Напоминание

Методические рекомендации применения ИКТ на уроке музыки

Автор: Антонова Елена Евгеньевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ СОШИ №23
Населённый пункт: Полысаево, Кемеровская обоасть
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Методические рекомендации применения ИКТ на уроке музыки
Дата публикации: 26.06.2020







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема урока «Музыкальные портреты сказочных героев» 4 класс.

Цель: узнать какими средствами и способами (особенности музыкального языка,

выбор жанра, музыкальных инструментов) композитор достигает создание музыкального

портрета сказочных персонажей.

Задачи:

- показать, как музыка способна вызывать в нашем воображении зрительные образы

сказочных персонажей.

- развивать внимание, мышление учащихся;

- воспитывать художественно-образное мышление учащихся.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Опорные

понятия:

средства

музыкальной

выразительности,

музыкальные

краски,

портреты.

Зрительный ряд: иллюстраций к сказке ««Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и

могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди

Литературный ряд: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем

богатыре князе ГвидонеСалтановиче и прекрасной царевне Лебеди».

Музыкальный ряд: Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Оборудование для учащихся: музыкальные инструменты, альбомные листы, ручки.

Формы контроля: фронтальный, индивидуальный опрос.

Оборудование: Проектор, компьютер, фортепиано, музыкальные инструменты.

Формирование УУД:

Личностные:

у

обучающегося

будет

сформирована

мотивация

к

изучению

музыки,

благодаря интеграции знаний из области литературы и живописи в музыкальную область,

умение в процессе рефлексии проводить самооценку.

Предметные: ученик научится осознанно воспринимать музыку, следить за её развитием,

выявлять

средства

музыкальной

выразительности,

используемые

композитором

для

воплощения художественного образа; отличать музыку инструментальную (для одного

инструмента)

от

музыки

симфонической;

определять

форму

и

жанр

произведения;

осмыслять

специфику

музыки,

ИЗО

и

литературы

как

видов

иску сства.

Ученик

получит

возможность

научиться

устанавливать

связи

между

музыкальными,

художественными

и

литературными

произведениями

различных

жанров

и

видов

искусства.

Метапредметные.

Личностные:

ученик

научится

проявлять

эмоциональную

отзывчивость,

личностное

о т н о ш е н и е

п р и

в о с п р и я т и и

м у з ы к и ;

ученик получить возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные:

научится

анализировать,

сравнивать

музыкальные

произведения

и

н а х о д и т ь

о б щ е е

и

р а з л и ч н о е ;

Получит

возможность

научиться

владеть

отдельными

специальными

терминами

в

п р е д е л а х

и з у ч а е м о г о

к у р с а .

Регулятивные:

научится

транслировать

музыку

через

жесты;

получит

возможность

научиться определять и формулировать тему и проблему урока;

Коммуникативные:

научится

организовывать

работу

в

группе;

Получит

возможность

научиться

сотрудничать

со

сверстниками

в

процессе

работы

в

группе.

Понятийный

аппарат:

Жанр,

вид

искусства,

язык

искусства,

образ,

музыкальные

средства

выразительности

(музыкальный язык), контраст, миниатюра.

Дети входят под музыку. Поем попевку «Здравствуйте, я приветствую вас».

Музыка обладает свойствами как объединять людей, передавать настроение и более

глубокие чувства, мысли, так и рисовать своими музыкальными красками. Скажите, что

может нарисовать нам музыка? (пейзажи, события, портреты людей). Значит существуют

музыкальные портреты людей? А какие еще портреты может нам нарисовать музыка?

(предположения детей).

Сегодня я вас приглашаю в муз.галерею, где нас ждет встреча с симфонической

картиной

«Три

чуда»

из

оперы

«Сказка

о

царе

Салтане»

композитора-сказочника

Римского-Корсакого

(слайд

спортретом

композитора),

где

мы

увидим

и

услышим

музыкальные портреты (сказочных героев). И тема нашего урока «Музыкальные портреты

сказочных героев». (слайд с названием темы). Может кто-то догадался какие сказочные

герои нас ждут, и кто автор этой замечательной сказки? (ответы детей). Римский- Корсаков

написал оперу к 100 летнему юбилею А.С. Пушкина, который, как известно, был автором

сказки«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне

Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди».(слайд писателя). Итак, слушаем первое чудо.

Дети слушают и смотрят 33 богатыря. Слайд богатырей с музыкой

Какой

образ

нам

нарисовал

музыкой

композитор?

При

появлении

богатырей

симфонический оркестр создает впечатление рокота морских волн, сигнальные возгласы

труб и энергичные аккорды передают маршеобразную поступь 33 богатырей, выходящих

из пены морской. Тему богатырей исполняют медные духовые инструменты (тромбон и

труба). Тема богатырей звучит в низком регистре.

Учитель: перед тем, как прослушать муз.портрет Царевны-лебедь, хочу спросить,

какое

чудо

связано

с

этим

персонажем?

(ответы

детей).

Лебедь

превращалась

в

прекрасную царевну. И композитор обязательно показал нам в музыке это превращение.

Прошу поднять руку, если вы почувствуете, услышите это превращение.

Дети слушают и смотрят «Царевна-лебедь».слайд лебеди с музыкой

Учитель:

какой

образ

нам

нарисовал

композитор?

Образ

мягкий,

размеренный,

нежный.

Мелодия

с

прихотливыми

изломами,

постепенно

«теплеет»

и

выливается

причудливой мелодией солирующих скрипок и гобоя, рисуя волшебное превращение в

прекрасную

Царевну.

Тема

Царевны

звучит

в

среднем

регистре,

словно

пение

фантастических птиц.

Включаю третий слайд. Наша музыкальная картина исчезла.

«Белочка» музыки нет. Слайд с изображением белки, но без музыки.

Учитель: Ребята, музыка исчезла. Что же делать? (прием маша-растеряша)(прием

домино) (дети предлагают свои варианты ответов). Я знаю, что вы опытные слушатели и я

сегодня хочу вам предложить задание посерьезней - мы сами смоделируем, сочиним

музыкальную картину к образу «Белочки». Сложно, но я думаю, у нас все получится.

Для того чтобы смоделировать музыкальный портрет, нам нужно оттолкнутся от

источника

вдохновения.

Что

же

вообще

является

источником

вдохновения

для

композиторов, писателей и художников. (рассказ, картина, сказка, природа).

Что же

явилось этим источником для Римского-Корсакого?

Молодцы. Это сказка Пушкина,

давайте послушаем, как описывает образ белочки автор.

Слайд со словами про белочку

«Внимание! - говорят нам фанфары. - Сказка продолжается».

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки все грызёт.

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые.

Ядра чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

Кучки ровные кладёт

И с присвисточкой поёт.

А сейчас вы поработаете в группах, каждой я раздам по небольшому ватману, на

котором вы, внимание, будете одновременно, создавать картину образа белочки. Работа и

творчество каждой группы будет оцениваться: я буду давать муз.и шумовые инструменты

и в чьей группе инструментов окажется больше, та группа и будет солировать. Итак,

запишите определение, которые могли бы охарактеризовать образ белочки. Для помощи

стихи на доске. На задание минута.

Дети работают. Озвучивают, я записываю в рамку

Наверно, вы уже хотите посмотреть этот муз.портрет? но, мы с вами договорились,

что будем сами моделировать и музыку и изображение.

Следующее задание «Мы-композиторы».

Еще раз взгляните на текст и попробуйте ощутить внутри себя интонацию, которая

могла бы стать основой, характеризующей образ белочки. Ребята, я вам помогу ( на

слайде хар-ка интонаций). Здесь несколько хар-к интонаций, если среди них та, которая

созвучна той, которая могла бы соответствовать образу белочки и прозвучать. (ответы

детей). Подберите их.

Ответы детей про белочку: озорная, радостная, веселая и т.д.

Учитель: а теперь давайте попробуем изобразить образ белочки в движении. Я

приглашаю

по

одному

человеку

из

каждой

группы

(дети

показывают)

(прием

эмпатия.Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с

кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.)

Учитель:

у

нас

с

вами

вырисовывается

прообраз

будущей

мелодии

сказочной

белочки, потому что здесь собраны все средства выразительности музыки, которые вы

прекрасно знаете .

Слайд

«Музыкальные средства выразительности»: лад, мелодия,

темп, ритм,

динамика, жанр

Учитель: давайте попробуем проанализировать наш будущий муз.образ, который у

вас выразилась в жесте, какие движения вы выполняли и в этом нам поможет:

Слайд Жанровая основа произведения : песня, танец, марш.

Учитель: какая жанровая основа нам могла бы нам помочь воплотить образ белочки?

Ответы детей (танец)

Учитель: правильно, танец, а какой танец? (ответы детей). Сказка-то у нас русского

писателя Пушкина. Правильно, танец русский народный. А для чего нам нужна такая

жанровая основа как танец, да еще русский? (в танце еще ярче раскрывается образ

белочки)

Учитель: а сточки зрения ритма какой он танец? (Слайд ритм-пунктирный и ровный)

Ответы детей (ровный) потому что одинаковый.

Учитель: А с точки зрения характера ведения мелодии? Какая мелодия танца?

Слайд: звуковедение- плавное, ровное, отрывистое, связное, отчетливое.

Ответы детей – отрывистое, отчетливое.

Учитель:

вы

все

дирижеры,

покажите

каким

жестом,

мне,

оркестру,

сыграть

отрывистую и отчетливую мелодию.

Дети показывают.

Учитель: а с точки зрения темпа? Слайд темп-адажио (adagio)-медленно, спокойно

Анданте (andante)-умеренный темп, в характере шага,

Аллегро (allegro) – умеренно быстро,

Престо (presto)- быстро

Престиссимо (prestissimo)- в высшей степени быстро.

Вспомним как мы изображали образ белки, в какой интонации.

(ответы детей) какой темп нам поможет изобразить образ белочки? А зачем на

именно такой темп? (ответы детей)

Учитель: ну и еще одно средство музыкальной выразительности это динамика, т. е с

какой силой звука будет исполняться наше произведение.

Слайд : Динамика

PP (pianisimo) очень тихо FF (fortissimo) – очень громко

P (piano) – тихо F (forte) – громко

mf ( mezzopiano) умереннотихо mf (mezzeforte) –умеренногромко

dim (diminuendo) постепеннозатихаяcresc (crescendo)- постепенноусиливая

Ответы детей.

Учитель: а для чего нам нужны такие динамические оттенки в музыке? (ответы

детей)

Учитель: ну, а с ладом, я думаю вы легко справитесь: мажор или минор? (ответы

детей)

Слайд: лад – мажор, минор.

Учитель: Итак, у нас складывается такая модель музыки (на доске модель)

Интонация:

Ритм:

Мелодия (звуковедение):

Темп:

Лад:

Динамика:

В основе жанр: танец.

Вот такой у нас получилась модель муз.портрета белочки.

Учитель:

А

сейчас,

я

предлагаю

выбрать

такие

музыкальные

и

шумовые

инструменты, которые по вашему мнению больше всего подходят для музыкального

изображения белочки.

А сейчас самое интересное!

Слайд Задание.

Прослушайте музыку внимательно.

Обратите внимание на выразительные средства в музыке

Какой вы видите образ белочки в музыке?

Слайд белочки с музыкой

Учитель:

Вы

прослушали

музыкальный

портрет

белочки,

написанный

самим

композитором.

Учитель:

как

описал

образ

белочки

композитор?

В

опере

тема

белки

звучит

отрывисто, легко, подвижно. Для музыкальной характеристики белки композитор выбрал

русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». Грациозно-игривая белочка — звонкие,

щелкающие звуки ксилофона, челесты, флейт и гобоев. Не забыта и «присвисточка»

белочки

флейта-пикколо,

самый

звонкий

деревянный

духовой

инструмент

в

симфоническом оркестре.

Отличается

ли

тот

музыкальный

образ,

который

мы

с

вами

смоделировали

от

оригинала? (ответы детей). Значит вы оказались очень близки от замысла автора, вы

почувствовали образ белочки, показали его.

Учитель: А теперь, давайте с вами проиграем на муз.инструментах тему белочки, ее

муз. портрет.

Дети исполняют на инструментах «Во саду ли, в огороде».

Учитель: Ребята, чему вы сегодня научились? Кидаю мяч по группам (моделировать

музыку, фантазировать, импровизировать).

Что нового узнали? (существую музыкальные портреты сказочных героев)

Какой муз.портрет сказочного героя больше всего понравился?

Учитель: мне бы очень хотелось, чтобы вы знали, каждый может чуть больше, чем

он думает. И чтобы каждый из вас унес в сердце частичку музыки великого русского

композитора.