Напоминание

"Современные подходы к развитию образных средств языка у дошкольников"

Автор: Мореева Светлана Викторовна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 100
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные подходы к развитию образных средств языка у дошкольников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья: «Современные подходы к развитию образных средств

языка у дошкольников»

Мореева Светлана Викторовна, учитель-логопед МАДОУ, г. Тюмень

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой

деятельности. Она носит характер последовательного систематического

развернутого изложения.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь

речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия,

наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно

представлять себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать,

отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества,

устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения

между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо

также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение,

подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить

сложные

предложения,

использовать

языковые

средства

для

связи

предложений.

Давно

установлено,

что

к

старшему

дошкольному

возрасту

проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей

развития

связной

речи

ребёнка

в

данном

возрасте

является

совершенствование монологической речи. Эта задача решается через

различные

виды

речевой

деятельности:

пересказ

литературных

произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и

явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение

форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-

планирование, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных

картинок.

Образная речь является составной частью культуры речи.

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития

связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем

дошкольном

возрасте.

Дети

способны

более

глубоко

осмысливать

содержание

литературного

произведения

и

осознавать

некоторые

особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому

возможность формирования образной речи возникает именно в старшем

дошкольном возрасте.

Исследования

психологов

Д.Б.

Эльконин,

А.Н,

Гвоздев,

Л.С.

Выготский и др.) и методистов (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В.

Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) показали,

что старшие дошкольники свободно используют в своей речи средства

интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело,

торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют

повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Речь

старших дошкольников насыщается словами, обозначающими все части

речи.

В

этом

возрасте

они

активно

занимаются

словотворчеством,

словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.

К.И. Чуковский называл это особым «языковым чутьем».

В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки

произвольного

использования

грамматических

средств

и

анализа

грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются

обобщающие

слова,

синонимы,

антонимы,

оттенки

значений

слов,

происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в

разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

В

детском

саду

закладываются

основы

выразительной

речи,

отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать

звучащую

речь,

развивается

речевой

слух

и

лексико-семантическая

способность. Развитие этих навыков и способностей в определённой

последовательности – важнейшая задача воспитателей детского сада в

процессе речевых занятий. Остановлюсь на понятии «выразительность

речи» в сопоставлении с понятием «выразительность чтения». Свободная

или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения,

убеждения,

всегда

выразительна.

Когда

человек

произносит

речь

в

естественных

условиях коммуникации,

она характеризуется богатыми

интонациями,

ярко

окрашена

тембрально,

насыщена

выразительными

конструкциями.

Необходимые

средства

речевой

выразительности

рождаются

естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же

самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации

свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал

тусклым,

металлическим,

напряжённым,

интонации

унылыми,

однообразными.

То

же

происходит

с

голосом

и

речью

ребёнка,

поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать

наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит

не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а учебная

необходимость.

Работа над выразительностью речи – комплексная работа. Если

воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над

развитием творческого воображения детей в определённой системе и

осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере

подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах

школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической

сущности, выразительности – на всю жизнь делает человека эмоционально

богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от

восприятия образного слова, речи, художественной литературы.

Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя

или

читателя.

Выделяется

несколько

условий,

от

которых

зависит

выразительность речи. Это самостоятельность мышления автора речи, его не

равнодушие, интерес к тому, о чём он говорит или пишет, и к тем, для кого

он говорит или пишет; хорошее знание языка, свойств и особенностей

языковых стилей; сознательное намерение автора речи говорить и писать

выразительно.

Выразительность разных стилей достигается не одними и теми же

средствами – она специфична для каждого стиля. Для научно – учебного

стиля речи характерна подчёркнутая логичность изложения. В речи широко

употребляются термины, обозначающие научные понятия, а также слова,

обозначающие

переход

к

следующей

части

предложения,

слова

типа «поэтому, потому», подчёркивающие причинно – следственные

отношения. Для разговорного стиля характерно употребление эмоционально

окрашенных языковых средств, оценочных слов и конструкций типа «Ой ли?

Вот

как!» Художественный

стиль

отличается

образностью,

эмоциональностью, неповторимостью и свежестью выражений, яркостью,

зримостью описаний. Пример. «Как мама мне не поверила». Мы с мамой

ездили на покос. Вдруг я увидела медведя. Я как закричу: «Ой, медведь!» Ну,

да, — удивилась мама. «Правда! Честное слово!» Тут медведь ещё раз

показался

из-за

берёзы,

и

мама

как

крикнет: «Ой,

правда,

медведь!» Сравните. Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя

и закричала: «Мама медведь!» Мама мне не поверила. Я стала её убеждать.

Тут медведь ещё раз вышел, и мама увидела его. Комментарий. Оба текста –

разговорного стиля. Девочка делится своими переживаниями, стремится

живо передать то, что с нею произошло. Первый из рассказов более

выразительный и живой. Обо всём девочка «рассказывает с чувством». Нам

кажется, что этот случай только что произошёл.

Поговорим об интонационной окрашенности речи.

Интонация – это не только повышения и понижения тона, это также

усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные

изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы.

Интонация,

участвуя

в

построении

высказываний

и «наслаиваясь» на

синтаксис и лексику, создаёт великолепные возможности выражения

разнообразнейших, тонких и сложных оттенков смысла – логического,

эмоционального,

волевого,

художественного.

Интонация

усиливает

выразительность речи. Каждый писатель и поэт, создавая текст, слышит

интонацию своей речи. Для понимания речи, теста, которое приближало бы

читателя к писателю, к его художественному замыслу, требуется, в числе

других условий, хорошее знание интонаций родного языка читателем.

Нельзя «передать» слушателям

богатство

художественного

текста,

если «передающий» плохо владеет национальным богатством языка. К

сожалению, многие воспитанники не приобретают настоящего вкуса к

художественному слову – и одной из причин этого служит интонационная

однотонность и не гибкость речи воспитателя.

Выразительность рождается таким подбором слов, предложений,

интонаций, таким их применением, которые помогают разбудить не только

логическую, но также эмоциональную, волевую, эстетическую области

нашего сознания. Выразительная речь действует на наши чувства более

сильно, чем обычная речь в процессе общения.

Интонационная выразительность. Для устной речи очень важным

является

правильное

использование

интонационных

средств

выразительности:

1.

Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или

словосочетаний путём повышения или понижения голоса).

2.

Пауза (временная остановка голоса в речи).

3.

Мелодия (движения голоса по высоте и силе).

4.

Темп (количество

слов,

произнесённых

за

определённую

единицу

времени).

5.

Изменения громкости голоса.

6.

Тембр.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль

выражается более полно, законченно.

Упражнения.

1. Прочтите фразы, подчёркивая голосом выделенные слова.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик).

Девочка

играет

в

саду

с

куклой. (А

не

просто

унесла

её

туда).

Девочка

играет

в

саду

с

куклой. (А

не

в

парке,

в

лесу).

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой).

2, Прочтите фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные

слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке.

Мальчик прочитал интересную книгу.

На нашей улице открылся кинотеатр.

Мама купила сыну новый велосипед.

3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по

смыслу слова.

Всякому овощу своё время.

Мягко стелет, да жёстко спать.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Что написано пером, не вырубишь топором.

4. Прочтите вслух стихотворение или текст и выделите голосом

главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозы и зима настала. (И. Суриков).

5. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

За правое дело стой смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Старый друг лучше новых двух.

6. Прочитайте вслух текст, выделяя в нужных местах паузы. При

чтении текста выделяйте голосом главные по смыслу слова; следите за

дыханием, своевременно на паузах добирайте воздух.

Мишка достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место

поставить. Взял её, а она прилипла к рукам – и бух на пол. Разбилась на две

половинки. Сахар рассыпался. Мишка испугался: «Что теперь мама

скажет?» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего,

держаться. Даже не заметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар

обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет. (Н. Носов).

7. Прочтите фразы, в зависимости, от текста повышая и понижая

голос (с восходящей или с нисходящей мелодией).

Книга издана в Москве?

Книга издана в Москве.

К концу года завод перевыполнил план.

Он почувствовал себя прекрасно!

Ты был в Севастополе?

- Нет, я в Севастополе не был.

8. Прочтите скороговорки, меняя темп речи при их произнесении:

медленно, умеренно, быстро.

Трое трубачей трубят в трубы.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Дали Клаше кашу с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.

9. Прочтите скороговорки, меняя громкость голоса: шепотом, тихо,

умеренно, громко.

Без дела жить – только небо коптить.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся.

В качестве тренировочных упражнений используйте поэтические и

прозаические тексты. При их чтении соблюдайте нормы литературного

произношения, чёткость, ясность произнесения звуков и слов.

Список литературы

1.

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред,

пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр

«Академия», 2000. - 400 с.

2.

Алиева,

Антонова,

Арнаутова:

Истоки.

Примерная

основная

общеобразовательная программа дошкольного образования Сфера,

2011 г.

3.

Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от

первого проявления сознания до школьного возраста. – М.,2000

4.

Выготский

Л.С.

Мышление

и

речь

В

кн.

Избранные

психологические исследования М., 1956.

5.

Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: 2004

6.

Гризик,

Доронова,

Соловьева:

Радуга:

программа

воспитания,

образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада

2011 г.

7.

Лямина

Г.М.

Особенности

развития

речи

детей

дошкольного

возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей

дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед.

учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.:

Издательский центр «Академия», 1999. – С. 139–144.

8.

М.Е. Рыбалко, к.п.н., ведущий методист УМЦ «Школа 2100»

Издательство «Баланс» Образовательная система «Школа 2100».

9.

Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Конспекты занятий

по развитию образной речи у старших дошкольников.Методическое

пособие. Часть 2. – М.: Центр педагогического образования, 2009. –

112 с.

10.Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по

развитию

образной

речи

у

старших

дошкольников.Учебно-

методическое пособие. Часть 1. – М.: Центр педагогического

образования, 2009. – 96 с.

11.Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми 7-го

года жизни. – Диссерт. Канд. Пед. Наук. – М.,2001.

12.Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в

школу. / Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. –

Ярославль: Академия развития, 2006–143 с.

13.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.Пб.: Питер Ком., 2005,

720с.