Напоминание

Особенности обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья .

Автор: Жукова Алина Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Город Мичуринск,Тамбовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья .







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Особенности обеспечения психолого-педагогического сопровождения

детей с ограниченными возможностями здоровья .

«Если вы удачно выберите труд и вложите в него

всю свою душу, то счастье само отыщет вас»

К. Д. Ушинский.

В

современном

мире

значительную

группу

детей

составляют

дети

с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К таким детям относятся: дети

с

речевыми

нарушениями,

с

задержкой

психического

развития,

с

расстройствами аутического спектра, дети с детским церебральным параличом

и многое другое. У таких детей внутренняя и внешняя активность существенно

ограничена и поэтому им приходится испытывать определенные затруднения в

осуществлении жизненно важных функций, определяющих их способность к

общению и познанию. [5, с. 343]

В настоящее время общество приходит к пониманию того, что нарушения

в

психофизической

сфере

не

должны

лишать

ребенка

возможности

социализировать свою индивидуальность. В наше время уже и не встретишь

детских

садов,

где

бы

не

было

ребенка

с

особыми

образовательными

потребностями.

Дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья

могут

реализовать свой потенциал лишь при условии правильного подхода к процессу

воспитания и обучения. [2, с. 306]

Способности эмоционально относятся к

окружающему миру, когда ребёнок проявляет свою индивидуальность.

Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная система в

процессе

деятельности,

которой

создаются

социально-психологические

и

педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в

процессе обучения.

Быть воспитателем или педагогом

– это ответственность. Это значит

видеть неповторимость каждого ребенка, осознавать, что в ваших руках его

жизнь и его душа, беречь их и стараться делать все, чтобы его детство было

1

содержательным

и

радостным,

потому

что

от

того,

как

пройдет

детство

человека, зависит вся его дальнейшая взрослая жизнь. [4, с. 427]

Быть воспитателем или педагогом – это радость. Это значит видеть, как

растет малыш, как с каждым годом он все больше может понять и сделать,

ощущать

его

привязанность

и

доверие,

и

отдавать

ему

бескорыстно

свою

любовь.

Любить

ребенка

легко,

но

еще

необходимо

увидеть

в

нем

личность,

помочь развить эту личность может только настоящий профессионал.

Будущие

воспитатели

и

педагоги

должны

хорошо

представлять

себе

возможности

психокоррекционных

методов,

знать

области

их

применения,

уметь грамотно использовать коррекционные приемы и способы в практике

воспитания и обучения детей. [6, с. 36]

Оказание помощи детям с особенностями в развитии наиболее успешно

осуществляется

в

парадигме

сопровождения.

Необходимость

организации

психолого-педагогического

сопровождения

в

образовательном

учреждении

подчеркивается

в

документах,

определяющих

государственную

политику

в

области образования. Прежде всего, это Федеральный закон «Об образовании в

Российской

Федерации»

и

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты,

указывающие

на

необходимость

комплексного

подхода

к

обеспечению условий, необходимых для развития ребенка, а также преодоление

проблем в обучении и воспитании.

Основными

принципами

обеспечения

социально-педагогического

сопровождения могут быть следующие:

- согласие ребенка на помощь;

- опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; вера

в эти возможности;

-

ориентация

на

способности

детей

самостоятельно

преодолевать

трудности;

- совместность, сотрудничество, содействие;

- конфиденциальность (анонимность);

2

- доброжелательность и безоценочность;

- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

- реализация принципа "не навреди";

- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Огромное

внимание

при

сопровождении

ребенка

с

особенностями

в

развитии

специалистами

уделяется

консультативно-просветительская

деятельность, по вопросу повышения психолого-педагогических компетенций

педагогов и родителей. В ходе групповых и индивидуальных консультаций

родители

обучаются

позитивному

общению

с

детьми,

обогащая

свой

воспитательский

опыт.

Приобщение

родителей

и

детей

к

проведению

совместных

занятий,

праздников,

тематических

мероприятий

оптимизирует

детско-родительские

отношения,

активизирует

ресурсы

ребенка,

что

благотворно влияет на процесс сопровождения в целом. [1, с. 604]

Наличие

эмоционального

напряжения,

стресса

можно

установить

по

следующим признакам:

если ребенок легко расстраивается, много переживает, плачет, ноет

или ворчит, не может успокоиться;

если

капризничает,

раздражается

по

пустякам,

не

может

ждать,

терпеть;

часто обижается, «дуется», не переносит никаких замечаний;

если ребенок крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что

может смеяться и плакать одновременно;

если много печалится и грустит без видимой на то причины;

сосет палец, все вертит в руках;

долго засыпает, спит беспокойно, часто просыпается;

если становится повышенно возбудим или заторможен;

появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых

новых, неизвестных или ответственных ситуациях;

3

если малыш быстро устает, отвлекается, не может концентрировать

внимание на продолжительное время;

жалуется на головные боли или боли в области живота; нередко

бледнеет, краснеет, потеет;

если снижается аппетит.

Для

педагогов-психологов

регулярно

проводятся

беседы,

семинары

практикумы

с

изображением

игровых

приемов

и

эффективных

средств

взаимодействия с детьми, имеющие проблемы в формировании эмоционально-

волевой, речевой сферы, недостаточность развития мелкой моторики, проблемы

в общении, замедленность процессов психических функций и прочее.

У многих ребят с ограниченными возможностями здоровья заложены

творческие способности, поэтому педагоги стараются привлечь ребят ко многих

конкурсным программам. Безусловно под чутким контролем педагога, ребята с

большим желанием рисуют красивые рисунки на листах бумаги,делают поделки

из цветной бумаги и картона, многие даже не плохо вышивают бисером, делая

целые

картины.

Данный

вид

работы

помогает

многим

ребятам

развить

усидчивость,

мелкую

моторику,

воображение,

активизирует

мыслительные

процессы, служит стимулом для эстетического развития. [3, с. 669]

Главная

задача

это

то,

что

ребёнок

испытывает

удовлетворение

от

результатов своего труда, испытывает гордость, когда видит свою работу среди

множества других работ, а когда получает награждение за проделанную работу,

вы бы видели как светятся лица ребят.

Я убеждена, что деятельность по адаптации и социализации необходима

не только детям с ОВЗ, но и окружающим их ребятам, чтобы они больше знали

о

трудностях,

которые

испытывают

дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья, были более терпимы, отзывчивы и милосердны.

Практика

свидетельствует,

что

главное

в

деле

обе спечения

эмоционального

благополучия

ребенка

-

искренняя

заинтересованность

в

успехе,

а

также

единство

взглядов

значимых

взрослых

-

родителей,

воспитателей, специалистов детского сада. [2, с. 306]

4

На основании выше сказанного , при использовании правильного подхода

имеются

положительные

результаты:

дети

с

ОВЗ

эффективно

осваивают

способы

коммуникации,

вовлекаясь

в

общение

со

сверстниками,

учатся

проявлять

инициативу,

повышают

уверенность

в

себе

и

своих

силах,

самореализовываются, поднимаясь тем самым вверх по ступеням социальной

адаптации.

Закончить свою статью я хочу словами:

«… Изменить свою и чужую сущность нельзя, можно лишь направить ко

благу различные особенности характера, даже недостатки, — в этом и

заключается великая книжная тайна и великая задача воспитания».

Жорж Санд .

Список используемой литературы:

5

1. CD-ROM. Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в

соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации. ФГОС. -

Москва: Гостехиздат, 2015. - 604 c.

2. Александра, Юрьевна Юсупова Интегрированное обучение детей с

ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Александра

Юрьевна Юсупова. - М.: Владос, 2015. - 306 c.

3. Алиев, М.Д. Медицинская, психологическая и социальная адаптация

детей, излеченных от онкологических заболеваний / М.Д. Алиев. - М.:

Практическая медицина, 2015. - 669 c.

4. Возняк, И.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в

образовательный процесс / И.В. Возняк. - М.: Учитель, 2015. - 427 c.

5. Гончарова, В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое

сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях

непрерывного инклюзивного образования. Монография / В.Г. Гончарова. - М.:

ИНФРА-М, 2018. - 343 c.

6. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной

образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с

ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012.-

36 с.

7. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология

комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения

ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов

дошкольного образования, 2010. - 67 с.

6