Автор: Ахметзянова Диляра Адгамовна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №117
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Сценарий внеклассного мероприятия
Тема: "Любимые литературные герои"
Цели:
1.Раскрыть роль книги в жизни человека;
2.Поддерживать и воспитывать интерес учащихся к литературному чтению;
3.Развивать память и внимание, сообразительность;
4. Обогащать словарный запас;
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация.
Мероприятие построено в виде викторины. Класс делится на группы. Задания
построены таким образом что в ходе выполнения заданий учащиеся повторят не только
названия сказок, рассказов и их содержание, а также главных героев.
Ход внеклассного мероприятия.
Ведущий: Книга – это самое лучшее, что когда-либо создавал человек, потому что она нас
и учит, и воспитывает, и ведёт по жизни. А самое главное – она делает шире наш кругозор,
развивает память, что мы на нашем мероприятии и проверим. Ваша первая задача в
литературном лабиринте: суметь по маленькому отрывку вспомнить название
произведения.
1 задание:
Мать волчица, тяжело дыша, бросилась на землю около своих волчат, и Отец Волк
сказал ей сурово: «На этот раз Шер-Хан говорит правду: детёныша надо показать
стае. Ты всё-таки хочешь оставить его?» (Р.Киплинг «Маугли».)
«Он тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно
становилось всё громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна
пролетел толстый человек». (А.Линдгрен «Малыш и Карлсон».)
«Все были заняты делом. Кот за последними грибами ходил и капусту засаливал.
Дядя Фёдор задачник для 3-го класса осваивал. А пёс телёнка Гаврюшу
воспитывал». (Э. Успенский «Каникулы в Простоквашино».)
«Ни девочка, ни мальчик не знали, что в его сердце и глаз попали осколки
заколдованного зеркала. Сердце его превратилось в лёд, а глаза теперь видели
только недоброе». (Х.К.Андерсен «Снежная королева».)
«Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Подлетает к пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает».
(К. Чуковский «Муха-цокотуха».)
«Когда все уснули, он взял краски и принялся всех рисовать. Пончика нарисовал
таким толстым, что он даже не поместился на портрете. Охотника Пульку
изобразил верхом на Бульке» (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей».)
«Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
45 размера
Покупал он сапоги.
И того, кто ростом мал,
На параде поднимал,
Потому что все должны
Видеть армию страны».
(С.Михалков «Дядя Стёпа».)
«Не лютый зверь умчал её в дремучий лес, и не хищная птица унесла к синему
морю, а когда побежала она за подружками и вскочила в огонь, вдруг поянулась она
вверх легким паром, свилась в тонкое облачко…».(Русская народная сказеа
«Снегурочка»).
Ведущий: А теперь задание чуть поменяется. По прочитанному мной отрывку вы
должны угадать не произведение, а героя, которому принадлежат эти слова.
2 задание.
«Дело житейское! Спокойствие, только спокойствие!» (Карлсон. А. Линдгрен
«Малыш и Карлсон».)
«Куда идём мы с Пятачком,
Большой-большой секрет!»
(Винни-Пух. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».)
«Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
А вода по асфальту рекой…»
(Крокодил Гена. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».)
«Свет мой зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи…» (Царица. А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях».)
«Чего тебе надобно, старче?» (Золотая рыбка А.Пушкин «Сказка о рыбаке и
рыбке».)
«Дерни за верёвочку, и дверь откроется». (Волк, бабушка. Ш.Перро «Красная
Шапочка».)
«Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было!» (Почтальон
Печкин. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».)
«Не плачьте. Ваша дочь не умерла. Она проснется. Но до той поры пройдёт сто
лет». (Фея. «Спящая красавица»)
Ведущий:
Ребята, следующее задание на сообразительность. Скажите мне,
встречались ли вы со словом «ассоциация»? Что это слово означает? В нашем
случае – это слова, которые вызывают в сознании человека мысль о произведении,
в котором они встречались. Попробуйте отгадать сказку или рассказ по ассоциации
со словами.
Задание 3.
«Дом, волк, поросёнок» (С. Михалков «Три поросёнка».)
«Африка, солнце, крокодил, темнота, доктор» (К. чуковский «»Доктор Айболит)
«Крокодил, друзья, день рождения, игрушка» (Э.Успенский «Крокодил Гена и его
друзья».)
«Дед, Жучка, внучка» (Русская народная сказка «Репка»)
«Осколок, Лапландия, лед, королева» (Х.К.Андерсен «Снежная королева».)
«Посуда, грязь, Федора, побег» (К.Чуковский «Федорино горе»)
«Поле чудес, полено, кукольный театр, очаг» (А. Толстой «Золотой ключик, или
Приключения Буратино».)
«Стая, джунгли, мальчик, пантера» (Р.Киплинг «Маугли»)
Ведущий: А сейчас, ребята, помогите мне узнать авторов вот этих объявлений.
Задание 4.
«Продаю ружьё для фотоохоты. Недорого» (Шарик.)
«Отдам в хорошие руки воспитанную крысу. Кличка Лариска. Окрас – серый.
Хвост 10 см». (Шапокляк.)
«Предлагаю почтовые услуги: вынос газет, журналов; разнос посылок, вручение
телеграмм и писем. Оплата: чашка чаю с баранкамии» (Почтальон Печкин)
Организую курсы разговорного языка. Обучаю фразам: «Кто там? – Это я
Почтальон Печкин». (Хватайка).
Ведущий: Следующий конкурс называется «Скажите, как его зовут». Вы должны
угадать героя, которого я буду описывать.
Задание 5.
Маленькая красивая девочка – белая, как снег, и румяная, как кровь, а волосы у неё
чернее чёрного дерва. (Белоснежка).
Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели и её саму, и её
бабушку. (Красная Шапочка.)
Эта девочка очень много путешествовала – по воде, по воздуху, по суше. Даже под
землей побывала, в норе у одной пожилой серенькой мышки. А прославилась она
своей добротой и очень маленьким ростом. (Дюймовочка).
Этот великан необычный. В отличие от других великанов он освоил немало
профессий: был миллиционером, моряком, лётчиком…и всегда приходил на
помощь маленьким детям. (Дядя Стёпа).
Банка варенья помогла этому герою, по его собственному утверждению, избавиться
отвысокой температуры. (Карлсон).
Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать.
(Мальвина).
Этот «неизвестный науке зверь» приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и
поселился сначала в телефонной будке. Потом он нашел много друзей, и все его
жилищные проблемы разрешились. (Чебурашка).
Этот маленький мальчик вырос среди волков. У него было много друзей: медведь
Балу, пантера Багира и т.д. (Маугли).
Ведущий: На этом наше путешествие по литературному лабиринту подошло к
концу. Теперь пришло время попрощаться с героями наших любимых книг. До
новых встреч!