Напоминание

Организация учебной деятельности на уроках физи

Автор: Золова Надежда Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №98"
Населённый пункт: г.Барнаул Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация учебной деятельности на уроках физи
Дата публикации: 21.05.2020







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Организация учебной деятельности в 9–11-м

классах

Личностно-ориентированный подход

Формирование учебной деятельности есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных

элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без

вмешательства учителя.

В.В.Давыдов

Почему и как пришла к своей технологии:

число учебных часов сокращено до 2 ч в 9-м классе, 3 ч в 10-м и 3 ч в 11-м;

объём подлежащего изучению за год содержания огромен:

– по учебнику для 9-го класса А.В.Пёрышкина, Е.М.Гутник (68 уроков по плану) – 73

параграфа + 6 лабораторных работ;

– по учебнику для 10-го класса Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева (102 урока по плану) – 126

параграфов, + 5 лабораторных работ;

– по учебнику для 11-го класса Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева (102 урока по плану) – 118

параграфов + 7 лабораторных работ;

при поурочном изучении теоретического материала практически не остаётся времени для

решения задач (я использую сборники задач по физике Г.Н.Степановой и А.П.Рымкевича);

специфика предмета не позволяет выбросить ни один параграф из курса вследствие

логической связи изучаемых тем, требует применения теории на практике, т.е. проведения

уроков решения теоретических задач и физического практикума с выполнением

экспериментальных заданий;

поскольку всех одинаково учить нельзя, требуется дифференцированный подход к обучению,

т.е. необходима организация самостоятельной работы учащихся.

Актуальность использования новой технологии

Ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к перегрузке учащихся и

порождает отрицательные следствия: ученик всё время находится в положении несправившегося.

Задачи

Развить творческие способности учащихся, проявляющих интерес к изучению физики.

Создать условия для достижения всеми учащимися базового уровня подготовки,

соответствующего ГОС по физике, и уровней, превышающих его.

Покажу пример организации учебной деятельности при изучении темы «Молекулярная физика»

(10-й класс, 28 ч по плану). Весь учебный материал я разбиваю на 5 блоков (№ 7–№ 11). Перед

началом изучения темы каждый чертит в тетради таблицу и ставит себе планируемую оценку в

графу «Планирую знать на...». Все рассаживаются по рядам (в кабинете три ряда парт) – на «3», «4»,

«5». Далее я организую групповую работу по рядам, удовлетворяя запросы детей и их родителей.

Каждый изучаемый блок оформляется опорным конспектом (ОК). В зависимости от степени

подготовки класса или отдельных учащихся дети либо составляют ОК вместе со мной на уроке с

демонстрацией опытов, либо получают уже готовым вместе с инструкцией работы по нему, либо

составляют сами по заданному алгоритму, указывая конкретные изучаемые параграфы учебника. В

течение трёх уроков каждый рассказывает свой ОК учителю (один на один), а класс в это время

решает задачи по теме, причём разные по сложности (по рядам), зная заранее, сколько нужно

решить за урок. Всё это время оценка не ставится в журнал, так что каждый может её исправить.

На четвёртом уроке пишется срезовая работа по задачам разной сложности (по рядам), а я в это

время проверяю количество и качество самостоятельно решённых за три урока задач.

Таким образом изучаются все пять блоков темы, проводится лабораторная работа. Далее проходит

урок проверки знания физических формул по теме (устный опрос) с выставлением оценки в графу

ТФВ, урок самостоятельной работы по переводу единиц физических величин (dim), зачёт по

ведению рабочей тетради (ЗВТ), а также тематические зачёты по теории (в форме тестов) и практике

(решение задач). Каждый вид деятельности оценивается, оценки выставляются в таблицу и могут

быть исправлены в течение трёх уроков до выставления в журнал.

На последнем уроке (урок рефлексии) подводится итог (среднеарифметическое) по всем

полученным оценкам и анализ: что планировал, что получилось, что не получилось и почему, планы

на будущее.

Если обучающийся во время изучения темы пропускал уроки, то до конца темы их нужно

отработать, иначе при подведении итогов получится «2».

Родители имеют возможность следить за результатами обучения детей по таблице в рабочей

тетради.

Планирую знать

ОК

№ 7

СР

№ 7

ОК

№ 8

СР

№ 8

ОК

№ 9

ЛР

№ 3

СР

№ 9

ОК

10

СР

№ 10

ОК

№ 11

СР

№ 11

ТФВ

di

m

ЗВТ

Темат. зачёт

Итог

ТеорияПрактика

Оценка

Принятые сокращения: ЗВТ – зачёт по ведению тетради; ЛР – лабораторная работа; ОК – опорный

конспект; СР – срезовая работа; темат. зачёт, практика – тематический зачёт по решению задач;

темат. зачёт, теория – тематический зачёт по теории (в форме тестов); ТФВ – таблица физических

величин; dim – перевод единиц физических величин.

Структура организации учебной деятельности

• Уроки изучения нового материала • Уроки отработки обязательных результатов обучения •

Зачётные уроки • Уроки рефлексии.

Изучение нового материала проходит на высоком уровне, который задаётся программой и уровнем

изложения материала в учебнике. При повторном кратком изложении выделяется обязательный

теоретический материал, который оформляется в виде краткого ОК. Усвоение учебного материала

можно обеспечить либо традиционным, репродуктивным способом, либо современным –

продуктивным, творческим. Чтобы добиться понимания общей логики рассуждений необходимо

повторить ход рассуждения и его основные моменты, провести демонстрационный эксперимент и

фронтальные практические работы, показать образец решения типичных расчётных задач

обязательного уровня.

Отработка учебного материала. Учебная работа организуется так, чтобы каждый работал в

присущем ему индивидуальном темпе, выполняя посильную для себя работу, испытывая на каждом

уроке учебный успех. Проводится она с обязательным предъявлением образцов деятельности

(алгоритмов). Дифференцированное закрепление материала строится на основе «лестницы

деятельности», которая представляет собой систему заданий постепенно нарастающей сложности и

включает в себя широкий спектр заданий обязательного уровня сложности и задания повышенной

сложности для учащихся, быстро усваивающих материал.

Контроль усвоения знаний. Тематический зачёт должны сдать все ученики без исключения. Не

сдавшие с первого раза пересдают его до тех пор, пока не сдадут. Каждый зачёт состоит из двух

частей: обязательной и дополнительной. Решение о достижении повышенного уровня принимает

только сам ребёнок.

Особенности технологии. Формирование самостоятельного, творческого мышления, развитие

способностей и саморегуляции своих учебных и поведенческих действий. обеспечение чёткости

усвоения основных понятий, оптимального объёма получаемых знаний, навыков и умений,

устранение пробелов в знаниях (из-за пропусков занятий). Создание потребности в учебном

творчестве, развитие мышления и внутренней мотивации. Формирование уверенности в

собственных познавательных возможностях. Тесная плодотворная связь с родителями.

Результативность использования технологии демонстрируется в таблице на примере 10-А класса (23

ученика). Заметим, что среднее качество знаний в школе 42%, в городе 44%.

Учебный год, класс2012/2013, 72013/2014, 82014/2015, 92015/2016, 10 2016/2017, 11

«5»

2

3

3

3

3

«4»

10

11

10

11

12

«3»

11

9

10

10

8

Качество знаний, %

52

61

57

61

65

Надежда Александровна Золова – учитель физики высшей квалификационной

категории, педагогический стаж 35 лет. Педагог по призванию, получаю

удовлетворение от работы. Награждена званием Почетный работник образования,

двумя грамотами краевого уровня и пятнадцатью районного и городского. Муж

Сергей Викторович – инженер-механик, учитель технологии в той же школе, старшая

дочь Наталья окончила педуниверситет по специальности «Учитель матемаматики-

информатики», младшая Татьяна окончила финансово-экономическом университет. Хобби – вязание

крючком, чтение книг, активный отдых на природе.