Напоминание

"Урок Музыки в начальной школе: эмоционально-целостное восприятие музыки при помощи наглядного изображения своих ассоциаций в рисунках"

Автор: Щеглова Светлана Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Академического лицея им. Г.А. Псахье
Населённый пункт: города Томска, Томской области
Наименование материала: Статья .
Тема: "Урок Музыки в начальной школе: эмоционально-целостное восприятие музыки при помощи наглядного изображения своих ассоциаций в рисунках"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок Музыки в начальной школе: эмоционально-целостное

восприятие музыки при помощи наглядного изображения своих

ассоциаций в рисунках.

Щеглова C.В., учитель музыки МБОУ Академического лицея г. Томска им.

Г.А. Псахье

Музыка

в

начальной

школе

является

одним

из

основных

предметов,

обеспечивающих

освоение

искусства

как

духовного

наследия

человечества.

Опыт

эмоционально - образованного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при

ее

изучении,

начальное

овладение

различными

видами

музыкально

-

творческой

деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования,

обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи

музыки и жизни. (2)

Принципы

отбора

основного

и

дополнительного

содержания

урока

связаны

с

преемственностью

целей

образования

на

различных

ступенях

и

уровнях

обучения,

логикой

внутрипредметных

связей,

а

также

с

возрастными

особенностями

развития

обучающихся.

Урок музыки может охватить широкое культурологическое пространство, которое

подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в

контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и

прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-

эстетического

фона,

усиливающего

понимание

детьми

содержания

музыкального

произведения.

Основой

развития

музыкального

мышления

детей

становятся

неоднозначность

их

восприятия,

множественность

индивидуальных

трактовок,

разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений,

отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным

произведениям.

Все

это

способствует

развитию

ассоциативного

мышления

детей,

«внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». (3)

Помимо

этого,

дети

проявляют

творческое

начало

в

размышлениях

о

музыке,

импровизациях, в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений.

Мною был поставлен эксперимент. Было взято 2 класса из параллели младших

классов. В одном классе дети просто слушали музыку и словесно излагали образы,

возникшие у них при восприятии произведения, говорили о характере и содержании

произведения. В другом классе дети получили задание нарисовать рисунок, который

изобразил бы образы, ассоциации, эмоции и чувства при прослушивании проигрываемого

произведения.

Дети, которые просто говорили о произведении через 2 месяца о нем забыли, а дети,

которые «рисовали» произведение помнили о нем еще долгое время.

Из

этого

можно

сделать

вывод

о

том,

что

в

младших

классах

фактором,

усиливающим понимание детьми музыкального произведения в большой степени является

наглядное

изображение

своей

ассоциации

на

рисунке,

чем

просто

проговаривание

содержания произведения.

В

этом

эксперименте

мной

формировались

следующие

универсальные

учебные

действия

Личностные:

Ценностно-смысловая ориентация учащихся,

Нравственно-этическое оценивание произведения

Коммуникативные ууд

Умение выражать свои мысли не только в словесной форме.

Регулятивные ууд

Целеполагание;

волевая саморегуляция,

оценка качества и уровня усвоения произведения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

Умение структурировать знания,

Знаково – символическое моделирование.

Логические:

Слуховой анализ произведения;

Синтез, как составление целого из частей;

Классификация объектов.

Возникновение зрительного образа и как следствие выполнение рисунка.

Применялись методы:

1.

Метод междисциплинарных взаимодействий. (В. Алеев)

Этот

метод

проявляет

себя:

в

«создании

художественного

контекста»

поэтического

и

изобразительного

по

отношению

к

музыкальному;

в

выявлении

содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью на уровне тем уроков; в

обозначении некоторых жанровых параллелей между музыкой, литературой и живописью;

в нахождении взаимодействия отдельных средств художественной выразительности между

музыкой, литературой и изобразительным искусством.

2.

Стилевой подход.

Нацелен

на

постепенное

формирование

у

школьников

осознанного

стилевого

восприятия

музыки:

от

стиля

эпохи

через

стиль

эстетического

направления

к

индивидуальному стилю.

3.

Творческий метод (Л. Предтеченская)

Используется

как

важнейший

художественно-педагогический

метод,

определяющий

качественно-результативный

показатель

практического

воплощения

мировой художественной культуры. Оценками творчества являются неповторимость и

оригинальность,

проявляющиеся

в

опоре

на

личную

инициативу,

индивидуальные

склонности, особенности мышления и фантазии обучающихся.

4.

Метод восхождения от частного к общему.

Отражает

постоянное

развитие

у

обучающегося

полного,

всестороннего

и

целостного охвата материала.

Способы работы включали в себя:

1.

Словесные

пояснения,

беседы

с

обучающимися,

направленные

на

то,

чтобы

заинтересовать их произведением, которое они будут слушать.

2.

Включение лицеистов в активную деятельность при восприятии произведения:

словесное и изобразительное рисование картинок, возникших при восприятии музыки.

Личностными результатами изображения музыкального произведения являются:

Наличие эмоционально –ценностного отношения к искусству;

Реализация творческого потенциала в процессе прослушивания музыки

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изображения музыкального произведения являются:

Устойчивый

интерес

к

музыке

и

различным

видам

музыкально-творчекой

деятельности;

Общее

понятие

о

значении

музыки

в

жизни

человека,

знание

основных

закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной

картине мира;

Элементарные

умения

и

навыки

в

различных

видах

учебно-творчекой

деятельности.

Метапредметными результатами изображения музыкального произведения являются:

Развитое

художественное

восприятие,

умение

оценивать

произведения

разных

видов искусств;

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в

музыкальной жизни класса, города и др.:

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при

решении различных музыкально - творческих задач;

Наблюдение

за

разнообразными

явлениями

жизни

и

искусства

в

учебной

и

внеурочной деятельности.

Слушая и изображая музыкальное произведение

обучающиеся научились:

Исследовать образную природу музыкального искусства.

Распознавать

выразительные

и

изобразительные

особенности

музыки

и

эмоционально откликаться на них.

Сравнивать музыкальные произведения.

Определять их сходство и различия.

Выявлять различные по смыслу музыкальные произведения.

Определять жизненную основу музыкальных произведений.

Воплощать эмоциональное состояние в рисунке.

Анализировать

и

соотносить

выразительные

и

изобразительные

интонации,

свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе

прослушанного музыкального произведения.

Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным

музыкальным образом.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных

образов.

Узнавать

и

создавать

композиции

с

применением

современных

средств

музыкальной выразительности.

Определять

различные

виды

музыки

(вокальная,

инструментальная,

сольная,

хоровая, оркестровая).

Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой,

народных инструментов).

Исследовать историю создания музыкальных инструментов (фортепиано, гитара,

скрипка, баян, орган и др.) с использованием информационно-коммуникационных

технологий.

Сопоставлять

музыкальные

образы

в

звучании

различенных

музыкальных

инструментов, в том числе и современных электронных.

Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества

своего народа и других стран мира.

Анализировать художественно-образное

содержание,

музыкальный

язык

произведений мирового музыкального искусства.

Воспринимать профессиональное и музыкальное творчество народов мира.

Воплощать

художественно-образное

содержание

музыкального

народного

творчества.

Список научно-методической литературы:

1.

«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

2.

«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

3.

Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос,

2002г.

4.

Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших

школьников», М.,Академия, 2001г.

5.

Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-

Петербург, 2002г.

6.

Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

7.

Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

8.

Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе»,

М.,Владос,2003г.

9.

Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития,

2006г.