"Педагоги начальной школы"

Автор: Косенок Лариса Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: Город Брянск, Брянская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Педагоги начальной школы"
Дата публикации: 12.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Доклад на тему: « Развитие креативных способностей младшего школьника средствами творческих заданий в учебно-воспитательном процессе» Учитель: Косенок Лариса Ивановна Современная школа выдвигает в качестве одного из ведущих принципов принцип креативности, что предполагает развитие, воспитание творчески мыслящей личности. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию. Творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т.д.), в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки и в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий: творческое развитие доступно каждому ребенку; создание атмосферы общей культуры в школе; доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь, по возможности неявная, наводящая; высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно – творческих задач при изучении различных тем; внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его способностям. В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Основные направления развития творческих способностей: игровая деятельность, творческое сочинительство, сочинения и диктанты, сюжетные и тематические циклы уроков, уроки панорамы, интеллектуальные игры, внеклассные мероприятия. Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство,
художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки, изобразительного искусства. Но, такой предмет, как математика, имеет тоже немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся. В вопросе развития творческих способностей на уроках математики особую роль играют задания повышенной трудности, огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений. В своей работе обычно использую следующие методы и приёмы: проблемная ситуация, «ошибка учителя», «ловушка», игры, загадки, кроссворды, ребусы и т.д. Включаю детей в коллективный поиск, формулирование темы и целей урока. Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность. В зависимости от склонностей и задатков каждый ученик может проявить себя по-разному: в качестве писателя, художника_-иллюстратора, чтеца, актёра. В.А.Сухомлинский писал: «В детстве каждый ребёнок поэт. Дать ему радость поэтического вдохновения…такое же важное дело как научить писать и читать. Поэтическое творчество доступно каждому». Мы тоже с учениками занимаемся стихотворчеством. Игра «Продолжение известных строк». Весна, весна на улице, Весенние деньки. Бегут ребята с мячиком, Весёлые они. Весна, весна на улице, Весенние деньки. Везде видны проталинки, Кругом журчат ручьи. Весна, весна на улице, Весенние деньки. И зацвели подснежники из белой бахромы. Нравится детям придумывать загадки-описания. Летом ест в лесу малину, А зимою сладко спит. Кто крадется под землёй Летом, осенью, весной. Четыре ноги, один рог, Получился (носорог). Курс литературного чтения мы изучаем по учебно-методическому комплекту Л.А.Ефросининой. В
комплект входит рабочая тетрадь, которая содержит много заданий творческого характера. Задание «Соответствие». Перечитай стихотворение и раздели на части. Нарисуй иллюстрации. «Проба пера» попробуй сочинить четверостишие о своей Родине и сделай к нему иллюстрацию. К стихотворению «Русь» Никитин. Страна моя любимая! Ты самая красивая! Страна моя, ты милая, Прекрасная Россия! Не забываем мы и о таком виде творческой работы, как сочинение. Сочинение для младших школьников – это, прежде всего, выражение своих чувств, мыслей, переживаний. Они должны иметь определенный жизненный смысл. В конце изучения раздела мы проводим обобщающие уроки. Одним из заданий может быть написание сочинения по теме. На уроках литературного чтения я даю учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Помогает мне в этой работе словарь настроения, оценка качества характера. Такие словари есть у каждого ребёнка. Неисчерпаемыми возможностями в формировании творческой личности обладают уроки технологии. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций. На уроках мы работаем с различными материалами. Работа из бумаги и картона, оригами (искусство складывания бумаги), эстамп (отпечаток с какой-либо формы на бумаге или картоне), коллаж (наклеивание на основу материалов, отличающихся от материалов основы), поделки из природного материала. К Новому году изготовили Дедов Морозов, поздравительные открытки. Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки окружающего мира. На уроках окружающего мира мои ученики стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. Я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Развитию творческих способностей способствуют традиционные и нетрадиционные формы проведения урока, уроки с применением информационных технологий, занимательные задания, соревнования, уроки развития речи, физкультминутки с использованием скороговорок, песенок, стихов. Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является внеклассная деятельность. Моих учащихся заинтересовала такая форма организации занятий, как проектная деятельность. В работе над проектами принимают участие и родители. В процессе работы ребята разрабатывают и оформляют проекты разной степени сложности. Проект «В гостях у сказки», «Азбука вежливости», « Праздник числа». Проводим конкурсы рисунков. Ученики класса принимают активное участие в общешкольных и классных мероприятиях. Но самое главное, чтобы ребенок полностью раскрылся и проявлял свои творческие способности, необходимо вызвать у него желание к деятельности, помочь ребенку поверить в себя, в свои
способности. В рамках «Недели начальных классов» мы подготовили и провели литературный КВН « Моей души прекрасные порывы» с использованием ИКТ. Была организована выставка книг и рисунков. Следующее большое мероприятие, которое мы провели это Новый год. Родители оказали большую помощь в изготовлении костюмов и декораций. Дети хорошо выучили свои роли и показали себя настоящими артистами. Провели классный час «Праздник числа». Весь материал связан с тем или иным числом. На празднике дети рассказывали весёлые стихи, показывали инсценировки. Ко дню защитника Отечества мы подготовили номера художественной самодеятельности организовали соревнования для мальчиков «А ну-ка парни». Вся эта работа о которой я рассказала приносит свои положительные результаты. Ученики имеют достаточно хороший уровень знаний, стремятся проявить творческие способности, инициативу, самостоятельность. У нихвырабатывается привычка к свободному самовыражению, к созданию чего-то своего, нового, оригинального. Чтобы развивать творческие способности младших школьников, педагог сам должен быть творческой личностью – постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны поведения, формализм в преподавании, стремиться к открытию новых методов.