Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Автор: Галушина Татьяна Витальевна
Должность: студент
Учебное заведение: Институт Непрерывного Педагогического Образования "ХГУ им. Н.Ф. Катанова"
Населённый пункт: Республика Хакасия, г. Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С

ОНР III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Галушина Т.В ИНПО ХГУ им.Н.Ф. Катанова, г.Абакан

Одной из актуальных проблем, стоящих перед школой на протяжении

всего ее исторического развития, является формирование орфографической

грамотности детей, причем данная проблема до сих пор не решена, и вряд ли

может быть решена окончательно.

Орфографически

правильное

письмо

у

детей

предполагает

умения

находить,

узнавать

явление

языка,

на

основе

так

называемого

орфографического

навыка,

который

помогает

пишущему

остановиться,

задуматься и, при необходимости, проверить себя.

Теоретический

орфографический

материал

курса

русского

языка

представляет

для

учащихся

некоторые

трудности,

в

связи

с

тем,

что

представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и

применять на практике. Данный объем определен официальной программой

и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В

пределах

обозначенного

объема

учащиеся

должны

научиться

выделять

орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим

применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку

правила и освоить правописание с помощью правил не одно и то же. Как

известно, есть школьники, которые, зная правило, не могут применять его на

практике.

Поэтому

педагоги,

психологи

и

логопеды

ищут

новые,

более

эффективные подходы в организации процессов работы над формированием

орфографического навыка.

Изучением проблемы обучения школьников орфографии занимались

психологи Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Г.Г. Граник, П.С. Жедек, В.В.

Репкин,

методисты

Н.Н.

Алгазина,

М.Т.

Баранов,

М.Р.

Львов,

Н.С.

Рождественский, М.М. Разумовская, А.В. Текучев, Е.Г. Шатова и др. Все

данные исследователи особое значение в формировании орфографического

навыка придавали начальной школе, так как именно в ней закладываются

основы грамотного письма. Поэтому учителям и логопедам начальной школы

нужно

научить

младших

школьников

превращать

свои

знания

в

навыки.

Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый

орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к

овладению навыком.

Не менее важной в настоящее время является проблема формирования

орфографических навыков у детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР)

III

уровня. Трудности,

которые

испытывают

дети

данной

категории

в

процессе обучения,

обусловлены

как

недостаточной

сформированностью

сенсорной,

интеллектуальной

и

аффективно-волевой

сферы,

так

и

недоразвитием отдельных психических процессов – внимания, восприятия,

памяти. Особую роль в процессе формирования орфографических навыков

имеет фонетический процесс, а также уровень развития словарного запаса

ребенка. Однако именно это, как правило, у детей с ОНР западает. Поэтому

при определении методов работы с детьми, которые имеют нарушения речи,

логопед

должен

учесть

все

особенности

обучающихся д е т е й данной

категории

и

на

данной

основе

включать

в

познавательную

деятельность

разные психические структуры каждого ребёнка, опираясь на разные уровни

их активности и развития речи.

При

этом

анализ

методических

рекомендаций

по

работе

с

детьми

данной категории в указанном направлении показал, что с одной стороны в

дидактике существует масса методических рекомендаций, которые помогают

разобраться в лингвистических, психологических и методических основах

обучения

грамотному

письму

детей

с

ОНР III

уровня

(А.В.

Ястребова,

Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева и

др.). С другой стороны, не смотря на разностороннюю разработку вопросов

методики

обучения

орфографии

детей

с

ОНР,

в

методической

науке

отсутствует

теоретическое

обоснование

эффективности

логопедической

работы в формировании орфографических навыков у младших школьников с

ОНР III уровня. Кроме того, не достаточно освещен данный вопрос и в

методических разработках. Все это говорит об актуальности темы нашего

исследования,

связанной

с

разработкой

и

обоснованием

системы

логопедической работы, направленной на формирование орфографических

навыков

у

младших

школьников

с

ОНР

III

уровня:

«Формирование

орфографических навыков у младших школьников с ОНР III уровня в процессе

логопедической работы».

Проведено исследование с целью выявления методических условий

успешного

формирования

орфографических

навыков

у

детей

младшего

школьного возраста с ОНР III уровня в процессе логопедической работы.

Изучена психолого-педагогическая и лингвометодическая литература

по проблеме формирования орфографического навыка. Достижение высокого

качества орфографических навыков является одной из наиболее сложных

задач

начального

обучения.

Орфографический

навык

это

особая

разновидность речевого навыка, навык письменной речи. В теории русской

орфографии указываются морфологический, фонетический, традиционный

принципы, а также дифференцирующие написания, на которых и строится

обучение орфографии в начальной школе.

Рассмотрены

основы

работы

по

формированию

орфографического

навыка

у

детей

младшего

школьного

возраста.

Методика

работы

над

формированием у младших школьников орфографических навыков исходит

из

психологической

природы

орфографического

навыка.

Формирование

навыков

грамотного

письма

у

школьников

базируется

на

усвоении

грамматической теории и орфографических правил.

Раскрыты

особенности

логопедической

работы

с

детьми

младшего

школьного возраста, имеющими общее недоразвитие речи III уровня, по

формированию

орфографического

навыка.

В

связи

с

тем,

что

несформированность

языковых

обобщений

сочетается

у

детей

данной

категории

с

трудностями

формирования

алгоритма

орфографических

действий,

недостаточностью

операций

анализа,

синтеза,

сравнения,

сопоставления,

классификации,

обобщения,

симультанных

процессов

при

оперировании

языковыми

единицами,

логопедическая

работа

по

формированию

орфографических

навыков

должна

носить

системный

и

дифференцированный характер, строиться с учетом структуры и механизмов

нарушения речи, проводиться в комплексе с устранением данного нарушения.

Изучены уровни сформированности орфографических навыков у детей

младшего школьного возраста с ОНР III уровня на констатирующем этапе и

выявлено,

что

как

в

контрольном,

так

и

в

экспериментальном

классе

преобладающим уровнем развития орфографической грамотности являлся

низкий, преобладал низкий уровень развития орфографической зоркости и

низкий уровень орфографического самоконтроля.

На формирующем этапе разработан комплекс логопедических занятий,

направленных на формирование орфографических навыков у детей младшего

школьного

возраста

с

ОНР

III.

Эффективность

использования

данного

комплекса

доказана

на

контрольном

этапе

опытно-экспериментальной

работы.

Таким образом, цель исследования достигнута, решены поставленные

задачи и подтверждена выдвинутая гипотеза.