Напоминание

"Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией"

Автор: Чуркина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 12
Населённый пункт: Ставропольский край, город Ессентуки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Предложение

Тема:
Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией.
Цель:


– развитие эмоциональной сферы личности ученика, внимания к интонации, тону собственной речи и речи собеседника; – развитие устной и письменной речи – осознание интонационно-мелодических особенностей высказываний и развитие умения в выборе знаков препинания; – развитие чувства языка.
Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания

учебных успехов)

Ι. Актуализация

знаний.
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».
Беседа. 4 3
Чтение или пересказ учителем сказки А. Каневского «О пользе знаков препинания»: Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства. К концу жизни остались у него кавычки. Он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. – Как вы думаете, чем заканчивается сказка? Версии детей.
Познавательные УУД

1.
Ра
звиваем
умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2.
Представлять информацию в виде схемы.
3.
Выявлять сущность, особенности объектов.
4.
На основе анализа объектов делать выводы.
5.
Обобщать и классифицировать по признакам.
6.
Ориентироваться на развороте учебника.
7.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
– Сравните с авторской концовкой: «Берегите знаки препинания!» – Как вы понимаете фразу «дошёл до точки»? (До крайности, до предела, до плохого конца.) – Сколько значений у слова
точка
? (2.) Что же обыгрывается автором в тексте? (Разные значения слова
точка
.)
II. Формулиро-

вание проблемы,

планирование

деятельности.

Поиск решения

(открытие

нового знания),

формулирование

правила

(определения).

1 3 1
– В каких ещё фразах, сочетаниях с другими словами может употребляться слово
точка
? (Точка в точку, точка зрения, сдвинуть с мёртвой точки, попасть в самую точку и др.) – Какой нужно поставить знак в последнем предложении сказки «Берегите знаки препинания!»? (Восклицательный.) Почему? (Здесь автор призывает нас быть внимательным к знакам препинания, показывает их важность, говорит об этом с особым чувством.) – О чём же эта сказка? (О пользе, роли знаков препинания, внимании к ним.) – Как она связана с темой нашего урока? Назовите его главный вопрос. – Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
«Зачем нужны знаки препинания?»
или
«Роль знаков препинания

»
(принимаются все варианты, если в них названы знаки препинания). – Составим план урока. План (примерный) 1. Повторить схемы слов, предложений. 2. Оформление предложений на письме в русском языке. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Какой кружок обозначает это умение?
Регулятивные УУД

1.
Развиваем умение высказывать своё предполо- жение на основе работы с материалом учебника.
2. О
ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять

познавательную и

личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Р
азвиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое

высказывание в

соответствии с

поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в

устной форме.

4. Умение работать в паре.


ΙΙI. Развитие

умений –

применение

знания.

Повторение.

Совершенство-

вание речевых и

правописных

умений.

I. Беседа. 1 3 3 1

1.
Проверка домашнего задания. 1) – Прочитайте из упр. 10 («Дидактический материал») предложения, в конце которых вы поставили: а) точку; б) вопросительный знак; в) восклицательный знак. Задание можно проверить по рядам или вариантам. 2) – Прочитайте предложение из Рабочей тетради (задание №6, тема 2), в конце которого вы поставили вопросительный знак. – Чем это предложение отличается от всех остальных? (В остальных вариантах ответов содержится просьба, а не вопрос.) – По какому признаку вы выбрали вариант ответа (восклицательный знак) в задании №7 из Рабочей тетради? (Содержится приглашение, которое произносится с особым чувством.)
2.
Словарно-орфографическая работа. – Отгадайте загадки и запишите отгадки ( последнее слово учитель записывает на доске вместе с детьми). Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.) Я румяную матрёшку от подруг не оторву, Подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву. (Яблоко.) Она, как змейка, в траве мелькает, Хвостом виляет. Хвост оборвёт – другой наживёт. (Ящерица.)
Личностные результаты

1.
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3.
Ф
ормируем мотивацию к

обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности.

– Что общего у записанных слов? – Подчеркните в словах опасные места. Сколько их в каждом слове? – Разделите слова на слоги и для переноса. Совпадают ли эти деления? – Составьте со словом ящерица три разных предложения: с точкой, вопросительным и восклицательным знаком на конце.
II. Работа по учебнику. 1 3

1.
Упр. 25 – совершенствуются языковые, интонационные и пунктуационные умения (различать разные виды предложений, читать их с нужной интонацией и оформлять на письме). Рекомендуется провести взаимопроверку деления на слоги и для переноса слова
русский
, так как коллективно в процессе словарной работы актуализировались эти умения. Слова му|дры|е, бы|стре|е (му–дрые, бы– стрее) желательно проверить на доске. Учитель может обратить внимание на возможность вариантного переноса слов му–дрые и муд– рые, а также бы–стрее и быст–рее, т.е. не только по слогам. Упр. 26 – развиваются орфоэпические умения (умение интонировать предложение в соответствии с характером пунктуационного знака).
2.
Чтение правила в рамке по учебнику. – От чего зависит разная интонация при чтении предложений? (От содержания и чувства, с которым оно произносится.)
П:
– Особая интонация в предложениях называется восклицательной. Если же говорящий особого чувства не вкладывает, то говорят о невосклицательной интонации. Об этом вы более подробно узнаете при дальнейшем изучении русского языка в 3-м и 4-м классах.
3.
Дополнительный материал к уроку. Упр. 13 («Дидактический материал»). – Запишите предложение с вопросительным знаком в конце. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ТОУУ


ΙV. Итог урока.
– На адрес нашего класса пришло письмо. Догадайтесь, кто его отправитель, кто прислал это письмо. Ребята! В предложениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произносить должны! (А. Тетевкин.) – Запишите ответ в виде знака. (!) – Как называется особое выражение в предложениях с таким знаком на конце? (Интонация, восклицательная интонация.) – Какая именно это будет интонация, что она будет выражать? (Волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество.) – Какая интонация должна быть в предложениях с точкой или вопросом на конце? (Нет особого чувства, а просто рассказывают или спрашивают о чём-то.)
4 4

ТООУ

V. Домашнее

задание.

Н.
«Дидактический материал», упр. 11.
П.
Рабочая тетрадь, тема 2, №9.