специалиста,

его

карьерные и статусные намерения, овладение смежными областями знаний.

В

педагогической

науке

и

практике

признано,

что

эффективными

формами

самореализации

и

самосовершенствования

студентов

являются

олимпиады, фестивали, конкурсы профессионального мастерства, проектная

деятельность, учебные и производственные практики и т. д.

В

Многопрофильном

колледже

сложилась

многолетняя

практика

проведения

профессионально

ориентированных

мероприятий.

Одним

из

факторов, способствующих развитию творческих способностей, воспитания

любви к выбранной профессии, умению быстро реагировать на возникшие

профессиональные проблемы, различные ситуации, уметь импровизировать и

быть гибким в рабочих ситуациях - являются конкурсы профессионального

мастерства.

Профессиональные

конкурсы

это

своего

рода

формы

включения

каждого студента в процесс практической работы, развития способности не

только

использовать

готовые

знания,

но

и

получить

их

в

процессе

приобретения

нового

опыта.

Благодаря

конкурсам

профессионального

мастерства

у

студентов

повышается

эффективность

о с во е н и я

профессионально-предметных

знаний,

формируется

творческое

и

профессиональное

мышление.

Отрабатываются

вопросы

психологии

общения, профессиональной этики, формируется культура речи и проводится

анализ конкретных ситуаций, связанных с будущей профессией.

В

нашем

колледже

имеется

богатый

опыт

проведения

различных

конкурсов на всех факультетах, начиная с первого года обучения и заканчивая

конкурсом

профессионального

мастерства «Молодые

профессионалы»

(WorldSkillsRussia).

Для

студентов

3-4

курса

специальности

Садово-парковое

и

ландшафтное

ст роительство

проходит

ежегодный

конкурс

профессионального

мастерства «Лучший

по

профессии

цветовод»

соорганизатором которого является МУП «Зеленстрой».

Обозначу

основные

положения

конкурса

профессионального

мастерства.

Целью

проведения

конкурса

является

повышение

престижа

рабочих

профессий

и

человеческого

труда,

привлечение

молодёжи

в

производственные сектора экономики и высококачественные сферы услуг.

Основными задачами конкурса является:

совершенствование

стандартов

профессионального

образования

с

учётом национальных и международных требований;

популяризация

рабочих

профессий

и

вовлечение

школьников

и

родителей в активный и осознанный выбор профессии;

передача навыков, знаний и культурный обмен между участниками

конкурса. Основной целью конкурса профессионального мастерства является

презентация

профессионального

мастерства

и

его

дальнейшее

усовершенствование.

Перед

конкурсами

профессионального

мастерства

ставятся определенные задачи:

1. Выявить талантливых и творческих студентов.

2. Повысить престиж профессии.

3. Создать условия для карьерного роста студентов.

4. Усовершенствовать имеющиеся навыки студентов и развить новые.

5. Распространение передового опыта.

6. Научить студентов пользоваться и обращаться к передовым методам

труда, современным технологиям.

7. Повысить качество профессионального образования.

8. Расширять связи с социальными партнерами.

Конкурс профессионального мастерства состоял из следующих эта-

пов:

1. Отбор участников конкурса.

2. Жеребьевка.

3. Вступительная часть.

4. Практическая часть.

После

отбора,

жеребьевки, оценки внешнего вида и инструктажа по

технике

безопасности, участники

конкурса

приступали

к

выполнению

практической части. Практическая часть состояла из двух заданий:

- прополки части грядки, отведенной в теплице (время выполнения

задания 15 минут).

- выполнения цветника правильной формы в виде окружности по

предоставленной схеме (время выполнения цветника 45 минут).

Нас всегда радуют красивые и ухоженные цветники и грядки. Но мало

кто задумывается, что эта красота требует большой заботы и поддерживается

рыхлением

почвы,

многочисленными

подкормками

и

прополкой.

Не

зря

гласит народная мудрость: «Кто весной не ведет прополку, осенью — зубы на

полку», «Где сорняк цветет, там хлеб вянет», «Засорить поле можно в один

раз, а очищать придется много лет». И в старину в календаре даже числился

праздничный

день,

19

июня.

Он

назывался

ПРОПОЛОТЬЕ

или

ПОПОЛЬНИКИ.

В

этот

день

женщины,

девушки,

девочки

обязательно

выходили на огороды уничтожать сорняки.

Именно поэтому участникам конкурса было предложено показать свои

умения и навыки по прополке цветника на территории МУП «Зеленстрой».

Цветы доставляют нам немалое эстетическое наслаждение, они радуют

своим

присутствием

и,

притягивая

взоры,

заставляют

любоваться

ими.

Поэтому цветы являются постоянными жителями приусадебных участков,

скверов и парков. И выращиваются они, как правило, не хаотично, а на

клумбах, в красиво оформленных цветниках. Второе практическое задание

для участников конкурса заключалось в выполнении цветника правильной

формы в виде окружности по предоставленной схеме. При этом конкурсанты

должны самостоятельно подобрать цветы для высаживания по цвету, сортам

культур и многим другим факторам. Главное — все правильно рассчитать

еще до начала работ.

В течение всего конкурса жюри наблюдало за работой конкурсантов и

проводило

оценку

конкурсных

работ

и

проверку

их

соответствия

требованиям конкурсных заданий со всех сторон, доступных для обозрения.

Ж ю р и

о ц е н и в а л о

в ы п о л н е н и е

з а д а н и й

и

п р а в и л ь н ы й

профессиональный подход участников конкурса в каждом этапе конкурса по

10-бальной

системе

и

определило

победителя,

получивший

наибольшее

количество

оценочных

баллов

за

выполнение

заданий

по

следующим

критериям:

- организация рабочего места, правильная эксплуатация оборудования;

- знание и соблюдение правил техники безопасности;

- внешний вид грядки и цветника;

-

культура

труда

(состояние

рабочего

места

в

процессе

и

после

выполнения задания).

Победители и призеры были награждены дипломами за 1, 2, 3 места,

все остальные участники награждены сертификатами участника.

Хочется

отметить,

что

в

рамках

конкурсных

испытаний

участники

содержательно и оригинально раскрыли понимание смысла и значимости

своей

будущей

профессии,

демонстрировали

способность

реализовать

творческий,

исследовательский

подход

к

решению

профессиональных

проблем

и

задач,

сформированность

профессиональной

мотивации,

готовность осуществлять профессиональную деятельность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие в конкурсах

профессионального

мастерства

для

студентов

является

необходимым.

Конкурсы

профессионального

мастерства

с

каждым

годом

приобретают

новые

тенденции:

использование

современных

технологий,

расширение

творческих

и

интеллектуальных

возможностей

студентов,

формирование

определенного кругозора и набора знаний. Всё это поможет студентам в

дальнейшем найти перспективную работу, стать высококвалифицированным

специалистом. В ходе конкурса не только повышается профессиональное

мастерство,

но

и

растет

уровень

мотивации,

для

достижения

высоких

результатов

обучающиеся

прилагают

больше

усилий.

Конкурсы

профессионального мастерства являются отличным способом, который может

заинтересовать

студента

в

достижении

высоких

результатов

в

будущей

профессиональной деятельности.