Автор: Головкина Марина Германовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 54 города Кирова
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: Разработка урока окружающего мира в 1 классе
Тема: "Как из зерна получилась булка"
Урок окружающего мира в 1 классе по программе Н.Ф.
Виноградовой «Начальная школа XXI века».
Тема: Как из зерна получилась булка
Цель: Формирование представлений о том, как из зерна получаются
хлебобулочные изделия.
Задачи:
1.Углублять знания учащихся о хлебе, названиях сельскохозяйственных
профессий и машин.
2.Формировать умение работать в парах.
3. Активизировать речь детей, развивать умение наблюдать.
4.Познакомить детей с пословицами, поговоркам, связанными с хлебом.
5.Воспитывать уважение к хлебу и к людям, которые его выращивают.
Оборудование:
проекционное оборудование (для демонстрации презентации к уроку),
рисунки с изображением хлеба, плакаты с пословицами, иллюстрации,
пшеничные и ржаные колосья, хлеб.
Ход урока:
Этапы урока
Содержание деятельности
Учителя
Ученика
1. Орг.
момент
Приветствие учителя.
Проверка готовности.
Дети проверяют глазами, что
приготовили к уроку.
2. Подготовка
уч-ся к
изучению
нового
материала:
актуализация
опорных
знаний;
мотивация на
изучение
нового.
Загадка
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок
Кто же это?
-Что хотели сделать с колобком все
герои русской народной сказки?
- Почему они хотели съесть колобка?
-Из чего был сделан Колобок?
Речевая разминка
- Какие изделия из муки вы знаете и
любите?
- Дайте всем этим изделиям дадим
общее название.
Хоровой ответ:
КОЛОБОК
- Съесть
- Вкусный, румяный…
- Из муки
Отвечают по цепочке.
- Булки.
- Баранки и т.д.
-Хлебо-булочные изделия.
3.Постановк
а цели урока
4.Создание
проблемной
ситуации
5. Получение
новых знаний
-Где можно купить эти изделия?
- Давайте выполним задание на
интерактивной доске (подписать
названия хлебо-булочных изделий)
- Вместе с колобком мы побываем в
булочной.
-Что нового вам бы хотелось узнать
из этой экскурсии?
-Сегодня мы узнаем, как рождается
хлеб и постараемся найти ответы на
все ваши вопросы.
- Откройте учебники на с. 31.
Рассмотрите рисунок и послушайте
текст.
[чтение текста учителем]
- Что вы можете сказать о Вове?
Действительно ли существует
хлебное дерево?
-Если из семян хлебного дерева не
получают муку, то из чего же ее
делают?
-А где же растут зерна?
-Кто из вас видел хлебные поля?
Практическая работа в парах.
-Рассмотрим колоски. Они разные
или одинаковые. Опишите их.
-Колоски разные, потому что и хлеб
бывает разный. Хлеб какого вида
можно встретить в булочной?
Учитель дает разъяснения, какой из
колосков пшеничный, какой ржаной.
(С осточками – ржаной, без осточек –
пшеничный)
-Достаньте зёрнышки из колосков и
рассмотрите их.
Учитель дает разъяснения, как
отличить зерно пшеничное и ржаное.
- Как зернышко превращается в
-В магазине, в булочной.
Работают с интерактивной доской
- Как родился хлеб, булка? Как
булка пришла к нам на стол?
Учащиеся высказывают свои
предположения.
Выступление ученика о хлебном
дереве
- Хлебное дерево – это уроженец
в Индии, но его разводят в
тропических странах повсюду.
Хотя плоды его считаются
безвкусными, индийцы их очень
любят, а кроме того, они
поджаривают и съедают
многочисленные семена, которые
скрыты в мякоти плода. Но хлеб из
них не пекут.
Из зерна.
-В колосьях на поле.
Отвечают.
-Разные
Одни с усиками-осточками, другие
- нет.
-Пшеничный, ржаной.
-Зерно должно попасть в землю и
Физминутка
колосок?
- Весной в поле выходят машины. У
человека,
ведущего
эту
машину,
много работы: нужно поле вспахать,
проборонить
-
разрыхлить
землю,
подготовить ее для посева семян. Что
за машина и кто ею управляет?
-Через
некоторое
время
в
поле
выходят
уже
другие
машины.
В
сельском хозяйстве поля огромные и
чтобы их быстро засеять, используют
сеялки.
-Раньше сеяли в ручную, а пахали и
боронили на лошадях.
-До
сих
пор,
когда
идет
посевная,
машины на полях работают и днем и
ночью.
Вот как солнышко встает-
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет –
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется.
А под солнышком нам всем
Радостно живется!
-Земля, солнце, вода, тепло помогли
маленькому зернышку превратиться в
сильный колос. Летом хлебные поля
похожи
на
море.
Подует
ветер,
и
колосья
закачаются,
как
золотые
волны.
Когда
приходит
о с е н ь ,
колосья становятся совсем золотыми.
Хлеб созрел. Пришла пора убирать
урожай.
И
снова
в
поле
вышли
машины.
В желтом море корабль плывет.
Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет.
-Кто управляет комбайном?
- В прежние времена колосья убирали
вручную серпами и выбивали зерно
из колосьев цепами.
-Затем зерно засыпают на машины и
везут в новый дом – элеватор. Здесь
зерно
просеивают
–
очищают
от
п р и м е с е й
с о р н ы х
с е м я н
и
просушивают..
-
Как
вы
думаете,
где
з е р н о
превращается в муку?
-Действительно,
раньше
это
были
прорасти.
-
-Эта машина – трактор и управляет
ею тракторист
Дети отгадывают загадку.
-Комбайн.
-Комбайнер.
- На мельнице.
6.Первичное
закрепление.
мельницы,
а
теперь
мукомольные
заводы.
-Почему они так называются?
Потом
на
специальных
машинах
муку везут на хлебозаводы и пекарни.
--Как называется профессия людей,
работающих на машинах?
-Люди, какой профессии выпекают
хлеб?
-И з
п е ка р н и
н а
с п е ц и а л ь н ы х
машинах хлеб везут в магазины.
- Кто продаёт хлеб?
Разноуровневая работа в парах.
1 вариант.
Выполнение задания в учебнике «Что
сначала, а что потом» с.32
2 вариант.
Работа с деформированным текстом.
(восстановить стихотворение,
разделённое на части)
Но не сразу стали зерна хлебом
тем , что на столе .
Люди долго и упорно потрудились
на земле .
Подымались трактористы,
умывались чисто-чисто,
В степь весеннюю с утра
выводили трактора .
Выплывают на просторы , ветер
песню им поет ,
Капитаны – комбайнеры смотрят с
мостиков вперед.
Как из колоса тугого выбивается
зерно,
Как , пожалуйста,- готово, в ящик
сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница, здесь
такое с ней творится !
В оборот ее берут , в порошок ее
сотрут !
На большом хлебозаводе станет
тестом та мука.
Тесту тесно , мало места,
«Ох, пустите »,-шепчет тесто .
-Там перемалывают зерно.
-Водители, шофёры.
-Пекари
-Продавцы.
Выполняют задание
1 вариант показывают выполнение
на интерактивной доске.
2 вариант читают вслух
7.Перенос
знаний в
новую
ситуацию
Ладно, пустим; в печь давай -
получился каравай!
-Давайте еще раз назовем путь,
который проделывает хлеб, прежде
чем попасть на наш стол.
-Какие вы знаете пословицы о хлебе?
Обсуждение пословицы: «Худ обед,
когда хлеба нет»
- Как вы ее понимаете? Что значит
«худ»?
- Почему обед плохой, если нет
хлеба?
Учитель показывает детям пирамиду
питания и рассказывает, что большую
часть нашего рациона должен
составлять хлеб и зерновые
продукты.
- Для того чтобы хлеб всегда был на
наших столах, мы должны его беречь.
Нам должно быть стыдно, когда
несъеденные кусочки мы просто
выбрасываем.
-Почему так нельзя поступать с
хлебом.
- А теперь давайте послушаем
стихотворение С. Михалкова, которое
подготовили наши ребята.
[подготовленные ученики
рассказывают стихотворение]
1 ученик
Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Они её не покупали –
Нашли за домом во дворе.
С земли её не поднимали.
И вот она уже в игре…
2 ученик
Шел мимо незнакомый дядя.
Остановился и взглянул
И на ребят почти не глядя
К той булке руку протянул.
Потом насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
-Поле, элеватор, мукомольный
завод, пекарня, магазин.
Отвечают.
-Без хлеба хорошо не поешь.
-Плохой, несытный.
- В него вложено много труда.
8. Итог урока.
Рефлексия.
3 ученик
- Ты кто такой? – спросили дети.
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! – человек ответил.
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которым налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
- О чем это стихотворение? Что
сделали ребята?
- Правильно ли они поступили?
Почему?
- Верно, к хлебу нужно относиться
уважительно и бережно; увидите
кусок хлеба на земле, не
затаптывайте его в грязь, поднимите.
Положите повыше, чтобы птицы
склевали.
4 ученик
А в годы войны помогал он героям
Дал силу, чтоб выстоять в
смертном огне.
Пусть чистое небо сияет над миром.
Пускай отражается солнце в глазах.
Да пусть ещё хлеб вечно будет в
почёте
На ваших и наших семейных столах.
- В музее истории Санкт-Петербурга
хранится кусочек заплесневелого
хлеба величиной с мизинец. Таков
был в зимние месяцы блокады
Ленинграда времен Великой
Отечественной войны дневной паек
для жителей осажденного
фашистскими захватчиками города. А
людям нужно было работать, нужно
было выжить вопреки всему…
- О чем мы сегодня говорили на
уроке?
- Что запомнилось больше всего?
- На что обратили особое внимание?
- О чем бы вы хотели рассказать
родителям?
-Ребята, а как вы поступите, если
найдёте хлеб?
- Давайте еще раз назовем путь,
который проделывает хлеб, прежде
чем попасть на наш стол
Помните: хлеб – это труд
тракториста, который посеял зерно;
-Стихотворение о детской шалости
-Нет.
-Хлебом играть нельзя.
-О хлебе.
Отвечают
Отвечают
Отвечают
Отвечают
Хором вставляют слова к
хлеб-это труд комбайнера, который
его убирал; хлеб-это труд пекаря,
который его выпекал с большой
любовью.
- А теперь примите угощение от
наших кондитеров школьной
столовой. Они будут рады, если вы не
будете оставлять недоеденные
кусочки.
картинкам на доске