Напоминание

"Описание внешности человека (портрет)"

Автор: Исакова Залина Темболатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Средняя общеобразоваетельная школа селения Цалык"
Населённый пункт: РСО-Алания селение Цалык
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Описание внешности человека (портрет)"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Описание внешности человека (портрет

)
Под портретом в литературоведении понимается изображение в художественном произведении внешности человека, его лица, его одежды и т.д. Иногда говорят о портрете литературного героя, подразумевая при этом и «внутренний» его портрет, т.е. совокупность черт характера человека, изображенного в произведении, мир его душевных переживаний. К рассматриваему виду ученических высказываний мы относим описание внешности человека, его лица, фигуры, жестов, манер, позы, одежды. Главное в таком описании – найти характерные особенности внешности человека. Они могут быть связаны с особенностями манер, походки, выражения глаз и т.п., с особенностями занятий и профессии описываемого лица, с его характером – со всем тем, чем проявляется во внешнем облике человека. Как художник, в отличие от фотографа, стремится изобразить самое существенное в человеке, так и ученик должен описывать не все, а лишь то, что, по его мнению, отражает главное в нем. Работа над портретом помогает развивать наблюдательность и внимание к окружающим людям. Дети учатся отмечать в человеке характерное, особенное; у них развивается умение определять характер человека. Работа над описанием внешности обогащает лексику учащихся и имеет большое значение для преподавания литературы. В процессе творческой работы ученики осознают, как через описание внешности можно передать внутренний мир героя, выразить свое отношение к нему. Кроме того, работа над портретом готовит учащихся к сочинениям на литературные темы. Источником рассматриваемых ученических сочинений может быть описание внешности человека по памяти, на основе жизненного опыта, по специальным наблюдениям, на основе прочитанного, по воображению. Описание внешности человека так же как и другие виды описания, может быть деловым, научным, художественным. Деловое описание используется, например, при розыске пропавших детей, в судебной практике. Главное в нем – указать особые приметы разыскиваемого. Вот пример делового описания внешности ребенка: «Потерялся мальчик четырех лет. Зовут Сережа. Одет в спортивный костюм зеленого цвета. Без головного убора. На правой щеке, ближе к подбородку, небольшое родимое пятно. Немного заикается.» Описание внешности представителя определенной этнической группы, расы, национальности (например, портрет славянина, негра, папуаса и др.) представляет собой научное описание. Описание внешности литературного героя является примером художественного описания. Естественно, не всеми видами описания могут и должны заниматься учащиеся. Очевидно, о научном описании следует лишь упомянуть. Деловому описанию можно уделить большее внимание, так как в жизни умение указывать приметы какого-либо лица может оказаться полезным. Кроме того, этот вид работы требующий умения видеть характерные детали внешности человека, развивает наблюдательность. Главное же внимание следует уделять художественному описанию внешности, так как работа над этим видом описания имеет особое значение для обогащения речи учащихся. Известно, что портрет - один из наиболее трудных видов сочинения. В сочинениях-описаниях внешности человека встречаются следующие недостатки:
1.Неумение выделять существенное, главное во внешности описываемой личности, неумение найти свой подход, основную мысль, тот ключик, который делает сочинение цельным. Это приводит к «мозаичности» описания. 2. Разбросанность описания, повторы. В этом недочете проявляется неумение систематизировать собранный материал. 3.Подмена описания повествованием. Так, вместо описания внешности друга ученик рассказывает о том, как он с ним познакомился и подружился. 4. Неумение вводить в повествование описание действующих лиц, в силу чего зачастую в ученических рассказах действуют безликие, абстрактные персонажи, которые отличаются друг от друга лишь своими именами. 5.Бедность языка портретных описаний. Учащиеся не владеют лексикой, с помощью которой можно описать выражение лица, взгляд, жест, улыбку, походку, не знают слов, обозначающих цвет волос, далеко не всегда понимают значение слов брюнет, шатен, блондин, поза, манеры человека и др. В сочинениях учащиеся неоправданно повторяются одни и те же слова. Для того, чтобы ученики смогли преодолеть указанные недочеты, необходима систематическая, большая и кропотливая работа учителя-словесника. Ученики в определенной мере подготовлены к этому виду описаний. На уроках литературы они знакомились с тем, как описывается внешность героя литературного произведения и сделали вывод, что портрет позволяет писателю выразить свое отношение к действующим лицам его книги. Готовит к описанию внешности и предшествующая работа над описанием(в частности животного) предусмотренная программой по развитию речи. В учебнике для 6 класса предусмотрена определенная система упражнений, которая подготавливает учащихся к самостоятельному описанию внешности человека. Во-первых, в упражнениях учебника предусматривается последовательная, целенаправленная работа над языковыми средствами, которые используются в портретных зарисовках при описании глаз, походки, одежды человека. Во-вторых, в учебник введены такие тексты, которые позволяют провести наблюдения над описанием человека. Важно, чтобы на начальном этапе были использованы тексты, в которых четко выражена основная мысль, замысел описания: внешность человека весьма обычна, заурядна или привлекательна, или чем-то удивительна, или неприятна. В-третьих, ученики выполняют различные виды работы над портретом. Так, они учатся описывать внешность сверстника, малыша и взрослого по наблюдениям и на основе картины – портрета. При этом, если вначале предлагается просто описать внешность сверстника, выделив главное в его облике, то затем ставится задача описать внешность человека, находящегося в определенном состоянии – в момент испуга, радости, удивления, в то время, когда он работает, спешит и т.д. Главное, что требуется здесь и что не всегда удается школьникам, - это показать, как изменяется в этот момент внешность человека. Работа над умением описывать внешность человека как проявление его сущности, как отражение его внутреннего « я» - следующая ступенька в обучении сочинению – описанию внешности человека. Однако понимание роли портрета в отображении внутреннего мира человека было бы неполным, односторонним и даже неверным, если бы учащиеся ограничились понятием «говорящий портрет»
в буквальном смысле этого слова. В противоположность известному афоризму «Лицо – зеркало души» существует не менее известное изречение «Внешность обманчива». Анализ текстов, представляющих описание внешности одного человека, готовит учащихся к сочинениям по картинам художников-портретистов. Очень важно обратить внимание ребят на то, как по-разному может быть изображен человек в зависимости от задачи, стоящей перед художником. Работа над портретом продолжается во время подготовки к к сочинениям по жанровым картинам и по картинам, изображающим трудовые процессы, действия человека. Также постепенно учащиеся готовятся к сочинениям, в которых описывается внешность двух или нескольких людей (парные или групповые портреты). При этой работе учащиеся испытывают особую трудность. Поэтому целесообразно начать ее с выборочного изложения. Работа над портретом проводится и на уроках литературы, например при изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и др.