"Интегрированные занятия - как одна из форм осуществления интегрированного подхода при реализации образовательного процесса с детьми с ЗПР"

Автор: Иванова Ольга Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23 "Берегиня" компенсирующего вида
Населённый пункт: г.Чебоксары, Чувашская республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Интегрированные занятия - как одна из форм осуществления интегрированного подхода при реализации образовательного процесса с детьми с ЗПР"
Дата публикации: 01.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Интегрированные занятия –как одна из форм осуществления

интегрированного подхода при реализации образовательного

процесса с детьми с ЗПР.
Дети с задержкой психического развития — многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью — до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. Работая в детском саду компенсирующего вида, а именно в группе для детей с ЗПР, перед нами становится очевидным ряд проблем при организации работы с детьми: - проблема позднего выявления данной категории детей и тем самым несвоевременное оказание соответствующей помощи; в основном причина – нежелание родителей. Они до последнего не хотят признавать, что их ребенок не успевает ,не может овладеть тем или иным материалом в массовом детском саду; поэтому вовремя не обращаются за помощью к специалистам. - проблема организации коррекционной работы с детьми разного возраста и разного диагноза: так помимо основного контингента детей с ЗПР разного возраста,есть дети с УО,а так же , в нашу группу поступают дети от 3,5 до 6 лет, мы не можем не учитывать этот фактор при планировании коррекционно-образовательного процесса. Работа в группе строится с учётом возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей детей. После проведения углубленной диагностики формируются подгруппы (по уровню актуального развития детей) с подвижным составом. Есть дети, которые выносятся на индивидуальную работу в силу особенностей их психофизиологического и речевого развития. Для них составляются индивидуальные планы сопровождения, и постепенно ребёнок вовлекается в групповую деятельность (сначала, как зритель, далее, как активный участник). Конечно, работа в разновозрастной группе требует от педагогов
повышенного внимания;Однако нельзя не отметить, что в такой ситуации есть и плюсы: возможность для ребёнка последовательно и гармонично переживать свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир; возможность меняться и примерять новые роли; преимущества развития игровой деятельности в разновозрастном коллективе. - проблема реализации комплексного подхода при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с ЗПР,т.е согласованную работу разных специалистов;Это предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, врачей разного профиля (психиатра, невропатолога), инструктора по ЛФК, массажиста. - проблема реализации интегрированного подхода при реализации образовательного процесса с детьми с ЗПР, с УО.
Рассмотрим реализацию интегрированного подхода при реализации

образовательного процесса с детьми ЗПР более подробно.
Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, -
интегрированные занятия
. Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин. 1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. 2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. 3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо
повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. 4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. 5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников. 6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Сущностью
интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Важно заметить, что
методика проведения занятия
с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные
методы и приемы
.
Наиболее эффективны из них следующие
: -сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность; -проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. -разнообразные дидактические игры для познавательно-речевого развития: знакомства с речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления окружающей действительности, воспитания чувства уверенности в своих силах. - использование нетрадиционных форм обучения, как во время занятий так и после них:
Элементы Су-Джок терапии
(Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.),
арт терапия
(многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с
миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. Т.е. утраченные способности восстанавливаются.),
сказко терапия,

логоритмика
( преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций на основе
сочетания слова,

музыки
и
движения.
) и
фоноритмика
( Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов),
элементы кинезиотерапии
. Процесс обучения детей осуществляется с учетом возможности широкого привлечения сохранных функций анализаторов для получения информации об окружающем. Для интегрированных занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Структура
интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования: -чёткость, компактность, сжатость учебного материала; -продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии; -взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; -большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии; -систематичность и доступность изложения материала; -необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Основные принципы взаимодействия с детьми:
1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке. 2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости. 3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к
отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания. 4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо). 5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы. В нашем детском саду дефектологи интегрируют три различные образовательные области : 1)Познавательное развитие 2)Речевое развитие 3)Социально-коммуникативное развитие И в связи с этим мы проводим такие интегрированные занятия: -формирование целостной картины мира и расширение кругозора, развитие речи; - формирование целостной картины мира и расширение кругозора, ознакомление с художественной литературой; -развитие речевого(фонематического)восприятия и формирование целостной картины мира и расширение кругозора. При реализации интегрированного подхода в решении основных задач при проведении НОД необходимо учитывать следующее: —содержание базисных программ детского сада(в нашей группе мы работаем по методическому пособию
«
Подготовка к школе детей с задержкой психического раз вития» под общей ред. С.Г. Шевченко ,а так же используем программу для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание»под редакцией Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой (2003г.) ) —положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослым и детьми; —выразительность и эмоциональность речи педагога; —возрастные, индивидуальные психологические особенности детей группы;
—постановку проблемных задач, задач повышенной трудности; —обязательное использование наглядности; — постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм к организации; —включение моментов самоконтроля и самооценки. Также важным для проведения интегрированного НОД становится определение соотношения знакомого и нового материала. Новый материал обязательно должен основываться на уже изученном и хорошо усвоенном, что будет способствовать быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенком к решению проблемной ситуации своего собственного опыта, актуализации имеющихся знаний. НОД должно носить игровую форму. Именно она дает глубину восприятия и эмоциональную окрашенность. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, сталкиваясь с трудностями, «скрытой» учебной задачи. При реализации интегрированного подхода на НОД мы используем разнообразные дидактические игры для познавательно речевого развития. Особое внимание я уделяю на работу по звукопроизношению, развитию фонематического восприятия. Так как правильная артикуляция способствует лучшему слуховому восприятию, то небольшая фонетическая зарядка, я считаю должна всегда присутствовать на занятиях. Дети очень любят игры перед зеркалом, со звуками, когда нужно отыскать «спрятавшийся» звук, определить место звука в слове, придумать слова на заданный звук и т.д.). Все это способствует развитию интереса к звучащей стороне речи. Ну конечно же это очень сложные игры для них, но все же проблемные ситуации их объединяют, так как Важное условие интеграции – поиск основания для объединения. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память. Интегрированное занятие также предполагает обязательное развитие
творческой активности воспитанников. Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда проводятся в системе. Следует отметить, что проведение интегрированных занятий требует особенной подготовки от педагога и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение таких занятий каждый день является очень сложным.
Таким образом, интегративный подход при проведении НОД с детьми

ЗПР и УО разного возраста, основанный на целостности восприятия

ребенком окружающего мира, выступает как ведущий принцип

проектирования содержания дошкольного образования и позволяет

обеспечить условия для организации познания в рамках целостного

процесса, где ребенок осваивает базовые категории с различных точек

зрения в разных образовательных сферах.
Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи. Интегративный подход к педагогическому процессу позволяет в процессе обучения сформировать у дошкольников целостную картину мира и создать предпосылки для их всестороннего развития, помогает решить задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создав положительный эмоциональный строй. ЛИТЕРАТУРА
1
.Ж. Управление ДОУ статья К. Белая, И. Павленко и др. «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ» - М., № 4-03 год.
2
.Светловская И.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - № 5. - С.57- 60.
3
.Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт). - Л.,1989. - 96 с.
4
.Кириенко С.Д., Интеграция содержания образования в практике работы ДОУ/С.Д.Кириенко/Начальная школа Плюс До и После.-2011.-№10.-С.1-5.
5.
Трабайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса/Л.В. Трабайчук // начальная школа Плюс До и После.-2011.-№10.- С.1-7.