Напоминание

"Как из зерна получилась булка"

Автор: Головкина Марина Германовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 54 города Кирова
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: Разработка урока окружающего мира в 1 классе
Тема: "Как из зерна получилась булка"
Дата публикации: 28.06.2020







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок окружающего мира в 1 классе по программе Н.Ф.

Виноградовой «Начальная школа XXI века».

Тема: Как из зерна получилась булка

Цель: Формирование представлений о том, как из зерна получаются

хлебобулочные изделия.

Задачи:

1.Углублять знания учащихся о хлебе, названиях сельскохозяйственных

профессий и машин.

2.Формировать умение работать в парах.

3. Активизировать речь детей, развивать умение наблюдать.

4.Познакомить детей с пословицами, поговоркам, связанными с хлебом.

5.Воспитывать уважение к хлебу и к людям, которые его выращивают.

Оборудование:

проекционное оборудование (для демонстрации презентации к уроку),

рисунки с изображением хлеба, плакаты с пословицами, иллюстрации,

пшеничные и ржаные колосья, хлеб.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание деятельности

Учителя

Ученика

1. Орг.

момент

Приветствие учителя.

Проверка готовности.

Дети проверяют глазами, что

приготовили к уроку.

2. Подготовка

уч-ся к

изучению

нового

материала:

актуализация

опорных

знаний;

мотивация на

изучение

нового.

Загадка

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок

Кто же это?

-Что хотели сделать с колобком все

герои русской народной сказки?

- Почему они хотели съесть колобка?

-Из чего был сделан Колобок?

Речевая разминка

- Какие изделия из муки вы знаете и

любите?

- Дайте всем этим изделиям дадим

общее название.

Хоровой ответ:

КОЛОБОК

- Съесть

- Вкусный, румяный…

- Из муки

Отвечают по цепочке.

- Булки.

- Баранки и т.д.

-Хлебо-булочные изделия.

3.Постановк

а цели урока

4.Создание

проблемной

ситуации

5. Получение

новых знаний

-Где можно купить эти изделия?

- Давайте выполним задание на

интерактивной доске (подписать

названия хлебо-булочных изделий)

- Вместе с колобком мы побываем в

булочной.

-Что нового вам бы хотелось узнать

из этой экскурсии?

-Сегодня мы узнаем, как рождается

хлеб и постараемся найти ответы на

все ваши вопросы.

- Откройте учебники на с. 31.

Рассмотрите рисунок и послушайте

текст.

[чтение текста учителем]

- Что вы можете сказать о Вове?

Действительно ли существует

хлебное дерево?

-Если из семян хлебного дерева не

получают муку, то из чего же ее

делают?

-А где же растут зерна?

-Кто из вас видел хлебные поля?

Практическая работа в парах.

-Рассмотрим колоски. Они разные

или одинаковые. Опишите их.

-Колоски разные, потому что и хлеб

бывает разный. Хлеб какого вида

можно встретить в булочной?

Учитель дает разъяснения, какой из

колосков пшеничный, какой ржаной.

(С осточками – ржаной, без осточек –

пшеничный)

-Достаньте зёрнышки из колосков и

рассмотрите их.

Учитель дает разъяснения, как

отличить зерно пшеничное и ржаное.

- Как зернышко превращается в

-В магазине, в булочной.

Работают с интерактивной доской

- Как родился хлеб, булка? Как

булка пришла к нам на стол?

Учащиеся высказывают свои

предположения.

Выступление ученика о хлебном

дереве

- Хлебное дерево – это уроженец

в Индии, но его разводят в

тропических странах повсюду.

Хотя плоды его считаются

безвкусными, индийцы их очень

любят, а кроме того, они

поджаривают и съедают

многочисленные семена, которые

скрыты в мякоти плода. Но хлеб из

них не пекут.

Из зерна.

-В колосьях на поле.

Отвечают.

-Разные

Одни с усиками-осточками, другие

- нет.

-Пшеничный, ржаной.

-Зерно должно попасть в землю и

Физминутка

колосок?

- Весной в поле выходят машины. У

человека,

ведущего

эту

машину,

много работы: нужно поле вспахать,

проборонить

-

разрыхлить

землю,

подготовить ее для посева семян. Что

за машина и кто ею управляет?

-Через

некоторое

время

в

поле

выходят

уже

другие

машины.

В

сельском хозяйстве поля огромные и

чтобы их быстро засеять, используют

сеялки.

-Раньше сеяли в ручную, а пахали и

боронили на лошадях.

-До

сих

пор,

когда

идет

посевная,

машины на полях работают и днем и

ночью.

Вот как солнышко встает-

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдет –

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо

Солнышко смеется.

А под солнышком нам всем

Радостно живется!

-Земля, солнце, вода, тепло помогли

маленькому зернышку превратиться в

сильный колос. Летом хлебные поля

похожи

на

море.

Подует

ветер,

и

колосья

закачаются,

как

золотые

волны.

Когда

приходит

о с е н ь ,

колосья становятся совсем золотыми.

Хлеб созрел. Пришла пора убирать

урожай.

И

снова

в

поле

вышли

машины.

В желтом море корабль плывет.

Он идет, волну сечет,

Из трубы зерно течет.

-Кто управляет комбайном?

- В прежние времена колосья убирали

вручную серпами и выбивали зерно

из колосьев цепами.

-Затем зерно засыпают на машины и

везут в новый дом – элеватор. Здесь

зерно

просеивают

очищают

от

п р и м е с е й

с о р н ы х

с е м я н

и

просушивают..

-

Как

вы

думаете,

где

з е р н о

превращается в муку?

-Действительно,

раньше

это

были

прорасти.

-

-Эта машина – трактор и управляет

ею тракторист

Дети отгадывают загадку.

-Комбайн.

-Комбайнер.

- На мельнице.

6.Первичное

закрепление.

мельницы,

а

теперь

мукомольные

заводы.

-Почему они так называются?

Потом

на

специальных

машинах

муку везут на хлебозаводы и пекарни.

--Как называется профессия людей,

работающих на машинах?

-Люди, какой профессии выпекают

хлеб?

-И з

п е ка р н и

н а

с п е ц и а л ь н ы х

машинах хлеб везут в магазины.

- Кто продаёт хлеб?

Разноуровневая работа в парах.

1 вариант.

Выполнение задания в учебнике «Что

сначала, а что потом» с.32

2 вариант.

Работа с деформированным текстом.

(восстановить стихотворение,

разделённое на части)

Но не сразу стали зерна хлебом

тем , что на столе .

Люди долго и упорно потрудились

на земле .

Подымались трактористы,

умывались чисто-чисто,

В степь весеннюю с утра

выводили трактора .

Выплывают на просторы , ветер

песню им поет ,

Капитаны – комбайнеры смотрят с

мостиков вперед.

Как из колоса тугого выбивается

зерно,

Как , пожалуйста,- готово, в ящик

сыплется оно.

Вот на мельнице пшеница, здесь

такое с ней творится !

В оборот ее берут , в порошок ее

сотрут !

На большом хлебозаводе станет

тестом та мука.

Тесту тесно , мало места,

«Ох, пустите »,-шепчет тесто .

-Там перемалывают зерно.

-Водители, шофёры.

-Пекари

-Продавцы.

Выполняют задание

1 вариант показывают выполнение

на интерактивной доске.

2 вариант читают вслух

7.Перенос

знаний в

новую

ситуацию

Ладно, пустим; в печь давай -

получился каравай!

-Давайте еще раз назовем путь,

который проделывает хлеб, прежде

чем попасть на наш стол.

-Какие вы знаете пословицы о хлебе?

Обсуждение пословицы: «Худ обед,

когда хлеба нет»

- Как вы ее понимаете? Что значит

«худ»?

- Почему обед плохой, если нет

хлеба?

Учитель показывает детям пирамиду

питания и рассказывает, что большую

часть нашего рациона должен

составлять хлеб и зерновые

продукты.

- Для того чтобы хлеб всегда был на

наших столах, мы должны его беречь.

Нам должно быть стыдно, когда

несъеденные кусочки мы просто

выбрасываем.

-Почему так нельзя поступать с

хлебом.

- А теперь давайте послушаем

стихотворение С. Михалкова, которое

подготовили наши ребята.

[подготовленные ученики

рассказывают стихотворение]

1 ученик

Три паренька по переулку

Играя будто бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Они её не покупали –

Нашли за домом во дворе.

С земли её не поднимали.

И вот она уже в игре…

2 ученик

Шел мимо незнакомый дядя.

Остановился и взглянул

И на ребят почти не глядя

К той булке руку протянул.

Потом насупившись сердито,

Он долго пыль с неё сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

-Поле, элеватор, мукомольный

завод, пекарня, магазин.

Отвечают.

-Без хлеба хорошо не поешь.

-Плохой, несытный.

- В него вложено много труда.

8. Итог урока.

Рефлексия.

3 ученик

- Ты кто такой? – спросили дети.

Забыв на время про футбол.

- Я пекарь! – человек ответил.

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которым налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

- О чем это стихотворение? Что

сделали ребята?

- Правильно ли они поступили?

Почему?

- Верно, к хлебу нужно относиться

уважительно и бережно; увидите

кусок хлеба на земле, не

затаптывайте его в грязь, поднимите.

Положите повыше, чтобы птицы

склевали.

4 ученик

А в годы войны помогал он героям

Дал силу, чтоб выстоять в

смертном огне.

Пусть чистое небо сияет над миром.

Пускай отражается солнце в глазах.

Да пусть ещё хлеб вечно будет в

почёте

На ваших и наших семейных столах.

- В музее истории Санкт-Петербурга

хранится кусочек заплесневелого

хлеба величиной с мизинец. Таков

был в зимние месяцы блокады

Ленинграда времен Великой

Отечественной войны дневной паек

для жителей осажденного

фашистскими захватчиками города. А

людям нужно было работать, нужно

было выжить вопреки всему…

- О чем мы сегодня говорили на

уроке?

- Что запомнилось больше всего?

- На что обратили особое внимание?

- О чем бы вы хотели рассказать

родителям?

-Ребята, а как вы поступите, если

найдёте хлеб?

- Давайте еще раз назовем путь,

который проделывает хлеб, прежде

чем попасть на наш стол

Помните: хлеб – это труд

тракториста, который посеял зерно;

-Стихотворение о детской шалости

-Нет.

-Хлебом играть нельзя.

-О хлебе.

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Хором вставляют слова к

хлеб-это труд комбайнера, который

его убирал; хлеб-это труд пекаря,

который его выпекал с большой

любовью.

- А теперь примите угощение от

наших кондитеров школьной

столовой. Они будут рады, если вы не

будете оставлять недоеденные

кусочки.

картинкам на доске