Напоминание

Современная коррекционная школа.Проблемы и пути решения.

Автор: Сивачинская Елена Валерьевна
Должность: директор
Учебное заведение: МОУ "СкОШ №17"
Населённый пункт: г.Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Современная коррекционная школа.Проблемы и пути решения.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сивачинская Е.В

Директор МОУ"С(к)ОШ№17"

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

В

научных словарях,

специальная (коррекционная) педагогика -

определяется

как

многоотраслевая

наука,

которая

изучает

психофизиологические

особенности

развития

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья, наряду с этим

занимается

анализом проблем их

воспитания, обучения и коррекции различных недоразвитий. Данная наука

обеспечивает

научные

основы

работы

образовательных

коррекционных

(специальных) школ и классов коррекции.

Коррекционная педагогика

самостоятельно обозначилась как наука во

второй половине XX в., при этом в российской педагогике термин «педагогическая

коррекция» утвердился лишь в конце XIX начале XX века.

И лишь в конце

прошлого века активно начало распространяться не только обучение детей

с

ограниченными возможностями

в

специально

открывавшихся

коррекционных классах, но и их совместное обучение с учащимися классов

общеобразовательных школ.

Вспоминая , что ранее такие дети считались

плохо

обучаемыми, то теперь им предоставлялась возможность получить образование

достаточного уровня в условиях как коррекционной школы, так и коррекционного

класса. Так, например, наша школа МОУ С(к)ОШ № 17 города Магнитогорска

была перепрофелирована в коррекционную школу, реализующую программы для

детей с задержкой

психического развития ,

для

реализации

возможности

обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наряду с проблемами в педагогико- методической перестройке при

изменении

направленности

нашей

школы,

достаточно

остро

проявились

трудности, которые в первую очередь были связаны с тем, что

все дети с

ограниченными

возможностями здоровья, обучающиеся в

данных

классах,

должны получать

своевременную

специальную

медицинскую

помощь, но

из

штатов школ были выведены, как обычные медицинские работники,так и врачи

психиатры. Общеобразовательные школы были не оборудованы должным образом:

они

не

имели

медицинских

кабинетов

с необходимым

оборудованием,

специалистами, чья профессиональная подготовка позволяла бы обеспечить

необходимое медицинское и психиатрическое сопровождение детей с

ограниченными возможностями.

В связи с увеличением числа детей с ограниченными возможностями

здоровья, давно

перестали

соблюдать

и

рекомендованную

численную

наполняемость коррекционных классов, что создает трудности для получения

больными детьми необходимо-достаточного уровня образования, базирующегося

на индивидуально-коррекционном подходе к каждому больному обучающемуся.

Все что возможно сделать с 9-12 учащимися в коррекционном классе,

фактически становится менее эффективным на численности 23-25учащихся.

При смене направленности образовательного учреждения, мы ставили

перед собой цель, привнести специфику в организацию учебного процесса

для получения прогназируемой

динамики

в

развитии детей с

ограниченными возможностями здоровья. Это и стало самой большой проблемой

в данном переходе. При наличии специальных программ, учебники, рабочие

тетради, нормы оценивания, критерии -оставались из системы массовых школ.

А

самым

сложным

и "труднокорректируемым" оставались

педагоги

и

их

методы работы.

Спустя 10 лет, мы можем констатировать, что лишь в последние годы, наши

учителя, это главный

потенциал и

фундамент для

специфики

системы

коррекционного учреждения. Сейчас наши педагоги- это другая психология,

новый взгляд и конечно же ,огромная база знаний в сфере дефектологии,

специальной психологии, психиатрии, методик преподавания и воспитания.

Главная их особенность в комплексности преподавания, благодаря

которой

дети

занимаются

урочной

и внеурочной

деятельностью

с

постоянным и индивидуальным

коррекционным подходом. Более того, что

на наш взгляд очень важно и что мы считаем обязательным и

оправданным, каждый педагог, преподающий в коррекционной школе,

обязан иметь помимо педагогического еще и дефектологическое образование.

В настоящее время все 100% педагогов и основного,и дополнительного

образования,

работающие

с нашими

учениками,

имеют

дефектологическое

образование. И даже это не является поводом для окончания самообразования

и повышения квалификации все учителей. На протяжении всего учебного года,

идет обучающий семинар по специальной психологии, где педагоги узнают о

новых

подходах

в

обучении

и коррекции

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

имеют

возможность

практиковаться

в

нейропсихологии и дефектологии.

Коррекционная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья

-

это

обязательно

учебный

комплекс, г д е

первая

половина

учебного

дня

предназначена для учебно -коррекционных целей, а вторая половина – для работы

кружков и секций и индивидуальных дефектологических занятий. Каждый день

воспитанника расписан по часам и включает в себя занятие с логопедом,

психологом,дефектологом,

реализацию учебной программы и внеурочные

занятия в спортивных, художественных и музыкальных кружках и секциях, и при

этом важно, что каждое из этих мероприятий так или иначе нацелено на коррекцию

развития высших психических функций детей.

Результаты наших ежегодных итоговых тестов и государственных экзаменов,

даю т нам основание для вывода о том, что система коррекционного

образования в форме специально организованного учреждения положительно

влияет на всё психологическое состояние ребёнка, что, в свою очередь, отражается

на его деятельности и поведении, и дальнейшей готовности к социализации.

И потому, как показало проведенное нами изучение основных принципов

работы

в

организации

педагогического

коллектива,

целостное

становление

личности

ребёнка

обеспечивается

через

системный

подход

к

решению

этой

педагогической проблемы. Помимо реабилитации и коррекции здоровья у детей и

подростков, важное место в деятельности учителей занимает подготовка учащихся

к жизни в обществе, вне стен школы.

Педагогический состав, а это педагоги, психологи и врачи, проделывают

огромною работу, чтобы подготовить и морально настроить каждого ребёнка к

такому ответственному шагу, как вступление в самостоятельную жизнь.

Важнейшим положительным показателем работы в этом направлении мы считаем

то,

что 99% выпускников

нашей школы с

различными нарушениями

психического развития готовы к поступлению в колледжи.

На сегодняшний день достаточно

интенсивно

развивается система

выявления

детей

с

отклонениями

на

ранних

этапах,

что

позволяет

провести

своевременную коррекцию. Но по-прежнему, тревожным фактором является то, что

не все родители вовремя обращаются за помощью к специалистам, так

как многих проблем со здоровьем детей могло и не быть вовсе.

Родители должны быть внимательнее к детям и понимать, что нет ничего

постыдного в том, что ребёнок получает образование в коррекционной

школе: именно в этих школах к каждому подбирается индивидуальный

подход, оказывается медицинская помощь и предоставляется полный доступ к

получению образования. Коррекционные школы

это условно ограниченное

пространство для детей с отклонениями в развитии здоровья.

С 1 сентября 2016 года вступил в действи е документ о внедрении стандартов

инклюзивного образования – это образование, которое доступно для детей с

ограниченными возможностями здоровья вместе со здоровыми детьми.

Данный стандарт позволил родителям выбирать где и с кем будет обучаться их

ребенок. Что значительно усложнило получение специальной профессиональной

помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Анализируя статистику, к сожалению, мы можем наблюдать следующее:

численность детей с ограниченными возможностями с каждым годом

только увеличивается, но настораживает то, что усложняются диагнозы,

изобилуют

психиатрические

заболевания

(РАС,

детская

шизофрения,

психопатии), а это потребует от коррекционного образования не только

специалистов -дефектологов, и достаточно широкий круг специалистов -врачей.

Что будет дальше в системе КРО? Ситуация в стране не дает положительных

прогнозов, и у нас вызывает тревогу то, что школы коррекционного направления

все еще вызывают в обществе далекое от толерантного отношение к себе и к тем,

кто в них учится.

Библиографический список:

1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики:

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений под ред В.А. Сластенина.

2 е

изд., перераб. М.: Академия, 2002. 272 с.

2. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики. Учебно

Педагогический

институт

Саратовского

методическое

пособие

государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. 110 с.

3.

Липа

В.А.

Основы

коррекционной

педагогики:

Учебное

пособие.

Донецк:

Лебіь, / 2002. 327 с. 4. Суворова С.Ф. Коррекционная школа – проблема

детей или всего общества? //Директор школы. – 2006. № 2. – С.1218.

4.Коррекционная

педагогика:

Основы

обучения

и

воспитания

детей

с

отклонениями в развитии: Учеб. пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999.

5. Мастюкова E. M. «Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и

коррекция».–М.: Просвещение, 1992.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Учеб. пособие для

студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.;

Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

6.Основы

специальной

психологии:

Учеб.

пособие

для

студ.

сред.

пед.

учеб.

заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В.

Кузнецовой. —— М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.