Напоминание

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ

Автор: Ростовская Елена Геннадьевна
Должность: преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ Георгиевский колледж
Населённый пункт: города Георгиевска, Ставропольского края
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ

УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ)

Ростовская Е.Г.

(г. Георгиевск, ГБПОУ ГК)

Oдним

из

глaвных

требований

деятельностного

подхода

в

обучении

является ясно выраженная направленность учебного процесса на развитие у

обучающихся навыков логического мышления в условиях принятия решений,

связанных

с

характером

предстоящей

профессиональной

деятельности.

Реализация

данной

задачи

в

новых

учебных

программах

требует

совершенствования

существующей

системы

контроля

качества

усвоения

учебного

материала.

К

прогрессивным

методам

контроля

относится

рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение

рейтинга

является

системой,

организующей

учебный

процесс

и

активно

влияющей на его эффективность.

Рейтинговая

система

контроля

учитывает

всю

активную

деятельность

обучающихся,

связанную

с

приобретением

знаний,

умений

и

других

показателей, формирующих личностные качества студента, как-то: участие в

научной работе, написание реферата, участие в конкурсах научно-технического

творчества, выступление с докладом на студенческой научной конференции и

др.

Учитывая то, что контроль обладает воспитывающей функцией, и мы

хотим, чтобы обучающиеся были заинтересованы в получении знаний, мы

посчитали

необходимым

обратиться

именно

к

опыту

рейтинговой

системы

оценивания. Идея, в сущности, проста. Обычно, при традиционном контроле

знаний,

педагог

в

течение

семестра

опрашивает

разных

обучающихся

в

произвольном

порядке,

стараясь

каждому

дать

возможность

ответить

одинаковое число раз. Плюс контрольные. В конце четверти выводится общая

оценка – среднее арифметическое.

Чем нам понравилась идея рейтинговой системы так это тем, что каждая

усвоенная

тема,

каждое

действие

обучающегося

имеют

свою,

заранее

оговоренную «цену».Например, не пришел на урок – 0 баллов; пришел – 1 балл.

Ответил на вопрос учителя по принципу «да» – «нет» – 1 балл (не ответил – 0

баллов). Ответил (не ответил) обстоятельно – заработал 3 (0) балла. Решил (не

решил) стандартную задачу – 3 (0) балла, решил задачу с подвохом – 5 баллов.

Сам составил задачу или сам провел урок – 15 баллов. Когда тема изучена, все

полученные рейтинговые оценки суммируются и «конвертируются» в обычные

«3», «4» или «5». (Например: 70 – 85 баллов = «4», 86 и более = «5».) Очевидно,

что при такой системе оценивания исчезает самый острый подводный камень

современного

обучения

страх

неправильного

ответа.

Как

и

в

научном

исследовании, отрицательный результат для учащегося также имеет ценность.

Эффективность рейтинговой системы оценивания будет ничтожной, если

ей

не

предшествовал

оговоренный

ясный

договор.

Договор

между

преподавателем и обучающимся, заключаемый перед изучением дисциплины:

что будет сколько «стоить».

Например на уроках дисциплины психологии «стоимость»

следующая:

Формы текущего контроля

Баллы Максимум за

семестр

Аудиторные

50

1

Посещение лекций в семестре (при посещении

90% занятий)

0-5

10

2

Работа на практических занятиях

0-3

20

3

Сообщение

0-5

10

Доклад

Внеаудиторные

0-5

10

10

4

Реферат

0-10

10

Всего за

семестр

60

Полезно, чтобы обучающееся действительно вносили свои предложения в

текст договора, а не просто принимали его к сведению: так они постепенно

научатся

оценивать

свои

предполагаемые

физические

и

интеллектуальные

затраты – умение, совсем не лишнее для жизни в рыночном обществе. А

преподаватель должен дать понять, что договор всегда соблюдается, иначе и

быть не может. При итоговой аттестации рейтинговая оценка по дисциплине

складывается из оценки за работу в семестре – максимально 60 баллов и

экзаменационной

оценки

или

зачётного

задания

максимально

40

баллов.

Максимально возможное количество баллов, которыми оценивается успеваемость

за семестр, равно 100.

Шкала соответствия оценки и рейтингового балла:

«отлично» – от 85 до 100 баллов;

«хорошо» – от 70 до 84 баллов;

«удовлетворительно» – от 50 до 69 баллов;

«неудовлетворительно» – меньше 50 баллов.

Итак,

определим

положительные

стороны

рейтинговой

системы

оценивания знаний. Этот метод работы позволяет студентам получить итоговую

оценку досрочно, что служит своеобразным стимулом к их более активной

самостоятельной работе в течение семестра. Очевидно, что при такой системе

оценивания исчезает самый острый подводный камень современной школы –

СТРАХ

НЕПРАВИЛЬНОГО

ОТВЕТА. Те кто, не набрал необходимое число

баллов

или

не

согласен

с

предварительной

итоговой

оценкой

и

хочет

ее

получить могут сдать зачет.

Рейтинговое оценивание позволяет повысить познавательную активность

студентов. Эта система проявляет себя при оценке индивидуальных заданий и

практических работ. Существуют и трудности в рейтинговом оценивании– для

эффективной

работы

необходимо

наличие

множительной

техники;

предъявляются и высокие квалификационные требования к преподавателю, как

в методической, так и в предметно-профессиональной его деятельности.

Переход

на

рейтинговую

систему

обучения

по

курсу

дисциплины

«Психология»

является

актуальным,

потому

как

содержание

программы

и

корректность

индивидуального

подхода,

повышение

мот ива ции,

познавательной

активности

студентов

требуют

гибкости

в

оценке

знаний

студентов по психологии. Именно установление занимаемого места студента по

его успешности в обучении способствует мобилизации его самостоятельности и

активности

при

выполнении

учебной

программы

и,

в

конечном

счете,

улучшению его профессиональной подготовки. Рейтинговая система контроля

позволяет

реализовать:

непрерывность

контроля

самостоятельной

работы

студентов, дифференцированность оценки усвоения студентами каждого вида

учебных занятий по уровню получаемого рейтинга, гласность контроля.

В рамках локального эксперимента рейтинговая система оценки знаний

студентов

по

дисциплине

«Психология

экстремальных

ситуаций»

была

разработана

и

проведена

в

группах

второго

курса,

где

общее

содержание

дисциплины рассчитано на 64 часа.

Методической

основой

рейтинговой

системы

являются

т ри

основополагающих принципа:

самостоятельность изучения;

индивидуализация обучения;

объективность оценки знаний и самооценки.

Раскроем технологию рейтингового управления обучением студентов. Для

оценки знаний студентов используется рейтинг, который складывается из сдачи

теоретической части разделов, написания контрольных работ и выполнения

практических заданий.

Итак, из 64 (32 пары )часов -48 это практические занятия (24 пары).

«Стоимость» рассчитывается следующим образом:

0,5 балла за посещение (16 баллов при постоянном присутствии);

1 балл при выполнении практического занятия (24 балла);

2 балла дополнительное сообщении по теме, не менее 5 (10 баллов);

5 баллов реферат, не более 2-х (10 баллов) .

Итого 60 баллов.

Итоговый контроль представлен экзаменом – 40 баллов.

«отлично» – от 85 до 100 баллов;

«хорошо» – от 65 до 84 баллов;

«удовлетворительно» – от 50 до 65 баллов;

«неудовлетворительно» – меньше 50 баллов.

КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ

2018-2019 учебный год

Дисциплина Психология экстремальных ситуаций

Преподаватель к.пед.н. Ростовская Е.Г.

Курс 2 Группа 21 ПБ

Ф И О

Формы контроля

Практические занятия

Сообщ.

Реф.

всего

экзамен

Всего

баллов/оценка

пос

е-

ще-

ние

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

всего

1.

Алексей

12

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

22

3

5

42

25

67/4

2.

Артур

10

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

23

6

5

44

30

74/4

3.

Евгения

14

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

24

6

10

54

35

89/5

4.

1

Геннадий

10

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

23

6

-

39

25

64/3

5.

Рубен

12

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

24

3

5

44

20

64/3

6.

Антон

14

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

21

10

10

45

40

85/5

7.

Дмитрий

16

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

23

10

10

49

35

84/4

8.

Зинаида

15

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

24

10

5

54

30

84/4

Количество часов по дисциплине 64 (32 пары) часов - 48 это практические

занятия (24 пары). «Стоимость» рассчитывается следующим образом:

0,5 балла за посещение (16 баллов при постоянном присутствии);

1 балл при выполнении практического занятия (24 балла);

2 балла дополнительное сообщении по теме, не менее 5 (10 баллов);

5 баллов реферат, не более 2-х (10 баллов) .

Итого 60 баллов.

Итоговый контроль представлен экзаменом – 40 баллов (максимум).

Перевод баллов в классическую оценку:

«отлично» – от 85 до 100 баллов;

«хорошо» – от 65 до 84 баллов;

«удовлетворительно» – от 50 до 65 баллов;

«неудовлетворительно» – меньше 50 баллов.