Автор: Жукова Алина Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Город Мичуринск,Тамбовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья .
Особенности обеспечения психолого-педагогического сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья .
«Если вы удачно выберите труд и вложите в него
всю свою душу, то счастье само отыщет вас»
К. Д. Ушинский.
В
современном
мире
значительную
группу
детей
составляют
дети
с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К таким детям относятся: дети
с
речевыми
нарушениями,
с
задержкой
психического
развития,
с
расстройствами аутического спектра, дети с детским церебральным параличом
и многое другое. У таких детей внутренняя и внешняя активность существенно
ограничена и поэтому им приходится испытывать определенные затруднения в
осуществлении жизненно важных функций, определяющих их способность к
общению и познанию. [5, с. 343]
В настоящее время общество приходит к пониманию того, что нарушения
в
психофизической
сфере
не
должны
лишать
ребенка
возможности
социализировать свою индивидуальность. В наше время уже и не встретишь
детских
садов,
где
бы
не
было
ребенка
с
особыми
образовательными
потребностями.
Дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья
могут
реализовать свой потенциал лишь при условии правильного подхода к процессу
воспитания и обучения. [2, с. 306]
Способности эмоционально относятся к
окружающему миру, когда ребёнок проявляет свою индивидуальность.
Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная система в
процессе
деятельности,
которой
создаются
социально-психологические
и
педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в
процессе обучения.
Быть воспитателем или педагогом
– это ответственность. Это значит
видеть неповторимость каждого ребенка, осознавать, что в ваших руках его
жизнь и его душа, беречь их и стараться делать все, чтобы его детство было
1
содержательным
и
радостным,
потому
что
от
того,
как
пройдет
детство
человека, зависит вся его дальнейшая взрослая жизнь. [4, с. 427]
Быть воспитателем или педагогом – это радость. Это значит видеть, как
растет малыш, как с каждым годом он все больше может понять и сделать,
ощущать
его
привязанность
и
доверие,
и
отдавать
ему
бескорыстно
свою
любовь.
Любить
ребенка
легко,
но
еще
необходимо
увидеть
в
нем
личность,
помочь развить эту личность может только настоящий профессионал.
Будущие
воспитатели
и
педагоги
должны
хорошо
представлять
себе
возможности
психокоррекционных
методов,
знать
области
их
применения,
уметь грамотно использовать коррекционные приемы и способы в практике
воспитания и обучения детей. [6, с. 36]
Оказание помощи детям с особенностями в развитии наиболее успешно
осуществляется
в
парадигме
сопровождения.
Необходимость
организации
психолого-педагогического
сопровождения
в
образовательном
учреждении
подчеркивается
в
документах,
определяющих
государственную
политику
в
области образования. Прежде всего, это Федеральный закон «Об образовании в
Российской
Федерации»
и
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты,
указывающие
на
необходимость
комплексного
подхода
к
обеспечению условий, необходимых для развития ребенка, а также преодоление
проблем в обучении и воспитании.
Основными
принципами
обеспечения
социально-педагогического
сопровождения могут быть следующие:
- согласие ребенка на помощь;
- опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; вера
в эти возможности;
-
ориентация
на
способности
детей
самостоятельно
преодолевать
трудности;
- совместность, сотрудничество, содействие;
- конфиденциальность (анонимность);
2
- доброжелательность и безоценочность;
- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
- реализация принципа "не навреди";
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Огромное
внимание
при
сопровождении
ребенка
с
особенностями
в
развитии
специалистами
уделяется
консультативно-просветительская
деятельность, по вопросу повышения психолого-педагогических компетенций
педагогов и родителей. В ходе групповых и индивидуальных консультаций
родители
обучаются
позитивному
общению
с
детьми,
обогащая
свой
воспитательский
опыт.
Приобщение
родителей
и
детей
к
проведению
совместных
занятий,
праздников,
тематических
мероприятий
оптимизирует
детско-родительские
отношения,
активизирует
ресурсы
ребенка,
что
благотворно влияет на процесс сопровождения в целом. [1, с. 604]
Наличие
эмоционального
напряжения,
стресса
можно
установить
по
следующим признакам:
если ребенок легко расстраивается, много переживает, плачет, ноет
или ворчит, не может успокоиться;
если
капризничает,
раздражается
по
пустякам,
не
может
ждать,
терпеть;
часто обижается, «дуется», не переносит никаких замечаний;
если ребенок крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что
может смеяться и плакать одновременно;
если много печалится и грустит без видимой на то причины;
сосет палец, все вертит в руках;
долго засыпает, спит беспокойно, часто просыпается;
если становится повышенно возбудим или заторможен;
появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых
новых, неизвестных или ответственных ситуациях;
3
если малыш быстро устает, отвлекается, не может концентрировать
внимание на продолжительное время;
жалуется на головные боли или боли в области живота; нередко
бледнеет, краснеет, потеет;
если снижается аппетит.
Для
педагогов-психологов
регулярно
проводятся
беседы,
семинары
–
практикумы
с
изображением
игровых
приемов
и
эффективных
средств
взаимодействия с детьми, имеющие проблемы в формировании эмоционально-
волевой, речевой сферы, недостаточность развития мелкой моторики, проблемы
в общении, замедленность процессов психических функций и прочее.
У многих ребят с ограниченными возможностями здоровья заложены
творческие способности, поэтому педагоги стараются привлечь ребят ко многих
конкурсным программам. Безусловно под чутким контролем педагога, ребята с
большим желанием рисуют красивые рисунки на листах бумаги,делают поделки
из цветной бумаги и картона, многие даже не плохо вышивают бисером, делая
целые
картины.
Данный
вид
работы
помогает
многим
ребятам
развить
усидчивость,
мелкую
моторику,
воображение,
активизирует
мыслительные
процессы, служит стимулом для эстетического развития. [3, с. 669]
Главная
задача
это
то,
что
ребёнок
испытывает
удовлетворение
от
результатов своего труда, испытывает гордость, когда видит свою работу среди
множества других работ, а когда получает награждение за проделанную работу,
вы бы видели как светятся лица ребят.
Я убеждена, что деятельность по адаптации и социализации необходима
не только детям с ОВЗ, но и окружающим их ребятам, чтобы они больше знали
о
трудностях,
которые
испытывают
дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья, были более терпимы, отзывчивы и милосердны.
Практика
свидетельствует,
что
главное
в
деле
обе спечения
эмоционального
благополучия
ребенка
-
искренняя
заинтересованность
в
успехе,
а
также
единство
взглядов
значимых
взрослых
-
родителей,
воспитателей, специалистов детского сада. [2, с. 306]
4
На основании выше сказанного , при использовании правильного подхода
имеются
положительные
результаты:
дети
с
ОВЗ
эффективно
осваивают
способы
коммуникации,
вовлекаясь
в
общение
со
сверстниками,
учатся
проявлять
инициативу,
повышают
уверенность
в
себе
и
своих
силах,
самореализовываются, поднимаясь тем самым вверх по ступеням социальной
адаптации.
Закончить свою статью я хочу словами:
«… Изменить свою и чужую сущность нельзя, можно лишь направить ко
благу различные особенности характера, даже недостатки, — в этом и
заключается великая книжная тайна и великая задача воспитания».
Жорж Санд .
Список используемой литературы:
5
1. CD-ROM. Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в
соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации. ФГОС. -
Москва: Гостехиздат, 2015. - 604 c.
2. Александра, Юрьевна Юсупова Интегрированное обучение детей с
ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Александра
Юрьевна Юсупова. - М.: Владос, 2015. - 306 c.
3. Алиев, М.Д. Медицинская, психологическая и социальная адаптация
детей, излеченных от онкологических заболеваний / М.Д. Алиев. - М.:
Практическая медицина, 2015. - 669 c.
4. Возняк, И.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в
образовательный процесс / И.В. Возняк. - М.: Учитель, 2015. - 427 c.
5. Гончарова, В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое
сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях
непрерывного инклюзивного образования. Монография / В.Г. Гончарова. - М.:
ИНФРА-М, 2018. - 343 c.
6. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной
образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012.-
36 с.
7. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология
комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения
ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов
дошкольного образования, 2010. - 67 с.
6