Напоминание

"Совесть"

Автор: Конищева Ирина Валерьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ СОШ №178 с УИОП
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: конструкт урока
Тема: "Совесть"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Курс ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Тема урока «Совесть».

Место положения в программе: урок №23, 3 четверть

Цель урока: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с

понятиями «стыд» и «совесть».

Задачи:

дать представление о совести, как внутреннем качестве личности;

продолжить развитие и становление интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков при работе в группе;

смотивировать детей на становление самооценки и самоконтроля в повседневном поведении.

помочь учащимся осознать чувство совести, как морально-этическую ценность в обществе, учить соотносить

понятия «совесть», «стыд».

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние. Определение этических чувств (стыда, вины,

совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь,

правдивость, честность, ответственность).

Познавательные УУД:

Познакомить с понятиями «совесть», «стыд»; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных

заданий, овладение логическими действиями: сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных

связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще

неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и

уровня усвоения.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение

монологической и диалогической речью.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих

людей, выделение нравственного содержания поступков на основе моральных норм, формирование моральной

самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение

поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: развитие рефлексии «чистая совесть», умение ставить коллективную цель и

организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, работа в группе, инсценировка, самостоятельная работа с источниками информации.

Формы организации познавательной деятельности:

коллективная;

фронтальная;

групповая;

Оборудование: м/медийная установка, экран, листочки, ручки, тетради, толковые словари, тексты.

Ожидаемые результаты:

• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд», «долг».

• Научатся анализировать поступки людей и свои собственные в разных жизненных ситуациях, высказывать свою

точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Осознавать, для чего нужна совесть.

Ход урока.

Этапы

Содержание

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Организационный

момент. Мотивация.

(1 мин.)

Добрый день, ребята! Свой урок мы

начинаем в необычном месте – на

поляне мудрецов. На ней растет

большой развесистый дуб. Дерево

мудрости.

Вас радушно встречают три мудреца.

Они все знают о человеческой жизни.

Мудрецы приготовил вам задание.

«Подобрать заголовок к тексту»

Приветствуют учителя, настраиваются на

работу.

Волевая саморегуляция

II. Формулирование

темы, цели, задач

урока. Постановка

проблемы.

Чтение учителем стихотворения

«Совесть».

«Корзина идей». Учащиеся

записывают на полоске бумаги самые

главные (по их мнению) качества и

прикрепляют полоску к доске. Читаем

качества, которые посчитали главными,

Однажды предрассветною порой

ТРИ мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

- Что главное, скажите в человеке?

-Конечно, разум- первый мне ответил.

(прикрепить карточку со словом «разум» на

дерево)- С ним каждый путь и правилен и

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои

мысли в соответствии с

задачами и условиями

коммуникации, владение

монологической и

диалогической речи.

анализируем, сравниваем, находим

совпадения. Свертывание информации:

убираем карточки с одинаковыми

качествами, слова-синонимы

объединяем, таким образом, остается

несколько качеств, а из них выбирается

одно. Если не получается определиться

с одним понятием и каждая группа

доказывает свою точку зрения, тогда

учитель зачитывает конец

стихотворения, сравниваем с ответом

мудреца:

- Назовите тему урока. (Совесть)

Запишем тему урока.

О чём пойдёт речь?

Какие вопросы мы поставим перед

собой, что мы хотим узнать?

свете. -Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: - Воля на пути, (прикрепить

карточку)

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий.

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

Как вы думаете, что считал главным в человеке

третий мудрец?

Составление вопросов в виде таблицы:

Что такое совесть?

Нужна ли она человеку?

Что значит поступать по совести?

Какая совесть бывает чиста?

Проблемная ситуация,

работа в группе.

Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи

на основе того, что уже

известно и усвоено

учащимися, и того, что еще

неизвестно, выделение и

осознание учащимися того,

что уже усвоено и что еще

нужно усвоить, осознание

качества и уровня усвоения.

ІII. Поиск решения

проблемы.

«Открытие» новых

знаний.

Моделирование понятия “совесть».

1 группа: Перед вами афоризмы (на

листочках), посвященные этому

понятию. Выберите ключевое слово-

синоним из афоризма, запишите в

тетради.

Афоризмы:

Совесть — лучшая нравоучительная

книга из всех, которыми мы обладаем, в нее

следует чаще всего заглядывать.

Паскаль Блез

Закон, живущий в нас, называется совестью.

Совесть есть, собственно, применение наших

поступков к этому закону.

Кант И.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое,

которое освещает единственно самого человека

и речет ему гласом тихим без звука; трогая

нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя

за человеком везде, не дает ему пощады ни в

каком случае.

Суворов А. В.

Совесть — это наш внутренний судья,

Познавательные УУД:

Познакомить с понятиями

«совесть», «стыд»; умение

осуществлять

информационный поиск для

выполнения учебных

заданий, овладение

логическими действиями,

сравнения, обобщения,

установления аналогий и

причинно-следственных

связей.

2 группа: Давайте обратимся к словарю

и посмотрим, какие определения этого

понятия есть. Работа со словарем в

группе.

безошибочно свидетельствующий о том,

насколько наши поступки заслуживают

уважения или порицания наших близких.

Гольбах П.

Вся сила нравственной совести заключается

в осознании сделанного зла. Дени Дидро

Совесть – это, в основном память, к которой

присоединяется моральная оценка

совершенного.

Д. С. Лихачев

Совесть – это внутренний голос,

предупреждающий о том, что за нами кто-то

следит. Генри Луис Менкен.

СОВЕСТЬ Толковый словарь Ожегова-

Чувство нравственной ответственности за

свое поведение перед окружающими людьми,

обществом.

СОВЕСТЬ - Большой Энциклопедический

словарь (БЭС) - понятие морального сознания,

внутренняя убежденность в том, что является

добром и злом, сознание нравственной

ответственности за свое поведение. Совесть -

выражение способности личности

осуществлять нравственный самоконтроль,

самостоятельно формулировать для себя

нравственные обязанности, требовать от себя

их выполнения и производить самооценку

совершаемых поступков.

СО́

ВЕСТЬ – Толковый словарь В.Даля

-нравственное сознание, нравственное чутье

или чувство в человеке; внутреннее сознание

добра и зла; тайник души, в котором

отзывается одобрение или осуждение каждого

3 группа: Заглянем в историю слова

«совесть» из этимологического словаря

и статью учебника «ОСЭ» с.48.

поступка; способность распознавать качество

поступка; чувство, побуждающее к истине и

добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная

любовь к добру и к истине; прирожденная

правда, в различной степени развития.

Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что

такое совесть – Демокрит).

- Что он писал о совести? (По словам

Демокрита, совесть – это «стыд перед самим

собой»).

Это слово состоит из двух частей:

приставки со - что значит - вместе, корня

-весть, что значит, знать, ведать.

Совесть – со + весть. То, что приходит вместе

с вестью, с веданием, с осознанием. Во многих

учениях (например, в философской концепции

Рерихов) одно из основных утверждений

заключается в том, что все беды и все зло

человеческое происходят от невежества. Но

слово невежество обозначает в данном случае,

что человек не ведает, что творит. А вот когда

он ведает результат своих действий, когда он

может этот результат полностью осознать и

прочувствовать, то такой человек зла творить

не станет, потому что чувство, пришедшее

с веданием, совесть, просто-напросто не

позволит ему творить худое дело – себе же

будет дороже.

Совесть - это совместное знание человека со

своим внутренним миром.

- Как вы считаете, есть ли место этому в

нашем современном мире?

(разыгрывают ситуации)

Жизнь часто ставит человека перед выбором:

сделать по совести или против совести. И этот

выбор каждый должен сделать не ради

похвалы или напоказ, а ради правды, ради

долга перед самим собой. По этому решению

люди и будут судить о человеке.

Рассмотрим несколько ситуаций. Трудно ли

вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая. Вы покупаете в

магазине молоко, и продавец по ошибке дает

вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот)

рублей. Как вы поступите?

Дети высказываются по поводу ситуации.

Б) Ситуация вторая. Вы весь диктант списали

у соседки по парте. Но «соседке» учитель

поставил «3», а вам «5», потому что не заметил

трех грубых ошибок, которые увидел в ее

тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации

В) Ситуация 3. «В минувшую субботу — а

стояла на удивление располагающая к доброму

настроению погода — меня остановил на

улице мальчик и просто сказал:

— Дядя, дайте, пожалуйста, 3 рубля...

Я глянул на мальчика и понял, что мальчик сыт,

ухожен, одет аккуратно, на лице — здоровый

румянец.

— Послушай, а зачем тебе деньги?

— Мороженого захотелось...»

Какие бы вы предложили способы решения

этой ситуации? Как бы вы отреагировали на

подобные слова мальчика?

1. Я, признаться, не нашел ничего лучшего, как

Личностные УУД:

ориентация в нравственном

содержании и анализ

собственных поступков и

поступков окружающих

людей, развитие этических

чувств (стыда, вины,

совести) как регуляторов

поведения, знание

основных моральных норм

(справедливое

распределение,

взаимопомощь,

правдивость, честность,

ответственность).

спросить: «Тебе не стыдно?»

2. Я взглянул на него выразительно и, ничего

не сказав, пошел дальше.

- Хорошее слово - стыд. Как вы думаете,

слова «стыд» и «совесть» близкие по

своему значению?

- А есть ли в их значении какое-то

различие?

Стыд – тяжёлое переживание позора

перед людьми за свое поведение, а

совесть – это стыд перед самим собой,

даже если люди тебя не осудили.

Должно стыдиться самого себя столько же,

как и других людей, и одинаково не делать

д у р н о г о ,

о с т а н е т с я

л и

о н о

н и к о м у

неизвестным

или

о

нем

узнают

все.

Но

наиболее должно стыдиться самого себя...

Демокрит.

По В. Далю «Стыд - это тяжёлое, подавленное

чувство

человека,

реакция

на

осуждение.

Чувство

сильного

смущения

от

сознания

предосудительности проступка».

Какие слова можно подобрать к слову стыд?

(позор).

Познавательные УУД:

овладение логическими

действиями, сравнения,

обобщения, установления

аналогий и причинно-

следственных связей,

построения рассуждений,

отнесения к известным

понятиям.

IV. Творческое

применение знаний.

А всем ли бывает стыдно за свои

поступки? Какой он - совестливый

человек? А в вашем классе есть такие

люди?

Опираясь

на

качества

знакомых

людей,

учащиеся

составляют

портрет

совестливого

человека.

Используя

в с п о м о г ат е л ь н ы е

формулировки, называют имена детей, которые

являются

для

них

образцом

совестливого

человека, на которых можно ориентироваться.

1.

Он

все

делает

по

совести,

стыдится

поступать…(нечестно, несправедливо.)

2 .

Э т о

ч е л о в е к …(справедливый,

добросовестный, ответственный. )

3.

Он

не

совершает

поступков

…(которые

уронят его в глазах других людей, даже тогда,

когда уверен, что никто об этом не узнает)

4. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет

трусливо

там,

где

нужно

постоять

за

правду.)

5.

Совестливый

человек,

если

и

совершает

какие-то

несправедливые

поступки,

то

Личностные УУД:

ориентация в нравственном

содержании и смысле как

собственных поступков, так

и поступков окружающих

людей, развитие этических

чувств (стыда, вины,

совести) как регуляторов

поведения, проявление в

конкретных ситуациях

доброжелательности,

доверия, внимательности,

помощи, соотношение

поступка с моральной

нормой.

(непреднамеренно), и они вызывают у него…

(глубокое раскаяние).

6. Она побуждает человека следовать… (добру,

истине и справедливости).

V.

Рефлексия.

Домашнее задание.

-

Сегодня

прозвучали

имена

тех,

кто

стремится быть совестливым человеком,

но

ведь

не

всех

назвали.

Вам

есть

к

чему стремиться. Задайте себе вопрос…

Подумайте,

поразмышляйте

с

самим

собой,

это

и

будет

своеобразной

рефлексией. Нет, не сейчас, пусть это

будет

кропотливая

работа

над

собой

дома.

Ответить на вопросы.

С л у ч а л о с ь

л и

ва м

и с п ы т ы в а т ь

угрызения совести?

Было ли стыдно за свои поступки?

Всегда ли вы поступали по совести?

Что/ кто помогло тебе поступить по

совести?

Нравственно-этическая

ориентация,

смыслообразование,

целеполагание,

планирование,

прогнозирование, контроль,

коррекция, оценка,

общеучебные УУД.

VI. Итог занятия.

И в заключение нашей беседы я хотела

бы прочитать стихотворение Эдуарда

Асадова - Именем совести.

Какие б ни грозили горести

И где бы ни ждала беда,

Не поступайся только совестью

Ни днем, ни ночью, никогда!

И сколько б ни манила праздными

Судьба тропинками в пути,

Как ни дарила бы соблазнами -

Взгляни на все глазами ясными

И через совесть пропусти.

Ведь каждый, ну буквально каждый,

Коль жить пытался похитрей,

Встречался в жизни не однажды

С укором совести своей.

В любви для ласкового взгляда

Порой так хочется солгать,

А совесть морщится: - Не надо! -

Смыслообразование,

нравственно-этическая

ориентация,

прогнозирование, контроль,

оценка, моделирование,

умение вести диалог,

признавать возможность

существования различных

точек зрения.

А совесть требует молчать.

А что сказать, когда ты видишь,

Как губят друга твоего?!

Ты все последствия предвидишь,

Но не предпримешь ничего.

Ты ищешь втайне оправданья,

Причины, веские слова,

А совесть злится до отчаянья:

- Не трусь, покуда я жива!

Живет она и в час, когда ты,

Решив познать иную новь,

Бездумно или виновато,

Как пса бездомного куда-то,

За двери выставишь любовь.

Никто тебе не помешает,

И всех уверишь, убедишь,

А совесть глаз не опускает,

Она упрямо уличает

И шепчет: - Подлое творишь!

Стоит она перед тобою

И в час, когда, войдя во вкус,

Ты вдруг задумаешь порою

Урвать не самый честный кус.

Вперед! Бери и не робей!

Ведь нет свидетельского взгляда!

А совесть сердится: - Не надо! -

А совесть требует: - Не смей!

Мы вправе жить не по приказу

И выбирать свои пути.

Но против совести ни разу,

Вот тут хоть режьте, скажем сразу,

Нельзя, товарищи, идти!

Нельзя ни в радости, ни в горести,

Ни в зной и ни в колючий снег.

Ведь человек с погибшей совестью

Уже никто. Не человек!