Напоминание

Программа кружковой работы: "Волшебная бумага"

Автор: Бубаева Ирина Максимовна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ Д/с №84 "Снегурочка"
Населённый пункт: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа кружковой работы: "Волшебная бумага"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Администрация г.Улан-Удэ Комитет по образованию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №84 «Снегурочка» присмотра и оздоровления г. Улан-Удэ Утверждаю Заведующая МБДОУ Детский сад №84 «Снегурочка» _____________ Кравчук Г.Е. «____________» 2015 Г. Кружковая работа «Волшебная бумага» Составитель: Бубаева И.М. 2015-2016
Пояснительная записка Ранний возраст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценно развития. В настоящее время специалисты в области раннего развития интеллектуальных и мыслительных процессов считают, что необходимо начинать с развития движения рук, а в частности развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребёнка мы можем развивать в процессе с разными материалами. С помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой. Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддаётся обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рваная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Задачи:
- формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объёмной аппликации; - учить основным приёмам в аппликационной технике «бумажная пластика», (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
-учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции); - обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребёнок познаёт фактуру, плотность, цвет бумаги); - развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер; - развитие речи; - развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия; - воспитание навыков аккуратной работы с бумагой; - воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия 10 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности, начинает работу с тог места, где закончил. Занятия проходят в форме игры, для обыгрывания определённого сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры. Общее количество занятий – 36.
Ожидаемые результаты работы
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приёмами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Итогом в реализации программы являются выставки детских работ в детском саду.
Познавательно-речевое развитие
Пояснительная записка Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из ведущих разделов дошкольной педагогики. Познавательно – речевое развитие предполагает развитие интересов детей, становление сознания, владение речью как средством общения и культуры, знакомство с книжной литературой, понимание на слух текстов различных жанров, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Задачи: - сенсорное развитие; - развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; - формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; - развитие свободно общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи; - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Тематическое планирование
Сентябрь Занятие №1 Вводное занятие. Знакомство детей с бумагой, ее свойствами, с клеем, с салфеткой. «Витамины в банке» Цель: Учить рассматривать, узнавать, называть. Октябрь Занятие №2 « Яблоки рассыпались». Цель: Вызвать у детей интерес к аппликации: раскладыванию и наклеиванию кругов разного цвета по всему листу. Закреплять названия цветов. Учить приёмам намазывания и наклеивания. Ноябрь Занятие №3 «Коврики». Цель: Учить наклеивать разноцветные треугольники на нарисованную основу и составлять общий «коврик» из индивидуальных работ. Закреплять название цветов, геометрических форм. Декабрь Занятие№4 «Веселый снеговик». Цель: Учить проклеивать три круга друг над другом. Чтение стихотворения про снеговика, знакомить с зимними героями. Выработать у детей правильный темп речи, интонационную выразительность. Январь Занятие №5 «Вот какие у нас цыплятки». Цель: Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми создавать образ цыплят. Уточнить представление о внешнем виде цыплёнка (туловище и голова- круги разной величины, тонкие ножки, на голове- клюв и глаза). Февраль Занятие №6 «Вот какой у нас букет!»
Цель: Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Показать возможность изготовления цветка в технике бумажной пластики- из мятых комочков и рваных кусочков. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме. Март Занятие №7 «Облака на небе». Цель: Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону. Развитие свободного общения со взрослыми. Апрель Занятие №8 «Самолет». Цель: Показать детям способ составления самолёта из трёх полосок разной длины, закрепив обыгрыванием и чтением стихов. Самолёт построим сами, Понесёмся над лесами. Понесёмся над лесами, А потом вернёмся к маме. Май Занятие №9 «Репка». Цель: Учить детей слушать сказку, а затем её разыграть. Привлечь детей к совместной деятельности через сказку.
Физическое развитие
Пояснительная записка Целью физического развития является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребёнка. Однако опорно-двигательный аппарат развит ещё сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Ребёнок ещё не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Всё это необходимо учитывать при организации работы по физическому воспитанию. Задачи: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурно – гигиенических навыков; - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладения основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Тематическое планирование. Сентябрь Занятие №1 «Ножницы разговаривают». Цель: Учить детей правильно держать ножницы, осуществлять ими «холостые» движения, обучать технике безопасности при работе с ножницами. Октябрь Занятие №2 «Солнышко и дождик». Цель: Уходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя. Закреплять у детей практические навыки аппликации, учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, наклеивать их (развитие мелкой моторики). Закреплять знания о геометрических фигурах, значение большой, маленький. Ноябрь Занятие№3 «Колобок покатился по лесной дорожке». Цель: Учить детей создавать выразительный образ колобка в технике бумажной пластики: сминать бумажную салфетку в комок, раскатывать в ладошках и наклеивать фантики наклеивать на дорожку, нарисованную фломастером в виде кривой линии. Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук. Декабрь Занятие №4 «Зайка беленький сидит». Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать. Учить формировать белые комочки из ваты, мягкой бумаги, салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать к силуэту зайки в пределах нарисованного контура. Январь Занятие №5 «Зимний пейзаж». Цель: Учить детей использовать в работе прием обрывания. Упражнять в составлении пейзажа. Совершенствовать умение в скручивании жгутиков, аккуратной работе с клеем. Развивать мелкую моторику рук. Февраль Занятие №6 «Воробушки». Цель: Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя,
находить своё место. Продолжать упражнять в скатывании бумаги в шарики различной величины. Март Занятие №7 «Праздник мам» Цель: Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами, соблюдая меры предосторожности. Учить детей переключать внимание с одно движения рук на другое, развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика: Наши милые цветы раскрывают лепестки. (плавно разжимают пальцы) Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (машут ладошками перед собой) Наши милые цветки закрывают лепестки. (плавно сжимают пальцы) Тихо засыпают, головой качают. (кладут ладони на колени). Апрель Занятие №8 «Бабочка». Цель: Закреплять умение составлять силуэт предмета из 3 готовых заготовок, наклеивая их на основу, выполнение движений в соответствии со словами. Физкультминутка: Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. Май Занятие №9 «Мой весёлый звонкий мяч». Цель: Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова. Учить наносить пальцем клей на изображение, прикладывать проклеенной стороной к бумаге, прижимать ладонью и разглаживать тряпочкой (развитие силы), закреплять знания о различных цветах. Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, жёлтый, голубой, Не угнаться за тобой! (С.Маршак)
Социально – личностное развитие
Пояснительная записка
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально – личностного развития и воспитания дошкольников. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении (с близкими взрослыми), осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Усвоение ребёнком общественного опыта происходит в процессе становления предметно – игровой деятельности, продуктивных её видов, обучения. Познание окружающей жизни протекает в игре, в том числе сюжетной. Направление «Социально – личностное развитие» включает в себя образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность», содержание которых направлено на формирование положительного отношения к труду, развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие. Эти цели достигаются через решение следующих задач: - развитие игровой деятельности детей; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; - развитие трудовой деятельности; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Тематическое планирование. Сентябрь Занятие №1 «Овощи в корзинке». Цель: Знакомить детей с техническими способами аппликации. Формировать навыки работы по образцу, умение расположить объекты «в корзиночке». Побуждать детей быть аккуратными, стараться не пачкаться клеем. Октябрь «Вот такие у нас листочки»
Цель: Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки на голубом фоне и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. Занятие №2 «Утята». Цель: Формировать у детей пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, формировать положительный интерес. Формировать заботливое отношение к животным. Ноябрь Занятие№3 «Дорожка для куклы». Цель: Учить детей наклеивать чередуя круг и квадрат по линии, развивая о поощряя самостоятельность. Декабрь Занятие №4 «Украсим пакеты для новогодних подарков» Цель: Продолжать вызывать у детей приятные эмоции, связанные с новогодним праздником. Воспитывать любознательность, отзывчивость, доброту. Январь Занятие №5 «Рябина для снегиря». Цель: Вызвать интерес к изготовлению ягодок рябины для снегирей. Упражнять в скатывании шариков из обрывков бумаги. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Февраль Занятие №6 «Вагончики». Цель: Продолжать формировать умение наклеивать готовые шаблоны на картон. Закреплять знания о геометрических фигурах, цвете. Воспитывать аккуратность. Март Занятие №7 «Крошки для птичек- коллективная работа». Цель: Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону, формировать интерес и положительное отношение. Апрель Занятие №8 «Салфетка». Цель: Продолжать учить делать коллективные работы, украшая салфетку для куклы разными геометрическими фигурами, наклеивая их в
хаотичном порядке. Закреплять знания о геометрических формах, цветах. Воспитывать аккуратность. Май Занятие №9 «Мы с мамой собрали грибочки». Цель: Закреплять умение составлять силуэт предмета из 2 готовых заготовок, наклеивая их на основу. Закрепить понятия маленький- большой. Воспитывать чувство сопереживания, заботы, уважения к старшим.
Художественно – эстетическое развитие.
Пояснительная записка

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Эстетическое воспитание – это развитие способов присвоения норм и ценностей. Принципиальным считается тот факт, что способ присвоения влияет на характер ценности, ограниченность её присвоения ребёнком и определяет его возможности в дальнейшем развитии. Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста – особенно важное направление педагогики, требующее приоритетного внимания. Необходимо подняться на современный уровень осознания функций искусства и возможностей художественно воспитания для развития личности ребёнка. Детское творчество с раннего возраста развивает композиционное мышление, формирует потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образное содержание в детских произведениях. Задачи: - развитие продуктивной деятельности детей( аппликация, лепка, рисование, художественный труд); - развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству; - развитие музыкально – художественной деятельности; - приобщение к музыкальному искусству. Тематическое планирование. Сентябрь Занятие №1 «Разноцветные камешки». Цель: Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами, учить мять бумагу, скатывая из неё комочки, приклеивать их к картону, формировать интерес и положительное отношение к работе. Октябрь Занятие №2 «Платье в горошек». Цель: Учить детей наклеивать на данной заготовке круги бумаги, развивая чувство вкуса.
Ноябрь Занятие№3 «Букет для мамочки». Цель: Вызвать интерес к созданию красивого букета для мамы. Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на форме (силуэте букета). Показать возможность изготовления цветка из мятых комочков и рваных кусочков. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме. Декабрь Занятие №4 «Праздничная ёлочка». Цель: Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки в хаотичном порядке. Январь Занятие №5 «Снежный домик». Цель: Вызвать интерес к созданию зимней картинки. Учить скручивать жгутики из бумаги. Учить составлять изображение домика, забора из жгутиков. Развивать чувство композиции. Поощрять самостоятельность. Февраль Занятие №6 «Красивая бутылочка». Цель: Научить наклеивать кусочки клейкой бумаги на объёмный предмет. Воспитывать эстетические чувства. Закреплять название цветов. Март Занятие №7 «Пушистая тучка». Цель: Учить детей создавать рельефные изображения из пластилина (отщипывать кусочки и прижимать, примазывать пальчиками). Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета. Развивать тактильные ощущения. Воспитывать аккуратность. Апрель Занятие №8 «Салфетка». Цель: Продолжать учить делать коллективные работы, украшая салфетку для куклы разными геометрическими фигурами, наклеивая их в хаотичном порядке. Закреплять знания о геометрических формах, цветах. Воспитывать аккуратность. Май Занятие №9 «Салют».
Цель: Закреплять умение правильно наклеивать на фон кусочки рваной бумаги. Воспитывать аккуратность, эстетическое чувство. Закрепить знания о цветах. Список использованной литературы 1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», 2007 г. 2. Янушко Е.А. «Аппликация с детьми раннего возраста», 2006г. 3. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре», 1992г. 4. Тимофеева Е.А. «Подвижные игры», 1986г.