Напоминание

"Формирование исполнительских умений и навыков"

Автор: Шорина Светлана Ивановна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ г.Сусуман"
Населённый пункт: Магадан кая область г.Сусуман
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Формирование исполнительских умений и навыков"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

« ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

И НАВЫКОВ»

Шориной Светланы Ивановны преподавателя

по классу фортепиано

МБУ ДО «ДШИ г. Сусумана»

Чудо в искусстве может совершить сегодня только тот, кто знает,

где следует его искать и как, какими средствами это делать. Талант

ещё не дает умения, талант создает предпосылки для того, чтобы

научиться уметь. А научиться сможет тот, у кого кроме таланта, есть

желание учиться и потребность учиться. Школа не только дает

учащемуся знание основ наук, но и вооружает их рядом умений и

навыков.

Под умением следует понимать успешное выполнение

какого – либо действия или более сложной деятельности с

применением правильных приемов. Возможны знания, не

сопровождаемые соответствующими умениями. Умения относятся

более практической деятельности применению знаний. Конечно,

без знаний не возможно никакое сколько – либо

квалифицированное умение. Умение может быть выработано, если

учащиеся, прежде всего, знают, что надо делать, каких результатов

добиваться. Умение ученик может достигнуть при обязательном

условии: если он знает правильные приемы, приводящие к

должным результатам.

Для умелого выполнения действия от учащегося часто

требуется координация движений, быстрота и точность,

координация зрения и движения, а так же, уверенность,

самостоятельность, организованность. Бывает так, что ученик с

самого начала усвоения, какой – либо темы, берет непосильный

для себя быстрый темп, или наоборот, проявляет такую

медлительность, которая делает процесс выполнения действия

слишком вялым.

Можно различать первоначальное умение, которое

выражается в первых удачных опытах выполнения действия с

получением должных результатов более высоких его стадий

развития, которые всегда требуют практики, упражнения и

постепенно превращается в навык, что ни в какой мере не

ограничивает возможность дальнейшего его совершенствования.

Умение может быть приобретено различными путями: при

подражании образцам, резко запечатляющим примерам, путем

проб и упражнений, но оно всегда требует какой – то деятельности

и практики. Для выработки умения характерен переход от работы с

чужой помощью, с поправками и т.д. к работе самостоятельной.

Великий актер и режиссер Станиславский говорил о том, что в

своей творческой жизни артист должен стремиться - трудное

сделать привычным, привычное – легким, а легкое – красивым.

Оноре – де – Бальзак говорил: « Все человеческое умение – не что

иное, как смесь терпения и времени».

Под навыком понимается закрепленное упражнением

умение выполнять то или иное действие. Превращение умения в

навык – непростой прямолинейный процесс. Умение, благодаря

упражнениям, совершенствованию в практике, поднимается на

более высокую ступень, для которой характерно частичная

автоматизация деятельности. В процессе упражнения умения

совершенствуются: оно закрепляется и улучшается, действия

ускоряются, более точно, в нем менее ошибок, более уверенно,

переход к работе с более и более широкими, целостными

объединениями. Происходить формирование навыков -

автоматизировании целого ряда элементов деятельности. Навык

контролируется сознанием, при этом, предупреждаются ошибки, и

оценивается результаты работы. Особенно велика роль сознания в

процессе овладения навыком, в котором основную роль играет

упражнение.

Упражнение – это, организованное, целенаправленное и

вооруженное соответствующей методикой, повторения, причем

каждое последующее не является копией предыдущего. Основная

цель – его закрепить умение, усовершенствовать до степени

навыка, практически применить усвоенные знания. Упражнения

приводят к образованию прочного навыка при соблюдении целого

ряда условий:

1. должно преследовать цель;

2. требует большого умения;

3. следить за точностью выполнения;

4. должно быть достаточным, чтобы закрепить;

5. предварительно планируется;

6. должно быть непрерывным;

7. следить за результатом.

Овладение каждым искусством требует своих навыков, на

овладение которыми обычно затрачивается много времени.

Творческий характер искусства не устраняет, а предполагает основу

тренировки в умении и навыков. Нередко, одаренные в музыке

дети, не реализуют своих способностей потому только, что не

уделяют достаточного времени тренировке.

Начальный период работы называют периодом

приспособлений. В том, как начинает ученик играть, сказывается

его индивидуальные способности. Более высоким по уровню

следует считать то умение, которое требует больше знаний и дает

большую возможность разнообразить приемы. Умение, которое не

обновляется и не развивается – рушит и исчезает. Чем сложнее

навык, тем больше в нем роль сознания, так как, обычно сложный

навык требует выбора лучших приемов работы применительно к

различным условиям. В процессе упражнения сознание постепенно

все, более отвлекаясь от элементарных движений, концентрируется

на более сложной и творческой стороне работ.

Совершенствуются приемы, повышается темп работы. Первый

этап в овладении навыками – этап формирования первичного

умения. В это время надо усвоить многое из того, что объясняют и

показывают. Активность этого зависит:

1. ученику должна быть ясна цель. Целенаправленный

характер труда вызывает сознательное и заинтересованное

отношение к работе;

2. речь педагога должна быть не многословной, логически

стройной, последовательной по изложению;

3. надо учитывать предшествующую подготовку ученика.

Большое место занимает показ, он должен быть

безукоризненно выполнен. Очень важно приучать учащегося

следить за результатами своей работы.

На втором этапе овладения навыком учащегося от проб

переходят к систематическому выполнению действий. Число

упражнений должно быть достаточным, но вместе с тем не следует

давать много упражнений, чтобы у ученика не возникло чувство

скуки, не рассеялось внимание. Учащийся должен последовательно

набирать темп, но если это делается преждевременно, точность

выполнения теряется и расстраивается первоначальное умение.

Третья стадия формирования навыка – стадия мастерства, где

закрепляется вся работа, и открываются большие возможности

исполнения.

Чем более прочно усвоены навыки, тем они лучше влияют на

усвоение сходных навыков. В этом отношении особенно сильно

влияние тех навыков, которые стали привычными. Следует,

например, так следить за аккуратностью и планомерностью работы

учащихся, чтобы эти стороны стали неотъемлемой частью их

личности, чтобы ученик аккуратно планомерно работал и тогда,

когда за ним не смотрят.

В состав умения входят:

1. умение до начала работы создать достаточно точный образ

желаемого результата и проанализировать заданные образы;

2. умение контролировать себя в процессе выполнения

работы, сопоставляя представления о том, что нужно сделать с тем,

что реально получается;

3. умение избирательно направлять деятельность на наиболее

точное достижение некоторых важных особенностей результата,

уделив на это особое внимание.

Работая по указанию учителя, учащиеся обычно не совершают

грубых ошибок, но и не упражняются в самостоятельном

выполнении действия. При отсутствии таких указаний, учащийся

вынужден самостоятельно искать правильное решение, и чем

сложнее вопрос, тем вероятнее, что они справятся с ним лишь

после ряда ошибок. А это означает, что в процессе упражнений,

школьники, работающие самостоятельно, могут ошибаться, и для

того, чтобы выполнить работу с нужной точностью, они должны

заметить свои ошибки, исправить их, и избежать их появление в

дальнейшим.

Уже на первоначальном этапе усвоения знаний учащиеся

достигают заметных успехов, благодаря своей активной

деятельности, самостоятельности. Но первоначальный этап при

всем его значении не обеспечивает полного усвоения и не дает

умение оперировать ими. Для того, чтобы учащиеся овладели

прочными знаниями, осознали их смысл и научились применять их

на практике, необходимо обеспечить им разнообразные

упражнения и самостоятельную работу над изучаемым

материалом.

Навык характеризуется, прежде всего, скоростью,

автоматизацией, вырабатывается лишь в результате многократного

повторения. Повторное проигрывание нужно не только за тем,

чтобы движения и их по следование запомнились, но главным

образом для того, чтобы они в значительной мере

автоматизировались. Автоматизация – основной путь к беглости.

Вначале темп растет очень легко, но постепенно его нарастание

замедляется и наступает момент, когда дальнейшее увеличение

темпа никак не дается, кажется не возможным. Быстрота и сила –

качества противоположные, и увеличение одной сопровождается

уменьшением другой.

Формируя путем упражнений необходимые исполнительские

навыки, мы всегда от осмысления задачи переходим к умению и

сознательному автоматизированию усвоенного приема. Такой путь

содействует успешному обучению, создает основу для

целеустремленного и самостоятельного преодоления

встречающихся в процессе работы трудностей.

Нельзя строить фундамент для дальнейшего музыкального

обучения, если в работе преподавателя не будет четкой

направленности на создание глубокой, органической связи

процесса формирования исполнительских навыков с задачами

музыкального развития ученика. Пристальное внимание к

развитию творческого восприятия музыкальных образов,

воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, вниманию и

воли к преодолению трудностей, формированию воссоздающего

воображения, а, главное, сознательное отношение к

исполняемому, и понимание его эстетической сущности – задачи

правильного руководства обучением и развитием учащихся с

первых же занятий.

Первая характерная черта игровых навыков – взаимосвязь

всех исполнительских навыков, комплексность. Вторая –

важнейшая черта первичные технические навыки неизбежно

«повторять» в любой исполнительской ситуации, сохранять свою

первичную сущность, совершенствовать в процессе работы и

приобретать все более очерченный характер, все большую гибкость

и художественную целенаправленность. Третья – навыки

органически связаны с характером звучания, служат ему,

способствуя, тем самым, наиболее верному воплощению

художественных образов музыки в процессе её исполнения.

Воспитание эмоционального отклика на музыку и

эстетическое воспитание зависит от направленности

преподавателя. Правильные умения и навыки содействуют

гармоническому развитию целостного восприятия музыкальных

образов. Основой же развития двигательных навыков является

всегда стремление достигнуть поставленной цели, передать

художественные образы музыки. Основой формирования навыков

является взаимосвязь всех приемов и знаний, сознательность и

формирование их, и неразрывное органическое взаимодействие их

со слуховыми навыками, действенным слуховым самоконтролям.

Развитие музыкально – слуховых представлений – не только

предпосылки формирования всех указанных умений и навыков, но

и следствие правильного их применения. Научить слышать,

воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально –

тонкий слух – вот первая задача педагога – музыканта, стержень его

работы.