Напоминание

"Словообразование наречий с использованием кластера"

Автор: Афанасьева Ольга Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 83"
Населённый пункт: г.Северск, Томская область
Наименование материала: Разработка открытого урока
Тема: "Словообразование наречий с использованием кластера"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №83»

Открытый урок по теме

«Словообразование наречий с использованием кластера»

6 класс

Учитель русского языка и литературы: Афанасьева Ольга Викторовна

г. СЕВЕРСК

Тема: Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую.

Цель: Повторить изученное по теме «Наречие», используя кластеры.

Познакомиться с новым материалом, используя условные значки ИНСЕРТ

В работе над отрывком из рассказа И.С. Соколова-Микитова «Ручной воронёнок».

ХОД УРОКА:

Сегодня мы с вами, ребята, повторим уже известные нам сведения о наречии и познакомимся с новой темой

«Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую».

На уроке нам предстоит включиться в ряд индивидуальных и групповых видов работы, поработать с текстом

одного из произведений И.С. Соколова-Микитова «Ручной воронёнок».

Итак, тема нашего урока повторения «Наречие».

I этап урока. Вызов. Индивидуальный метод мозговой атаки.

Давайте немного подумаем и вспомним всё, что мы изучили по теме «Наречие».

Первая наша задача состоит в том, чтобы путём «мозговой атаки» сначала индивидуально, а затем в

парах вспомнить всё изученное о наречии.

Записываем в тетради, а затем проверяем записи друг у друга.

После осуждения в паре поделитесь своими знаниями со всем классом.

Этот метод работы называется групповая мозговая атака.

Ведущим приёмом графического задания на этом этапе могут быть КЛАСТЕРЫ.

Правила очень простые. Рисунок в чём-то напоминает модель солнечной системы. В центре звезда – это тема

нашего занятия, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой. У каждой

планеты свои спутники, у спутников – свои.

Попробуем изобразить уже имеющиеся знания в виде кластера.

Меры и

степени

места

Нет числа, рода, падежа. Не склоняется, не

спрягается

времени

Образ действия

причины

цели

Смысл гр.н

Морф.призн

Превосход.

Степени

сравнения

Сравнит.

Синт.роль

НАРЕЧИЕ

Сам.ч.р.

.р.

Признак действия

Общ.гр.зн.

Признак признака

Вот такая гроздь появилась у нас на стадии вызова благодаря приёму «мозговая атака». Именно в сочетании с ним

кластеры способствуют формированию интереса к теме занятия.

II этап урока. Осмысление. Ученики вступают в контакт с новой информацией по данной теме.

Чтение отрывка из рассказа И.С. Соколова-Микитова «Ручной воронёнок». Читать будем с карандашом в руках,

используя интерактивную систему записи инсерт. Инсерт – это мощный инструмент, помогающий активно отслеживать

собственное понимание в процессе чтения.

«V» – я это знаю. « +» - это новое для меня. «-» - противоречие. «?» - хочу знать.

Отрывок из рассказа И.С. Соколова-Микитова

«Ручной воронёнок»

Зимой я неторопливо возвращался с охоты. Из школы, стоявшей напротив, выбегали после занятий ребята. По-

дружески разговаривая, весело шли они серединой широкой улицы.

Я шагом шёл следом, чуточку прислушиваясь к весёлым разговорам. Вскоре ребята остановились недалеко у

колодца. Задрав высоко головы, они стояли бок о бок, смотрели наверх, где на берёзах сейчас сидели вороны. Их было

видимо – невидимо.

И вдруг одна ворона, сидевшая на вершине берёзы, стала медленно спускаться вниз, точь-в точь села на плечо

мальчика, сбив крыльями набок его шапку.

Доставая из сумок кусочки хлеба, ребята обступили мальчика и стали кормить ворону.

От ребят я узнал, что летом Коля поймал на лету воронёнка, выпавшего из гнезда. Принёс его домой и стал

кормить. Воронёнок очень скоро привык к Коле, хорошо узнавал его. А осенью Коля выпустил приручённого воронёнка к

другим воронам. Но стоило только ему увидеть на улице Колю, он вмиг слетал с дерева и, к великому удивлению других

ворон, тотчас садился на его плечо.

Читая отрывок из рассказа, ребята, обратите внимание на наречия, которые нам ещё незнакомы, но имеющиеся у

нас знания помогают нам их найти.

Назовите их, запишите в тетрадь (зимой, серединой, шагом, следом, чуточку, наверх, сейчас, вниз, набок, летом, на

лету, домой, осенью, вмиг, тотчас).

Чтобы узнать, как образовались эти наречия, на какие вопросы отвечают, что они обозначают, как изменяются,

познакомимся с их правописанием. Обратимся к учебнику «Русский язык» 5 – 9 кл. (теория), параграф 119, стр. 159

«Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую».

III этап урока. Рефлексия. Размышление о новой теме, самоанализ полученных знаний.

На этой стадии мы закрепляем новые знания и активно перестраиваем свои представления. Полученные новые

знания делаем своими.

- как могут быть образованы наречия?

- какие части речи могут переходить в наречия?

- как пишутся такие наречия?

- как мы отличим наречия от существительного?

Возвращаемся к результатам «групповой мозговой атаки».

Укрупним кластер, дополнив полученными сведениями по новой теме.

Меры и степени

Меры и

степени

места

Нет числа, рода, падежа. Не склоняется, не

спрягается

времени

Образ действия

причины

цели

Смысл гр.н

Морф.призн

Превосход.

Степени

сравнения

Сравнит.

Синт.роль

НАРЕЧИЕ

Словообразование

наречий

Сам.ч.р.

.р.

Признак действия

Общ.гр.зн.

Сущ. в В.п.

и Т.п.

Некотор. сл.

сочетания

Сущ. в косв. пад. с

предлог

Признак признака

Домашнее

задание:

на

основе

данного

отрывка

из

рассказа

И.С.

Соколова-Микитова

«Ручной

воронёнок»

заполнить индивидуальную таблицу пометок. Разнести полученную информацию (правило с примерами) по категориям

(мотивация – поиск ответов).

V

+

-

?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №83»

Открытый урок по теме

«Виды глагола»

5 класс

Учитель русского языка и литературы: Афанасьева Ольга Викторовна

г. СЕВЕРСК

ТЕМА: Виды глагола. Урок объяснения нового материала.

ЦЕЛЬ: дать понятие о видах глагола и их значениях; видовых парах глагола; познакомить с различиями между

глаголами совершенного и несовершенного вида.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

знать

о

видах

глагола,

их

значениях;

видовых

парах

глаголов;

уметь

пользоваться

приёмом

распознавания видов глаголов по вопросам, по значению;

Метапредметные

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение

вести самостоятельный поиск информации.

Личностные

понимание

определяющей

роли

русского

языка

в

развитии

интеллектуальных,

творческих

способностей в процессе получения школьного образования.

Технологии: здоровьесберегающая, игровая технология.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие учителя.

Включение в деловой ритм. Проведение занимательной

лингвистики.

Составьте

слово:

из

слова улыбка

возьмём

корень, мигнуть

суффикс, встречать

окончание,

радоваться – суффикс возвратности. Какое слово получилось? Правильно. УЛЫБНУТЬСЯ. Все улыбнулись друг другу.

Начнём наш урок. Запишите число, классная работа. Тему урока определите позже.

2.

Актуализация

знаний.

Проведём

небольшую

разминку

на

закрепление

изученной

на

прошлом

уроке

орфограммы. Я называю вам слова. Если в слове пишем «Ь» - хлопаем в ладоши, если нет – топаем ногами.

Надо двигаться, они стараются, он не испугается, может пригодиться, она наряжается, за всё берётся, грамоте

учиться, любишь кататься, умеешь ссориться, назад не воротится.

- назовите пройденную тему;

- когда в глаголах пишется – ТСЯ и – ТЬСЯ.

3. Формирование новых знаний. Работа с текстом Ф.И. Тютчева.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

- объясните постановку запятых;

- как вы понимаете слово «перлы»? (перлы – это жемчужины. Здесь в значении капли дождя);

- задайте вопросы к глаголам;

- определите законченное и незаконченное действие у глаголов.

В русском языке глагол имеет характерный грамматический признак – вид. Если глагол указывает на единичное

действие, имеет значение результата, завершённости, то это глагол совершенного вида. А если глагол имеет значение

длительности, повторяемости, незавершённости, то это глагол несовершенного вида.

- сформулируйте тему и цели нашего урока (виды глагола, отличие глаголов совершенного и несовершенного

вида).

Запишите тему в тетрадь.

Глаголы совершенного и несовершенного вида объединяются в пары, которые называются видовыми парами.

Откроем учебник страница 109, параграф 111. Анализ рисунков.

Рассмотрим таблицу на странице 109. Поставьте вопросы к выделенным глаголам. Объясните, в каком времени

глагол не образует видовую пару. Почему? (делают вывод).

4. Первичное закрепление и проговаривание вслух. Игра «Собери слова в корзинку»: 1 –глаголы совершенного

вида, 2 – глаголы несовершенного вида.

Строить, придумать, красить, простить, построить, промокнуть, думать, покрасить, возникать, срЕзать, рассЫпать,

прощать, промокать, отрЕзать, возникнуть, срезАть, рассыпАть, отрезАть.

- какие морфемы характерны для глаголов совершенного вида и несовершенного вида?

ВЫВОД: Глаголы

совершенного

вида

образуются

при

помощи

приставок,

суффиксов

и

перестановкой

мест

ударения.

5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Запишите предложения, используя глаголы из правого столбика.

Вчера вечером я долго … задачу.

Решить

Наконец я её … .

Решать

Мы долго … задание в классе.

Выполнять

Дома я его вдруг … очень быстро.

Выполнить

Прозвенел звонок, но мы ещё долго … слова в словари.

Записать, записывать

ВЫВОД:

Видовые

пары

это

однокоренные

глаголы,

имеющие

одинаковое

лексическое

значение,

но

различающиеся категорией вида.

Также, ребята, видовые пары могут образовываться и от других основ, то есть иметь разные корни. Запомните

такие пары глаголов.

Несовершенный вид

Совершенный вид

Говорить

Сказать

Ловить

Поймать

Брать

Взять

Садиться

Сесть

Находить

Найти

Ложиться

Лечь

Вкладывать

Вложить

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграф 111, упражнение 642.

7. Комментарий оценок.

8. Рефлексия «Дерево пожеланий» (обратная связь). Дети пишут пожелания самому себе и мнение по уроку.