Напоминание

"Секреты свистящих звуков"

Автор: Ирина Сергеевна Барнякова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ ПГО "ОСОШ"
Населённый пункт: пгт Пышма, Свердловская область
Наименование материала: мастер-класс для родителей
Тема: "Секреты свистящих звуков"
Дата публикации: 22.05.2020







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

С

ЕК

Р

ЕТ

Ы

С

В

ИС

Т

Я

Щ

ИХ

З

В

У

К

О

В

.

УЧ

ИМ

С

Я

П

Р

А

В

ИЛ

Ь

Н

О

П

Р

О

ИЗ

Н

О

С

ИТ

Ь

З

В

УК

И

[

C

]

,

[

З

]

,

[

Ц

]

.

М

А

С

Т

ЕР

-

К

Л

А

С

С

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС

1.ОТКРЫТЬ РОТ И ПОДЕРЖАТЬ ОТКРЫТЫМ (А - А - А - А), ЗАКРЫТЬ.

2. «ЗАБОРЧИК» - ГУБЫ В УЛЫБКЕ, ВИДНЫ ВЕРХНИЕ И НИЖНИЕ ЗУБЫ.

3. «ХОБОТОК» - ГУБЫ ВЫТЯНУТЫ ВПЕРЁД ТРУБОЧКОЙ.

4. «ЛОПАТКА» - ШИРОКИЙ ЯЗЫК ВЫСУНУТЬ, РАССЛАБИТЬ, ПОЛОЖИТЬ НА НИЖНЮЮ

ГУБУ. СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ ЯЗЫК НЕ ДРОЖАЛ. ДЕРЖАТЬ 10 - 15 СЕКУНД.

5. «ИГОЛОЧКА» - РОТ ОТКРЫТ. УЗКИЙ НАПРЯЖЕННЫЙ ЯЗЫК ВЫДВИНУТ ВПЕРЁД.

ЧЕРЕДОВАТЬ «ЛОПАТКА» - «ИГОЛОЧКА».

6. «ЧАСИКИ» - РОТ ПРИОТКРЫТ. ГУБЫ РАСТЯНУТЫ В УЛЫБКУ. КОНЧИКОМ УЗКОГО

ЯЗЫКА ПОПЕРЕМЕННО ТЯНУТЬСЯ ПОД СЧЕТ ПЕДАГОГА К УГОЛКАМ РТА.

7. «КАЧЕЛИ» - ДВИЖЕНИЕ ЯЗЫКА: НОС - ПОДБОРОДОК.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [З], [Ц]

1. «УЛЫБКА – ТРУБОЧКА» (РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ ГУБ,

ФОРМИРОВАНИЕ УКЛАДА ГУБ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ МНОГИХ

ЗВУКОВ РУССКОЙ РЕЧИ).

ОПИСАНИЕ: ПОСТАВИТЬ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ НА НИЖНИЕ, РАСТЯНУТЬ ГУБЫ

В УЛЫБКЕ, ПОКАЗАВ ВСЕ ЗУБЫ, УДЕРЖИВАТЬ УЛЫБКУ 3 – 5 СЕКУНД,

ВЫТЯНУТЬ ГУБЫ ВПЕРЕД ТРУБОЧКОЙ, УДЕРЖИВАТЬ ГУБЫ В ТАКОМ

ПОЛОЖЕНИИ 3 – 5 СЕКУНД. ВЫПОЛНЯТЬ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ С ОДНОЙ

ПОЗИЦИИ НА ДРУГУЮ 5 – 7 РАЗ.

ВНИМАНИЕ: СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЗУБЫ НЕ

РАЗМЫКАЛИСЬ И НЕ СДВИГАЛИСЬ.

2. «ЛОПАТОЧКА» (РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ

ЯЗЫКА, УДЕРЖИВАНИЕ ЯЗЫКА ШИРОКИМ,

РАСПЛАСТАННЫМ)

ОПИСАНИЕ: РОТ ОТКРЫТ, ЯЗЫК

СПОКОЙНО ПОЛОЖИТЬ НА НИЖНЮЮ ГУБУ,

УДЕРЖИВАТЬ ЕГО ШИРОКИМ НА НИЖНЕЙ

ГУБЕ 3-7 СЕК.

ВНИМАНИЕ: НИЖНЮЮ ГУБУ НЕ СЛЕДУЕТ

ПОДВОРАЧИВАТЬ И НАТЯГИВАТЬ НА

НИЖНИЕ ЗУБЫ. ЯЗЫК ДОЛЖЕН БЫТЬ

ШИРОКИМ, КРАЯ ЕГО КАСАЮТСЯ УГОЛКОВ

РТА. ГУБЫ НЕ РАСТЯГИВАТЬ В УЛЫБКУ

СЛИШКОМ ШИРОКО, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО

ИЗБЫТОЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень

гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

3. «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ

ЯЗЫЧОК» (РАССЛАБЛЕНИЕ

МЫШЦ ЯЗЫКА).

ОПИСАНИЕ: УПР. «ЛОПАТОЧКА»,

ПОШЛЕПАТЬ ПО ЯЗЫКУ ВЕРХНЕЙ

ГУБОЙ СО СЛОВАМИ «ПЯ-ПЯ-ПЯ».

УДЕРЖИВАТЬ ШИРОКИЙ ЯЗЫК В

СПОКОЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПРИ

ОТКРЫТОМ РТЕ ПОД СЧЕТ ОТ 1 ДО

10.

ВНИМАНИЕ: ПОХЛОПЫВАТЬ ЯЗЫК

ГУБАМИ НАДО НЕСКОЛЬКО РАЗ НА

ОДНОМ ВЫДОХЕ. ВЫДЫХАЕМЫЙ

ВОЗДУХ НЕ ЗАДЕРЖИВАТЬ.

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлепаем.

4. «ЗАБИТЬ ГОЛ» (ВЫРАБОТКА ПЛАВНОЙ

ДЛИТЕЛЬНОЙ СТРУИ ВОЗДУХА, ИДУЩЕЙ

ПОСЕРЕДИНЕ ЯЗЫКА).

ОПИСАНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОЛОЖИТЬ

ШИРОКИЙ ПЕРЕДНИЙ КРАЙ ЯЗЫКА НА

НИЖНЮЮ ГУБУ, ПРИКРЫТЬ ВЕРХНЕЙ

ГУБОЙ, ОСТАВИВ НЕБОЛЬШУЮ ЩЕЛОЧКУ

И, КАК БЫ ПРОИЗНОСЯ ДЛИТЕЛЬНО ЗВУК Ф,

СДУТЬ ВАТНЫЙ ШАРИК НА

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ КРАЙ СТОЛА.

ВНИМАНИЕ: НИЖНЯЯ ГУБА НЕ ДОЛЖНА

НАТЯГИВАТЬСЯ НА НИЖНИЕ ЗУБЫ. НЕЛЬЗЯ

НАДУВАТЬ ЩЕКИ. СЛЕДИТ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК

ПРОИЗНОСИЛ Ф, А НЕ Х, Т.Е. ЧТОБЫ

ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ БЫЛА УЗКАЯ, А НЕ

РАССЕЯННАЯ.

Я послушный язычок

Превращаю в желобок.

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

5. «ЧИСТИМ ЗУБКИ» (НАУЧИТЬСЯ

УДЕРЖИВАТЬ КОНЧИК ЯЗЫКА ЗА

НИЖНИМИ ЗУБАМИ).

ОПИСАНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ

ЗУБЫ, ПРИОТКРЫТЬ РОТ, И

КОНЧИКОМ ЯЗЫКА «ПОЧИСТИТЬ»

НИЖНИЕ ЗУБЫ, ДЕЛАЯ ЯЗЫКОМ

ДВИЖЕНИЯ ИЗ СТОРОНЫ В СТОРОНУ.

ВНИМАНИЕ: ГУБЫ НЕПОДВИЖНЫ, В

ПОЛОЖЕНИИ УЛЫБКИ. СЛЕДИТЬ,

ЧТОБЫ КОНЧИК ЯЗЫКА НАХОДИЛСЯ У

ДЕСЕН, А НЕ СКОЛЬЗИЛ ПО ВЕРХНЕМУ

КРАЮ ЗУБОВ.

Чищу зубы чисто,

чисто

И снаружи, и

внутри;

Я хочу, чтобы

всегда

Были белые они.

6. «

ГОРКА» (НАУЧИТЬСЯ УДЕРЖИВАТЬ ЯЗЫК В

ПОЛОЖЕНИИ НЕОБХОДИМОМ ДЛЯ

ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ СВИСТЯЩИХ

ЗВУКОВ, РАЗВИТИЕ СИЛЫ МЫШЦ КОНЧИКА

ЯЗЫКА).

ОПИСАНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПРИОТКРЫТЬ РОТ,

КОНЧИК ЯЗЫКА УПИРАЕТСЯ ПОД НИЖНИЕ ЗУБЫ,

ШИРОКИЙ ЯЗЫК ПРИПОДНЯТЬ «ГОРКОЙ».

УДЕРЖИВАТЬ ЯЗЫК 5-10 СЕКУНД.

ВНИМАНИЕ: СЛЕДИТЕ, ЧТОБЫ КОНЧИК ЯЗЫКА

НЕ ВЫСОВЫВАЛСЯ ИЗ-ЗА ЗУБОВ, ЯЗЫК ДОЛЖЕН

БЫТЬ ШИРОКИМ. ЕСЛИ СРАЗУ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ,

ПОПРОСИТЕ ПРОИЗНЕСТИ ЗВУК [И] С ОТКРЫТЫМ

РТОМ – ЯЗЫК ПРИМЕТ ПРАВИЛЬНОЕ

ПОЛОЖЕНИЕ.

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно

катись.

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ

ЗВУК [С]

ЗУБЫ СБЛИЖЕНЫ. ГУБЫ НЕМНОГО

РАСТЯНУТЫ. КОНЧИК ЯЗЫКА УПИРАЕТСЯ

В НИЖНИЕ ЗУБЫ, СПИНКА ВЫГНУТА.

ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ ОТДЫХАЮТ, ГОРЛО

НЕ ДРОЖИТ (НЕТ ГОЛОСА).

ЗВУК [З]

ЗУБЫ СБЛИЖЕНЫ. ГУБЫ НЕМНОГО

РАСТЯНУТЫ. КОНЧИК ЯЗЫКА УПИРАЕТСЯ

В НИЖНИЕ ЗУБЫ, СПИНКА ВЫГНУТА.

ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ РАБОТАЮТ, ГОРЛО

ДРОЖИТ (ЕСТЬ ГОЛОС).

ЗВУК [Ц]

ВНАЧАЛЕ СПИНКА ЯЗЫКА КРУТО ВЫГНУТА И

КАСАЕТСЯ БУГОРКОВ ЗА ВЕРХНИМИ ЗУБАМИ,

КОНЧИК ЯЗЫКА УПИРАЕТСЯ В НИЖНИЕ ЗУБЫ.

ЗАТЕМ СПИНКА ЯЗЫКА ОПУСКАЕТСЯ ДО

ПОЛОЖЕНИЯ, ЗАНИМАЕМОГО ПРИ

ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА [С], А КОНЧИК ЯЗЫКА

ОСТАЕТСЯ НА МЕСТЕ. ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ

ОТДЫХАЮТ, ГОРЛО НЕ ДРОЖИТ (НЕТ ГОЛОСА).

СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [С]

1. ПО ПОДРАЖАНИЮ:

-

РЕБЕНКУ

ПРЕДЛАГАЕТСЯ

ОБРАЗЕЦ

ПРОИЗНОШЕНИЯ

ЗВУКА

В

СОЧЕТАНИИ

С

ИГРОВЫМИ

ОБРАЗАМИ (ДУЕТ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР, ВЫХОДИТ ВОЗДУХ ИЗ НАСОСА

И

Т.П.); ОДНОВРЕМЕННО

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ

ЗРИТЕЛЬНЫЙ

КОНТРОЛЬ

ЗА

ПРАВИЛЬНОЙ

АРТИКУЛЯЦИЕЙ,

ТАКТИЛЬНЫЕ

(ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ) ОЩУЩЕНИЯ

- РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ, ОПУСТИВ КОНЧИК ЯЗЫКА ЗА НИЖНИЕ РЕЗЦЫ, ПРИКУСИТЬ БОКОВЫЕ

КРАЯ ЯЗЫКА И ПОДУТЬ ПО ЦЕНТРУ ЯЗЫКА В ЩЕЛКУ МЕЖДУ ЗУБАМИ

2. ОТ ОПОРНОГО ЗВУКА:

-

РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРОИЗНОСИТЬ СОЧЕТАНИЯ ЗВУКОВ [ИС], АКЦЕНТИРУЯ ВНИМАНИЕ

НА СХОЖЕЙ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ;

-

РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРОИЗНЕСТИ ЗВУК Э, ЗАТЕМ РЕЗКО ВЫДОХНУТЬ НА КАКОЙ-ЛИБО

ПРЕДМЕТ;

-

РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ДЛИТЕЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУК Ц-Ц-Ц (В РЕЗУЛЬТАТЕ СЛЫШИТСЯ

ЗВУК С).

3. С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ:

- РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ДЛИТЕЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУК С (ПЕРЕДНИЕ ЗУБЫ ВСЕ ВРЕМЯ

ВИДНЫ)

ЗОНДОМ

ОПУСКАЯ

ЯЗЫК

В

ЗАЗУБНОЕ

ПОЛОЖЕНИЕ;

ЗАТЕМ

ДОБИВАЮТСЯ

ЭТОГО

УМЕНИЯ УЖЕ БЕЗ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [З]

1. ПО ПОДРАЖАНИЮ:

- РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОБРАЗЕЦ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА

В СОЧЕТАНИИ С ИГРОВЫМИ ОБРАЗАМИ (ЗВЕНИТ КОМАР,

ЗВОНОК

И

Т.П.);

ОДНОВРЕМЕННО

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ

ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИЕЙ,

ТАКТИЛЬНЫЕ (ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ) ОЩУЩЕНИЯ.

2. ОТ АРТИКУЛЯЦИОННОГО УКЛАДА:

-

Р Е Б Е Н К У

П Р Е Д Л А Г А Е Т С Я

В О С П Р О И З В Е С Т И

АРТИК УЛЯЦИОННЫЙ

УК ЛАД

ЗВУК А,

П Р И М Е Н И Т Ь

ПРАВИЛЬНУЮ

ВОЗДУШНУЮ

СТРУЮ,

О П Р Е Д Е Л И Т Ь

НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ

ГОЛОСА;

В

РЕЗУЛЬТАТЕ

ДОЛЖЕН

ПОЛУЧИТЬСЯ НОРМИРОВАННЫЙ ЗВУК.

3. ОТ ОПОРНОГО ЗВУКА:

-

ОСНОВНОЙ

СПОСОБ:

РЕБЕНКУ

П Р Е Д Л А Г А Е Т С Я

ПРОИЗНЕСТИ ЗВУК С И, ДОБАВИВ ГОЛОС, ПОЛУЧИТЬ ЗВУК З.

СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА

[Ц]

1. ПО ПОДРАЖАНИЮ:

- РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОБРАЗЕЦ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА В СОЧЕТАНИИ С

ИГРОВЫМИ ОБРАЗАМИ (ЛОШАДКА ЦОКАЕТ КОПЫТЦАМИ, ДЕВОЧКА ПРОСИТ

НЕ ШУМЕТЬ И Т.П.); ОДНОВРЕМЕННО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЗРИТЕЛЬНЫЙ

КОНТРОЛЬ ЗА ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИЕЙ, ТАКТИЛЬНЫЕ (ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ)

ОЩУЩЕНИЯ.

2. ОТ АРТИКУЛЯЦИОННОГО УКЛАДА:

- РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВОСПРОИЗВЕСТИ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД

ЗВУКА, ПРИМЕНИТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ВОЗДУШНУЮ СТРУЮ, ОПРЕДЕЛИТЬ

НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ ГОЛОСА; В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬСЯ

НОРМИРОВАННЫЙ ЗВУК.

3. ОТ ОПОРНОГО ЗВУКА:

- РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ Т, С СНАЧАЛА НА ОДНОМ

ВЫДОХЕ С ПАУЗОЙ МЕЖДУ ЗВУКАМИ, ЗАТЕМ НА ОДНОМ ВЫДОХЕ БЕЗ

ПАУЗЫ.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННОГО ЗВУКА

ДОЛЖНА ПРОВОДИТЬСЯ В СТРОГОЙ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОГАХ (ПРЯМЫХ, ОБРАТНЫХ, СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ);

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ (В НАЧАЛЕ СЛОВА, СЕРЕДИНЕ, КОНЦЕ);

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ;

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ЧИСТОГОВОРКАХ, СКОРОГОВОРКАХ И СТИХАХ;

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В КОРОТКИХ, А ЗАТЕМ ДЛИННЫХ РАССКАЗАХ;

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ.

Спасибо за внимание!