"Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией"
Автор: Чуркина Ольга Николаевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 12
Населённый пункт: Ставропольский край, город Ессентуки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией"
Тема: Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией.
Цель:
–
развитие эмоциональной сферы личности ученика, внимания к интонации, тону собственной речи и речи
собеседника;
– развитие устной и письменной речи – осознание интонационно-мелодических особенностей высказываний и развитие
умения в выборе знаков препинания;
– развитие чувства языка.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Ι. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Беседа. 4 3
Чтение или пересказ учителем сказки А. Каневского «О пользе
знаков
препинания»:
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал
фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и знак вопросительный и
перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его
любопытства.
К концу жизни остались у него кавычки. Он совсем разучился мыслить и
дошёл до точки.
– Как вы думаете, чем заканчивается сказка?
Версии детей.
Познавательные УУД
1. Ра звиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
– Сравните с авторской концовкой: «Берегите знаки препинания!»
– Как вы понимаете фразу «дошёл до точки»? (До крайности, до предела,
до плохого конца.)
– Сколько значений у слова
точка ? (2.) Что же обыгрывается автором в
тексте? (Разные значения слова точка .)
II. Формулиро-
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения
(открытие
нового знания),
формулирование
правила
(определения).
1 3 1
– В каких ещё фразах, сочетаниях с другими словами может
употребляться слово точка ? (Точка в точку, точка зрения, сдвинуть с
мёртвой точки, попасть в самую точку и др.)
– Какой нужно поставить знак в последнем предложении сказки
«Берегите знаки препинания!»? (Восклицательный.) Почему? (Здесь автор
призывает нас быть внимательным к знакам препинания, показывает их
важность, говорит об этом с особым чувством.)
– О чём же эта сказка? (О пользе, роли знаков препинания, внимании к
ним.)
– Как она связана с темой нашего урока? Назовите его главный вопрос.
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
«Зачем нужны знаки препинания?»
или
«Роль знаков препинания
»
(принимаются все варианты, если в них названы знаки препинания).
– Составим план урока.
План (примерный)
1. Повторить схемы слов, предложений.
2. Оформление предложений на письме в русском языке.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё предполо-
жение на основе работы с
материалом учебника.
2. О ценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Р азвиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
Повторение.
Совершенство-
вание речевых и
правописных
умений.
I. Беседа. 1 3 3 1
1. Проверка домашнего задания.
1) – Прочитайте из упр. 10 («Дидактический материал») предложения, в
конце которых вы поставили:
а) точку;
б) вопросительный знак;
в) восклицательный знак.
Задание можно проверить по рядам или вариантам.
2) – Прочитайте предложение из Рабочей тетради (задание №6, тема 2), в
конце которого вы поставили вопросительный знак.
– Чем это предложение отличается от всех остальных? (В остальных
вариантах ответов содержится просьба, а не вопрос.)
– По какому признаку вы выбрали вариант ответа (восклицательный знак)
в задании №7 из Рабочей тетради? (Содержится приглашение, которое
произносится с особым чувством.)
2. Словарно-орфографическая работа.
– Отгадайте загадки и запишите отгадки (
последнее слово учитель
записывает на доске вместе с детьми).
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)
Я румяную матрёшку от подруг не оторву,
Подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву. (Яблоко.)
Она, как змейка, в траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвёт – другой наживёт. (Ящерица.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Ф ормируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
– Что общего у записанных слов?
– Подчеркните в словах опасные места. Сколько их в каждом слове?
– Разделите слова на слоги и для переноса. Совпадают ли эти деления?
– Составьте со словом
ящерица
три разных предложения: с точкой,
вопросительным и восклицательным знаком на конце.
II. Работа по учебнику. 1 3
1. Упр. 25 – совершенствуются языковые, интонационные и
пунктуационные умения (различать разные виды предложений, читать
их с нужной интонацией и оформлять на письме).
Рекомендуется провести взаимопроверку деления на слоги и для переноса
слова
русский , так как коллективно в процессе словарной работы
актуализировались эти умения. Слова му|дры|е, бы|стре|е (му–дрые, бы–
стрее) желательно проверить на доске. Учитель может обратить
внимание на возможность вариантного переноса слов
му–дрые и муд–
рые, а также бы–стрее и быст–рее, т.е. не только по слогам.
Упр. 26 – развиваются орфоэпические умения (умение интонировать
предложение в соответствии с характером пунктуационного знака).
2. Чтение правила в рамке по учебнику.
– От чего зависит разная интонация при чтении предложений? (От
содержания и чувства, с которым оно произносится.)
П: – Особая интонация в предложениях называется восклицательной.
Если же говорящий особого чувства не вкладывает, то говорят о
невосклицательной интонации. Об этом вы более подробно узнаете при
дальнейшем изучении русского языка в 3-м и 4-м классах.
3. Дополнительный материал к уроку.
Упр. 13 («Дидактический материал»).
– Запишите предложение с вопросительным знаком в конце.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ТОУУ
ΙV. Итог урока.
–
На адрес нашего класса пришло письмо. Догадайтесь, кто его
отправитель, кто прислал это письмо.
Ребята! В предложениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произносить должны!
(А. Тетевкин.)
–
Запишите ответ в виде знака. (!)
– Как называется особое выражение в предложениях с таким знаком на
конце? (Интонация, восклицательная интонация.)
– Какая именно это будет интонация, что она будет выражать?
(Волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество.)
– Какая интонация должна быть в предложениях с точкой или вопросом
на конце? (Нет особого чувства, а просто рассказывают или спрашивают о
чём-то.) 4 4
ТООУ
V. Домашнее
задание.
Н. «Дидактический материал», упр. 11.
П. Рабочая тетрадь, тема 2, №9.