Напоминание

Формирование профессиональных компетенций по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Автор: Монастырева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ АО "Архангельский медицинский колледж" Северодвинский филиал
Населённый пункт: г. Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессиональных компетенций по специальности 34.02.01 Сестринское дело







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Монастырева Т.В.

Формирование профессиональных компетенций

по специальности 34.02.01Сестринское дело

Repetitio est mater studiorum

(Повторение - мать учения)

Пословица

Ты можешь считать себя профессионалом,

когда свое дело ты делаешь блестяще,

получая удовольствие и не испытывая никакого напряжения.

А если испытываешь, значит, еще учишься.

М.Е. Литвак

Проблемы

формирования

компетенций

обсуждаются

со

времени

введения ФГОС 3-го поколения. Сегодня уже пройден достаточно большой

путь, чтобы преподаватели могли думать о перспективах и подбирать методы

реализации этого направления.

Компетенция, согласно одному из определений — это способность

изменять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в

определенной

области.

Компетенции

рассматриваются

как

современные

нормы качества образования и имеют межпредметный системный характер,

представляя

собой сочетания

качеств,

отношений

и умений,

и являются

обобщенными характеристиками специалиста.

Но стоит уточнить, компетенция – это способность специалиста решать

определенный круг задач с учетом времени. Важно понимать, что как бы ни

звучали формулировки компетенций в теории, на практике подразумевается,

что компетенции будут срабатывать «мгновенно» в зависимости от ситуации.

Для медицинских работников это особенно важно, ведь от их компетентности

зависит здоровье пациентов. Поэтому важно, чтобы при обучении достигалось

такое владение профессиональной компетенцией, которое сможет обеспечить

ее незамедлительное срабатывание на практике. Для реализации этих целей

необходимо постоянное повторение и закрепление.

В ФГОС «Сестринское дело» четко определены компетенции, которые

формируются

в

ходе

изучения

обязательных

дисциплин

(модулей).

Так,

например,

дисциплина

«Анатомия

и

физиология

человека»

формирует

ПК 1.1–1.3, 2.1-2.8, 3.1-3.3, а дисциплина «Информационные технологии»

ПК 1.1–1.3, 2.1-2.3, 2.6.

По тем предметам, которые введены образовательным учреждением

(вариативная часть), компетенции распределяются самостоятельно, а в случае

введения модуля – компетенции и формулируются, и распределяются по

дисциплинам.

В ОПОП (основная профессиональная образовательная программа) по

специальности

каждым

образовательным

учреждением

создается

так

называемая «матрица компетенций». Она наглядно распределяет компетенции

по дисциплинам и модулям, в том числе

и по вариативной части. Так,

например,

в

ГОПОУ

АО

«Архангельский

медицинский

колледж»

к

вариативной

части

относятся

дисциплина

«Культура

профессионального

общения» и ПМ 04 «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская

сестра по уходу за больными». То есть профессиональные компетенции ПМ 04

распределены и между дисциплинами, а «Культура общения» включает и

овладение профессиональными компетенциями в том числе.

Таким образом, владение той или иной образовательной компетенцией

подразумевает, что студент усвоил не просто некоторую сумму знаний и

умений,

а

целый

комплекс,

включающий

совокупность

образовательных

компонентов для дальнейшего эффективного осуществления различных видов

деятельности, а как инструмент достижения цели, на первый план выходят

межпредметные связи, которые, с одной стороны, позволяют формировать

компетенции, а с другой, совершенствовать методику преподавания с учетом

требуемых результатов обучения.

Межпредметные связи существуют двух типов:

прямые

(усвоение

одной

дисциплины

базируется

на

знании

другой)

интегральные (умение комплексно применять знания различных

предметов в процессе теоретического и производственного обучения).

В современных условиях, когда изучение дисциплин и модулей идет

параллельно, именно интегральные межпредметные связи могут обеспечить

формирование

профессиональных

компетенций.

То

есть

не

только

профессиональные модули формируют профессиональные компетенции, но и

большинство дисциплин тоже. В свою очередь профессиональные модули

обеспечивают

повторение

учебного

материала

дисциплин.

А

значит

педагогам, при составлении планов занятий, необходимо учитывать время на

рассмотрение этих вопросов.

На

рис.1

приведены

примеры

межпредметных

связей

ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК 01.02 «Основы

профилактики» с дисциплинами различных циклов.

Рис.1 – Межпредметные связи ПМ 01

Но ведь компетенции включают не только знания, но и практические

навыки. То есть ФГОС подразумевает, что большинство дисциплин, должны

подготавливать,

нацеливать,

обучать

и

закреплять

те

умения,

которые

позволят реализовать профессиональные компетенции модуля. На рисунке 2

приведен пример практических навыков ПМ 01.

Рис.2 – Практические навыки ПМ01

Исходя из практического опыта можно точно сказать, что в условиях

одного раздела невозможно повторить и теорию, и тем более практику 5-6 раз

(а именно столько раз требуется для того, чтобы произошло запоминание),

поэтому необходимо, чтобы элементы навыков, например, профилактического

консультирования,

были

включены

в

другие

дисциплины

и

при

этом

у

преподавателей были единые требования. Собственно, так и реализуется

педагогический принцип «повторение – закрепляет обучение».

При этом во время занятия, для улучшения запоминания, студенты

должны именно действовать и взаимодействовать, а не быть пассивными

зрителями (объяснять товарищам, оценивать их работу, вместе исправлять

ошибки). Важно помнить, что на устойчивость внимания влияет активная

деятельность с объектом внимания (студент должен выполнять навык сам, а

лучший способ: «чтобы что-то выучить - надо это кому-нибудь объяснить».)

Еще один важнейший педагогический постулат, который необходим в

профессиональном образовании: обучение должно проходить по принципу

«надо знать», а не по принципу «хорошо бы знать».

То есть мы еще раз приходим к необходимости консолидации усилий

педагогов и определению единого стандарта требований.

Но как же помочь студенту в освоении образовательной программы?

Достаточно часто можно слышать от педагогов старой школы «раз есть

шпаргалка – значит готовился», но с внедрением компьютерных технологий

большая часть пользы от изготовления «помощника на экзамене» теряется, так

как операция механического копирования не способствует запоминанию.

Поэтому все чаще можно видеть, что изготовлением своеобразных шпаргалок

занимаются сами педагоги. Обычно, это не готовый продукт, а инструмент,

который

заставляет

подумать,

соединить

элементы

и

получить

готовый

продукт. С одной стороны – помощь, с другой студенту все же надо подумать,

а значит увеличивается коэффициент запоминания и понимания.

Приведу примеры своих «шпаргалок».

На рисунке 3 представлен шаблон для расчета доз антибиотика.

Доза в

граммах

Доза в мг

Тысяч

единиц

Сколько нужно мл

для разведения способом

1:1

1:2

0,1 гр

100

100 000 ЕД

1 мл

0,5 мл

0,2 гр

0,3 гр

0,4 гр

0,5 гр

0,6 гр

0,7 гр

0,8 гр

0,9 гр

1 гр

1000мг

1 000 000 ЕД

10 мл

5 мл

1,5 г

2 гр

Рис. 3 – Памятка по разведению антибиотиков

Сначала

студенты

сами

заполняют

таблицу

по

дозам,

затем,

при

решении первых задач, пользуются ей, потом переходим на решение задач без

шпаргалки.

На рисунке 4 представлен один из листов макета изготовления памятки.

Рис 4 – Первый лист макета памятки

На схеме обозначены обязательные структурные элементы. Есть еще

требования

в

электронном

виде.

В

планах

на

следующий

год

провести

бинарное занятие по ПМ 01 и «Информационным технологиям» для того,

чтобы создать шаблон для памятки на компьютере.

Подведем итоги. Я уверена, что каждый из преподавателей прилагает

все усилия по формированию компетентности студентов, но неотъемлемыми

частями этой большой работы должны стать: объединение усилий (мастер-

классы по темам ПМ, бинарные и трио-уроки), разработка и утверждение

единых требований к учебным продуктам (презентация, памятка, плакат) и

учет профессиональных компетенций во внеклассной работе, тем более что у

нас она действительно тесно связана с профессией.

Особенности (на что обратить внимание, чтобы не

навредить здоровью)

КАРТИНКА

ГАПОУ АО

«Архангельский медицинский колледж»

филиал в городе Северодвинске

(название организации – создателя)

НАЗВАНИЕ ПАМЯТКИ

(НЕ название параграфа из учебника, как

например, АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ,

а, побуждающее к действию, например,

КАК УМЕНЬШИТЬ РИСКИ

АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕЗИИ

(то есть название должно «цеплять»,

заинтересовать пациента, заставить взять памятку

в руки)

Источники информации, к которым

может обратиться пациент

ПО ПРАВИЛАМ!

КАРТИНКА

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ организации

КАРТИНКА

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ (в виде картинки, символа)

ТИРАЖ

В учебной памятке - автор

ГОД создания