Напоминание

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в условиях смешанного обучения

Автор: Блинкова Татьяна Павловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в условиях смешанного обучения







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в

условиях смешанного обучения»

Современные

требования

к

результатам

обучения

в

значительной

степени ориентированы на учет индивидуальных особенностей учащихся,

это регламентируют нормативные документы. Однако эти требования не

вполне вписываются в традиционную систему образования.

До

сих

пор

в

основном

образование

строится

в

рамках

классно-

урочной

системы,

которую

разработал

великий

деятель

педагогической

науки (дидактик) Ян Амос Коменский еще в XVII веке

Классно-урочная

система

Коменского

ориентирована

на

«среднего

ученика», у всех единый темп, все получают решают задания одного уровня,

времени на каждого ученика в отдельности у учителя нет. Личность ученика

и его индивидуальные особенности не воспринимаются как приоритетные.

Несмотря на то, что классно-урочная система не вполне отвечает запросам

сегодняшнего

дня

в

плане

индивидуализации

обучения,

она

остается

востребованной

в

силу

эффективности

в

других

аспектах,

например,

в

формировании конкретных знаний, умений и навыков.

Индивидуальный

подход

к

учащимся

в

рамках

классно-урочной

системы может быть реализован достаточно условно. Поэтому поиск таких

средств,

которые

бы

позволяли

учесть

индивидуальные

особенности

учащихся

в

условиях

классно-урочной

системы

является

актуальной

проблемой современной школы.

Одним из таких средств, которые могли бы позволить это сделать,

являются технологии смешанного обучения.

Конкурентоспособность страны в современном мире является важным

показателем развития государства и залогом национальной безопасности.

Современным трендом является внедрение информационных технологий во

все

сферы

жизни

общества.

Цель,

которую

поставил

президент

перед

образованием

России

обеспечить

конкурентоспособность

российского

образования

и

вывести

Российскую

Федерацию

к

2024

году

в

десятку

ведущих стран по качеству образования.

На

решение

этих

проблем

направлен

национальный

проект

«Образование», охватывающий 10 различных направлений. Одно из которых

«Цифровая

образовательная

среда».

Это

проект

направлен

на

создание

современной

и

безопасной

цифровой

образовательной

среды,

обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и

уровней.

Для этого нужно научить детей самостоятельности, а они все разные,

у всех разный темп обучения и восприятия информации. Можно вернуться к

внешним

дифференциации,

создание

относительно

стабильных

групп,

в

которых

различается

содержание

образования

и

предъявляемые

к

школьникам учебные требования.

А можно идти другим путем, который позволяет и знания получать, и

учиться самостоятельности, и приобретать компетенции (те способности и

умения,

которые

позволяют

эффективно

действовать

и

добиваться

требуемого результата). А сейчас это можно осуществить через построение

индивидуальных образовательных траекторий ИОТ с использованием ЭОР.

Все

существующие

ЭОР

дают

дополнительную

информацию

для

развития ученика. Задача учителя в современном информационном мире

помочь ребенку найти и отобрать из всей массы информации самое главное

для него самого. К тому же, использование ЭОР делает более насыщенным и

интересным не только работу ребенка, но и учителя.

Учебный

процесс

при

смешанном

обучении

представляет

собой

последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые

чередуются во времени.

Под

смешанным

обучением

будем

понимать

современную

образовательную

технологию,

в

основе

которой

лежит

концепция

объединения

технологий

«классно-урочной

системы»

и

технологий

электронного

обучения,

базирующегося

на

новых

дидактических

возможностях,

предоставляемых

ИКТ

и

современными

учебными

средствами.

Важно понимать, что смешанное обучение — это не дополнительное

образование,

не

использование

электронных

образовательных

ресурсов

(ЭОР) на уроке, не использование автоматизированных тестов, не рассылка

домашнего

задания

по

сети.

Смешенное

обучение

представляет

собой

основное

образование,

систему

взаимодействия

различных

форм

работы,

оптимизацию

образовательного

процесса,

индивидуализацию

образовательного процесса.

Эффективность смешанного обучения:

Ученик

расширяет

образовательные

возможности,

процесс

является гибким и подстраивается под каждого учения;

Ученик

самостоятельно

выстраивает

маршрут

изучения

дисциплины, повышается его заинтересованность;

Процесс становится персонализирован и индивидуализирован;

Учитель переходит из роли диктора в роль тьютора.

Существует несколько моделей смешанного обучения, одна из них

«индивидуальный план». Данная модель больше углублена в сферу онлайн-

обучения.

Чем

больше

появляется

видов

онлайн-обучения,

тем

больше

свободы у ученика.

Задача школы – сформировать и развить способности ученика. Не все

дети одаренные, которые легко и быстро изучают дисциплину. Достаточно

большое количество обучающихся в образовательных учреждениях имеют

трудности при обучении. Модель смешанного обучения «индивидуальный

план» очень хорошо подходит для детей, которые редко бывают в школе, это

могут

быть

спортсмены,

дети

с

ограниченными

возможностями,

часто

болеющие дети, артисты. Эта модель обучения может быть реализована как

на уровне школы, так и на уровне одного класса.

В рамках этой модели каждый ученик получает свой индивидуальный

план, который разработал учитель или компьютерная программа. Здесь к

посещению обязательны только те учебные предметы, которые прописаны в

плане. Основной упор здесь на онлайн-обучение, то есть учителем должен

быть

разработан

курс,

где

дети

смогут

самостоятельно

познакомиться

с

теорией предмета и закрепить полученные знания при выполнении разного

рода заданий: решение задач, эссе, виртуальные лабораторные работы, какие-

либо проектные работы.

Поскольку

при

смешанном

обучении

значительная

доля

времени

отводится на самостоятельную работу учащихся, которые могут работать в

удаленном режиме, для успешной организации индивидуальных траекторий

учителю необходимо знать основные типичные познавательные затруднения

и причины их возникновения.

Современные

педагогические

и

психологические

исследования

позволяют

определить

познавательные

затруднения

как

возникающие

в

процессе

учебной

деятельности

препятствия

в

понимании

материала,

осознанном его усвоении, воспроизведении и продуктивном использовании

сущностных

связей

и

отношений

зависимости

между

различными

изучаемыми объектами, явлениями и фрагментами описывающего их знания.

Затруднения нельзя рассматривать только как ограничение, помеху на

пути решения проблемы, у затруднений есть и положительная сторона, суть

которой

заключается

в

мотивации

к

дальнейшему

познанию.

Важным

является то, чтобы все эти затруднения были оптимальной трудность. Если

уровень затруднений сделать низким или очень высоким, то развивающая

функция деятельности будет потеряна.

Можно выделить следующую классификацию для затруднений.:

Затруднения,

которые

выражаются

в

отсутствии

сформированных

на

должном

уровне

мыслительных

операций,

в

неосознаваемых

логических

трудностях

учащихся.

Они

закладываются

в

сознании

учащихся

задолго

до

начала

изучения

физики и могут проявляться самым неожиданным образом, например,

в

неготовности

мышления

учащегося

к

восприятию

абстрактного

материала, в неумении различить причину и следствие и т.д.

Речевые

затруднения

проявляется,

когда

традиционное

повседневное значение слов не соответствует научному смыслу; или

возникает

иллюзия

понимания

слов,

так

как

их

значение

может

зависеть не только от звучания, но и от контекста речи, от интонации.

Технологические затруднения, то есть приобретенные в

ходе

обучения

выражаются

в

побочных

эффектах

свертывания

мыслительных

операций;

в

ситуативном

характере

усвоения

информации;

проявляются

в

предрасположенности

учащихся

к

наиболее простым формам мыслительной деятельности, как правило,

связаны с неудачной методикой преподавания, когда слишком много

алгоритмичных

действий.

Такая система позволяет делать обучение многоуровневым, для тех

кому предмет нужен по минимуму, для тех, кого предмет интересует, для

тех, кому этот предмет будет нужен.

«Мысли глобально, действуй локально».