Автор: Акбашева Гульчечек Халяфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "НЕПОСЕДЫ"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Муравленко
Наименование материала: статья
Тема: Роль сюжетно-ролевых игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Роль сюжетно-ролевых игр в нравственном воспитании детей
дошкольного возраста
Нравственное воспитание детей является важнейшей задачей
дошкольной педагогики. В настоящем мире очень быстро возрастает детская
безжалостность, недоброжелательность, закрытость на собственных
пристрастиях и себе. Особую значимость обретает отыскивание путей
подъема эффективности и свойств нравственного воспитания растущего
поколения в обстановках нынешней реальности.
Сложно взглянуть иными глазами на сюжетно-ролевую игру. Её
достоинство как результативного метода и орудия нравственного воспитания
содержится в том, что настоящая деятельность дает ребёнку право в
наибольшей степени самостоятельно и свободно определять отношения и
связи с иными детьми, отбирать цели. В ролевой игре весьма четко
появляются превосходства и несовершенства нравственного воспитания,
уровень освоения детьми нормами и правилами поведения. Имитируя жизнь
взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивая моральные
общепринятые мерки нашего сообщества. Материализация в жизнь взрослых
ролей – бабушки мамы, преподавателя, няни – содействует формированию
положительных форм поведения детей: в групповой (коллективной) игре
требуется быть и заботливой бабушкой, и хорошо реализировать работу
учителя, и работу торговца, врача, шофера и т.д.. Как пример, игра в «школу»
несоизмеримо обогащает духовный мир детей, в ней завязываются новые
дружеские связи между детьми на основных принципах комплекса
познавательного и художественного интереса, возникают и
сформировываются ролевые взаимоотношения среди «родителей» и
«учителей», «папами» и «мамами», регистрируются уважительные формы
обращения.
Сюжетно-ролевые игры «Помощь заболевшему», «Обучение в школе»,
«Продавец магазина», «Похд в парикмахерскую» и т. д. при правильной их
подготовке могут прийти на помощь и образовывать уважение к старшим,
стимул к данным профессиям.
В бесчисленных сюжетно-ролевых играх у детей незаменимым
атрибутом является кукла. Игры с куклой проявляют содействие тому, что
дети стают более уступчивыми, сговорчивыми, появляется тёплая интонация
в общении, добрые слова, выявляется доброжелательство во
взаимоотношениях. Игра в куклы нередко стает полной, долгой: надо
изготовить и покормить куклу, прогуляться, либо обучить чему-нибудь.
Большое принципиальное значение для воспитания патриотических чувств
имеют игры в военных. Данные игры прививают взаимовыручку,
организованность, взаимопомощь, способность подчинять свои любимые
занятия общим интересам, вежливость к родной армии. Чувство патриотизма
– это и чувство собственного достоинства за свой народ, и любовь к родным
местам. Трудно выполнить переоценку ценностей значения ролевых игр –
странствований и путешествий, в каких основную роль берёт на себя педагог,
потому как, такие игры требуют еще большего объёма знаний, чем, как
правило, обладают дети.
Особое внимание следует уделить театрализованной деятельности в
сюжетно-ролевой игре, которая отражает различные эмоциональные
состояния, и как совместная деятельность также приводит к развитию
симпатии, сочувствия, коллективизма, товарищества. Ролевые
взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его
настроение, состояние, учат разделять переживания других. Произведения
художественной литературы открывают перед детьми круг гуманных чувств,
активизируя заинтересованность к личности, к душевному миру персонажа.
Обучившись сопереживать с персонажами художественных творений, дети
принимаются замечать состояние близких и находящихся вокруг их людей. И
у них принимаются пробуждаться человеколюбивые чувства: умение
выразить доброту и заботу, сопротивление против неправды. Обучение
художественным словом становится основанием к сильным изменениям
чувственной сферы ребенка, что содействует возникновению у него живого
отзыва на разнообразные действия жизни, реорганизовывает его
индивидуальный мир.
Особенное место в сюжетно-ролевых играх отводится использованию
фольклорных произведений, обрядов, праздников и занимает почтительное
отношение к всяческим духовно-нравственным качествам ребенка
дошкольника, его уму и смекалке, восхищению и профессионализмом
человеческих рук, закрепляются ценности бытия. Народный фольклор –
замечательная школа общения. Ведь и песня, и танец, и игра в народной
традиции были не только самореализацией своих способностей, но и
умением войти в социум, научиться взаимодействовать с другими людьми,
оказывать им помощь и поддержку.
Сюжетно-ролевая игра применима и в решении задач развития у детей
правильного, положительно-эмоционального позиционирования к труду,
обучения трудолюбию. Располагая детей дошкольного возраста к
регулярному труду, тем более по самостоятельному обслуживанию себя и к
хозяйственно-бытовому, очень важно больше использовать игровые формы.
Подключаясь к каждому серьёзному делу, ребёнок имитируя взрослых,
обыгрывает его. К примеру, дети сильно предпочитают трудиться в
«мастерской» по починке книг либо мебели, коробков для настольных игр. Но
обладает большим значением то , что необходимо очерчивать перед ребёнком
исключтельно реальные цели – книгу следует подправить так аккуратно, по-
реальному, дабы её могли перелистать и другие дети.
Центральным звеном сюжетно-ролевой игры будет являться мнимая
или реальная ситуация, которая содержится в том, что ребенок берет на себя
определенную роль и исполняет ее в игровой обстановке. Сюжетно-ролевая
игра оказывает существенное воздействие на развитие
социальнокоммуникативных навыков у детей старшего дошкольного
возраста. Ребенок начинает понимать и не теряться в объяснениях тех или
иных действий людей.
Возможность сюжетно-ролевой игры в развитии нравственных и
социальнокоммуникативных навыков в дошкольной образовательной
организации велика, это проявляется в:
– развитии отношений со сверстниками в сюжетно-ролевой игре;
– усвоении своей роли в группе;
– возможности попробовать себя в разных ролях или той деятельности;
– построении эффективной связи и взаимодействий;
– создании условий для развития социально-коммуникативных умений.
Кроме того имеет большое значение принимать во внимание факт
специально организованной игровой деятельности и деятельности в
дошкольной образовательной организации. Из чего следует, что
формирование нравственных представлений является существенным звеном
в формировании соответственной нравственной личности. Складывающиеся
нравственные навыки ребенка демонстрируются, прежде всего, в содействии
с обществом. Моральные чувства, представляются основой нравственного
воспитания дошкольников, они помогают зарождению эмпатии к
находящимся вокруг. И, следовательно, созидательная деятельность при
помощи сюжетно-ролевой игры, бесспорно, окажет помощь не только
выработать в детях нравственные качества, но и сумеет помочь использовать
их в отношении к оказавшимся вокруг него людям.