Автор: Каминская Елена Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №100
Населённый пункт: Город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Психокоррекционные направления в работе с семьёй
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 100 города Тюмени
Психокоррекционные направления в работе
с семьёй
Воспитатель: Каминская Е.В.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… 3
1.
Сущность семейной психокоррекции.............................................................5
2.
Направления психокоррекционной работы с семьей...................................8
3.
Формы психокоррекционной работы с семьей............................................10
Заключение............................................................................................................15
Список литературы...............................................................................................16
3
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы интеграции общественного и семейного воспитания детей с
речевыми нарушениями, задачи и принципы сотрудничества педагога и
родителей воспитанников были всегда объектом пристального внимания и
ученых-дефектологов, и практиков.
Психокоррекционная работа с семьей является обязательной формой
логопедической работы, объясняется она необходимостью воздействия на
окружающую микросреду ребенка с ТНР. Ее целью является: обеспечение
благоприятных условий воздействия на ребенка; создание правильного
отношения к нему дома и в учреждении, которое посещает ребенок, в
коллективе
сверстников
и
в
общении
со
взрослыми,
организация
необходимой самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий,
добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда.
Участие семьи в структуре логопедической работы, отсутствие строго
регламентированного содержания и форм организации работы с родителями,
создают благоприятные условия для творческого подхода логопеда в
организации работы по данному направлению в системе комплексного
коррекционного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения.
Однако, многолетний опыт практической деятельности логопедов
показывает, что родители детей с речевыми нарушениями не готовы к
коррекционной деятельности, не всегда объективно оценивают уровень их
развития, не уделяют достаточно внимания целенаправленному воспитанию
ребенка в семье, не могут оказать детям адекватную помощь в соответствии
со структурой имеющихся у них отклонений в развитии. В этих условиях
психокоррекционная работа с семьей становится одним из важнейших
направлений в системе психолого-педагогической и логопедической помощи
детям с ТНР.
4
1.
Сущность семейной психокоррекции
Семейная психокоррекция – это комплекс воздействий, которые
направлены
на
решение
актуальных
психотравмирующих
проблем,
возникающих
при
нарушении
семейных
отношений.
Содержание психолого-педагогической и психокоррекционной помощи
семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, носит комплексный
характер [7, с. 44].
Оно определяется:
-
целью
(помощь
родителям
в
формировании
готовности
к
эффективному взаимодействию со своими детьми);
-
содержанием
(состоящим
на
внедрении
педагогических,
психологических и медицинских знаний);
- методами коррекции (обучающие игры, анализ ситуаций, арттерапия
и пр.);
- профессиональным составом специалистов, привлекаемых к работе
(педагоги, психологи, логопеды, медицинские работники) [1, с. 52].
Психокоррекционная работа направлена на гармонизацию детско-
родительских
отношений,
коррекцию
неадекватных
поведенческих
и
эмоциональных реакций родителей, воспитывающих детей раннего возраста
с ограниченными возможностями здоровья. Результатом данной работы
является:
оптимизация детско-родительских взаимоотношений;
коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций
родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
обучение родителей психологическим приемам саморегуляции;
формирование у родителей активной жизненной позиции [8, с. 39].
Осуществляя психокоррекционную работу логопед организует занятия
с ребенком с ТНР и его родителем (чаще матерью). Здесь перед
специалистом ставятся следующие цели:
5
- создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка
с отклонениями в развитии в семье;
- переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей
ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания;
- гармонизация психологического климата в семье;
- коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-
родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);
-
формирование
психолого-педагогических
знаний
и
умений,
повышение
воспитательской
компетентности
родителей
(лиц,
их
замещающих) [7, с. 45].
Ориентируясь на эти цели, специалист решает следующие задачи:
-
обучение
родителя
(матери)
специальным
коррекционным
и
методическим
приемам,
необходимым
для
проведения
занятий
с проблемным ребенком в домашних условиях;
- обучение родителя (матери) специальным воспитательным приемам,
необходимым для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;
- коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно:
исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем
у ребенка;
-
коррекция
внутреннего
психологического
состояния
родителя:
состояние
неуспеха,
связанное
с недостаточностью
ребенка,
должно
постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радостъ его
«маленьких» успехов;
- коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии,
подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и
др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;
-
осуществление
личностного
роста
родителя
в процессе
взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания
с помощью психолога; переход родителя с позиции переживания за своего
6
ребенка из-за его недуга в позицию творческого поиска реализации
возможностей ребенка;
- повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью
увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;
-
трансформация
образовательно-воспитательного
процесса,
реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный
процесс по отношению к себе самому; созидательная деятельность родителя,
направленная на его ребенка, помогает ему самому, излечивая от негативного
воздействия психотравмирующей ситуации [1, с. 54].
Формы работы:
1. демонстрация родителю (матери) ребенка с речевыми нарушениями
приемов работы с ним;
2.
конспектирование
родителем
(матерью)
занятий,
проводимых
логопедом;
3. выполнение домашних заданий со своим ребенком;
4.
чтение
родителем
(матерью)
специальной
литературы,
рекомендованной логопедом;
5. реализация родителем (матерью) творческих замыслов в работе
с ребенком [8, с. 39].
В результате психокоррекционной работы с семьями у родителей
формируется
позитивная
воспитательская
модель
«сотрудничество».
Коррекция
мироощущения
и
гармонизация
самосознания
позволяют
изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У
родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на
значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется
на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на
уважении
его
личности,
удовлетворении
потребностей
с учетом
его
психофизических
возможностей.
Воспитывая
ребенка
таким
образом,
родители дарят ему тепло, внимание и любовь. Родители внимательно
выслушивают ребенка, помогают ему в постепенном разрешении его
7
проблем.
Родители
принимают
индивидуальность
ребенка,
одобряют
проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка
формируются
адекватная
самооценка,
товарищеские
отношения
со
сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим.
Родители активно участвуют в процессе развития ребенка, коррекции его
нарушений и социальной адаптации. Они вместе с ребенком преодолевают
трудности
на
его
пути.
Такая
модель
взаимоотношений
формирует
творческое сотрудничество между родителями (другими близкими) и
ребенком.
Это
позволяет
оптимизировать
социальную детерминанту
развития ребенка и его интеграцию в социум [7, с. 47].
Таким образом, реализация психокоррекционной работы с семьей,
имеющей ребенка с ТНР, позволяет через оптимизацию внутрисемейной
атмосферы, гармонизацию межличностных,
супружеских, родительско-
детских
и
детско-родительских
отношений
решать
проблемы
дифференциальной и адресной помощи ребенку.
2.
Направления психокоррекционной работы с семьей
В
настоящее
время
существуют
несколько
направлений
в
психокоррекционной работе с семьей:
1. Психодинамическое.
2. Системное и стратегическое.
3. Эклектическое [2, с. 58].
Психодинамическое направление
Для
этого
подхода
характерным
является
большое
внимание,
уделяемое
анализу
исторического
прошлого
членов
семьи,
их
неосознаваемых желаний, психологических проблем и взаимных проекций,
пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспроизводимых в актуальном
опыте. Большое значение придается достижению инсайта - осознанию того,
как
нерешенные
в
прошлом
проблемы
влияют
на
современные
взаимоотношения в семье и как из этого нарушенного контекста отношений
возникают неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых ее
8
членов. Работа в рамках данного подхода требует больших усилий как со
стороны психолога, так и со стороны членов семьи, огромных затрат
времени,
что
является
экономически
менее
целесообразным,
но
высокоэффективным [1, с. 74].
Системное и стратегическое направление
Работа в рамках системного подхода строится на положении о
взаимодетерминированности
личности
и
межличностных
отношений,
согласно
которому
стиль
общения,
характер
взаимодействия,
тип
воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи - с
другой,
образуют
замкнутый,
постоянно
воспроизводящийся
гомеостатический цикл. Рассматривая семью как некую единую систему,
выделяют
различные
субсистемы
как
самостоятельные
единицы
внутрисемейных
взаимодействий:
играющие
важную
роль
в
функционировании
более
широкой
семейной
системы.
Семейные
субсистемы определяются такими факторами, как поколение, пол, интересы:
муж-жена, отец-мать, ребенок-ребенок, ребенок-мать, ребенок-отец, дети-
домашние животные и т.д. . [2, с. 60].
Каждый
индивид
может
принадлежать
ко
многим
семейным
субсистемам.
В ходе реализации системного подхода в семейной коррекционной
работе выделяют ряд этапов:
1. Диагностический (семейный диагноз).
2. Ликвидация семейного конфликта.
3. Реконструктивный.
4. Поддерживающий . [2, с. 62].
Под
семейным
диагнозом
понимается
типизация
нарушенных
семейных отношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов
семьи. Особенностью процедуры семейной диагностики является сквозной и
стереоскопический характер. Сквозной характер заключается в том, что
диагностика
проводится
на
всех
этапах
коррекционной
работы.
9
Стереоскопичность семейной диагностики означает, что в случае получения
информации о происходящем в семье от одного из членов семьи необходимо
эту информацию дополнить и сопоставить с информацией, полученной от
других
членов
семьи.
На
этапе
ликвидации
семейного
конфликта
осуществляется выявление и классификация истоков семейного конфликта и
ликвидация его средствами эмоционального отреагирования каждым членом
семьи, вовлеченным в конфликт. На этапе реконструкции семейных
отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных
проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах
клиентов
со
сходными
проблемами
и
их
родственников.
На
поддерживающем этапе (этапе фиксации) полученные навыки эмпатического
общения и увеличившийся репертуар ролевого поведения закрепляются в
естественных семейных условиях реальной жизни . [2, с. 64].
Продолжительность коррекционной работы в рамках системного
подхода может колебаться в пределах от нескольких недель до нескольких
лет. Начинается работа с одной-двух встреч в неделю, затем встречи
происходят один раз в две недели и далее - один раз в три недели . [2, с. 63].
Эклектическое направление
Представители этого направления используют в коррекционной работе
с семьей различные по своим психологическим механизмам методы:
групповую дискуссию, ролевые игры, домашние задания по модификации
поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений и т.д. [2, с. 66].
Таким
образом,
выделяют
следующие
направления
психокоррекционной работы с семьей: психодинамическое, системное,
эклектическое.
3.
Формы психокоррекционной работы с семьей
Анализ разработанных на настоящее время форм взаимодействия
логопеда и родителей позволяет выделить наиболее оптимальные
для
организации и активизации формы сотрудничества логопеда с родителями.
10
Коллективная работа представлена в нескольких видах: родительские
собрания; консультации, лекции; фронтальные открытые занятия; «круглые
столы»; речевые праздники; функциональные тренинги [4, с. 60].
Родительские собрания - важный элемент стратегии общения с семьей,
на
них
закладываются
основы
сотрудничества
и
взаимопонимания,
обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.
На родительских собраниях логопед обозначает цели и задачи совместной
работы с родителями, рассказывает о системе логопедических занятий с
детьми, о возможности личной консультации, где родители могут получить
ответы на все интересующие их вопросы, акцентирует внимание на важности
участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле
[4, с. 60].
В
процессе
консультаций,
лекции
решается
задача
повышения
педагогической
компетентности
последних.
Необходимо,
чтобы
консультации и семинары не были формальными, а по возможности
привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного
сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и
назидательных докладов педагога-логопеда. Консультации должны быть
предельно четкими, содержать только необходимый родителям конкретный
материал и проводиться не для «галочки», а для пользы дела. В начале
коррекционной
работы
с
детьми
педагог-логопед,
проводя
открытые
фронтальные
занятия,
знакомит
родителей
с
методами
и
приемами
логопедической работы. После каждого открытого фронтального занятия,
логопеду необходимо проводить с родителями беседы, в которых проводился
бы анализ занятия. Для проведения открытого фронтального занятия
логопеду важно продумать, что именно показать родителям, учесть
особенности детей и интересы самих родителей [5, с. 38].
«Круглый стол» в работе логопеда с родителями
– это форма
публичного
обсуждения
или
освещения
каких-либо
вопросов,
когда
участники
высказываются
в
определенном
порядке.
«Круглый
стол»
11
проводится с родителями, изъявившими желание участвовать в обсуждении
предложенной логопедом темы [4, с. 61].
Речевые праздники успешно влияют на развитие коммуникативных
умений и навыков заикающихся детей, повышение самооценки, осознание
необходимости правильной речи, закрепление пройденного материала.
Праздники должны соответствовать следующим требованиям: речевой
основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями;
максимальная активность родителей и детей (логопед берет на себя
организационные моменты, а роли исполняют дети и родители) [6, с. 58].
Функциональный тренинг
–
форма организации
взаимодействия
логопеда с заикающимися детьми и их родителями, направленная на
автоматизацию у детей навыков плавной речи. Предполагающий групповой
«выход» логопеда с заикающимися детьми и их родителями в места
общественного пользования (магазин, почта и т.д.), функциональный тренинг
способствует привлечению родителей к участию в коррекционной работе,
закреплению эмоциональной сплоченности между родителями заикающихся
детей [4, с. 45].
Индивидуальные формы работы учителя-логопеда с семьей: беседа;
индивидуальные консультации; альбом домашних заданий; анкетирование
родителей [6, с. 66].
Беседа является одним из методов психологии, предусматривающим
прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Через
беседу логопед может получить информацию об особенностях семейного
воспитания, потребностях родителей в знаниях, познакомить родителей с
результатами обследования детей, дать рекомендации, советы и т. д. Беседа
ведется тактично: ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка.
От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет
зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество [6, с. 67].
В процессе индивидуального консультации члены семьи получают от
логопеда необходимый объем знаний и практических навыков совместной
12
деятельности с ребенком (это различные виды продуктивной деятельности,
дыхательная гимнастика артикуляционно-мимическая гимнастика и т.д.). Эта
форма взаимодействия с родителями позволяет не только ознакомить, но и
научить родителей ребенка элементарным методическим приемам для
коррекции его речевых нарушений [4, с. 64].
Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает
необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими
различные
нарушения
речи.
Сотрудничество
логопеда
с
родителями
заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на
закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на
занятиях.
Альбом
домашних
заданий
является
основной
формой
взаимодействия логопеда и родителей. Через него проходит информация о
том, чем занимался ребенок, с каким новым материалом он познакомился,
что у него получилось, а какое задание вызвало затруднения. В альбоме
родители могут записать свои вопросы, касающиеся коррекционного
процесса [4., с. 65].
Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи
может
сыграть анкетирование родителей.
При
помощи
анкетирования
педагог-логопед
может
узнать
состав
семьи,
особенности
семейного
воспитания, положительный опыт родителей, их трудности,
ошибки.
Особенно эффективным является проведение анкетирования родителей в
начале коррекционного процесса с детьми, так как с помощью полученной
информации логопед получает сведения о детях, которые помогают их
адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними [5., с. 48].
Третьей
группой
форм
взаимодействия
логопеда
и
семьи,
является наглядно-информационная: информационные стенды; применение
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На стенде могут
быть представлены разные сведения: расписание занятий, объявления,
информация о программном содержании занятий, перечни рекомендуемых
книг, педагогические рекомендации, ответы логопеда на вопросы, заданные
13
родителями («педагогическая почта»). В настоящее время в ходе лекций для
родителей
используются
показы
мультимедийных
презентаций.
Преимуществами
применения
ИКТ
являются:
придание
лекции
систематичности, законченности, целостности; мобильность и простота
(требуется запустить только один файл); сохранение основного достоинства
лекции – живого общения логопеда с родителями (лицами, их заменяющих)
наряду с расширением методического аппарата лектора (в данном случае –
логопеда) [4, с. 67].
Наглядно-информационные формы организации общения являются
только естественным дополнением диалога двух партнеров - логопеда и
родителей, а не основным способом общения. Ведь именно общение
способно помочь логопедам и родителям лучше понять друг друга,
объединить усилия, прийти к общей взаимодополняющей позиции в
воспитании
ребенка.
Поэтапное
сопровождение
семьи
заикающегося
ребенка,
предполагающее
использование
разнообразных
форм
взаимодействия логопеда и родителей (лиц, их замещающих) будет
способствовать активизации участия семьи в коррекционном процессе и в
целом повышению эффективности логопедической работы [3, с. 111].
Таким образом, в качестве форм психокоррекционной работы с семьей
используют: коллективные (родительские собрания; консультации, лекции;
фронтальные открытые занятия; «круглые столы»; речевые праздники;
функциональные
тренинги);
индивидуальные
формы
работы
(беседа;
индивидуальные консультации; альбом домашних заданий; анкетирование
родителей); наглядно-информационные формы (информационные стенды;
применение информационно-коммуникационных технологий).
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семейная психокоррекция – это комплекс воздействий, которые
направлены
на
решение
актуальных
психотравмирующих
проблем,
возникающих
при
нарушении
семейных
отношений.
Содержание психолого-педагогической и психокоррекционной помощи
семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, носит комплексный
характер.
Оно
определяется:
целью
(помощь
родителям
в
формировании
готовности
к
эффективному
взаимодействию
со
своими
детьми);
содержанием (состоящим на внедрении педагогических, психологических и
медицинских знаний); методами коррекции (обучающие игры, анализ
ситуаций, арттерапия и пр.); профессиональным составом специалистов,
привлекаемых к работе (педагоги, психологи, логопеды, медицинские
работники).
Основными направлениями психокоррекционной работы с семьей
являются: психодинамическое, системное, эклектическое.
В качестве форм психокоррекционной работы с семьей используют:
коллективные (родительские собрания; консультации, лекции; фронтальные
открытые занятия; «круглые столы»; речевые праздники; функциональные
тренинги);
индивидуальные
формы
работы
(беседа;
индивидуальные
консультации;
альбом
домашних
заданий;
анкетирование
родителей);
наглядно-информационные формы (информационные стенды; применение
информационно-коммуникационных технологий).
Психокоррекционная работа с семьей ребенка с ТНР позволяет через
оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных,
супружеских,
родительско-детских
и
детско-родительских
отношений
решать проблемы дифференциальной и адресной помощи проблемному
ребенку.
15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Дусказиева Ж.Г. Психодиагностика и психокоррекция семьи: учебно-
методическое пособие. Красноярск, 2011. – 120 с.
2.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с
отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408
с.
3.
Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - Москва:
Сфера, 2002 - 510 с.
4.
Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные
подходы / Под ред. Л.С. Вакуленко. - СПб: ООО «Издательство «Детство-
пресс», 2012. - 176 с.
5.
Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном
образовательном учреждении. -М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.
6.
Стяпина Л.Н., Рогова Е.А. Сотрудничество логопеда и родителей в
коррекции дефектов речи у детей // Логопед. - 2009. - № 1. - С. 58-59.
7.
Скотарева, Е.М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-
методологический аспект : учеб. пособие для студ. психол. спец. / Е. М.
Скотарева. — Саратов : Изд. центр «Наука», 2007. — 72 с.
8.
Ткачёва
В.В.
Семья
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья: диагностика и консультирование. Москва: Национальный книжный
центр, 2014. 160 с.