"Формирование у школьников гуманного отношения к природе, через различные виды деятельности"

Автор: Надейкина Светлана Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ РМ "Ширингушская санаторная школа-интернат"
Населённый пункт: с.Ширингуши, Зубово-Полянский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование у школьников гуманного отношения к природе, через различные виды деятельности"
Дата публикации: 01.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Формирование у школьников гуманного

отношения к природе, через различные виды

деятельности»
«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «каждый хотел лучшего только для себя!» Антуан де Сент-Экзюпери. На пороге третьего тысячелетия человечество вступает в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей природой. Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится думать по иному, чем до сих пор. Острота современных экологических проблем, выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой значимости: «формирование гуманного отношение к природе, защиты и возобновления природных богатств. Формирование гуманного отношения у школьников к природе - важная проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Многие столетия человек стремился покорить природу, подчинить своей воле, еще совсем недавно люди считали, что ресурсы земли неисчерпаемы, а воздействие человека на природу не существенно. Но обнаружилось, что наша планета не так велика, и не так богата, чтобы не считать и не беречь ее ресурсы. Из-за неразумного отношения к ней и ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во Вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. С принятием законов РФ «Об образовании» и «Об охране окружающей среды» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Эти документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является формирование гуманного отношения школьников к природе. Гуманное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, но особенно интенсивно в школьные годы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что содействует созданию единой
непрерывной системы становления и развития у человека гуманного отношения к природе. Мы, взрослые, в большинстве своем уже поняли, что уничтожить природу - это все равно, что рубить свои корни. Наша задача - довести до ума и сердец школьников, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека. Формирование гуманного отношения у школьников к природе выдвигает ряд следующих задач: 1.Формирование необходимых экологических знаний, суждений, понятий и убеждений. Для того, чтобы не допустить разрушения среды обитания человечества, нужно хорошо знать закономерности развития природы и факторы, пагубно влияющие на ее существование, а так же способы разумного использования сил природы в интересах человечества. Передача знаний, умений, навыков, умение выбирать экологически целесообразные стратегии деятельности - это задачи педагогов. Уровень экологических знаний каждого выпускника в дальнейшем может оказаться небезразличным для природы, даже если он не станет впоследствии руководителем, принимающим глобальные решения, а будет простым рабочим. 2.Развитие экологического мышления. Главное в этой задаче, это помочь детям понять, для чего человек должен знать закономерности развития природы, природные связи, помочь осознанному пониманию того, что нарушение этих связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека. Помочь понять, что без перестройки сознания и отношения к природе жизнь на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, ее богатствам во избежание катастрофы на Земле. 3.Становление экологической культуры чувств. Это одна из важнейших задач формирования гуманного отношения школьников к природе. Формирование чувств заключении в обретении каждым человеком чувства природы, умение вникать в ее мир, осознавать ничем незаменимую ценность и красоту; в понимании того, что природа есть основа существования всего живого на Земле. Человек никогда не разрушит того, что считает прекрасным и живым. Поэтому важно научить детей видеть красоту в каждом природном объекте или явлении. Будь то прекрасный цветок или лягушка. 4.Воспитание экологической культуры поведения. Решая эту задачу, нужно помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязи с ней и соответствующих оценок возможных последствий своих поступков. Решение этой задачи - важнейший фактор нравственного формирования личности. Она позволяет преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношение
человека с другими людьми и природой, с самим собой, как часть природы. Решение всех этих основных задач происходит посредством различных видов деятельности. Познавательная деятельность. Она помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Позволяет раскрыть свои собственные взгляды на природу и бережное отношение к ней, сформировать знания, выходящие за приделы опыта детей. В познавательной деятельности очень широко используются такие методы как беседы и классные часы. Они помогают детям узнать много нового интересного, помимо учебной деятельности. Мною проводились многочисленные беседы и классные часы. Это и «Растения весной», «Наша планета Земля», «Судьба природы - наша судьба», «Дом в котором мы живем», «Тайны лесных жителей», «Реки, ручейки, моря на Земле текут не зря», «Красная книга растений», «Наши природные лекари», «Наедине с природой», «Вода вокруг нас», «Рыбы-дети воды» и многое другое. Благодаря той местности, где находится наша школа, такие методы как наблюдение, экскурсии, прогулки, очень широко используются в моей работе. Где воспитывать ребят любовь к родной природе, показать все ее разнообразия, красоту, если не на экскурсии на природу? Дети, находясь на природе, выполняют, различные упражнения на внимательность, обращают особое внимание на красоту окружающей их среды, ведут немой разговор с растениями, насекомыми, птицами. Они превращают диалог о природе в непосредственный диалог с природой, который представляет ни с чем не сравнимые впечатления, обогащающие ум и сердце человека, делающее благороднее каждого ребенка. К.Д. Ушинский написал: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение. Что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье. Мы очень часто совершаем прогулки в лес, в разные времена года. Проводились экскурсии на такие темы как: «Поздняя осень», «В студеном декабре», «Как наше слово отзовется», «Встреча весны» и другие. Ежедневные наблюдения за природой, позволяют детям видеть сезонные изменения в объектах живой и не живой природы. Они учат логически мыслить, сравнивать, анализировать. Наблюдения позволяют им прикоснуться к природе, почувствовать в ней жизнь, силу и могущество.
Экологические сказки рассчитаны, прежде всего, на младших школьников, но с ними можно работать и в средних, а также в старших классах. Даже у старшеклассников, при слове сказка, сразу же проявляется интерес, рождаются положительные эмоции. В своей работе я часто прибегаю к этому методу. Использую как чтение экологических сказок, так и их инсценировка. Были инсценированы такие сказки как: «О Лесном царстве, грибном государстве», «Волшебный сон», « Праздник Чистоты и Здоровья», «Мир вокруг нас» (цветы в легендах и преданиях), «Земля - наш общий дом» литературная музыкальная композиция. Сказки основаны на вымыслах, но придуманы не для забавы. В них выражены представления людей о жизни и справедливости, они учат жить. Экологические сказки не исключение. Их назначение - научить детей понимать природу и беречь ее. Основные факты в экологических сказках даны правдиво, с научной достоверностью. Вымышлены в них лишь события и разговоры между животными и растениями, которые помогают детям понять суть происходящего в природе. Использование художественной и научной литературы: рассказы, повести. Так же имеют большое значение в воспитании у школьников гуманного отношения к природе. В этом году мы прочитали книгу Э. Сетон - Томпсона « Рассказы о животных». Они помогают детям научиться сопереживать и сочувствовать животным, осуждая деятельность человека по отношению к ним. Формирование гуманного отношения школьников к природе происходит посредством трудовой деятельности. Особенно благотворно влияет такой метод как флористика. Этот метод помогает детям развить фантазию, воображение. Умение видеть красоту природного материала. Или создавать из неприметного красивое и необычное. Это убеждает детей в том, что в природе нет ничего ненужного и некрасивого. Еще я использую такой метод как изготовление поделок из других различных материалов, в которых заимствованы природные сюжеты. Это лишний раз убеждает детей в том, что каждый объект или явление природы неповторимы и прекрасны. Также я использую в своей работе разведение комнатных растений. Систематическая забота о цветах способна доставать детям немало, по- настоящему прекрасных, светлых переживаний. Здесь и радость своей сопричастности к ее существованию. Значение таких минут трудно переоценить. В этом виде деятельности можно использовать и такой метод как выставки рисунков и плакатов о защите окружающей среды. Это также способствует формированию любви и уважения к природе.
Повышению эффективности решения вышеуказанной проблемы, способствует оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов ,форм и средств экологического воспитания. Так, в последнее время. Все чаще стали использоваться игры экологического содержания. Игра – не развлечение и забава, а одно из серьезных средств экологического воспитания детей, Роль игры в экологическом воспитании определяется, тем , что она способствует расширению знаний ребенка о природе формированию нравственных представлений; развивает у детей способность предсказывать следствие по причине; создает опыт упражнений в нравственном поведении; формирует потребность положительного воздействия на природу. Игры, используемые в экологическом воспитании школьников, различны по форме и содержанию: игры- викторины, игры диспуты, игры упражнения( кроссворды, ребусы, шарады, чайнворды, головоломки, лото, и другие), игры- конкурсы. Игры - соревнования и игры - конкурсы вызывают у детей особый интерес. Потому что в них присутствует дух соревнования. У нас в группе проводились такие игры как: « Экологическая тропа», « На планете все равны», « Природа - это наши корни, начало нашей жизни». А также различные викторины и конкурсы. Использование всего разнообразия игр в учебной и воспитательной работе, повышает усвоение экологических знаний и способствует формированию гуманного отношения школьников к природе. Формированию гуманного отношения школьников к природе, немало способствует и творческая деятельность детей. Это театрализованные представления, отображающие экологические проблемы, и не только их. Различные КВНы, экологические ассорти, игры- путешествия, брейн - ринги, экологические акции и многое другое. Посредством этих мероприятий, дети обобщают свои знания, раскрывают свой творческий потенциал, реализуют творческие способности. А также имеют возможность проверить свои знания,и возможность поделиться ими с другими детьми. В этом виде деятельности были проведены такие мероприятия как: « Будьте добрыми и человечными» праздничный вечер, « За здоровый образ жизни» - КВН, « Пятое время года»- вечер отдыха, счастливый случай: « Берегите природу», и другие мероприятия. В результате непрерывной работы все выше перечисленные виды деятельности, в своей совокупности, способствуют формированию гуманного отношения школьников к природе. В заключении необходимо подчеркнуть, что при формировании гуманного отношения школьников к природе через различные виды деятельности, происходит взаимообратный процесс, в ходе которого формируются и развиваются различные знания, умения, навыки,
качества личности ребенка, которые способствуют решению задач воспитания в целом.