Напоминание

"Рабочая программа по литературе в 10 классе"

Автор: Бондарева Екатерина Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Гимназия 31 им. Н. Т. Антошкина
Населённый пункт: город Кумертау, Республика Башкортостан
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа по литературе в 10 классе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 1 имени Героя Советского Союза Н.Т. Антошкина городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Гимназии № 1 им. Н.Т. Антошкина ______________ «____» _______________ 201 г.
Рабочая программа по предмету «Литература»

10 класс, среднее общее образование

2015-2016 учебный год
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012, Базисного учебного плана, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе Ю.В. Лебедева и др. к учебнику Ю.В, Лебедева (М.: Просвещение, 2009),а также учебного плана МБОУ Гимназии № 1 на 2015-2016 уч. г.
Составитель
Бондарева Е.П., учитель русского языка и литературы
СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Заместитель директора по УВР на заседании МО ____________ Протокол № __ от «___» __________ 201 г. «____» ______________ 201 г. _______________

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012, Базисного учебного плана, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе Ю.В. Лебедева и др. к учебнику Ю.В, Лебедева (М.: Просвещение, 2009),а также учебного плана МБОУ Гимназии № 1 им. Н.Т. Антошкина на 2015-2016 учебный год.
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год. Базовый уровень программы.
Основные цели и задачи изучения литературы в основной школе
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает
решение следующих основных задач:
• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно- исследовательской деятельности; • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Курс литературы опирается на следующие
виды деятельности
по освоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий: • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; • выразительное чтение художественного текста; • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; • анализ и интерпретация произведения; • составление планов и написание отзывов о произведениях; • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними; • индивидуальная и коллективная проектная деятельность. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных
понятий: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение; различные виды пересказа; заучивание наизусть стихотворных текстов; определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; устные и письменные интерпретации художественного произведения;выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей; участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента; подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего(полного) общего образования являются: • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно- следственных связей, • сравнение, сопоставление, классификация, самостоятельное выполнение различных творческих работ; • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде, • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, • составление плана, тезисов, конспекта, • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности, • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных, • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Требования к результатам освоения учащимися программы по литературе
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять«сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения литературы на базовом уровне учащиеся должны знать/понимать: • образную природу словесного искусства; • содержание изученных литературных произведений; • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции; • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений; • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений; • основные теоретико-литературные понятия; уметь: • воспроизводить содержание литературного произведения; • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения; • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации; • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы; • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
Формы обучения
Синтетический (комбинированный) урок, урок - творческий практикум, урок-игра, элементы урока - заочной экскурсии, путешествия. Методы и приемы обучения:

Рассказ о писателе (сообщение учителя и учащихся).

Работа с текстом: чтение (ознакомительное, изучающее, выборочное).

Беседа по изученному материалу, анализ, сопоставление, оценка героев.

Пересказ (подробный, выборочный, творческий); заучивание наизусть стихотворных текстов.

Виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана, аннотации, целенаправленные выписки; отзыв, рецензия; комментирование эпизода).

Виды работ, связанные с переходом в другие знаковые системы (составление схем, таблиц).

Составление авторского текста в различных жанрах (подготовка своей словарной статьи, рассказа, отзыва, написание анализа (стихотворения, характеристики героя), творческих работ в жанре былины, оды, стихотворения, сатирической сказки); устное словесное рисование, составление диафильма, киносценария, инсценирование.

Наблюдение за речью товарища, выразительное рассказывание, чтение, чтение по ролям с интонационной характеристикой персонажей, разыгрывание сюжетных ситуаций.

Рисование героев, создание иллюстраций. Методы и приёмы, формирующие умение создавать связный текст на литературную тему:

регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему;

письменное обоснование выставленной учителем отметки с указанием сильных и слабых сторон ученической работы;

реализация установки на доработку и переработку учеником текста сочинения по замечаниям учителя;

проведение специальных уроков по обучению написанию сочинения;

проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению;

систематическое включение в процесс обучения письменных заданий небольшого объема, требующих ответа на проблемный вопрос, сопоставлений тех или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента;

анализ готовых (опубликованных или ученических) сочинений с точки зрения их сильных и слабых сторон;

последовательное формирование навыка тезирования, составления разного вида планов.

Используемый учебно- методический комплекс
Литература. 10 класс. Учебник дляобщеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение,2013
II. Содержание программы

Литература второй половины 19 века

Введение
Русская литература второй половины XIX в. в контексте мировой культуры. Нравственное и эстетическое своеобразие русской литературы, сложность и необходимость перехода литературы от романтизма к реализму. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них"вечных" проблем бытия. Основные этапы развития литературы. Творческий метод, литературное направление, художественная система.
Литература первой половины 19 века
Обзор русской литературы первой половины ХIХ века. Общая характеристика периода. Духовная жизнь общества. Общественно- политическая, философская проблематика в литературе этого времени (художественное воплощение жизненной, религиозной и исторической философии в творчестве Гончарова, Тургенева, Достоевского, Л.Толстого, Чехова). Споры о злободневном в поэзии. Развитие и становление русского романа. Поэзия как форма публицистики (Н.А. Некрасов и его школа). Становление театра как полноценного поля для обсуждения больных вопросов современности и глобальных вопросов мироустройства (А.Н. Островский и его школа).Западники и славянофилы40-х гг. и продолжение общественного спора в литературе 50-60-х гг. Революционные демократы и почвенники в русской литературе. Журнальная борьба В.Г. Белинский. Подвиг жизни. А.И.Герцен. Наследник декабристов. Россия и Европа в оценке Герцена. Журнал«Колокол».
А.С.Пушкин, М.Л.Лермонтов, Н.В.Гоголь

А. Н. Островский.
Жизнь и творчество (обзор). А.Н.Островский - создатель русского национального театра. Жанровое многообразие драматургического наследия Островского. Место Островского в литературной борьбе идей ХIХ века. Идейная основа пьесы «Снегурочка». Драма «Гроза» Творческая история драмы. Идейно-художественное своеобразие пьесы. Образ грозы. Законы «темного царства». Дикой и Кабаниха. Душевная трагедия Катерины. Попытки освобождения (Кулигин, Варвара, Кудряш, Борис). Литературная критика о пьесе. Драма «Бесприданница». Эволюция образа героини (от Катерины и Кабанихи к Ларисе и Огудаловой). Появление нового типа героя. Сочинение по творчеству А.Н.Островского
И. А. Гончаров
. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». История создания романа. Система персонажей в «романе одного героя». Роман «Обломов» как социально-бытовой и психологический роман. Сон Обломова в композиции романа. Черты полемики с романтической литературой в изображении природы, любовных переживаний, народных поверий фольклора, отношений Востока и Запада (халат Обломова, Обломов и Штольц и другие). Судьба России и национальный тип в изображении Гончарова. Проблема счастья в романе, проблема воспитания в романе («Обломов» как российский роман воспитания). Традиция «натуральной школы» в первой главе романа.
Традиция Пушкина и Гоголя (прежде всего «Капитанской дочки» и «Мёртвых душ») в романе Гончарова. Значение детали и своеобразие художественного пространства (сон, сказка, Петербург) в романе. Сочинение по творчеству И. А. Гончарова.
И.С.Тургенев.
Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Раскол в «Современнике» как одна из причин формирования особенностей героя романа. Проблема временного и вечного в романе. Тема гармонии и конфликта в человеческих отношениях (либералов и нигилистов, мужчин и женщин, поколений одной семьи, современников, принадлежащих к разным поколениям). Место природы, искусства (в особенности музыки и поэзии), семейных связей, стремления к взаимопониманию в гармоническом устройстве мира. Система персонажей в романе. Мастерство Тургенева в смысловой нагруженности деталей внешности, речи, одежды, интерьера. Композиция романа и её художественная функция. Значение последней главы романа. Особенности выражения авторской позиции в романе. Полемика в русской критике вокруг романа Тургенева (критики об авторской позиции). Сочинение по творчеству И.С.Тургенева.
Ф.И.Тютчев
. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «(«Весенняя гроза», «Весенние воды», «Видение», «Когда пробьёт последний час природы...», «День и ночь», «Фонтан», «Как океан объемлет шар земной...», «Тени сизые смесились...», «О чём ты воешь, ветр ночной?», «Эти бедные селенья...», «Слёзы людские, о слёзы людские...», «Душа моя — Элизиум теней...», «Не раз ты слушала признанье...», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «Есть и в моём страдальческом застое...», «Чему молилась ты с любовью...», «Последняя любовь», «Любовь, любовь, — гласит преданье…»). (возможен выбор других стихотворений). Человеческая и литературная судьба Тютчева: поэт пушкинского поколения в эпоху превращения литературы в поле выяснения, в том числе и публицистических вопросов, в эпоху становления русского психологического и философского романа; самоощущение поэта-“дилетанта” в эпоху профессионализации литературного труда. Натурфилософский характер лирики Тютчева . Единство личности и вселенной как одна из центральных тем Тютчева. Поэт о человеческой истории и жизни вселенной. Тютчев о России «Умом Россию не понять...»). Соотношение мысли и драматизма переживания лирического героя Тютчева. Любовная лирика поэта: любовь как трагический конфликт, изображение психологии женщины в любовной лирике Тютчева.
А.А.Фет.
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Заря прощается с землею», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).Стихотворения: («Печальная берёза», «Я пришёл к тебе с приветом...» (повторение), «Ещё весна — как будто не земной...», «Осень», «На стоге сена ночью южной...», «Измучен я жизнью, коварством надежды...». Лирический герой поэзии А.Фета, его погружённость в природу. Чувственность, вещественность мира, изображённого в поэзии Фета. Образ одухотворённой природы, в том числе в безглагольных стихах поэта. Представление Фета о творчестве. Медитативная лирика. «Невыразимость» и «непостижимость» как темы поэзии.
Ф.М.Достоевский
. Жизнь и творчество. Роман: «Преступление и наказание». «Преступление и наказание». Связь понятий— “преступление”, “грех”, “наказание”, “искупление” — в романе Достоевского. Духовный путь и эволюция внутреннего мира
Раскольникова как центр содержания романа. Психологический портрет Раскольникова и средства его создания. Система персонажей романа. Двойники и антиподы Раскольникова (от Афросиньюшки и Миколки до Свидригайлова, Лужина и Порфирия Петровича) как параллели к духовному пути и психологии главного героя. Сны Раскольникова как средство создания психологического портрета героя. Средства создания противоречивости внутреннего мира персонажа. Своеобразие образа и место Петербурга в романе. Психологические, социальные и идейные причины преступления Раскольникова. Полемическое начало романа Достоевского. Высмеивание примитивных социалистических идей (Лебезятников). Разоблачение идеи исключительной личности (наполеоновское начало). Категорическое отрицание принципа “цель оправдывает средства”. Идея всеобщего братства (“сестринства”): Алёна Ивановна, Лизавета, Соня, Раскольников. Символика романа, в том числе евангельские образы (воскрешение Лазаря). Полемика с романтическим представлением о противостоянии “толпы” и “нестандартной личности”. Сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского. Роман «Идиот».
Н.А.Некрасов
. Жизнь и творчество. Журнал «Современник» в биографии Некрасова. Круг авторов журнала «Современник». Формирование общественного мнения вокруг журнала. Некрасов-журналист и поэт. Публицистичность, повествовательность, “сюжетность”, прозаизмы. “Непоэтические” темы и образы. “Антиэстетизм” как поэтическая программа Некрасова в сочетании с изысканностью и мастерством поэтической техники (перебои ритма, многообразие размеров, игра с фонетической благозвучностью и неблагозвучностью. Цикл «В дороге». Некрасов о поэте и поэзии . Петербург Пушкина и Гоголя в цикле стихотворений «О погоде»; связь этого цикла с творчеством Достоевского(бедный Макар Некрасова и сон Раскольникова о лошади у Достоевского). Антиромантизм в некрасовском изображении русской деревни, Петербурга и человеческих, в том числе любовных, отношений . Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! Я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Послереформенная Россия глазами крестьян— стилистика и сюжетные черты фольклорных жанров в поэме (песня, сказка, пословица, примета и другие). Эмоциональный накал как характерная черта лирики и поэм Некрасова. Влияние поэзии Некрасова на русскую поэзию XX века. Противопоставление гражданской лирики и поэзии“чистого искусства”. Психологизм в лирике. Углубление представлений о философской лирике, о значении и характерности пейзажа в лирике. Понятие поэтического цикла. Дальнейшее формирование представлений о реалистическом стиле, народности, национальном своеобразии, значение традиции и новаторства в литературе. Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова.
Н.С.Лесков.
Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник». Житийное начало повести. Проблема русского характера. Образ Ивана Флягина в художественной системе повести. Иван Флягин - герой и повествователь. Своеобразие стиля повести. Правдоискательство и «праведничество» Лескова. Проблема русского национального характера в творчестве Лескова. Развитие традиции сказа в русской литературе XX века. Таланты и праведники русского народа.
Л.Н.Толстой.
Жизнь и творчество. «Севастопольские рассказы» («Севастополь в мае», «Севастополь в августе1855-го», «Севастополь в декабре»). Изображение войны в повестях. Неприятие официально-шаблонных или наивно-романтических представлений о героизме. Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Черты эпопеи в романе «Война и мир». Принципы композиции романа: противопоставление и сопоставление в романе противоположных начал: мира и войны, Москвы и Петербурга, отдельных персонажей и так далее. Принципы создания портретов персонажей (значение детали). Толстой-психолог. Различные приёмы изображения героев, любимых
писателем и не принимаемых им. Принципы изображения истории в романе. История как“семейная хроника”. Принципы изображения семей Ростовых — Курагиных — Болконских в романе. Философская и историософская позиция автора. Средства полемики с романтическим представлением о роли личности в истории. Изображение Наполеона как полководца, человека и кумира России и Европы начала XIX века. Изображение Кутузова. Понятия музыкальности и гармонии у Толстого, воплощённых в отдельном персонаже, в семье, в законах мироустройства (сны Пети и Пьера), в национальном характере (Платон Каратаев и танец Наташи у дядюшки). Исторический фатализм Толстого и война и мир как состояния жизни (при неприемлемости для автора войны как таковой). Семейное, мирное начало в военных сценах (батареи Тушина, Раевского и другие). Понятие о романе-эпопее. Законы соединения психологического романа и историософского сочинения. Решение исторических и философских проблем художественными средствами. Два классных и одно домашнее сочинение по роману Л.Н.Толстого "Война и мир". «Анна Каренина».
М.Е. Салтыков-Щедрин.
Журналистская деятельность Салтыкова-Щедрина (обзор) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (повторение). Идейно-художественное своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина.
А. П. Чехов
. Жизнь и творчество. Юмористические рассказы. Своеобразие темы “маленького человека” в рассказах раннего Чехова. Современный мир и его социальная иерархия; “маленький человек” как жертва несправедливости и как её носитель. Проза зрелого Чехова. Проблема отчуждения человека в творчестве Чехова. Разрыв человеческих связей как характерная примета времени в изображении Чехова. Маленькая трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Идея преемственности в человеческой истории и реальный жизненный опыт человека. Композиционное единство цикла. Несводимость жизни к тем определениям, которые дают ей рассказчики. Живая жизнь и абсурдность попыток жёстко её регламентировать. «Ионыч». Идеалы русской интеллигенции конца XIX века в изображении Чехова. Характер чеховской детали, повторяемость её; “случайная” и мотивированная деталь. Изображение духовного оскудения личности. Театр Чехова. «Вишнёвый сад». Своеобразие драматургического конфликта, лежащего в основе чеховской драмы. Новаторская система персонажей. Значение эпизодических и внесценических персонажей. Своеобразие диалогов. Значение эмоциональной атмосферы в пьесах Чехова. Символическое значение образа вишнёвого сада, роль ремарок. Традиции русской литературы и русской драматургии в пьесе «Вишнёвый сад». Комическое и его роль в пьесе. Возникновение драматургии нового типа. Драматургия настроения. Понятие внутреннего и внешнего действия. Углубление представлений о системе персонажей драматургического произведения. Сочинение по творчеству А.П.Чехова.
К. Хетагуров.
Жизнь и творчество. Знакомство со сборником «Осетинская лира».
Зарубежная литература

Основные теоретико-литературные понятия
- Художественная литература как искусство слова. - Художественный образ. Художественное время и пространство. - Содержание и форма. - Художественный вымысел. Фантастика. - Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм).
-Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей Х1Х-ХХ веков. - Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. - Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. - Деталь. Символ. - Психологизм. Народность. Историзм. - Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. - Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. - Стиль. - Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. - Литературная критика.
Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе

Основные умения учащихся по литературе.
Знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX – ХХ вв.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

изученные теоретико-литературные понятия. Уметь:

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой: раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр литературного произведения; сопоставлять литературные произведения;


выявлять авторскую позицию:

выразительно читать произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания связного текста (устного, письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; • участия в диалоге или дискуссии; • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; • определение своего круга чтения и оценки литературных произведений; • определение своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений; • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год). Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику литературы для 10 класса, (автор-составитель - Ю.В. Лебедев). Данный учебник отличается от большинства подобных ему изданий тем, что предлагает для ознакомления и изучения литературу всего XIX века. Но в связи с тем, что произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя в 9 классе уже изучались, то в 10 классе в планирование включены уроки- повторения, уроки обзора творчества перечисленных выше писателей (на обзор творчества данных писателей отводится по 2 часа) . Освободившиеся часы были добавлены на изучение литературы второй половины XIX века и зарубежной литературы

III. Учебно- методическое обеспечение
1. Генералова Н.С. Поурочное планирование по литературе: 10 класс: к учебнику«Русская литература XIX века. 10 кл. Учебник для общеобразоват. Учреждений». В2 ч./Ю.В.Лебедев. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. 2. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в.: 10 класс, 1 полугодие. – М.: ВАКО, 2009. 4. Журавлев В.П. Русская литература XIX века(вторая половина). Учеб. хрестоматия для10 кл. Ч.1-2. М.: Просвещение, 1996. 5. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс, 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2012. 6. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. 7. Ладыгин М.Б. Основы теории литературы: Справочные материалы для подготовки к урокам, устному экзамену и ЕГЭ: 10-11 классы. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. 8. Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учредений. в2 ч. –М.: Просвещение, 2007. 9. Литература: 10 кл.: метод.рекомендации/под ред. В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, 2007. 10. Маранцман В.Г., Маранцман Е.К., Полонская О.Д. и др. Литература. 10 класс. Учебник. Базовый и профил. уровни в2 ч. Под ред. В.Г.Маранцмана; - М., Просвещение, 2012. 11. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000. 12. Преподавание литературы в10 классе: Книга для учителя, Часть I/Под ред. проф. Г.А. Обернихиной. – М.: АРКТИ, 2002. 13. Русская литература XIX века. 10 кл. Учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Под ред. В.И.Коровина – М.: Просвещение, 2003
IV. Материально- техническое обеспечение
1. Мультимедийный компьютер (операционная система с графическим интерфейсом, универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками, с возможностью подключения к Internet, cпакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). 2. Мультимедийный проектор. 3. Экспозиционный экран (навесной). 4. Средства телекоммуникации (средства телекоммуникации включают электронную почту, локальные школьные сети, выход в Интернет.)

Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 10 классе



Дата

пров.

Дата

факт.

пров.

Тема урока

Основное содержание

Домашнее задание

Примеча

ние

ИКТ

Введение(2ч). Русская литература первой половины 19 века
1 Общая характеристика русской литературы первой пол. 19 в Составление тезисов лекции, беседа, анализ исторического развития России 19 в Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова,
наиз. стих.
Жуковского «Певец во стане русских воинов» (отрывок) 2 Поэтические предшественники А.С. Пушкина: Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков Жизнь и творчество поэтов, выразительное чтение и комментирование стихов, аналитическая беседа Письменно ответить на вопрос «Как я познакомился с Пушкиным». «Лит.визитки»: «Детство и юность Пушкина»(1799- 1817), «После лицея» (1817- 1820), «Южная ссылка» (1820-1824), «Михайловское» (1824- 1826), «Годы странствий» (1826- 1830), «Последние годы жизни» (1831- 1837)
А.С. Пушкин (10ч)
3 А.С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути Жизнь и творчество А.С. Пушкина, беседа, выразительное чтение стихотворений
Наизусть стих.
«Погасло дневное светило» 4 Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Романтическая лирика поэта периода южной и михайловской ссылок Составление тезисов, выразительное чтение и анализ поэтических текстов Сообщение об истории создания стих-й «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Памятник» 5 Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина Составление тезисов, выразительное чтение и анализ поэтических текстов Сообщение об истории создания стих-й «Вольность», «Деревня», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти»; анализ 1 стих., относящегося к теме поэта и поэзии
6 Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта Составление тезисов, выразительное чтение и анализ поэтических текстов
Выучить наиз.
«Вновь я посетил», « Два чувства близки к нам», «Отцы пустынники и жены непорочны» (по выбору) 7 Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти Составление тезисов, выразительное чтение и анализ поэтических текстов Прочитать поэму «Медный всадник» 8 «Петербургская повесть» А.С. Пушкина «Медный всадник». Роль вступления к поэме История создания поэмы, роль вступления к поэме, выразительное чтение и анализ поэтического текста Прочитать поэму «Полтава»; подобрать цитаты к образам Петра1 и Евгения («Медный всадник») 9 Образ Петра-I как царя- преобразователя в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Проблема государства и личности Идейно- художественное своеобразие поэмы, сопоставление поэтических текстов и литературных героев, чтение и комментирование поэтического текста Подготовить сообщения- размышления по проблемным вопросам: Кто, по вашему мнению, является главным героем поэмы «Медный всадник»?; Обвиняет или прославляет Пушкин Петра Великого?; Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение?; Докажите, что «Медный всадник»- социально- философская поэма 10 Социально – философские проблемы поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» Социально – философские проблемы поэмы, аналитическая беседа, комментирование поэтического текста Подобрать материал для сочинения 11
РР Сочинение по творчеству

А. С. Пушкина
Контрольное сочинение «Лит.визитка» о жизни и творчестве Лермонтова; сообщение об истории создания стих. Лермонтова «Смерть поэта»
М.В. Лермонтов (10ч)
12 М.В. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути. Раннее творчество, начало поэтической славы Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова, беседа, выразительное чтение стихотворений Эссе «Что нового я открыл в лирике и личности Лермонтова»; сообщение «Байрон и Лермонтов: что объединяет и чем различаются судьба и творчество этих поэтов (по книге П.В. Висковского «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество»)
13 Компаративный (сравнительный) анализ. Образ лирических героев в поэзии Дж.Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова Романтизм как литературное направление; общность настроений лирических героев, сущность влияния на раннее творчество поэта Сообщение о молитве как речевом жанре 14 Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова Молитва как речевой жанр, своеобразие молитвенного жанра в лирике поэта; беседа, сопоставительная работа в парах
Выучить наизусть
«Ангел», «Молитва» (по выбору) 15 Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова Беседа, анализ и интерпретация поэтического текста
Выучить наизусть
«Выхожу один я на дорогу» 16 Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова Беседа, анализ и интерпретация поэтического текста
Выучить наизусть
«Как часто пестрою толпою окружен…» 17 Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворение « Как часто пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта Беседа, анализ и интерпретация поэтического текста «Литературные визитки»: «Мои обманчивые сна» (Лермонтов и Ек.Сушкова); « Такой любви нельзя не верить» (Лермонтов и Наталия Иванова); «Люблю, люблю одну!; (Лермонтов и Варвара Лопухина) (по группам) 18
Вн. чт.
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова Беседа, выразительное чтение и анализ поэтических текстов Прочитать драму «Маскарад»; ЛВ: История создания драмы «Маскарад»; «Сценическая история создания драмы «Маскарад»; 19
Вн. чт.
М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма Беседа, выразительное чтение и анализ поэтического текста Написать реферат на тему «А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии» 20
РР
Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение написанию реферата на литературную тему (по творч.А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова) Отличительные признаки реферата как жанра научной литературы, структурные особенности реферата Подобрать материал для сочинения 21
РР Сочинение по творчеству

М. Ю. Лермонтова
Контрольное сочинение ЛВ «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя»; перечитать сборник
повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Н.В. Гоголь (8ч)
22 Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Жизнь и творчество Н.В. Гоголя, беседа, выразительное чтение произведение, работа в группах Письменно ответить на вопрос «В чем тайна нашей любви к Гоголю. Что притягивает нас к сюжетам гоголевских произведений»; перечитать повести из сборника «Миргород» 23 Н.В. Гоголь. Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород» Анализ повести из сборника, беседа, аналитическая работа в группах Сообщение о возникновении замысла создания повести «Шинель»; перечитать повести из сборника «Петербургские повести» 24 «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» Нравственная проблематика цикла, обзорная характеристика сборника, повести «Шинель», беседа, сопоставительная работа в группах Прочитать повесть «Невский проспект»; сообщение- комментарий к иллюстративному материалу панорам Невского проспекта В.С. Садовникова 25 Н.В. Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга Своеобразие художественного мира «Петербургских повестей», анализ эптзодов Письменно «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…» 26 Н.В. Гоголь «Невский проспект». Правда и ложь, фантастика и реальность в повести Аналитическая беседа, составление сравнительной характеристики литературных героев Прочитать повесть «Портрет»; сообщение об истории создания повести 27
Вн. чт.
Н.А. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские повести» Читательская оценка на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке; исследовательская работа в группах, аналитическая беседа Письменно «В чем заключается гибель и спасение таланта художника?»; прочитать «Выбранные места из переписки с друзьями» 28
Вн. чт.
«Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н.В. Гоголя. «Письмо к Гоголю» В.Г. Белинского Роль и место данного произведения в творчестве Гоголя; литературоведческий анализ фрагментов, устные высказывания на основе прочитанного, составление Подготовить материал для сочинения
тезисов лекции, беседа 29
РР Сочинение по творчеству

Н.В. Гоголя
Контрольное сочинение Прочитать роман «Обломов» Сообщение о русской литературе 2пол. 19 века
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
30 Обзор: основные проблемы, характеристика прозы, поэзии, журналистики. Мировое значение русской классической литературы Тезисы лекции, беседа; анализ, классификация ключевых событий и проблем русской культуры 2 пол.19 в., творческая работа в группах ЛВ о жизни и творчестве Гончарова; сообщение об истории создании трилогии и «Обломова»
И.А.Гончаров (4ч)
31 И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» Составление тезисов лекции, беседа Сообщение на темы «»Сон Обломова: его место и значение в романе», «Один день из жизни Обломова»; подобрать текстовый материал для портретной хар-ки Обломова 32 И.А. Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти Читательская оценка герою на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке; исследовательская работа; аналитическая работа в группах, беседа
Сочинение – рассуждение «Кто

необходим будущей России -

деятельный Штольц или

созерцательный добряк- ленивец

Обломов?»;
подобрать текстовый материал для хар-ки Ильинской и Пшеницыной 33 И.А. Гончаров «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе Анализ взаимоотношения главного героя с женскими персонажами произведения; сопоставительная работа в парах; беседа Ознакомиться со статьями Н.А. Добролюбова, А.В. Дружинина, Д.И. Писарева о романе «Обломов»; сделать конспект одной из статей 34 И.А. Гончаров роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?» Анализ противоречивых оценок литературных критиков романа; сопоставление оценки критиков со своим восприятием романа; выводы и обобщения; беседа ЛВ о жизни и творчестве А.Н. Островского, о театре Островского

А.Н. Островский (6ч)
35 А.Н. Островский: судьба, личность, литературно- театральное творчество Литературно- театральное творчество Островского, его роль в становлении и развитии русского реалистического театра; беседа Прочитать пьесу «Гроза»; сообщение «Книга, называемая «Домострой»» 36 А.Н. Островский «Гроза»: история создания, смысл названия, своеобразие конфликта Анализ пьесы как жанр драматургии, беседа, аналитическая работа в группах Подготовиться к аналитической исследовательской работе по темам: и» Система образов драмы «Гроза», «Особенности раскрытия характеров героев» 37 Система образов, приемы раскрытия характеров героев драмы А.Н. Островского «Гроза» Анализ пьесы как жанр драматургии, беседа, аналитическая и исследовательская работа в группах
Выучить наизусть
монолог Кулигина (дейст. 1, явление3); подготовиться к обсуждению «Город Калинов и его обитатели» 38 А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «темного царства» Анализ пьесы как жанр драматургии, беседа, аналитическая и исследовательская работа в группах Письменно дать хар-ку г. Калинову от имени одного из персонажей пьесы; подготовиться к аналитич. работе по теме «Протест Катерины против «темного царства»» 39 А.Н. Островский «Гроза». Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы Анализ пьесы как жанр драматургии, беседа, аналитическая и исследовательская работа в группах; выразительное чтение и комментирование эпизодов пьесы
Написать сочинение- рассуждение

«Катерина- «луч света» или

«зачумленная личность»?;
прочитать критич. Статьи Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.А. Григорьева о пьесе «Гроза», сделать конспект одной из статей 40 Споры литературных критиков вокруг драмы А.Н. Островского «Гроза» Анализ противоречивых оценок литературных критиков романа; сопоставление оценки критиков со своим восприятием романа; выводы и обобщения; беседа ЛВ о жизни и творчестве И.С. Тургенева и сборнике «Записки охотника»
И.С. Тургенев (8ч)
41 И.С. Тургенев: жизнь, судьба, творчество. Сборник «Записки охотника» и его место в русской литературе Составление тезисов лекции, беседа Прочитать роман «Отцы и дети», сообщение об истории создания романа
42 И.С. Тургенев- создатель русского романа. История создания и идейно- художественное своеобразие романа «Отцы и дети» История создания и идейно- художественное своеобразие романа; составление тезисов лекции, беседа Подобрать цитатный материал к хар-ке образа Базарова 43 И.С. Тургенев «Отцы и дети». Базаров- герой своего времени. Духовный конфликт героя Анализ центрального персонажа романа- Базарова; определение сути духовного кризиса героя; беседа, аналитическая работа с текстом произведения Подобрать цитатный материал к хар-кам образов «отцов» 44 И.С. Тургенев «Отцы и дети». Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция Характеристика образа Базарова, П. Кирсанова, сопоставительная работа по определению нравственной и социальной позиции двух главных героев, беседа Подумать над проблемным вопросом: «Как проходят «испытания любовью» герои романа?» 45 И.С. Тургенев «Отцы и дети». Любовь и счастье в романе Аналитическая работа в группах, беседа Подготовиться к анализу эпизода смерти Базарова 46 И.С. Тургенев «Отцы и дети». Анализ эпизода «Смерть Базарова» Аналитическая работа в группах, беседа
Сочинение- анализ эпизода

художественного произведения

«Роль смерти Базарова в романе

И.С. Тургенева «Отцы и дети»»;
ознакомиться с критическими статьями 47 Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике Анализ оценок литературных критиков романа; сопоставление оценки критиков со своим восприятием романа; выводы и обобщения; беседа Подготовиться к зачетной работе 48 Зачетная работа по изученным произведениям Учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи учащихся ЛВ о жизни и творчестве Тютчева
Ф. И. Тютчев (3ч)
49 Ф. И. Тютчев: жизнь, творчество, судьба. Единство мира и Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева, беседа, выразительное чтение
Выучить наизусть
«Цицерон»
философия природы в лирике поэта стихотворений 50 Политические и историко- философские взгляды Ф. И. Тютчева. Человек и история в лирике поэта Выразительное чтение стихотворений; аналитическая и сопоставительная работа в группах Подготовить рассказ о любовной лирике ;
выучить наизусть
«О, как убийственно мы любим…» 51 Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой» Выразительное чтение стихотворений; аналитическая и сопоставительная работа в группах ЛВ о жизни и творчестве Фета
А.А. Фет (2ч)
52 А.А. Фет: жизнь, творчество, судьба. Жизнеутверждающее начало в лирике о природе Выразительное чтение стихотворений; аналитическая работа в группах
Выучить наизусть
«Это утро, радость эта…»; сообщение о любовной лирике 53 Любовная лирика, импрессионизм поэзии А.А. Фета Выразительное чтение стихотворений; аналитическая работа в группах ЛВ о жизни и творчестве А.К. Толстого, «А.К. Толстой и музыка»
А.К. Толстой (1ч)
54
Вн. чт.
А.К. Толстой: жизнь, творчество, основные темы, мотивы и образы поэзии Выразительное чтение стихотворений; аналитическая работа в группах ЛВ о жизни и творчестве Н.А. Некрасова
Н.А. Некрасов (9ч)
55 Н. А. Некрасов: жизнь, творчество, судьба. Судьба поэта как предмет лирических переживаний поэта Составление хронологической таблицы жизни и творчества; беседа, выразительное чтение стихотворения; аналитическая работа в группах
Выучить наизусть
«Умру я скоро» 56 Н.А. Некрасов. Героическое и жертвенное в образе разночинца- демократа Определение стихотворений, относящихся к гражданской лирике; выразительное чтение и комментирование стих-я; беседа
Выучить наизусть
«Элегия», «Поэт и гражданин» 57 Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу Выразительное чтение стихотворений; аналитическая работа в группах; участие в дискуссии
Выучить наизусть
«Мы с тобой бестолковые люди». Сообщение «А.Я. Панаева в жизни и лирике и Некрасова»
58 Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация Беседа, выразительное чтение стихотворения; сопоставительная работа в группах Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо»; подготовить сообщение об истории создания поэмы 59 Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмарка» Характеристика главных героев, анализ роли УНТ в поэме; аналитическая работа в группах, беседа Подготовиться к аналитической работе в группах «Образы крестьян и помещиков в поэме» 60 Н. А. Некрасов. Образы крестьян и помещиков в поэме. Тема социального и духовного рабства Определение истоков сильного характера русской женщины на примере образа Матрены Тимофеевны; беседа Подготовиться к аналитической работе в группах «Образы народных заступников в поэме» 61 Н. А. Некрасов. Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов - центральный образ поэмы Аналитическая и сопоставительная работа в группах, беседа
Выучить наизусть
отрывок 62 Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Особенности языка, фольклорное начало в поэме Художественное своеобразие и художественное своеобразие поэмы; аналитическая и сопоставительная работа в группах, беседа Подготовить материал для сочинения 63
РР Сочинение по творчеству

Н.А. Некрасова
Контрольное сочинение ЛВ о жизни и творчестве Салтыкова- Щедрина; прочитать сказки «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве», «Коняга», «Вяленая вобла»
М.Е. Салтыков- Щедрин (3ч)
64 М.Е. Салтыков- Щедрин: личность, творчество. Проблематика и поэтика сказок Составление хронологической таблицы жизни и творчества, составление тезисов лекции, беседа, аналитическая работа в группах Прочитать роман «История одного города», сообщение о замысле, истории создания романа, подобрать текстовый материал для характеристики градоначальников 64
Вн.чт.
М.Е. Салтыков- Щедрин. «История одного города»: замысел, история создания, жанр, композиция романа Составление тезисов сообщений; беседа, аналитическая и сопоставительная работа по тексту романа Прочитать роман «Господа Головлевы», сообщение об истории создания романа
66
Вн.чт.
М.Е. Салтыков- Щедрин. « Господа Головлевы» Беседа, аналитическая и сопоставительная работа по тексту романа ЛВ о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, «История портрета» (о портрете Толстого работы Репина)
Л.Н. Толстой (13ч)
67 Л.Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания Составление тезисов лекции, беседа, аналитическая работа в группах Прочитать «Севастопольские рассказы», подготовить эл. вариант репродукций картин с изображением Севастополя (Айвазовский, В.Ф. Тимм, панорама «Героическая оборона Севастополя» Ф.А. Рубо»), история создания и творческий замысел рассказов 68 Л.Н. Толстой. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Беседа, аналитическая работа в группах Письменно составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя во время Крымской войны в форме письма; знать содержание «Войны и мира», история и замысел создания романа 69 Л.Н. Толстой. Роман- эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе Составление тезисов лекции, беседа Подготовиться к исслед. работе «Путь духовных исканий князя А. Болконского» 70 Л.Н. Толстой. «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского Характеристика А.Болконского, анализ отрывков, характеризующих духовные искания героя Подготовиться к исслед. работе «Путь духовных исканий П.Безухова» 71 Л.Н. Толстой. «Война и мир» Духовные искания Пьера Безухова Характеристика П. Безухова, анализ отрывков, характеризующих духовные искания героя Подготовить портретную хар-ку героинь по плану: 1.портрет, 2. поступки, 3.отношение к семье и детям, 4. отношение автора к героиням, 5. ваше отношение к героиням 72 Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе Характеристика женских образов; сопоставление женских образов Подобрать цитатный материал к хар-кам семей Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных 73 Л.Н. Толстой. «Война и мир». Сопоставительная характеристика Перечитать главы, посвящ.
«Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных семей; аналитическая работа в группах, беседа Шенграбенскому сражению (т.1, ч.2, гл.16,17,20,21), пересказ главы, посвящ. Аустерлицкомусражению, переправе через Энс. Подготовить пересказ эпизодов «Смотр в Браунау»(т.1,ч.2, гл.1), «На мосту через Дунай»(т.1, ч.2, гл. 7-8) 74 Л.Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ и личность - одна из главных проблем в романе Комментирование отрывков; анализ текста, определение проблемы; пересказывание батальных сцен Подготовить цитатный материал к раскрытию образов Платона Каратаева, Тихона Щербатого, Тимохина. Тушина 75 Л.Н. Толстой. «Война и мир». «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Философский смысл образа Платона Каратаева Комментирование отрывков; анализ текста, определение проблемы; выводы об авторской позиции Перечитать главы о Кутузове и Наполеоне, Кутузов(т.3, ч.2, гл.15; т.3, ч.2, гл.16), Наполеон (т.3, ч.1,гл.2,6; т.3, ч.2, гл.26,27,33). Перечитать главы, посвящ. Бородинскому сражению (т.3, ч.2, гл.20-22) 76 Л.Н. Толстой. «Война и мир». Картины войны 1812 года, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны Комментирование отрывков; определение проблемы, поднятой автором в романе Письменно ответить на вопрос «Мой любимый герой романа» 77 Л.Н. Толстой. «Война и мир». Нравственно- философское осмысление добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества Характеристика героев, комментирование фрагментов текста, обобщающие выводы
Отрывок наизусть
(т.2, ч.3, гл.3) 78 Л.Н. Толстой. «Война и мир». Описания природы и их связь с внешней и внутренней жизнью человека. Анализ эпизода. Всемирное значение Толстого- художника и мыслителя Анализ эпизодов романа, обобщающие выводы, значение романа для развития русской и мировой литературы Подобрать материал для сочинения 79
РР Сочинение по роману Л.Н.

Толстого «Война и мир»
Контрольное сочинение ЛВ о жизни и творчестве Достоевского

Ф.М. Достоевский (7ч)
80 Ф.М. Достоевский: жизнь, судьба, этапы творческого пути, идейные и эстетические взгляды Составление тезисов лекции, составление хронологической таблицы о жизни и творчестве писателя Эссе «Согласны ли вы с утверждением Достоевского, что красота спасет мир?». Аргументировать мнение. Подготовить раб. Материалы на тему «Образ Петербурга в рус.лит- ре. Петербург Достоевского» 81 Образ Петербурга в литературе. Петербург Достоевского Сопоставление описания Петербурга Пушкиным, Гоголем, Некрасовым; выполнение исследовательской работы в группах; аналитическая беседа Знать содержание романа «Преступление и наказание» ( сюжет, особенности композиции, проблемы, поднятые в романе) 82 Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»: история создания, жанр, особенности композиции Составление тезисов, беседа, дискуссия Подобрать цитатный материал по теме «Семья Мармеладовых, семья Раскольниковых» 83 Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе Аналитическая беседа Подобрать цитатный материал по теме «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова» 84 Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Социальные и философские истоки бунта Раскольникова Комментирование отрывков, анализ социальных и философских истоков бунта Раскольникова Письменно ответить «Можно ли иногда нарушать нравственные правила для достижения общего счастья?» 85 Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Двойники» Раскольникова- Лужин и Свидригайлов, их роль в романе Определение значения образов Лужина и Свидригайлова; аргументированные развернутые ответы на поставленные вопросы, исследовательская работа в парах Перечитатьэпизоды, связанные с Соней (ч.4, гл.4; ч.5, гл.4, ч.1, гл.2) 86 Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Символическое значение Сони Мармеладовой. Полифонизм романа Достоевского Выводы о гуманизме автора, аналитическая беседа
Написать сочинение- рассуждение

по роману.
Подготовить ЛВ о жизни и твор-ве Лескова, прочитать повесть «Очарованный странник»
Н.С. Лесков (3ч)
87 Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. «Очарованный странник»: поэтика названия, особенности жанра. Тезисы лекции, беседа Прочитать рассказ «Тупейный художник»
Внешняя и духовная биография Ивана Флягина 88 Н.С. Лесков «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа Выполнение исследовательско - аналитической работы в группах, беседа Прочитать повесть «Леди Макбет Мценского уезда»; подготовиться к анализу монологов Катерины Кабановой и Катерины Измайловой 89
Вн.чт.
Катерина Кабанова и Катерина Измайлова: диалог авторов и образов (по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») Сопоставление героинь, беседа
Написать сочинение- рассуждение

на одну из тем «Круги ада Ивана

Флягина» («Очарованный

странник»), «Катерина Измайлова

- кто она?» («Леди Макбет

Мценского уезда»).
ЛВ о жизни и творчестве Чехова, прочитать Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
А.П. Чехов (7ч)
90 А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни Анализ текстов, беседа, выводы Прочитать рассказы «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка» 91 А.П. Чехов. Проблематика и поэтика рассказов 1890- х годов. «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка» Аналитическая работа в группах, беседа Прочитать рассказ «Ионыч».
Выучить наизусть
отрывок из 2 гл. «Старцев на кладбище» («Ионыч») 92 А.П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека Определение темы и проблемы, поднятой в рассказе; характеристика героев ЛВ о сюжете, развитии драматического конфликта пьес «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня» 93 Особенности драматургии А.П. Чехова Составление тезисов лекции, беседа Просчитать пьесу «Вишневый сад» 94 А.П. Чехов «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда Формулирование проблемы, поднятой в пьесе; определение характерных особенностей чеховских пьес, характеристика Подготовить ответ на вопрос «Что вас привлекает и что настораживает в старых хозяевах вишневого сада?»
героев 95 А.П. Чехов «Вишневый сад». Место вишневого сада в системе образов пьесы. Символический смысл названия пьесы Формулирование проблемы, поднятой в пьесе; определение характерных особенностей чеховских пьес, характеристика героев
Написать сочинение-

размышление «Что будет с

персонажами пьесы «Вишневый

сад»? Какой станет их жизнь

через много лет?»
Подготовиться к зачетной работе 96 Зачетная работа по изученным произведениям ЛВ о жизни и тв-ве К.Хетагурова, сборник «Осетинская лира»
К. Л. Хетагуров (1ч)
97
Вн. чт.
К.Л. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа Составление хронологической таблицы жизни и творчества; беседа, выразительное чтение стихотворения; аналитическая работа в группах Прочитать новеллы Мопассана «Ожерелье», «Лунный свет», «Старуха Саваж», «Мадемуазель Фифи», ЛВ о жизни т тв-ве Мопассана
Из зарубежной литературы (2ч)
98
Вн. чт.
Ги де Мопассан- мастер новеллы Составление тезисов лекции, аналитическая работа в группах, беседа ЛВ ЛВ о жизни т тв-ве Ибсена, прочитать «Кукольный дом» 99
Вн. чт.
Г. Ибсен. «Кукольный дом» как образец интеллектуальной социально- психологической пьесы- дискуссии Составление тезисов лекции, аналитическая работа в группах, беседа письменно ответить на вопрос «Кукла, которая становится Норой» 100 Нравственные уроки русской литературы 19 века Беседа, анализ исторического развития России во 2 пол. 19в.; аналитическая работа в парах 101 Читаем летом Список литературы для обязательного прочтения летом 102 Повторение и систематизация изученного