Автор: Антонова Елена Евгеньевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ СОШИ №23
Населённый пункт: Полысаево, Кемеровская обоасть
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Методические рекомендации применения ИКТ на уроке музыки
Тема урока «Музыкальные портреты сказочных героев» 4 класс.
Цель: узнать какими средствами и способами (особенности музыкального языка,
выбор жанра, музыкальных инструментов) композитор достигает создание музыкального
портрета сказочных персонажей.
Задачи:
- показать, как музыка способна вызывать в нашем воображении зрительные образы
сказочных персонажей.
- развивать внимание, мышление учащихся;
- воспитывать художественно-образное мышление учащихся.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Опорные
понятия:
средства
музыкальной
выразительности,
музыкальные
краски,
портреты.
Зрительный ряд: иллюстраций к сказке ««Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди
Литературный ряд: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе ГвидонеСалтановиче и прекрасной царевне Лебеди».
Музыкальный ряд: Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Оборудование для учащихся: музыкальные инструменты, альбомные листы, ручки.
Формы контроля: фронтальный, индивидуальный опрос.
Оборудование: Проектор, компьютер, фортепиано, музыкальные инструменты.
Формирование УУД:
Личностные:
у
обучающегося
будет
сформирована
мотивация
к
изучению
музыки,
благодаря интеграции знаний из области литературы и живописи в музыкальную область,
умение в процессе рефлексии проводить самооценку.
Предметные: ученик научится осознанно воспринимать музыку, следить за её развитием,
выявлять
средства
музыкальной
выразительности,
используемые
композитором
для
воплощения художественного образа; отличать музыку инструментальную (для одного
инструмента)
от
музыки
симфонической;
определять
форму
и
жанр
произведения;
осмыслять
специфику
музыки,
ИЗО
и
литературы
как
видов
иску сства.
Ученик
получит
возможность
научиться
устанавливать
связи
между
музыкальными,
художественными
и
литературными
произведениями
различных
жанров
и
видов
искусства.
Метапредметные.
Личностные:
ученик
научится
проявлять
эмоциональную
отзывчивость,
личностное
о т н о ш е н и е
п р и
в о с п р и я т и и
м у з ы к и ;
ученик получить возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Познавательные:
научится
анализировать,
сравнивать
музыкальные
произведения
и
н а х о д и т ь
о б щ е е
и
р а з л и ч н о е ;
Получит
возможность
научиться
владеть
отдельными
специальными
терминами
в
п р е д е л а х
и з у ч а е м о г о
к у р с а .
Регулятивные:
научится
транслировать
музыку
через
жесты;
получит
возможность
научиться определять и формулировать тему и проблему урока;
Коммуникативные:
научится
организовывать
работу
в
группе;
Получит
возможность
научиться
сотрудничать
со
сверстниками
в
процессе
работы
в
группе.
Понятийный
аппарат:
Жанр,
вид
искусства,
язык
искусства,
образ,
музыкальные
средства
выразительности
(музыкальный язык), контраст, миниатюра.
Дети входят под музыку. Поем попевку «Здравствуйте, я приветствую вас».
Музыка обладает свойствами как объединять людей, передавать настроение и более
глубокие чувства, мысли, так и рисовать своими музыкальными красками. Скажите, что
может нарисовать нам музыка? (пейзажи, события, портреты людей). Значит существуют
музыкальные портреты людей? А какие еще портреты может нам нарисовать музыка?
(предположения детей).
Сегодня я вас приглашаю в муз.галерею, где нас ждет встреча с симфонической
картиной
«Три
чуда»
из
оперы
«Сказка
о
царе
Салтане»
композитора-сказочника
Римского-Корсакого
(слайд
спортретом
композитора),
где
мы
увидим
и
услышим
музыкальные портреты (сказочных героев). И тема нашего урока «Музыкальные портреты
сказочных героев». (слайд с названием темы). Может кто-то догадался какие сказочные
герои нас ждут, и кто автор этой замечательной сказки? (ответы детей). Римский- Корсаков
написал оперу к 100 летнему юбилею А.С. Пушкина, который, как известно, был автором
сказки«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди».(слайд писателя). Итак, слушаем первое чудо.
Дети слушают и смотрят 33 богатыря. Слайд богатырей с музыкой
Какой
образ
нам
нарисовал
музыкой
композитор?
При
появлении
богатырей
симфонический оркестр создает впечатление рокота морских волн, сигнальные возгласы
труб и энергичные аккорды передают маршеобразную поступь 33 богатырей, выходящих
из пены морской. Тему богатырей исполняют медные духовые инструменты (тромбон и
труба). Тема богатырей звучит в низком регистре.
Учитель: перед тем, как прослушать муз.портрет Царевны-лебедь, хочу спросить,
какое
чудо
связано
с
этим
персонажем?
(ответы
детей).
Лебедь
превращалась
в
прекрасную царевну. И композитор обязательно показал нам в музыке это превращение.
Прошу поднять руку, если вы почувствуете, услышите это превращение.
Дети слушают и смотрят «Царевна-лебедь».слайд лебеди с музыкой
Учитель:
какой
образ
нам
нарисовал
композитор?
Образ
мягкий,
размеренный,
нежный.
Мелодия
с
прихотливыми
изломами,
постепенно
«теплеет»
и
выливается
причудливой мелодией солирующих скрипок и гобоя, рисуя волшебное превращение в
прекрасную
Царевну.
Тема
Царевны
звучит
в
среднем
регистре,
словно
пение
фантастических птиц.
Включаю третий слайд. Наша музыкальная картина исчезла.
«Белочка» музыки нет. Слайд с изображением белки, но без музыки.
Учитель: Ребята, музыка исчезла. Что же делать? (прием маша-растеряша)(прием
домино) (дети предлагают свои варианты ответов). Я знаю, что вы опытные слушатели и я
сегодня хочу вам предложить задание посерьезней - мы сами смоделируем, сочиним
музыкальную картину к образу «Белочки». Сложно, но я думаю, у нас все получится.
Для того чтобы смоделировать музыкальный портрет, нам нужно оттолкнутся от
источника
вдохновения.
Что
же
вообще
является
источником
вдохновения
для
композиторов, писателей и художников. (рассказ, картина, сказка, природа).
Что же
явилось этим источником для Римского-Корсакого?
Молодцы. Это сказка Пушкина,
давайте послушаем, как описывает образ белочки автор.
Слайд со словами про белочку
«Внимание! - говорят нам фанфары. - Сказка продолжается».
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт.
А сейчас вы поработаете в группах, каждой я раздам по небольшому ватману, на
котором вы, внимание, будете одновременно, создавать картину образа белочки. Работа и
творчество каждой группы будет оцениваться: я буду давать муз.и шумовые инструменты
и в чьей группе инструментов окажется больше, та группа и будет солировать. Итак,
запишите определение, которые могли бы охарактеризовать образ белочки. Для помощи
стихи на доске. На задание минута.
Дети работают. Озвучивают, я записываю в рамку
Наверно, вы уже хотите посмотреть этот муз.портрет? но, мы с вами договорились,
что будем сами моделировать и музыку и изображение.
Следующее задание «Мы-композиторы».
Еще раз взгляните на текст и попробуйте ощутить внутри себя интонацию, которая
могла бы стать основой, характеризующей образ белочки. Ребята, я вам помогу ( на
слайде хар-ка интонаций). Здесь несколько хар-к интонаций, если среди них та, которая
созвучна той, которая могла бы соответствовать образу белочки и прозвучать. (ответы
детей). Подберите их.
Ответы детей про белочку: озорная, радостная, веселая и т.д.
Учитель: а теперь давайте попробуем изобразить образ белочки в движении. Я
приглашаю
по
одному
человеку
из
каждой
группы
(дети
показывают)
(прием
эмпатия.Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с
кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.)
Учитель:
у
нас
с
вами
вырисовывается
прообраз
будущей
мелодии
сказочной
белочки, потому что здесь собраны все средства выразительности музыки, которые вы
прекрасно знаете .
Слайд
«Музыкальные средства выразительности»: лад, мелодия,
темп, ритм,
динамика, жанр
Учитель: давайте попробуем проанализировать наш будущий муз.образ, который у
вас выразилась в жесте, какие движения вы выполняли и в этом нам поможет:
Слайд Жанровая основа произведения : песня, танец, марш.
Учитель: какая жанровая основа нам могла бы нам помочь воплотить образ белочки?
Ответы детей (танец)
Учитель: правильно, танец, а какой танец? (ответы детей). Сказка-то у нас русского
писателя Пушкина. Правильно, танец русский народный. А для чего нам нужна такая
жанровая основа как танец, да еще русский? (в танце еще ярче раскрывается образ
белочки)
Учитель: а сточки зрения ритма какой он танец? (Слайд ритм-пунктирный и ровный)
Ответы детей (ровный) потому что одинаковый.
Учитель: А с точки зрения характера ведения мелодии? Какая мелодия танца?
Слайд: звуковедение- плавное, ровное, отрывистое, связное, отчетливое.
Ответы детей – отрывистое, отчетливое.
Учитель:
вы
все
дирижеры,
покажите
каким
жестом,
мне,
оркестру,
сыграть
отрывистую и отчетливую мелодию.
Дети показывают.
Учитель: а с точки зрения темпа? Слайд темп-адажио (adagio)-медленно, спокойно
Анданте (andante)-умеренный темп, в характере шага,
Аллегро (allegro) – умеренно быстро,
Престо (presto)- быстро
Престиссимо (prestissimo)- в высшей степени быстро.
Вспомним как мы изображали образ белки, в какой интонации.
(ответы детей) какой темп нам поможет изобразить образ белочки? А зачем на
именно такой темп? (ответы детей)
Учитель: ну и еще одно средство музыкальной выразительности это динамика, т. е с
какой силой звука будет исполняться наше произведение.
Слайд : Динамика
PP (pianisimo) очень тихо FF (fortissimo) – очень громко
P (piano) – тихо F (forte) – громко
mf ( mezzopiano) умереннотихо mf (mezzeforte) –умеренногромко
dim (diminuendo) постепеннозатихаяcresc (crescendo)- постепенноусиливая
Ответы детей.
Учитель: а для чего нам нужны такие динамические оттенки в музыке? (ответы
детей)
Учитель: ну, а с ладом, я думаю вы легко справитесь: мажор или минор? (ответы
детей)
Слайд: лад – мажор, минор.
Учитель: Итак, у нас складывается такая модель музыки (на доске модель)
Интонация:
Ритм:
Мелодия (звуковедение):
Темп:
Лад:
Динамика:
В основе жанр: танец.
Вот такой у нас получилась модель муз.портрета белочки.
Учитель:
А
сейчас,
я
предлагаю
выбрать
такие
музыкальные
и
шумовые
инструменты, которые по вашему мнению больше всего подходят для музыкального
изображения белочки.
А сейчас самое интересное!
Слайд Задание.
Прослушайте музыку внимательно.
Обратите внимание на выразительные средства в музыке
Какой вы видите образ белочки в музыке?
Слайд белочки с музыкой
Учитель:
Вы
прослушали
музыкальный
портрет
белочки,
написанный
самим
композитором.
Учитель:
как
описал
образ
белочки
композитор?
В
опере
тема
белки
звучит
отрывисто, легко, подвижно. Для музыкальной характеристики белки композитор выбрал
русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». Грациозно-игривая белочка — звонкие,
щелкающие звуки ксилофона, челесты, флейт и гобоев. Не забыта и «присвисточка»
белочки
—
флейта-пикколо,
самый
звонкий
деревянный
духовой
инструмент
в
симфоническом оркестре.
Отличается
ли
тот
музыкальный
образ,
который
мы
с
вами
смоделировали
от
оригинала? (ответы детей). Значит вы оказались очень близки от замысла автора, вы
почувствовали образ белочки, показали его.
Учитель: А теперь, давайте с вами проиграем на муз.инструментах тему белочки, ее
муз. портрет.
Дети исполняют на инструментах «Во саду ли, в огороде».
Учитель: Ребята, чему вы сегодня научились? Кидаю мяч по группам (моделировать
музыку, фантазировать, импровизировать).
Что нового узнали? (существую музыкальные портреты сказочных героев)
Какой муз.портрет сказочного героя больше всего понравился?
Учитель: мне бы очень хотелось, чтобы вы знали, каждый может чуть больше, чем
он думает. И чтобы каждый из вас унес в сердце частичку музыки великого русского
композитора.