Напоминание

Роль сюжетно-ролевых игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Автор: Акбашева Гульчечек Халяфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "НЕПОСЕДЫ"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Муравленко
Наименование материала: статья
Тема: Роль сюжетно-ролевых игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Роль сюжетно-ролевых игр в нравственном воспитании детей

дошкольного возраста

Нравственное воспитание детей является важнейшей задачей

дошкольной педагогики. В настоящем мире очень быстро возрастает детская

безжалостность, недоброжелательность, закрытость на собственных

пристрастиях и себе. Особую значимость обретает отыскивание путей

подъема эффективности и свойств нравственного воспитания растущего

поколения в обстановках нынешней реальности.

Сложно взглянуть иными глазами на сюжетно-ролевую игру. Её

достоинство как результативного метода и орудия нравственного воспитания

содержится в том, что настоящая деятельность дает ребёнку право в

наибольшей степени самостоятельно и свободно определять отношения и

связи с иными детьми, отбирать цели. В ролевой игре весьма четко

появляются превосходства и несовершенства нравственного воспитания,

уровень освоения детьми нормами и правилами поведения. Имитируя жизнь

взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивая моральные

общепринятые мерки нашего сообщества. Материализация в жизнь взрослых

ролей – бабушки мамы, преподавателя, няни – содействует формированию

положительных форм поведения детей: в групповой (коллективной) игре

требуется быть и заботливой бабушкой, и хорошо реализировать работу

учителя, и работу торговца, врача, шофера и т.д.. Как пример, игра в «школу»

несоизмеримо обогащает духовный мир детей, в ней завязываются новые

дружеские связи между детьми на основных принципах комплекса

познавательного и художественного интереса, возникают и

сформировываются ролевые взаимоотношения среди «родителей» и

«учителей», «папами» и «мамами», регистрируются уважительные формы

обращения.

Сюжетно-ролевые игры «Помощь заболевшему», «Обучение в школе»,

«Продавец магазина», «Похд в парикмахерскую» и т. д. при правильной их

подготовке могут прийти на помощь и образовывать уважение к старшим,

стимул к данным профессиям.

В бесчисленных сюжетно-ролевых играх у детей незаменимым

атрибутом является кукла. Игры с куклой проявляют содействие тому, что

дети стают более уступчивыми, сговорчивыми, появляется тёплая интонация

в общении, добрые слова, выявляется доброжелательство во

взаимоотношениях. Игра в куклы нередко стает полной, долгой: надо

изготовить и покормить куклу, прогуляться, либо обучить чему-нибудь.

Большое принципиальное значение для воспитания патриотических чувств

имеют игры в военных. Данные игры прививают взаимовыручку,

организованность, взаимопомощь, способность подчинять свои любимые

занятия общим интересам, вежливость к родной армии. Чувство патриотизма

– это и чувство собственного достоинства за свой народ, и любовь к родным

местам. Трудно выполнить переоценку ценностей значения ролевых игр –

странствований и путешествий, в каких основную роль берёт на себя педагог,

потому как, такие игры требуют еще большего объёма знаний, чем, как

правило, обладают дети.

Особое внимание следует уделить театрализованной деятельности в

сюжетно-ролевой игре, которая отражает различные эмоциональные

состояния, и как совместная деятельность также приводит к развитию

симпатии, сочувствия, коллективизма, товарищества. Ролевые

взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его

настроение, состояние, учат разделять переживания других. Произведения

художественной литературы открывают перед детьми круг гуманных чувств,

активизируя заинтересованность к личности, к душевному миру персонажа.

Обучившись сопереживать с персонажами художественных творений, дети

принимаются замечать состояние близких и находящихся вокруг их людей. И

у них принимаются пробуждаться человеколюбивые чувства: умение

выразить доброту и заботу, сопротивление против неправды. Обучение

художественным словом становится основанием к сильным изменениям

чувственной сферы ребенка, что содействует возникновению у него живого

отзыва на разнообразные действия жизни, реорганизовывает его

индивидуальный мир.

Особенное место в сюжетно-ролевых играх отводится использованию

фольклорных произведений, обрядов, праздников и занимает почтительное

отношение к всяческим духовно-нравственным качествам ребенка

дошкольника, его уму и смекалке, восхищению и профессионализмом

человеческих рук, закрепляются ценности бытия. Народный фольклор –

замечательная школа общения. Ведь и песня, и танец, и игра в народной

традиции были не только самореализацией своих способностей, но и

умением войти в социум, научиться взаимодействовать с другими людьми,

оказывать им помощь и поддержку.

Сюжетно-ролевая игра применима и в решении задач развития у детей

правильного, положительно-эмоционального позиционирования к труду,

обучения трудолюбию. Располагая детей дошкольного возраста к

регулярному труду, тем более по самостоятельному обслуживанию себя и к

хозяйственно-бытовому, очень важно больше использовать игровые формы.

Подключаясь к каждому серьёзному делу, ребёнок имитируя взрослых,

обыгрывает его. К примеру, дети сильно предпочитают трудиться в

«мастерской» по починке книг либо мебели, коробков для настольных игр. Но

обладает большим значением то , что необходимо очерчивать перед ребёнком

исключтельно реальные цели – книгу следует подправить так аккуратно, по-

реальному, дабы её могли перелистать и другие дети.

Центральным звеном сюжетно-ролевой игры будет являться мнимая

или реальная ситуация, которая содержится в том, что ребенок берет на себя

определенную роль и исполняет ее в игровой обстановке. Сюжетно-ролевая

игра оказывает существенное воздействие на развитие

социальнокоммуникативных навыков у детей старшего дошкольного

возраста. Ребенок начинает понимать и не теряться в объяснениях тех или

иных действий людей.

Возможность сюжетно-ролевой игры в развитии нравственных и

социальнокоммуникативных навыков в дошкольной образовательной

организации велика, это проявляется в:

– развитии отношений со сверстниками в сюжетно-ролевой игре;

– усвоении своей роли в группе;

– возможности попробовать себя в разных ролях или той деятельности;

– построении эффективной связи и взаимодействий;

– создании условий для развития социально-коммуникативных умений.

Кроме того имеет большое значение принимать во внимание факт

специально организованной игровой деятельности и деятельности в

дошкольной образовательной организации. Из чего следует, что

формирование нравственных представлений является существенным звеном

в формировании соответственной нравственной личности. Складывающиеся

нравственные навыки ребенка демонстрируются, прежде всего, в содействии

с обществом. Моральные чувства, представляются основой нравственного

воспитания дошкольников, они помогают зарождению эмпатии к

находящимся вокруг. И, следовательно, созидательная деятельность при

помощи сюжетно-ролевой игры, бесспорно, окажет помощь не только

выработать в детях нравственные качества, но и сумеет помочь использовать

их в отношении к оказавшимся вокруг него людям.