Автор: Щеглова Светлана Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Академического лицея им. Г.А. Псахье
Населённый пункт: города Томска, Томской области
Наименование материала: Статья .
Тема: "Урок Музыки в начальной школе: эмоционально-целостное восприятие музыки при помощи наглядного изображения своих ассоциаций в рисунках"
Урок Музыки в начальной школе: эмоционально-целостное
восприятие музыки при помощи наглядного изображения своих
ассоциаций в рисунках.
Щеглова C.В., учитель музыки МБОУ Академического лицея г. Томска им.
Г.А. Псахье
Музыка
в
начальной
школе
является
одним
из
основных
предметов,
обеспечивающих
освоение
искусства
как
духовного
наследия
человечества.
Опыт
эмоционально - образованного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при
ее
изучении,
начальное
овладение
различными
видами
музыкально
-
творческой
деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования,
обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи
музыки и жизни. (2)
Принципы
отбора
основного
и
дополнительного
содержания
урока
связаны
с
преемственностью
целей
образования
на
различных
ступенях
и
уровнях
обучения,
логикой
внутрипредметных
связей,
а
также
с
возрастными
особенностями
развития
обучающихся.
Урок музыки может охватить широкое культурологическое пространство, которое
подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в
контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и
прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-
эстетического
фона,
усиливающего
понимание
детьми
содержания
музыкального
произведения.
Основой
развития
музыкального
мышления
детей
становятся
неоднозначность
их
восприятия,
множественность
индивидуальных
трактовок,
разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений,
отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным
произведениям.
Все
это
способствует
развитию
ассоциативного
мышления
детей,
«внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». (3)
Помимо
этого,
дети
проявляют
творческое
начало
в
размышлениях
о
музыке,
импровизациях, в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений.
Мною был поставлен эксперимент. Было взято 2 класса из параллели младших
классов. В одном классе дети просто слушали музыку и словесно излагали образы,
возникшие у них при восприятии произведения, говорили о характере и содержании
произведения. В другом классе дети получили задание нарисовать рисунок, который
изобразил бы образы, ассоциации, эмоции и чувства при прослушивании проигрываемого
произведения.
Дети, которые просто говорили о произведении через 2 месяца о нем забыли, а дети,
которые «рисовали» произведение помнили о нем еще долгое время.
Из
этого
можно
сделать
вывод
о
том,
что
в
младших
классах
фактором,
усиливающим понимание детьми музыкального произведения в большой степени является
наглядное
изображение
своей
ассоциации
на
рисунке,
чем
просто
проговаривание
содержания произведения.
В
этом
эксперименте
мной
формировались
следующие
универсальные
учебные
действия
Личностные:
Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
Нравственно-этическое оценивание произведения
Коммуникативные ууд
Умение выражать свои мысли не только в словесной форме.
Регулятивные ууд
Целеполагание;
волевая саморегуляция,
оценка качества и уровня усвоения произведения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
Умение структурировать знания,
Знаково – символическое моделирование.
Логические:
Слуховой анализ произведения;
Синтез, как составление целого из частей;
Классификация объектов.
Возникновение зрительного образа и как следствие выполнение рисунка.
Применялись методы:
1.
Метод междисциплинарных взаимодействий. (В. Алеев)
Этот
метод
проявляет
себя:
в
«создании
художественного
контекста»
–
поэтического
и
изобразительного
по
отношению
к
музыкальному;
в
выявлении
содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью на уровне тем уроков; в
обозначении некоторых жанровых параллелей между музыкой, литературой и живописью;
в нахождении взаимодействия отдельных средств художественной выразительности между
музыкой, литературой и изобразительным искусством.
2.
Стилевой подход.
Нацелен
на
постепенное
формирование
у
школьников
осознанного
стилевого
восприятия
музыки:
от
стиля
эпохи
через
стиль
эстетического
направления
к
индивидуальному стилю.
3.
Творческий метод (Л. Предтеченская)
Используется
как
важнейший
художественно-педагогический
метод,
определяющий
качественно-результативный
показатель
практического
воплощения
мировой художественной культуры. Оценками творчества являются неповторимость и
оригинальность,
проявляющиеся
в
опоре
на
личную
инициативу,
индивидуальные
склонности, особенности мышления и фантазии обучающихся.
4.
Метод восхождения от частного к общему.
Отражает
постоянное
развитие
у
обучающегося
полного,
всестороннего
и
целостного охвата материала.
Способы работы включали в себя:
1.
Словесные
пояснения,
беседы
с
обучающимися,
направленные
на
то,
чтобы
заинтересовать их произведением, которое они будут слушать.
2.
Включение лицеистов в активную деятельность при восприятии произведения:
словесное и изобразительное рисование картинок, возникших при восприятии музыки.
Личностными результатами изображения музыкального произведения являются:
Наличие эмоционально –ценностного отношения к искусству;
Реализация творческого потенциала в процессе прослушивания музыки
Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изображения музыкального произведения являются:
Устойчивый
интерес
к
музыке
и
различным
видам
музыкально-творчекой
деятельности;
Общее
понятие
о
значении
музыки
в
жизни
человека,
знание
основных
закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной
картине мира;
Элементарные
умения
и
навыки
в
различных
видах
учебно-творчекой
деятельности.
Метапредметными результатами изображения музыкального произведения являются:
Развитое
художественное
восприятие,
умение
оценивать
произведения
разных
видов искусств;
Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, города и др.:
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально - творческих задач;
Наблюдение
за
разнообразными
явлениями
жизни
и
искусства
в
учебной
и
внеурочной деятельности.
Слушая и изображая музыкальное произведение
обучающиеся научились:
Исследовать образную природу музыкального искусства.
Распознавать
выразительные
и
изобразительные
особенности
музыки
и
эмоционально откликаться на них.
Сравнивать музыкальные произведения.
Определять их сходство и различия.
Выявлять различные по смыслу музыкальные произведения.
Определять жизненную основу музыкальных произведений.
Воплощать эмоциональное состояние в рисунке.
Анализировать
и
соотносить
выразительные
и
изобразительные
интонации,
свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе
прослушанного музыкального произведения.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным
музыкальным образом.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных
образов.
Узнавать
и
создавать
композиции
с
применением
современных
средств
музыкальной выразительности.
Определять
различные
виды
музыки
(вокальная,
инструментальная,
сольная,
хоровая, оркестровая).
Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой,
народных инструментов).
Исследовать историю создания музыкальных инструментов (фортепиано, гитара,
скрипка, баян, орган и др.) с использованием информационно-коммуникационных
технологий.
Сопоставлять
музыкальные
образы
в
звучании
различенных
музыкальных
инструментов, в том числе и современных электронных.
Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества
своего народа и других стран мира.
Анализировать художественно-образное
содержание,
музыкальный
язык
произведений мирового музыкального искусства.
Воспринимать профессиональное и музыкальное творчество народов мира.
Воплощать
художественно-образное
содержание
музыкального
народного
творчества.
Список научно-методической литературы:
1.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
2.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
3.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос,
2002г.
4.
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших
школьников», М.,Академия, 2001г.
5.
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-
Петербург, 2002г.
6.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
7.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
8.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе»,
М.,Владос,2003г.
9.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития,
2006г.