Напоминание

Адаптированная рабочая программа "Художественная обработка текстильных материалов"

Автор: Усачёва Людмила Анатольевна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: ГКОУ "Шарьинская школа- интернат"
Населённый пункт: г. Шарья, Костромская область
Наименование материала: Адаптированная рабочая программа по профессионально - трудовому обучению 10 - 11 класс
Тема: Адаптированная рабочая программа "Художественная обработка текстильных материалов"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГКОУ «Шарьинская школа – интернат»

Рабочая программа

по учебному предмету:

«Производственное обучение»

(художественная обработка текстильных

материалов)

10-11 класс

г. Шарья 2019 год

Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету:

«Производственное обучение» (художественная обработка текстильных материалов)

предназначена для углублённой трудовой подготовки в 10 – 11 классах ГКОУ

«Шарьинской школе – интернате».

Программа разработана с использованием «Сборника программ «Трудовое

обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида» под редакцией А.М.

Щербаковой, Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2001г. с учётом программы по швейному

делу (5-9 классов) для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, Москва, «Владос12,

2017 г.

Согласно действующему в школе учебному плану программа, рассчитана на два

года обучения 197 часов, предполагает обучение 65 часов в 10 классе при количестве 2

часа в неделю,132 часа в 11 классе, 4 часа в неделю.

Цель программы – обобщение знаний, полученных в предыдущих классах,

совершенствование и автоматизация навыков, расширение технологического арсенала

учащихся.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

Образовательные:

вырабатывать у учащихся интерес выполнять своими руками изделия, украшающие

одежду и свой дом.

совершенствовать и развивать познавательную активность, творческое отношение к

делу.

формировать стремление качественно выполнять изделие.

подготовить учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках

дифференцированного обучения.

углублять и расширять знания об истории и развитии народных художественных

промыслов.

Развивающие:

сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как часть

культуры народа;

развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности учащихся.

развивать способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-

экономическим условиям.

вырабатывать у учащихся интерес выполнять своими руками изделия, украшающие

одежду и свой дом.

развивать образное мышление, внимание фантазию.

Воспитательные:

прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение доводить начатое дело до конца.

воспитывать экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ

культуры труда.

Коррекционные:

развитие восприятия, представлений, ощущений;

развитие памяти.

развитие внимания.

развитие пространственных представлений и ориентации.

развитие различных видов мышления.

развитие наглядно-образного мышления.

развитие словесно-логического мышления.

развитие основных мыслительных операций.

развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий.

коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца.

формирование адекватности чувств

Теоретические занятия

Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся

профессиональных знаний.

По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:

1. Изучение устройства орудий труда.

2. Знакомство со свойствами материалов.

3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.

4. Изучение производственных технологических процессов.

Содержание учебного материала построено таким образом, чтобы дать выпускникам

знания и умения в области индивидуальной трудовой деятельности, а также расширить их

возможности в оформлении собственного быта и самообслуживания.

Содержание программы строится с учетом возрастных, психофизических

особенностей учащихся.

Обучение проводиться по следующим разделам:

– материаловедение;

- оборудование и инструменты используемые при вышивке;

- технология изготовления изделий;

- охрана труда.

Комплексные практические работы

Комплексные практические работы – это такие практические занятия, на которых

решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее

технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении

трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в

трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются

новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.

Самостоятельные и контрольные работы

Самостоятельные и контрольные работы – это такие практические занятия, на которых

учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно

анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания,

исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.

Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные – в

конце каждого года обучения.

Формы организации трудового обучения

Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное

занятие.

Типы занятий

Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них

теоретического и практического материала.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

По окончанию обучения учащиеся должны

Знать:

1. Какие материалы, инструменты и приспособления применяются при работе с кожей,

тканями, неткаными материалами, пряжей, пластилином, клеем, веревкой и др.

2. Правила техники безопасности при работе с инструментами.

3. Основные приемы работы.

4. Принципы композиции и цветоведения.

5. Историю предлагаемых видов декоративно - прикладного творчества.

Уметь:

1. Практически применять полученные знания, умения и навыки.

2. Пользоваться материалами, инструментами и приспособлениями.

3. Выбирать цветовое решение и композиционное построение рисунка.

Учебно - тематический план 10 класс

Тема

Количество учебных часов

1 четверть

1

Вводное занятие

2

2

Русский национальный костюм.

Особенности русской народной вышивки. Её

использование в национальном костюме.

2

3

Ручная художественная вышивка в отделке

современной одежды

11

4

Контрольная работа

1

2 четверть

5

Вводное занятие

1

6

Изготовление цветов из ткани, составление

букетов и композиций

13

7

Контрольная работа

1

3 четверть

8

Вводное занятие

1

9

Лоскутное шитьё, аппликация, текстильный

коллаж, текстильная мозаика

7

10

Вышивка гладью

10

11

Контрольная работа

1

4 четверть

12

Вводное занятие

1

13

Азбука плетения макраме

13

14

Контрольная работа

1

Итого

65

Учебно - тематический план 11 класс

Тема

Количество учебных часов

1 четверть

1

Вводное занятие

2

2

Художественная вышивка и аппликация

29

3

Контрольная работа

1

2 четверть

4

Вводное занятие

1

5

Вышивка бисером

29

6

Контрольная работа

1

3 четверть

7

Вводное занятие

1

8

Машинная вышивка

27

9

Русская народная вышивка в отделке бытовых

швейных

10

10

Контрольная работа

1

4 четверть

11

Вводное занятие

1

12

Азбука вязания крючком

18

13

Художественная обработка швейных изделий,

текстильная пластика

10

14

Контрольная работа

1

Итого

132

СОДЕРЖАНИЕ

10 КЛАСС – 65 ЧАСОВ

1 четверть – 16 часов

Вводное занятие (2 ч.)

Цель и задачи курса. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Понятие

об утомляемости. Перерывы в работе, их назначение и правильная организация.

Рабочее место вышивальщицы. Рабочая поза при вышивке. Правильная постановка

рук. Значение правильного освещения рабочего места, требования к освещению.

Русский национальный костюм. Особенности русской народной вышивки. Её

использование в национальном костюме – 2 часа

Теоретические сведения.

История русской национальной вышивки и костюма. Костюм Киевской и

Московской Руси. Петровские реформы костюма XVIII века.

Народная одежда и художественная вышивка. Ткани, цвет, основные

орнаментальные мотивы, их стилизация. Особенности композиционного построения

узоров вышивки.

Практические работы.

Работа с книгами и журналами по искусству, репродукциями картин известных

русских художников: Брюллова, Крамского, Репина, Федотова.

Зарисовка моделей женского костюма с использованием традиций русской

национальной одежды. Составление орнаментов для вышивки.

Ручная художественная вышивка в отделке современной одежды – 11 часов

Теоретические сведения.

Общие правила шитья. Инструменты и приспособления для вышивки. Техника

безопасной работы. Ткани и нитки для вышивки. Подготовительные операции: увеличение

или уменьшение рисунка, перевод узора на ткань. Законы и правила композиции в

вышивке. Способы оформления края вышивки. Уход за вышитыми изделиями: стирка,

утюжка, подкрахмаливание.

Классификация швов в ручной вышивке. Виды свободных вышивок. Техника

выполнения стежков и строчек, декоративных швов. Счётная вышивка по ткани и канве.

Разновидности и техника выполнения счётной вышивки. Использование счётной глади в

русской вышивке. Вышивка крестом, полукрестом, росписью.

Практическая работа.

Выполнение подготовительных операций к ручной вышивке. Тренировочные

упражнения по выполнению контурных, счётных, украшающих швов.

Вышивка на штучных изделиях: воротники, манжеты, салфетки, полотенца, сумки,

игольницы, наволочки.

Контрольная работа – 1 час

Тестирование.

2 четверть –15 часов

Вводное занятие – 1 час

Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

Профессии,

связанные с вышиванием. Правила внутреннего распорядка

Изготовление цветов из ткани, составление букетов и композиций – 13 часов

Теоретические сведения.

Значение цветов в жизни человека. Разновидности цветов и цветовых сочетаний в

природе. Использование искусственных цветов в интерьере жилища и в одежде человека.

Виды цветов из ткани. Особенности строения цветка, выбора ткани и прикладных

материалов.

Инструменты и приспособления для изготовления цветов из ткани. Виды клеев

применяемые при изготовлении цветов. Выкройки деталей цветов. Способы изготовления

цветов. Сборка цветов и веток. Технология изготовления цветов из жёстких и мягких

тканей. Безопасная работа с острыми инструментами и электронагревательными

приборами.

Практическая работа. Подготовка ткани к работе. Изготовление выкроек. Раскрой

и сборка деталей. Составление композиций. Гильоширование.

Контрольная работа – 1 час

Тестирование

3 четверть – 19 часов

Вводное занятие – 1 час

Лоскутное шитьё, аппликация, текстильный коллаж, текстильная мозаика – 7 часов

Теоретические сведения.

Традиции крестьянского лоскутного искусства шитья. Виды лоскутных техник.

Ассортимент современных лоскутных изделий. Ткани и прикладные материалы для

лоскутного шитья.

Технологические особенности изготовления изделий в стиле лоскутного шитья.

Художественное конструирование будущей картины – дизайн.

Практическая работа. Зарисовка основных мотивов и орнаментов лоскутных изделий,

аппликации. Изготовление несложных изделий в разных техниках.

Вышивка гладью – 10 часов

Теоретические сведения.

Особенности и последовательность выполнения простой глади, теневой глади,

глади с настилом. Виды изделий. Технология выполнения изделий.

Вышивание

изделия гладевыми швами.

Владимирский верхошов. Полугладь.

Полтавская гладь. Белая гладь.Выпуклая гладь. Старинная русская гладь.

Тамбурная гладь. Лёгкая гладь. Трёхстежковая рисовальная гладь.

Гладь навивом. Художественная цветная гладь.

Сочетание цветов. Атласная гладь.

Гладь внахлест. «Листик в раскол». Плоская

гладь - закругленный фрагмент.

Прорезная гладь.

Практическая работа.

Выполнение элементов двусторонней и цветной художественной глади.

Изучение техники вышивки с вливанием тонов.

Вышивка салфетки художественной гладью.

Контрольная работа – 1 час

Тестирование

4 четверть – 15 часов

Вводное занятие – 1 час

Азбука плетения макраме - 13 часов

Теоретические сведения.

Макраме – способ создания уникальной текстильной структуры. Сведения из

истории узлов и ассортименте изготовляемых изделий.

Материалы и инструменты для работы, приспособления для плетения. Подготовка

нитей к работе. Несущая нить, её длина. Узелковая нить или основа, её длина и

назначение. Способы крепления нитей. Фиксация основы. Использование планок, колец,

проволоки. Основные узлы плетения. Вспомогательные узлы. Цветное узелковое

плетение.

Практическая работа. Подготовка нитей к работе. Крепление нитей, подбор материалов

и конструктивных элементов, узоров для плетения закладок для книг.

Контрольная работа – 1 час

Тестирование

11 класс – 132 часа

1 четверть- 32 часа

Вводное занятие (2 ч.)

Цель и задачи курса. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Понятие

об утомляемости. Перерывы в работе, их назначение и правильная организация.

Рабочее место вышивальщицы. Рабочая поза при вышивке. Правильная постановка

рук. Значение правильного освещения рабочего места, требования к освещению.

Художественная вышивка и аппликация - 29 часов

Теоретические сведения.

Значение вышивки и аппликации в отделке современной одежды и украшений

интерьера жилища. Подготовка квалифицированных специалистов и особенности

профессии вышивальщиков.

Виды сложной художественной вышивки: гладь, сквозная или строчная вышивка.

Варианты русской или декоративной глади: односторонняя, двусторонняя, цветная, с

настилом и без настила. Владимирская гладь, характерная цветовая гамма, особенности

вышивки.

Понятие о белой: происхождение, районы распространения. Техника выполнения

белой глади. Прорезная гладь (ришелье)

Теневая гладь, её применение, техника выполнения.

Картинная гладь с дополнительными украшениями, декоративными элементами,

узелковой глади, золотое шитьё.

Аппликация – накладное шитьё. Приёмы выполнения аппликации.

Практическая работа. Выполнение тренировочных упражнений по вышивке

различных видов глади. Вышивка салфетки в технике «ришелье».

Контрольная работа – 1 час

Тестирование

2 четверть- 31 час

Вводное занятие – 1 час Вышивка бисером – 29 часов

Теоретические сведения.

Краткие сведения из истории развития вышивки бисером. Особенности

функционирования и ассортимент текстильной промышленности в современном мире.

Классификация бисера, бусин и других материалов для вышивки и их свойства. Нити для

вышивки бисером. Выбор рисунка или орнамента.

Масштабирование рисунка соответственно размеру вышивки. Изготовление лекала-

шаблона орнамента. Перевод рисунка на ткань: нанесение рисунка с помощью

«исчезающего маркера», нанесение рисунка с помощью копировальной бумаги, перевод

рисунка на ткань с помощью термокарандаша, нанесение рисунка на ткань с помощью

трафарета, перевод рисунка на ткань методом « припорох».

Закрепление нити на ткани. Техника и суть используемых в вышивке швов и

стежков: строчный шов, стебельчатый шов, стебельчато-строчный шов, арочный шов,

монастырский шов, шов « вприкреп», двусторонний шов «вприкреп», ленивый стежок,

талисманный стежок, талисманный шов.

Сопоставимость размера бисера и объема вышивки с плотностью и толщиной

используемой ткани.

Практическая работа: Составление технологической карты «Классификация размеров и

видов бисера». Выполнение шаблонов с орнаментами в разных техниках.

Опробация различных видов нанесения рисунка на ткань. Выполнение образцов

различных швов и стежков. Вышивка картины.

Контрольная работа – 1 час

Тестирование

3 четверть- 39 часов

Вводное занятие -1 час. Машинная вышивка – 27 часов

Теоретические сведения.

Ознакомление с содержанием работы. История машинной вышивки. Ознакомление

с терминологией машинных швов. Техника безопасности при работе.

Классификация вышивальных машин. Классификация оборудования для вышивки.

Устройство швейной машины, голова, плечо. Программное обеспечение машины.

Инструменты и приспособления для вышивальной машины. Способы крепления ткани.

Устойчивость натяжения ткани. Способы загрузки команд.

Применение вышивки в качестве дополнения к одежде, для украшения интерьера

дома.

Практическая работа. Тренировочные упражнения по заправке машины.

Тренировочные упражнения работы на машине. Вышивка салфетки.

Русская народная вышивка в отделке бытовых швейных изделий – 10 часов

Теоретические сведения.

Особенности строчевой вышивки и глади в отделке изделий по народным мотивам.

Композиционное построение вышивок.

Подбор ткани и ниток в зависимости от вида изделия, его назначения.

Технологическая последовательность вышивке изделия на машине, его обработка и

оформление.

Влияние народных промыслов на художественное оформление швейных изделий

(гжель, хохлома, городецкая роспись).

Практическая работа. Работа над композицией вышивки. Технологическая

последовательность изготовления изделия. Подбор ткани и ниток для вышивки.

Вышивание, обработка, сборка изделия ( кухонные наборы, фартук, прихватки,

скатерть, салфетки)

Контрольная работа – 1 час

Тестирование

4 четверть – 30 часов

Вводное занятие – 1 час. Азбука вязания крючком – 18 часов

Теоретические сведения.

Ассортимент изделий с использованием ручной вязки крючком: салфетки, скатерти.

Инструменты и материалы для вязания. Организация рабочего места вязальщицы.

Ручное вязание – один из древнейших видов кружевоплетения. Цвет и цветовые

решения изделий.

Основы вязания крючком. Ажурное вязание. Филейное вязание. Схемы в вязании.

Практическая работа. Тренировочные упражнения вывязывания цепочки. Работа со

схемами, обозначениями. Вязание салфетки по схеме.

Художественная обработка швейных изделий, текстильная пластика – 10 часов

Теоретические сведения.

Традиционный шестиугольный орнамент. Косые ручные стежки. Посадка лоскутков

на бумажную подкладку.

Соединение лоскутков. Потайной шов. Отделка. Изготовление мотивов орнаментов.

Соединительные машинные швы. Краевые машинные швы. Декоративные швы.

Выполнение образцов.

Ускоренные техники. Треугольники.

Практическая работа. Выполнение образцов из отдельных полос. Выполнение

«лабиринта» из полос. Блоки. Выполнение узора из блоков. Узор «изба» (выполнение

образца). Узор «пирамида» (выполнение образца). Отделка изделия .Обработка косой

бейкой .Обработка каймой.

Контрольная работа – 1 час

Итоговое тестирование

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Примерные нормы оценки знаний:

– Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может

изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными

примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

– Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает

незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами,

правильно отвечает на дополнительные вопросы.

– Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного

материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами,

затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на

дополнительные вопросы.

– Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может

изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить

на дополнительные вопросы учителя.

Примерные нормы оценки практической работы:

– Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической

дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, труд, предложенный учителем,

тщательно спланирован, рационально организовано рабочее место, полностью

соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к

инструментам – бережное, экономное.

– Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены'

незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые

исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и

технологической дисциплины, правила техники безопасности.

– Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены

нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

– Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены

грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники

безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Качество изделий (работы):

– Отметка «5» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено с учетом

установленных требований.

– Отметка «4» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено с незначительными

отклонениями от заданных требований.

– Отметка «3» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено со значительными

нарушениями требований.

– Отметка «2» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено с грубыми

нарушениями заданных требований или допущен брак.

Приемы труда:

– Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было

нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

– Отметка «4» ставится, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные

ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушения правил техники безопасности,

установленных для данного вида работ.

– Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но

ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения

правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

– Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки

повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме

учащегося или поломке инструмента (оборудования).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.:

"Просвещение", 1985.

2.

Н.Ф. Бабина Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов

– Воронеж 2000.

3.

Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного

обучения // Педагогика. 1997. №7.

4.

Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. –

Москва – Воронеж, 1995.

5.

Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М.: "Просвещение", 1993.

6.

Журнал "Школа и производство".

7.

Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы

дизайнообразования. – М., 1999.

8.

Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики.

Ростов-на-Дону, 1997.

9.

Кульневич С.В. Новая педагогика. – Воронеж, 1997.

10.

Кульневич С.В. Педагогика личности. – Воронеж, 1997.

11.

Михайленко М.А. Внеклассная работа с природным материалом. – Воронеж, 1992.

Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. – М., 1996.

12.

Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990. Программа

образовательной области "Технология". – М., 1994.

Контрольно – измерительные материалы

11 класс

1 четверть

1. Когда и где на Руси была открыта первая вышивальная школа?

а) в 11 веке в Киеве в Андреевском монастыре

б) в 20 веке в городе Владимире

в) в 9 веке в Киеве

г) в 18 веке в Ростове.

2. В каком городе находится Центр современного искусства золотого

шитья?

а) Нижний Новгород,

б) Торжок,

в) Москва,

г) Киев.

3. Способы перевода рисунка на ткань:

а) с помощью копировальной бумаги,

б) на «просвет»,

в) с помощью кальки, тонкой бумаги,

г) с помощью разметки рисунка,

д) припорохом,

е) «бабушкиным способом».

4. Основное назначение пялец:

а) держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание узора,

б) для удобства вышивания,

в) для правильной посадки вышивальщицы,

г) для предотвращения загрязнения ткани во время работы.

5. Для рисунка подберите приемы вышивания и цвета

а) гладь, красные и зеленые нитки мулине,

б) стебельчатый шов, простая гладь, косая гладь, красные, желтые и

зеленые нитки,

в) стебельчатый шов, красные нитки,

г) гобеленовые швы, желтые, красные нитки.

6. Нитки для вышивки подбирают в соответствии с:

а) с рисунком вышивки, плотностью ткани, толщиной иглы;

б) с видом вышивки, цветом ткани, техникой выполнения;

в) с толщиной ткани, характером рисунка, техникой выполнения,

г) с техникой выполнения, назначением вышивки.

2 четверть

Прочитайте и выбери и подчеркните правильный ответ!

1: Из чего изготавливают бисер?

- Бумага;

- Дерево;

- Стекло;

- Железо;

- Пластмасса;

- Пластилин;

- Керамические материалы;

- Ягода

2: Какого вида бисера НЕ существует?

- Рубка (рубленный бисер);

- Резка (резанный бисер);

- Стеклярус

3: Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму:

- Швейные нитки;

- Нитки мулине;

- Проволока

4: Форма стекляруса:

- Круг;

- Трубочка;

- Звездочка

5: Что еще используют для плетения бисером вместо проволоки?

- Трос;

- Леску;

- Провод

6: Бисер применяют для:

- Украшения одежды;

- Игры маленьких детей

7. Из какого материала изготавливают бисер?

(стекло, камень)

8. В каком году М.В.Ломоносов создал первую фабрику по производству стекляруса,

бисера и мозаичного стекла?

- в 1700;

- в 1674;

- в 1854;

- в 1754;

3 четверть

1. Назовите виды орнамента

а) сетчатый,

б) ленточный,

в) гобеленовый,

г) розеточный,

д) народный.

2. Орнамент, составленный из стилизованных цветов, плодов, веток, листьев

называется:

а) меандровый,

б) растительный,

в) геометрический,

г) гобеленовый.

3. Назовите счетные швы:

а) роспись или полукрест,

б) набор,

в) счетная гладь,

г) русская гладь,

д) косая стежка,

е) крест

ж) гобелен,

и) рококо.

4. Назовите свободные вышивки по рисованному контуру:

а) вперед иголку,

б) назад иголку,

в) тамбурный шов,

г)стебельчатый шов,

д) счетная гладь

е) владимирские швы,

ж) гладь,

з) крест

и) золотое шитье

г) гобелен.

5. Швейные изделия отделывают вышивкой:

а) батик,

б) мережка,

в) ришелье,

г) крест,

д) владимирская гладь.

6. Цветная гладь подразделяется на:

а) простую,

б) выпуклую цветную гладь,

в) белая гладь,

г) двустороннюю,

д) художественную,

е) косую гладь

7 . Владимирский верхошов относится к:

а) гладьевым швам,

б) счетным швам,

в) гобеленовым швам,

г) тамбурным швам.

4 четверть

1.Цепочка – это ряд...

а) бегущих петель;

б) воздушных петель;

в) лицевых петель.

2.Крючок для вязания состоит из:

а) головки, захвата, стержня, ручки;

б) стержня, зацепа, рукоятки;

в) головки, стержня, ручки.

3. Номера крючков и спиц соответствуют их…

a) диаметру

б). длине

в). радиусу

4. На что указывает номер пряжи?

а) на номер контролера;

б) на дату выпуска;

в) на толщину нити.

5. При вязании крючком (на спицах) нить должна быть:

а) в два раза толще крючка (спицы);

б) в два раза тоньше крючка (спицы);

в) равна толщине крючка (спицы).

6. Для окончания вязания крючком:

а) провязывают закрепляющий ряд;

б) обрывают нить и протягивают ее в последнюю петлю;

в) закрывают последний ряд при помощи вспомогательной нити.

7. При вязании крючком в три приема провязывают:

а) столбик с одним накидом;

б) столбик с двумя накидами;

в) пышный столбик.

8. При работе крючком лишнее:

а) крючок

б) наперсток

в) нити

9. Шерстяная пряжа при вязании крючком идеальна для:

а) ажурных узоров

б) гладких, рельефных и многоцветных

в) одноцветных декоративных изделий

10. Стирать пряжу рекомендуется:

а) в горячей воде с содой

б) в холодной воде с мылом

в) в теплой воде с растворенным стиральным порошком, для ручной стирки.

Ответы: 1б; 2а; 3а; 4в; 5а; 6б; 7в; 8б; 9в; 10в

10 класс

1 четверть

1. По узорам на одежде можно было узнать:

а) уровень мастерства её владельца;

б) родословную человека, место его проживания;

в) вид декоративно-прикладного искусства.

2. Какой вид вышивки относят к счетным швам?

а) «крест», «набор», «роспись»;

б) «ришелье», «крест», «мережка»;

в) «гладь», «набор», «шов ёлочка».

3. Белорусскому костюму вышивка, какого цвета придавала магическую силу?

а) черного; б) красного; в) синего?

4. Национальная вышивка была связана с:

а) обычаями и обрядами; б) прядением и ткачеством;

в) отделкой изделия.

5. Считалось, что вышивка края одежды белорусского костюма:

а) отражает уровень жизни человека, его сословную принадлежность;

б) охраняет от несчастий, отводит беду;

в) защищала от проникновения злых духов.

6. Пяльцы - приспособление в виде двух круглых или прямоугольных рам

предназначены:

а) предохраняют вышитый узор от стягивания;

б) предохраняют ткань от осыпания во время вышивки;

в) для удобства прокалывания ткани иглой во время вышивания .

7. Для вышивки по счету нитей ткань используют:

а) полотняного переплетения, канву;

б) сатинового переплетения, канву;

в) репсового переплетения, с разреженной структурой.

8. Нитки для вышивки выбирают в соответствии:

а) с рисунком вышивки, плотностью ткани, толщиной иглы;

б) с видом вышивки, цветом ткани, техникой выполнения;

в) с толщиной ткани, характером рисунка, техникой выполнения.

9. Вышивание салфетки начинают с:

а) выравнивания ткани по основе и утку;

б) обрезания краев ткани; в) разметки места расположения вышивки.

10. Вышитые изделия утюжат:

а) с изнаночной стороны, через влажный проутюжильник, в любом направлении;

б) во влажном состоянии, на мягкой поверхности, с изнаночной стороны, вдоль нитей

ткани;

в) с лицевой стороны, через влажный проутюжильник, вдоль нитей ткани.