Автор: Ирина Сергеевна Барнякова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ ПГО "ОСОШ"
Населённый пункт: пгт Пышма, Свердловская область
Наименование материала: мастер-класс для родителей
Тема: "Секреты свистящих звуков"
С
ЕК
Р
ЕТ
Ы
С
В
ИС
Т
Я
Щ
ИХ
З
В
У
К
О
В
.
УЧ
ИМ
С
Я
П
Р
А
В
ИЛ
Ь
Н
О
П
Р
О
ИЗ
Н
О
С
ИТ
Ь
З
В
УК
И
[
C
]
,
[
З
]
,
[
Ц
]
.
М
А
С
Т
ЕР
-
К
Л
А
С
С
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС
•
1.ОТКРЫТЬ РОТ И ПОДЕРЖАТЬ ОТКРЫТЫМ (А - А - А - А), ЗАКРЫТЬ.
•
2. «ЗАБОРЧИК» - ГУБЫ В УЛЫБКЕ, ВИДНЫ ВЕРХНИЕ И НИЖНИЕ ЗУБЫ.
•
3. «ХОБОТОК» - ГУБЫ ВЫТЯНУТЫ ВПЕРЁД ТРУБОЧКОЙ.
•
4. «ЛОПАТКА» - ШИРОКИЙ ЯЗЫК ВЫСУНУТЬ, РАССЛАБИТЬ, ПОЛОЖИТЬ НА НИЖНЮЮ
ГУБУ. СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ ЯЗЫК НЕ ДРОЖАЛ. ДЕРЖАТЬ 10 - 15 СЕКУНД.
•
5. «ИГОЛОЧКА» - РОТ ОТКРЫТ. УЗКИЙ НАПРЯЖЕННЫЙ ЯЗЫК ВЫДВИНУТ ВПЕРЁД.
ЧЕРЕДОВАТЬ «ЛОПАТКА» - «ИГОЛОЧКА».
•
6. «ЧАСИКИ» - РОТ ПРИОТКРЫТ. ГУБЫ РАСТЯНУТЫ В УЛЫБКУ. КОНЧИКОМ УЗКОГО
ЯЗЫКА ПОПЕРЕМЕННО ТЯНУТЬСЯ ПОД СЧЕТ ПЕДАГОГА К УГОЛКАМ РТА.
•
7. «КАЧЕЛИ» - ДВИЖЕНИЕ ЯЗЫКА: НОС - ПОДБОРОДОК.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [З], [Ц]
•
1. «УЛЫБКА – ТРУБОЧКА» (РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ ГУБ,
ФОРМИРОВАНИЕ УКЛАДА ГУБ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ МНОГИХ
ЗВУКОВ РУССКОЙ РЕЧИ).
ОПИСАНИЕ: ПОСТАВИТЬ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ НА НИЖНИЕ, РАСТЯНУТЬ ГУБЫ
В УЛЫБКЕ, ПОКАЗАВ ВСЕ ЗУБЫ, УДЕРЖИВАТЬ УЛЫБКУ 3 – 5 СЕКУНД,
ВЫТЯНУТЬ ГУБЫ ВПЕРЕД ТРУБОЧКОЙ, УДЕРЖИВАТЬ ГУБЫ В ТАКОМ
ПОЛОЖЕНИИ 3 – 5 СЕКУНД. ВЫПОЛНЯТЬ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ С ОДНОЙ
ПОЗИЦИИ НА ДРУГУЮ 5 – 7 РАЗ.
ВНИМАНИЕ: СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЗУБЫ НЕ
РАЗМЫКАЛИСЬ И НЕ СДВИГАЛИСЬ.
•
2. «ЛОПАТОЧКА» (РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ
ЯЗЫКА, УДЕРЖИВАНИЕ ЯЗЫКА ШИРОКИМ,
РАСПЛАСТАННЫМ)
•
ОПИСАНИЕ: РОТ ОТКРЫТ, ЯЗЫК
СПОКОЙНО ПОЛОЖИТЬ НА НИЖНЮЮ ГУБУ,
УДЕРЖИВАТЬ ЕГО ШИРОКИМ НА НИЖНЕЙ
ГУБЕ 3-7 СЕК.
•
ВНИМАНИЕ: НИЖНЮЮ ГУБУ НЕ СЛЕДУЕТ
ПОДВОРАЧИВАТЬ И НАТЯГИВАТЬ НА
НИЖНИЕ ЗУБЫ. ЯЗЫК ДОЛЖЕН БЫТЬ
ШИРОКИМ, КРАЯ ЕГО КАСАЮТСЯ УГОЛКОВ
РТА. ГУБЫ НЕ РАСТЯГИВАТЬ В УЛЫБКУ
СЛИШКОМ ШИРОКО, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО
ИЗБЫТОЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.
Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень
гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.
•
3. «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ
ЯЗЫЧОК» (РАССЛАБЛЕНИЕ
МЫШЦ ЯЗЫКА).
•
ОПИСАНИЕ: УПР. «ЛОПАТОЧКА»,
ПОШЛЕПАТЬ ПО ЯЗЫКУ ВЕРХНЕЙ
ГУБОЙ СО СЛОВАМИ «ПЯ-ПЯ-ПЯ».
УДЕРЖИВАТЬ ШИРОКИЙ ЯЗЫК В
СПОКОЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПРИ
ОТКРЫТОМ РТЕ ПОД СЧЕТ ОТ 1 ДО
10.
•
ВНИМАНИЕ: ПОХЛОПЫВАТЬ ЯЗЫК
ГУБАМИ НАДО НЕСКОЛЬКО РАЗ НА
ОДНОМ ВЫДОХЕ. ВЫДЫХАЕМЫЙ
ВОЗДУХ НЕ ЗАДЕРЖИВАТЬ.
Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем.
•
4. «ЗАБИТЬ ГОЛ» (ВЫРАБОТКА ПЛАВНОЙ
ДЛИТЕЛЬНОЙ СТРУИ ВОЗДУХА, ИДУЩЕЙ
ПОСЕРЕДИНЕ ЯЗЫКА).
•
ОПИСАНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОЛОЖИТЬ
ШИРОКИЙ ПЕРЕДНИЙ КРАЙ ЯЗЫКА НА
НИЖНЮЮ ГУБУ, ПРИКРЫТЬ ВЕРХНЕЙ
ГУБОЙ, ОСТАВИВ НЕБОЛЬШУЮ ЩЕЛОЧКУ
И, КАК БЫ ПРОИЗНОСЯ ДЛИТЕЛЬНО ЗВУК Ф,
СДУТЬ ВАТНЫЙ ШАРИК НА
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ КРАЙ СТОЛА.
•
ВНИМАНИЕ: НИЖНЯЯ ГУБА НЕ ДОЛЖНА
НАТЯГИВАТЬСЯ НА НИЖНИЕ ЗУБЫ. НЕЛЬЗЯ
НАДУВАТЬ ЩЕКИ. СЛЕДИТ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК
ПРОИЗНОСИЛ Ф, А НЕ Х, Т.Е. ЧТОБЫ
ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ БЫЛА УЗКАЯ, А НЕ
РАССЕЯННАЯ.
Я послушный язычок
Превращаю в желобок.
Щек своих не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
•
5. «ЧИСТИМ ЗУБКИ» (НАУЧИТЬСЯ
УДЕРЖИВАТЬ КОНЧИК ЯЗЫКА ЗА
НИЖНИМИ ЗУБАМИ).
•
ОПИСАНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ
ЗУБЫ, ПРИОТКРЫТЬ РОТ, И
КОНЧИКОМ ЯЗЫКА «ПОЧИСТИТЬ»
НИЖНИЕ ЗУБЫ, ДЕЛАЯ ЯЗЫКОМ
ДВИЖЕНИЯ ИЗ СТОРОНЫ В СТОРОНУ.
•
ВНИМАНИЕ: ГУБЫ НЕПОДВИЖНЫ, В
ПОЛОЖЕНИИ УЛЫБКИ. СЛЕДИТЬ,
ЧТОБЫ КОНЧИК ЯЗЫКА НАХОДИЛСЯ У
ДЕСЕН, А НЕ СКОЛЬЗИЛ ПО ВЕРХНЕМУ
КРАЮ ЗУБОВ.
Чищу зубы чисто,
чисто
И снаружи, и
внутри;
Я хочу, чтобы
всегда
Были белые они.
•
6. «
ГОРКА» (НАУЧИТЬСЯ УДЕРЖИВАТЬ ЯЗЫК В
ПОЛОЖЕНИИ НЕОБХОДИМОМ ДЛЯ
ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ СВИСТЯЩИХ
ЗВУКОВ, РАЗВИТИЕ СИЛЫ МЫШЦ КОНЧИКА
ЯЗЫКА).
•
ОПИСАНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПРИОТКРЫТЬ РОТ,
КОНЧИК ЯЗЫКА УПИРАЕТСЯ ПОД НИЖНИЕ ЗУБЫ,
ШИРОКИЙ ЯЗЫК ПРИПОДНЯТЬ «ГОРКОЙ».
УДЕРЖИВАТЬ ЯЗЫК 5-10 СЕКУНД.
•
ВНИМАНИЕ: СЛЕДИТЕ, ЧТОБЫ КОНЧИК ЯЗЫКА
НЕ ВЫСОВЫВАЛСЯ ИЗ-ЗА ЗУБОВ, ЯЗЫК ДОЛЖЕН
БЫТЬ ШИРОКИМ. ЕСЛИ СРАЗУ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ,
ПОПРОСИТЕ ПРОИЗНЕСТИ ЗВУК [И] С ОТКРЫТЫМ
РТОМ – ЯЗЫК ПРИМЕТ ПРАВИЛЬНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ.
Горка длинная у нас!
Мы прокатимся сейчас.
Ты на горке удержись,
Плавно, медленно
катись.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ
ЗВУК [С]
ЗУБЫ СБЛИЖЕНЫ. ГУБЫ НЕМНОГО
РАСТЯНУТЫ. КОНЧИК ЯЗЫКА УПИРАЕТСЯ
В НИЖНИЕ ЗУБЫ, СПИНКА ВЫГНУТА.
ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ ОТДЫХАЮТ, ГОРЛО
НЕ ДРОЖИТ (НЕТ ГОЛОСА).
ЗВУК [З]
ЗУБЫ СБЛИЖЕНЫ. ГУБЫ НЕМНОГО
РАСТЯНУТЫ. КОНЧИК ЯЗЫКА УПИРАЕТСЯ
В НИЖНИЕ ЗУБЫ, СПИНКА ВЫГНУТА.
ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ РАБОТАЮТ, ГОРЛО
ДРОЖИТ (ЕСТЬ ГОЛОС).
ЗВУК [Ц]
ВНАЧАЛЕ СПИНКА ЯЗЫКА КРУТО ВЫГНУТА И
КАСАЕТСЯ БУГОРКОВ ЗА ВЕРХНИМИ ЗУБАМИ,
КОНЧИК ЯЗЫКА УПИРАЕТСЯ В НИЖНИЕ ЗУБЫ.
ЗАТЕМ СПИНКА ЯЗЫКА ОПУСКАЕТСЯ ДО
ПОЛОЖЕНИЯ, ЗАНИМАЕМОГО ПРИ
ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА [С], А КОНЧИК ЯЗЫКА
ОСТАЕТСЯ НА МЕСТЕ. ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ
ОТДЫХАЮТ, ГОРЛО НЕ ДРОЖИТ (НЕТ ГОЛОСА).
СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [С]
1. ПО ПОДРАЖАНИЮ:
-
РЕБЕНКУ
ПРЕДЛАГАЕТСЯ
ОБРАЗЕЦ
ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКА
В
СОЧЕТАНИИ
С
ИГРОВЫМИ
ОБРАЗАМИ (ДУЕТ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР, ВЫХОДИТ ВОЗДУХ ИЗ НАСОСА
И
Т.П.); ОДНОВРЕМЕННО
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ
ЗРИТЕЛЬНЫЙ
КОНТРОЛЬ
ЗА
ПРАВИЛЬНОЙ
АРТИКУЛЯЦИЕЙ,
ТАКТИЛЬНЫЕ
(ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ) ОЩУЩЕНИЯ
- РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ, ОПУСТИВ КОНЧИК ЯЗЫКА ЗА НИЖНИЕ РЕЗЦЫ, ПРИКУСИТЬ БОКОВЫЕ
КРАЯ ЯЗЫКА И ПОДУТЬ ПО ЦЕНТРУ ЯЗЫКА В ЩЕЛКУ МЕЖДУ ЗУБАМИ
2. ОТ ОПОРНОГО ЗВУКА:
-
РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРОИЗНОСИТЬ СОЧЕТАНИЯ ЗВУКОВ [ИС], АКЦЕНТИРУЯ ВНИМАНИЕ
НА СХОЖЕЙ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ;
-
РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРОИЗНЕСТИ ЗВУК Э, ЗАТЕМ РЕЗКО ВЫДОХНУТЬ НА КАКОЙ-ЛИБО
ПРЕДМЕТ;
-
РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ДЛИТЕЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУК Ц-Ц-Ц (В РЕЗУЛЬТАТЕ СЛЫШИТСЯ
ЗВУК С).
3. С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ:
- РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ДЛИТЕЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУК С (ПЕРЕДНИЕ ЗУБЫ ВСЕ ВРЕМЯ
ВИДНЫ)
ЗОНДОМ
ОПУСКАЯ
ЯЗЫК
В
ЗАЗУБНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ;
ЗАТЕМ
ДОБИВАЮТСЯ
ЭТОГО
УМЕНИЯ УЖЕ БЕЗ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.
СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [З]
1. ПО ПОДРАЖАНИЮ:
- РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОБРАЗЕЦ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА
В СОЧЕТАНИИ С ИГРОВЫМИ ОБРАЗАМИ (ЗВЕНИТ КОМАР,
ЗВОНОК
И
Т.П.);
ОДНОВРЕМЕННО
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ
ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИЕЙ,
ТАКТИЛЬНЫЕ (ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ) ОЩУЩЕНИЯ.
2. ОТ АРТИКУЛЯЦИОННОГО УКЛАДА:
-
Р Е Б Е Н К У
П Р Е Д Л А Г А Е Т С Я
В О С П Р О И З В Е С Т И
АРТИК УЛЯЦИОННЫЙ
УК ЛАД
ЗВУК А,
П Р И М Е Н И Т Ь
ПРАВИЛЬНУЮ
ВОЗДУШНУЮ
СТРУЮ,
О П Р Е Д Е Л И Т Ь
НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ
ГОЛОСА;
В
РЕЗУЛЬТАТЕ
ДОЛЖЕН
ПОЛУЧИТЬСЯ НОРМИРОВАННЫЙ ЗВУК.
3. ОТ ОПОРНОГО ЗВУКА:
-
ОСНОВНОЙ
СПОСОБ:
РЕБЕНКУ
П Р Е Д Л А Г А Е Т С Я
ПРОИЗНЕСТИ ЗВУК С И, ДОБАВИВ ГОЛОС, ПОЛУЧИТЬ ЗВУК З.
СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА
[Ц]
1. ПО ПОДРАЖАНИЮ:
- РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОБРАЗЕЦ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА В СОЧЕТАНИИ С
ИГРОВЫМИ ОБРАЗАМИ (ЛОШАДКА ЦОКАЕТ КОПЫТЦАМИ, ДЕВОЧКА ПРОСИТ
НЕ ШУМЕТЬ И Т.П.); ОДНОВРЕМЕННО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЗРИТЕЛЬНЫЙ
КОНТРОЛЬ ЗА ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИЕЙ, ТАКТИЛЬНЫЕ (ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ)
ОЩУЩЕНИЯ.
2. ОТ АРТИКУЛЯЦИОННОГО УКЛАДА:
- РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВОСПРОИЗВЕСТИ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД
ЗВУКА, ПРИМЕНИТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ВОЗДУШНУЮ СТРУЮ, ОПРЕДЕЛИТЬ
НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ ГОЛОСА; В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬСЯ
НОРМИРОВАННЫЙ ЗВУК.
3. ОТ ОПОРНОГО ЗВУКА:
- РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ Т, С СНАЧАЛА НА ОДНОМ
ВЫДОХЕ С ПАУЗОЙ МЕЖДУ ЗВУКАМИ, ЗАТЕМ НА ОДНОМ ВЫДОХЕ БЕЗ
ПАУЗЫ.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННОГО ЗВУКА
ДОЛЖНА ПРОВОДИТЬСЯ В СТРОГОЙ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:
•
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОГАХ (ПРЯМЫХ, ОБРАТНЫХ, СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ);
•
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ (В НАЧАЛЕ СЛОВА, СЕРЕДИНЕ, КОНЦЕ);
•
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ;
•
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ЧИСТОГОВОРКАХ, СКОРОГОВОРКАХ И СТИХАХ;
•
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В КОРОТКИХ, А ЗАТЕМ ДЛИННЫХ РАССКАЗАХ;
•
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ.
Спасибо за внимание!