Напоминание

Психокоррекционные направления в работе с семьёй

Автор: Каминская Елена Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №100
Населённый пункт: Город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Психокоррекционные направления в работе с семьёй







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 100 города Тюмени

Психокоррекционные направления в работе

с семьёй

Воспитатель: Каминская Е.В.

2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………… 3

1.

Сущность семейной психокоррекции.............................................................5

2.

Направления психокоррекционной работы с семьей...................................8

3.

Формы психокоррекционной работы с семьей............................................10

Заключение............................................................................................................15

Список литературы...............................................................................................16

3

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы интеграции общественного и семейного воспитания детей с

речевыми нарушениями, задачи и принципы сотрудничества педагога и

родителей воспитанников были всегда объектом пристального внимания и

ученых-дефектологов, и практиков.

Психокоррекционная работа с семьей является обязательной формой

логопедической работы, объясняется она необходимостью воздействия на

окружающую микросреду ребенка с ТНР. Ее целью является: обеспечение

благоприятных условий воздействия на ребенка; создание правильного

отношения к нему дома и в учреждении, которое посещает ребенок, в

коллективе

сверстников

и

в

общении

со

взрослыми,

организация

необходимой самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий,

добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда.

Участие семьи в структуре логопедической работы, отсутствие строго

регламентированного содержания и форм организации работы с родителями,

создают благоприятные условия для творческого подхода логопеда в

организации работы по данному направлению в системе комплексного

коррекционного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения.

Однако, многолетний опыт практической деятельности логопедов

показывает, что родители детей с речевыми нарушениями не готовы к

коррекционной деятельности, не всегда объективно оценивают уровень их

развития, не уделяют достаточно внимания целенаправленному воспитанию

ребенка в семье, не могут оказать детям адекватную помощь в соответствии

со структурой имеющихся у них отклонений в развитии. В этих условиях

психокоррекционная работа с семьей становится одним из важнейших

направлений в системе психолого-педагогической и логопедической помощи

детям с ТНР.

4

1.

Сущность семейной психокоррекции

Семейная психокоррекция – это комплекс воздействий, которые

направлены

на

решение

актуальных

психотравмирующих

проблем,

возникающих

при

нарушении

семейных

отношений.

Содержание психолого-педагогической и психокоррекционной помощи

семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, носит комплексный

характер [7, с. 44].

Оно определяется:

-

целью

(помощь

родителям

в

формировании

готовности

к

эффективному взаимодействию со своими детьми);

-

содержанием

(состоящим

на

внедрении

педагогических,

психологических и медицинских знаний);

- методами коррекции (обучающие игры, анализ ситуаций, арттерапия

и пр.);

- профессиональным составом специалистов, привлекаемых к работе

(педагоги, психологи, логопеды, медицинские работники) [1, с. 52].

Психокоррекционная работа направлена на гармонизацию детско-

родительских

отношений,

коррекцию

неадекватных

поведенческих

и

эмоциональных реакций родителей, воспитывающих детей раннего возраста

с ограниченными возможностями здоровья. Результатом данной работы

является:

оптимизация детско-родительских взаимоотношений;

коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций

родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

обучение родителей психологическим приемам саморегуляции;

формирование у родителей активной жизненной позиции [8, с. 39].

Осуществляя психокоррекционную работу логопед организует занятия

с ребенком с ТНР и его родителем (чаще матерью). Здесь перед

специалистом ставятся следующие цели:

5

- создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка

с отклонениями в развитии в семье;

- переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей

ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания;

- гармонизация психологического климата в семье;

- коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-

родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);

-

формирование

психолого-педагогических

знаний

и

умений,

повышение

воспитательской

компетентности

родителей

(лиц,

их

замещающих) [7, с. 45].

Ориентируясь на эти цели, специалист решает следующие задачи:

-

обучение

родителя

(матери)

специальным

коррекционным

и

методическим

приемам,

необходимым

для

проведения

занятий

с проблемным ребенком в домашних условиях;

- обучение родителя (матери) специальным воспитательным приемам,

необходимым для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;

- коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно:

исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем

у ребенка;

-

коррекция

внутреннего

психологического

состояния

родителя:

состояние

неуспеха,

связанное

с недостаточностью

ребенка,

должно

постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радостъ его

«маленьких» успехов;

- коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии,

подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и

др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;

-

осуществление

личностного

роста

родителя

в процессе

взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания

с помощью психолога; переход родителя с позиции переживания за своего

6

ребенка из-за его недуга в позицию творческого поиска реализации

возможностей ребенка;

- повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью

увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;

-

трансформация

образовательно-воспитательного

процесса,

реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный

процесс по отношению к себе самому; созидательная деятельность родителя,

направленная на его ребенка, помогает ему самому, излечивая от негативного

воздействия психотравмирующей ситуации [1, с. 54].

Формы работы:

1. демонстрация родителю (матери) ребенка с речевыми нарушениями

приемов работы с ним;

2.

конспектирование

родителем

(матерью)

занятий,

проводимых

логопедом;

3. выполнение домашних заданий со своим ребенком;

4.

чтение

родителем

(матерью)

специальной

литературы,

рекомендованной логопедом;

5. реализация родителем (матерью) творческих замыслов в работе

с ребенком [8, с. 39].

В результате психокоррекционной работы с семьями у родителей

формируется

позитивная

воспитательская

модель

«сотрудничество».

Коррекция

мироощущения

и

гармонизация

самосознания

позволяют

изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У

родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на

значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется

на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на

уважении

его

личности,

удовлетворении

потребностей

с учетом

его

психофизических

возможностей.

Воспитывая

ребенка

таким

образом,

родители дарят ему тепло, внимание и любовь. Родители внимательно

выслушивают ребенка, помогают ему в постепенном разрешении его

7

проблем.

Родители

принимают

индивидуальность

ребенка,

одобряют

проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка

формируются

адекватная

самооценка,

товарищеские

отношения

со

сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим.

Родители активно участвуют в процессе развития ребенка, коррекции его

нарушений и социальной адаптации. Они вместе с ребенком преодолевают

трудности

на

его

пути.

Такая

модель

взаимоотношений

формирует

творческое сотрудничество между родителями (другими близкими) и

ребенком.

Это

позволяет

оптимизировать

социальную детерминанту

развития ребенка и его интеграцию в социум [7, с. 47].

Таким образом, реализация психокоррекционной работы с семьей,

имеющей ребенка с ТНР, позволяет через оптимизацию внутрисемейной

атмосферы, гармонизацию межличностных,

супружеских, родительско-

детских

и

детско-родительских

отношений

решать

проблемы

дифференциальной и адресной помощи ребенку.

2.

Направления психокоррекционной работы с семьей

В

настоящее

время

существуют

несколько

направлений

в

психокоррекционной работе с семьей:

1. Психодинамическое.

2. Системное и стратегическое.

3. Эклектическое [2, с. 58].

Психодинамическое направление

Для

этого

подхода

характерным

является

большое

внимание,

уделяемое

анализу

исторического

прошлого

членов

семьи,

их

неосознаваемых желаний, психологических проблем и взаимных проекций,

пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспроизводимых в актуальном

опыте. Большое значение придается достижению инсайта - осознанию того,

как

нерешенные

в

прошлом

проблемы

влияют

на

современные

взаимоотношения в семье и как из этого нарушенного контекста отношений

возникают неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых ее

8

членов. Работа в рамках данного подхода требует больших усилий как со

стороны психолога, так и со стороны членов семьи, огромных затрат

времени,

что

является

экономически

менее

целесообразным,

но

высокоэффективным [1, с. 74].

Системное и стратегическое направление

Работа в рамках системного подхода строится на положении о

взаимодетерминированности

личности

и

межличностных

отношений,

согласно

которому

стиль

общения,

характер

взаимодействия,

тип

воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи - с

другой,

образуют

замкнутый,

постоянно

воспроизводящийся

гомеостатический цикл. Рассматривая семью как некую единую систему,

выделяют

различные

субсистемы

как

самостоятельные

единицы

внутрисемейных

взаимодействий:

играющие

важную

роль

в

функционировании

более

широкой

семейной

системы.

Семейные

субсистемы определяются такими факторами, как поколение, пол, интересы:

муж-жена, отец-мать, ребенок-ребенок, ребенок-мать, ребенок-отец, дети-

домашние животные и т.д. . [2, с. 60].

Каждый

индивид

может

принадлежать

ко

многим

семейным

субсистемам.

В ходе реализации системного подхода в семейной коррекционной

работе выделяют ряд этапов:

1. Диагностический (семейный диагноз).

2. Ликвидация семейного конфликта.

3. Реконструктивный.

4. Поддерживающий . [2, с. 62].

Под

семейным

диагнозом

понимается

типизация

нарушенных

семейных отношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов

семьи. Особенностью процедуры семейной диагностики является сквозной и

стереоскопический характер. Сквозной характер заключается в том, что

диагностика

проводится

на

всех

этапах

коррекционной

работы.

9

Стереоскопичность семейной диагностики означает, что в случае получения

информации о происходящем в семье от одного из членов семьи необходимо

эту информацию дополнить и сопоставить с информацией, полученной от

других

членов

семьи.

На

этапе

ликвидации

семейного

конфликта

осуществляется выявление и классификация истоков семейного конфликта и

ликвидация его средствами эмоционального отреагирования каждым членом

семьи, вовлеченным в конфликт. На этапе реконструкции семейных

отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных

проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах

клиентов

со

сходными

проблемами

и

их

родственников.

На

поддерживающем этапе (этапе фиксации) полученные навыки эмпатического

общения и увеличившийся репертуар ролевого поведения закрепляются в

естественных семейных условиях реальной жизни . [2, с. 64].

Продолжительность коррекционной работы в рамках системного

подхода может колебаться в пределах от нескольких недель до нескольких

лет. Начинается работа с одной-двух встреч в неделю, затем встречи

происходят один раз в две недели и далее - один раз в три недели . [2, с. 63].

Эклектическое направление

Представители этого направления используют в коррекционной работе

с семьей различные по своим психологическим механизмам методы:

групповую дискуссию, ролевые игры, домашние задания по модификации

поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений и т.д. [2, с. 66].

Таким

образом,

выделяют

следующие

направления

психокоррекционной работы с семьей: психодинамическое, системное,

эклектическое.

3.

Формы психокоррекционной работы с семьей

Анализ разработанных на настоящее время форм взаимодействия

логопеда и родителей позволяет выделить наиболее оптимальные

для

организации и активизации формы сотрудничества логопеда с родителями.

10

Коллективная работа представлена в нескольких видах: родительские

собрания; консультации, лекции; фронтальные открытые занятия; «круглые

столы»; речевые праздники; функциональные тренинги [4, с. 60].

Родительские собрания - важный элемент стратегии общения с семьей,

на

них

закладываются

основы

сотрудничества

и

взаимопонимания,

обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

На родительских собраниях логопед обозначает цели и задачи совместной

работы с родителями, рассказывает о системе логопедических занятий с

детьми, о возможности личной консультации, где родители могут получить

ответы на все интересующие их вопросы, акцентирует внимание на важности

участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле

[4, с. 60].

В

процессе

консультаций,

лекции

решается

задача

повышения

педагогической

компетентности

последних.

Необходимо,

чтобы

консультации и семинары не были формальными, а по возможности

привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного

сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и

назидательных докладов педагога-логопеда. Консультации должны быть

предельно четкими, содержать только необходимый родителям конкретный

материал и проводиться не для «галочки», а для пользы дела. В начале

коррекционной

работы

с

детьми

педагог-логопед,

проводя

открытые

фронтальные

занятия,

знакомит

родителей

с

методами

и

приемами

логопедической работы. После каждого открытого фронтального занятия,

логопеду необходимо проводить с родителями беседы, в которых проводился

бы анализ занятия. Для проведения открытого фронтального занятия

логопеду важно продумать, что именно показать родителям, учесть

особенности детей и интересы самих родителей [5, с. 38].

«Круглый стол» в работе логопеда с родителями

– это форма

публичного

обсуждения

или

освещения

каких-либо

вопросов,

когда

участники

высказываются

в

определенном

порядке.

«Круглый

стол»

11

проводится с родителями, изъявившими желание участвовать в обсуждении

предложенной логопедом темы [4, с. 61].

Речевые праздники успешно влияют на развитие коммуникативных

умений и навыков заикающихся детей, повышение самооценки, осознание

необходимости правильной речи, закрепление пройденного материала.

Праздники должны соответствовать следующим требованиям: речевой

основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями;

максимальная активность родителей и детей (логопед берет на себя

организационные моменты, а роли исполняют дети и родители) [6, с. 58].

Функциональный тренинг

форма организации

взаимодействия

логопеда с заикающимися детьми и их родителями, направленная на

автоматизацию у детей навыков плавной речи. Предполагающий групповой

«выход» логопеда с заикающимися детьми и их родителями в места

общественного пользования (магазин, почта и т.д.), функциональный тренинг

способствует привлечению родителей к участию в коррекционной работе,

закреплению эмоциональной сплоченности между родителями заикающихся

детей [4, с. 45].

Индивидуальные формы работы учителя-логопеда с семьей: беседа;

индивидуальные консультации; альбом домашних заданий; анкетирование

родителей [6, с. 66].

Беседа является одним из методов психологии, предусматривающим

прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Через

беседу логопед может получить информацию об особенностях семейного

воспитания, потребностях родителей в знаниях, познакомить родителей с

результатами обследования детей, дать рекомендации, советы и т. д. Беседа

ведется тактично: ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка.

От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет

зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество [6, с. 67].

В процессе индивидуального консультации члены семьи получают от

логопеда необходимый объем знаний и практических навыков совместной

12

деятельности с ребенком (это различные виды продуктивной деятельности,

дыхательная гимнастика артикуляционно-мимическая гимнастика и т.д.). Эта

форма взаимодействия с родителями позволяет не только ознакомить, но и

научить родителей ребенка элементарным методическим приемам для

коррекции его речевых нарушений [4, с. 64].

Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает

необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими

различные

нарушения

речи.

Сотрудничество

логопеда

с

родителями

заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на

закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на

занятиях.

Альбом

домашних

заданий

является

основной

формой

взаимодействия логопеда и родителей. Через него проходит информация о

том, чем занимался ребенок, с каким новым материалом он познакомился,

что у него получилось, а какое задание вызвало затруднения. В альбоме

родители могут записать свои вопросы, касающиеся коррекционного

процесса [4., с. 65].

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи

может

сыграть анкетирование родителей.

При

помощи

анкетирования

педагог-логопед

может

узнать

состав

семьи,

особенности

семейного

воспитания, положительный опыт родителей, их трудности,

ошибки.

Особенно эффективным является проведение анкетирования родителей в

начале коррекционного процесса с детьми, так как с помощью полученной

информации логопед получает сведения о детях, которые помогают их

адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними [5., с. 48].

Третьей

группой

форм

взаимодействия

логопеда

и

семьи,

является наглядно-информационная: информационные стенды; применение

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На стенде могут

быть представлены разные сведения: расписание занятий, объявления,

информация о программном содержании занятий, перечни рекомендуемых

книг, педагогические рекомендации, ответы логопеда на вопросы, заданные

13

родителями («педагогическая почта»). В настоящее время в ходе лекций для

родителей

используются

показы

мультимедийных

презентаций.

Преимуществами

применения

ИКТ

являются:

придание

лекции

систематичности, законченности, целостности; мобильность и простота

(требуется запустить только один файл); сохранение основного достоинства

лекции – живого общения логопеда с родителями (лицами, их заменяющих)

наряду с расширением методического аппарата лектора (в данном случае –

логопеда) [4, с. 67].

Наглядно-информационные формы организации общения являются

только естественным дополнением диалога двух партнеров - логопеда и

родителей, а не основным способом общения. Ведь именно общение

способно помочь логопедам и родителям лучше понять друг друга,

объединить усилия, прийти к общей взаимодополняющей позиции в

воспитании

ребенка.

Поэтапное

сопровождение

семьи

заикающегося

ребенка,

предполагающее

использование

разнообразных

форм

взаимодействия логопеда и родителей (лиц, их замещающих) будет

способствовать активизации участия семьи в коррекционном процессе и в

целом повышению эффективности логопедической работы [3, с. 111].

Таким образом, в качестве форм психокоррекционной работы с семьей

используют: коллективные (родительские собрания; консультации, лекции;

фронтальные открытые занятия; «круглые столы»; речевые праздники;

функциональные

тренинги);

индивидуальные

формы

работы

(беседа;

индивидуальные консультации; альбом домашних заданий; анкетирование

родителей); наглядно-информационные формы (информационные стенды;

применение информационно-коммуникационных технологий).

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семейная психокоррекция – это комплекс воздействий, которые

направлены

на

решение

актуальных

психотравмирующих

проблем,

возникающих

при

нарушении

семейных

отношений.

Содержание психолого-педагогической и психокоррекционной помощи

семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, носит комплексный

характер.

Оно

определяется:

целью

(помощь

родителям

в

формировании

готовности

к

эффективному

взаимодействию

со

своими

детьми);

содержанием (состоящим на внедрении педагогических, психологических и

медицинских знаний); методами коррекции (обучающие игры, анализ

ситуаций, арттерапия и пр.); профессиональным составом специалистов,

привлекаемых к работе (педагоги, психологи, логопеды, медицинские

работники).

Основными направлениями психокоррекционной работы с семьей

являются: психодинамическое, системное, эклектическое.

В качестве форм психокоррекционной работы с семьей используют:

коллективные (родительские собрания; консультации, лекции; фронтальные

открытые занятия; «круглые столы»; речевые праздники; функциональные

тренинги);

индивидуальные

формы

работы

(беседа;

индивидуальные

консультации;

альбом

домашних

заданий;

анкетирование

родителей);

наглядно-информационные формы (информационные стенды; применение

информационно-коммуникационных технологий).

Психокоррекционная работа с семьей ребенка с ТНР позволяет через

оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных,

супружеских,

родительско-детских

и

детско-родительских

отношений

решать проблемы дифференциальной и адресной помощи проблемному

ребенку.

15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Дусказиева Ж.Г. Психодиагностика и психокоррекция семьи: учебно-

методическое пособие. Красноярск, 2011. – 120 с.

2.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с

отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /

Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408

с.

3.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - Москва:

Сфера, 2002 - 510 с.

4.

Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные

подходы / Под ред. Л.С. Вакуленко. - СПб: ООО «Издательство «Детство-

пресс», 2012. - 176 с.

5.

Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном

образовательном учреждении. -М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.

6.

Стяпина Л.Н., Рогова Е.А. Сотрудничество логопеда и родителей в

коррекции дефектов речи у детей // Логопед. - 2009. - № 1. - С. 58-59.

7.

Скотарева, Е.М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-

методологический аспект : учеб. пособие для студ. психол. спец. / Е. М.

Скотарева. — Саратов : Изд. центр «Наука», 2007. — 72 с.

8.

Ткачёва

В.В.

Семья

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья: диагностика и консультирование. Москва: Национальный книжный

центр, 2014. 160 с.