Автор: Ростовская Елена Геннадьевна
Должность: преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ Георгиевский колледж
Населённый пункт: города Георгиевска, Ставропольского края
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ)
Ростовская Е.Г.
(г. Георгиевск, ГБПОУ ГК)
Oдним
из
глaвных
требований
деятельностного
подхода
в
обучении
является ясно выраженная направленность учебного процесса на развитие у
обучающихся навыков логического мышления в условиях принятия решений,
связанных
с
характером
предстоящей
профессиональной
деятельности.
Реализация
данной
задачи
в
новых
учебных
программах
требует
совершенствования
существующей
системы
контроля
качества
усвоения
учебного
материала.
К
прогрессивным
методам
контроля
относится
рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение
рейтинга
является
системой,
организующей
учебный
процесс
и
активно
влияющей на его эффективность.
Рейтинговая
система
контроля
учитывает
всю
активную
деятельность
обучающихся,
связанную
с
приобретением
знаний,
умений
и
других
показателей, формирующих личностные качества студента, как-то: участие в
научной работе, написание реферата, участие в конкурсах научно-технического
творчества, выступление с докладом на студенческой научной конференции и
др.
Учитывая то, что контроль обладает воспитывающей функцией, и мы
хотим, чтобы обучающиеся были заинтересованы в получении знаний, мы
посчитали
необходимым
обратиться
именно
к
опыту
рейтинговой
системы
оценивания. Идея, в сущности, проста. Обычно, при традиционном контроле
знаний,
педагог
в
течение
семестра
опрашивает
разных
обучающихся
в
произвольном
порядке,
стараясь
каждому
дать
возможность
ответить
одинаковое число раз. Плюс контрольные. В конце четверти выводится общая
оценка – среднее арифметическое.
Чем нам понравилась идея рейтинговой системы так это тем, что каждая
усвоенная
тема,
каждое
действие
обучающегося
имеют
свою,
заранее
оговоренную «цену».Например, не пришел на урок – 0 баллов; пришел – 1 балл.
Ответил на вопрос учителя по принципу «да» – «нет» – 1 балл (не ответил – 0
баллов). Ответил (не ответил) обстоятельно – заработал 3 (0) балла. Решил (не
решил) стандартную задачу – 3 (0) балла, решил задачу с подвохом – 5 баллов.
Сам составил задачу или сам провел урок – 15 баллов. Когда тема изучена, все
полученные рейтинговые оценки суммируются и «конвертируются» в обычные
«3», «4» или «5». (Например: 70 – 85 баллов = «4», 86 и более = «5».) Очевидно,
что при такой системе оценивания исчезает самый острый подводный камень
современного
обучения
–
страх
неправильного
ответа.
Как
и
в
научном
исследовании, отрицательный результат для учащегося также имеет ценность.
Эффективность рейтинговой системы оценивания будет ничтожной, если
ей
не
предшествовал
оговоренный
ясный
договор.
Договор
между
преподавателем и обучающимся, заключаемый перед изучением дисциплины:
что будет сколько «стоить».
Например на уроках дисциплины психологии «стоимость»
следующая:
№
Формы текущего контроля
Баллы Максимум за
семестр
Аудиторные
50
1
Посещение лекций в семестре (при посещении
90% занятий)
0-5
10
2
Работа на практических занятиях
0-3
20
3
Сообщение
0-5
10
Доклад
Внеаудиторные
0-5
10
10
4
Реферат
0-10
10
Всего за
семестр
60
Полезно, чтобы обучающееся действительно вносили свои предложения в
текст договора, а не просто принимали его к сведению: так они постепенно
научатся
оценивать
свои
предполагаемые
физические
и
интеллектуальные
затраты – умение, совсем не лишнее для жизни в рыночном обществе. А
преподаватель должен дать понять, что договор всегда соблюдается, иначе и
быть не может. При итоговой аттестации рейтинговая оценка по дисциплине
складывается из оценки за работу в семестре – максимально 60 баллов и
экзаменационной
оценки
или
зачётного
задания
–
максимально
40
баллов.
Максимально возможное количество баллов, которыми оценивается успеваемость
за семестр, равно 100.
Шкала соответствия оценки и рейтингового балла:
«отлично» – от 85 до 100 баллов;
«хорошо» – от 70 до 84 баллов;
«удовлетворительно» – от 50 до 69 баллов;
«неудовлетворительно» – меньше 50 баллов.
Итак,
определим
положительные
стороны
рейтинговой
системы
оценивания знаний. Этот метод работы позволяет студентам получить итоговую
оценку досрочно, что служит своеобразным стимулом к их более активной
самостоятельной работе в течение семестра. Очевидно, что при такой системе
оценивания исчезает самый острый подводный камень современной школы –
СТРАХ
НЕПРАВИЛЬНОГО
ОТВЕТА. Те кто, не набрал необходимое число
баллов
или
не
согласен
с
предварительной
итоговой
оценкой
и
хочет
ее
получить могут сдать зачет.
Рейтинговое оценивание позволяет повысить познавательную активность
студентов. Эта система проявляет себя при оценке индивидуальных заданий и
практических работ. Существуют и трудности в рейтинговом оценивании– для
эффективной
работы
необходимо
наличие
множительной
техники;
предъявляются и высокие квалификационные требования к преподавателю, как
в методической, так и в предметно-профессиональной его деятельности.
Переход
на
рейтинговую
систему
обучения
по
курсу
дисциплины
«Психология»
является
актуальным,
потому
как
содержание
программы
и
корректность
индивидуального
подхода,
повышение
мот ива ции,
познавательной
активности
студентов
требуют
гибкости
в
оценке
знаний
студентов по психологии. Именно установление занимаемого места студента по
его успешности в обучении способствует мобилизации его самостоятельности и
активности
при
выполнении
учебной
программы
и,
в
конечном
счете,
улучшению его профессиональной подготовки. Рейтинговая система контроля
позволяет
реализовать:
непрерывность
контроля
самостоятельной
работы
студентов, дифференцированность оценки усвоения студентами каждого вида
учебных занятий по уровню получаемого рейтинга, гласность контроля.
В рамках локального эксперимента рейтинговая система оценки знаний
студентов
по
дисциплине
«Психология
экстремальных
ситуаций»
была
разработана
и
проведена
в
группах
второго
курса,
где
общее
содержание
дисциплины рассчитано на 64 часа.
Методической
основой
рейтинговой
системы
являются
т ри
основополагающих принципа:
самостоятельность изучения;
индивидуализация обучения;
объективность оценки знаний и самооценки.
Раскроем технологию рейтингового управления обучением студентов. Для
оценки знаний студентов используется рейтинг, который складывается из сдачи
теоретической части разделов, написания контрольных работ и выполнения
практических заданий.
Итак, из 64 (32 пары )часов -48 это практические занятия (24 пары).
«Стоимость» рассчитывается следующим образом:
0,5 балла за посещение (16 баллов при постоянном присутствии);
1 балл при выполнении практического занятия (24 балла);
2 балла дополнительное сообщении по теме, не менее 5 (10 баллов);
5 баллов реферат, не более 2-х (10 баллов) .
Итого 60 баллов.
Итоговый контроль представлен экзаменом – 40 баллов.
«отлично» – от 85 до 100 баллов;
«хорошо» – от 65 до 84 баллов;
«удовлетворительно» – от 50 до 65 баллов;
«неудовлетворительно» – меньше 50 баллов.
КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ
2018-2019 учебный год
Дисциплина Психология экстремальных ситуаций
Преподаватель к.пед.н. Ростовская Е.Г.
Курс 2 Группа 21 ПБ
№
Ф И О
Формы контроля
Практические занятия
Сообщ.
Реф.
всего
экзамен
Всего
баллов/оценка
пос
е-
ще-
ние
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
всего
1.
Алексей
12
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
22
3
5
42
25
67/4
2.
Артур
10
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
23
6
5
44
30
74/4
3.
Евгения
14
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
24
6
10
54
35
89/5
4.
1
Геннадий
10
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
23
6
-
39
25
64/3
5.
Рубен
12
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
24
3
5
44
20
64/3
6.
Антон
14
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
21
10
10
45
40
85/5
7.
Дмитрий
16
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
23
10
10
49
35
84/4
8.
Зинаида
15
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
24
10
5
54
30
84/4
Количество часов по дисциплине 64 (32 пары) часов - 48 это практические
занятия (24 пары). «Стоимость» рассчитывается следующим образом:
0,5 балла за посещение (16 баллов при постоянном присутствии);
1 балл при выполнении практического занятия (24 балла);
2 балла дополнительное сообщении по теме, не менее 5 (10 баллов);
5 баллов реферат, не более 2-х (10 баллов) .
Итого 60 баллов.
Итоговый контроль представлен экзаменом – 40 баллов (максимум).
Перевод баллов в классическую оценку:
«отлично» – от 85 до 100 баллов;
«хорошо» – от 65 до 84 баллов;
«удовлетворительно» – от 50 до 65 баллов;
«неудовлетворительно» – меньше 50 баллов.