Авторы: Сагайдак Татьяна Константиновна, Татьяна Константиновна Сагайдак
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ковриновская СОШ
Населённый пункт: х. Коврино
Наименование материала: урок по окружающему миру
Тема: растениеводство
Урок по окружающему миру 3 класс " Растениеводство".
Тема: Растениеводство.
Цель: формирование представления учащихся о растениеводстве путем
создания ситуации интереса к предмету на основе частично-поисковой
деятельности.
Задачи:
I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
учить
различать
культурные
растения;
учить
анализировать;
обобщать
полученные знания;
II. РАЗВИВАЮЩИЕ:
развивать речь учащихся, внимание, мышление,
кругозор;
III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1)
воспитывать бережное отношение к продуктам питания;
2)
воспитывать самостоятельность, активность, чувство взаимопомощи;
3)
содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма.
Оборудование: 1. Компьютер, презентация. Гербарии: рожь, овёс, ячмень,
пшеница.
2. Карточки с названиями культур: зерновые, кормовые, прядильные.
Ход урока
1.Организационный момент.
Слайд 2
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
-Мне приятно вас всех видеть . Давайте улыбнёмся друг другу и подарим
хорошее настроение.
Ребята на сегодняшнем уроке нас ждут большие и маленькие открытия, мы
узнаем много интересного, будем работать дружно в группах и уважать
мнение друг друга.
2. Актуализация знаний
1
Проверка домашнего задания
-
С
какой
темой
мы
познакомились
на
прошлом
уроке? «Полезные
ископаемые»
Слайд 3
- Приведите примеры полезных ископаемых.
- Давайте выполним тест для проверки домашнего задания. Возьмите
карточку 1, на задание вам отводится 2 минуты.
1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных
ископаемых в природе?
а) врачи
б) геологи
в) строители
2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
а) песок, глина
б) гранит, торф
в) каменный уголь, поваренная соль
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) оловянная и медные руды
б) каменный уголь, природный газ
в) графит, сера
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых
установок?
а) мрамор, гранит
б) природный газ, нефть
в) золото
- Проверьте свои ответы по ключу
Слайд 4
- Слайд 5
Кто правильно ответил на все вопросы – поднимите зелёный круг.
- У кого одна ошибка - жёлтый круг.
- Если ошибок больше – красный круг.
- Молодцы!
К сожалению, запасы полезных ископаемых не бесконечны. Поэтому мы
должны бережно к ним относиться. Более подробно с ними вы
познакомитесь в старших классах.
3. Формирование новых знаний и умений(новый материал)
Ребята, давайте вспомним с вами отрасли(части) экономики.
(Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля,
строительство)
На доске
2
- Сегодня мы будем говорить о сельском хозяйстве.
–Как вы думаете, что такое сельское хозяйство? Где мы с вами живём?( В
деревне. Коровы и т.д.) А чем их кормят?
Что входит в состав сельского хозяйства. (Растениеводство и
животноводство)
- Сегодня нам предстоит познакомиться с одной из этих
составляющих отраслей сельского хозяйства, а какой вы догадаетесь сами.
Отгадайте, о чем пойдет речь на уроке?
- Слайд 6
- Тема нашего урока – «Растениеводство». (На доску)
- Мы с вами вспомнили, что растениеводство – это отрасль сельского
хозяйства. Зная это, давайте определим цель нашего урока.
(познакомиться с одной из отраслей сельского хозяйства –
растениеводством)
- научиться различать культурные растения;
- научиться анализировать, обобщать полученные знания
Слайд 7
- Что нам нужно для этого? (Получить новые знания).
- Где мы можем добыть новые знания? (В учебнике, словаре, энциклопедии,
по телевизору, в интернете, в журнале).
- Как вы думаете, слово растениеводство , простое или сложное?
Из каких двух слов состоит? Что обозначает?
Откройте учебник на с.51 – 52. Найдите определение слова растениеводство,
прочитайте его.
А теперь поработаем по вариантам. Я вам предлагаю ответить на вопросы,
ответы найдите в учебнике на стр.51-52 и подчеркните. Первый вариант-1
вопрос. Второй вариант-2 вопрос.
3
Слайд 8 (вопросы)
1. Зачем люди выращивают растения?
2. Перечислите растения, которые выращиваются с разными целями.
(зачитывают ответы 1и 2 варианты)
А скажите пожалуйста, где растут все эти культуры? (В поле).
Значит как будет называться эта отрасль с/х? (полеводство)
Как вы думаете какие ещё отрасли растениеводства существуют?
(полеводство, садоводство, овощеводство, бахчеводство. И т.д.)
Слайд 9
- Среди всех отраслей полеводство занимает ведущую роль. Почему?
Работа в парах
Я предлагаю вам более подробно ознакомиться с с/х растениями.
У вас на партах лежат листы с гербарием.
Давайте выполним практическую работу в учебнике на с 51
- На стр.52 найдите выделенные жирным шрифтом названия групп растений.
Слайд 10 (Зерновые, кормовые, прядильные)
На столах у вас фотографии растений относящиеся к различным культурам
- Назовите примеры зерновых культур.(пшеница, рожь, гречиха, просо,
подсолнечник, кукуруза, рис, ячмень, овес).
- Слайд 12 А вы знаете, что пшеница как и рожь бывает двух видов? (Озимая
и яровая) Показать ?
- Слайд 13 Назовите примеры кормовых культур.(кормовая свёкла, клевер,
люцерна, тимофеевка).
- Слайд 14 Назовите примеры прядильных культур .( лён, хлопчатник.)
4. Физкультминутка
Поиграем в игру: Деревья, кустарники, травы. Правила: при назывании
дерева становитесь на носочки и поднимаете руки вверх. Кустарник- руки
разведены в стороны. И трава – присядьте. Малина, яблоня, ромашка. Сирень,
роза, дуб, подорожник, берёза, смородина, пшеница,
5. Работа по теме урока (продолжение)
- Люди многих профессий работают в растениеводстве. Назовите профессии
которые вы знаете. (ответы детей).
- Слайд 15 Кто же они и чем занимаются? (Это хлеборобы, овощеводы,
садоводы, хлопкоробы. Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное
растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай….)
У кого из вас папы являются хлеборобами?
Настя Бондарь подготовила сообщение о своём дедушке, он всю жизнь
выращивал хлеб.
4
6. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)
- А теперь давайте закрепим полученные знания. Работать будем группами.
Первая группа будет готовить проект о зерновых культурах, вторая группа –о
кормовых, третья – о прядильных культурах. У вас на столах конверты с
карточками. Вам нужно выбрать только те растения, которые относятся к вашей
отрасли. Защита проектов.
Слайд 16
- Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте поиграем с вами в игру
«Зачеркни лишнее слово». Возьмите карточку 2 . Внимательно прочитайте
задание и зачеркните лишние слова.
- Какие растения выращивают для получения продуктов питания?(несколько
ответов)
Клевер
Капуста
Лук
Пшеница
- Какие растения выращивают на корм домашним животным?
Клевер
Редис
Тимофеевка
Кормовая свёкла
- Какие растения выращивают для получения тканей?
Капуста
Лен
Крыжовник
Хлопчатник
Поменяйтесь и проверьте друг у друга.
7. Рефлексия
Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем? Что узнали нового?
Почему эта тема для нас особенно актуальна?
Оцените свою работу
- «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока –
Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою
бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
5
8. Домашнее задание
с.51-55, пересказ, на стр.54 задание № 3(для всех) и №4 по желанию.
Узнал(а) новое, могу поделиться;
Узнал(а) новое, хочу узнать больше;
Узнал(а) новое, но рассказать пока не могу.
6