"Информация. Единицы изменения информации"

Автор: Беспалова Виктория Юрьевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №10"
Населённый пункт: город Каменск-Уральский Свердловской области
Наименование материала: Урок в инклюзивном классе с приемами развития критич. мышления с использованием сети Интернет
Тема: "Информация. Единицы изменения информации"
Дата публикации: 01.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Беспалова Виктория Юрьевна

учитель информатики, высшая кв. категория

«Лицей №10» г. Каменска-Уральского

Урок в инклюзивном классе с приемами развития критического

мышления по теме: «Информация. Единицы изменения информации

»

с использованием сети Интернет
Особенностями данного урока являются: 1) Используется интерактивная доска и
сеть Интернет
. 2) Урок проводится в условиях
инклюзии
, когда наряду со здоровыми детьми в классе обучаются несколько человек с задержкой психического развития (
ЗПР
), а также несколько
одаренных детей
в условиях массовой школы. 3) Применяются приемы сравнительно новой технологии развития
критического

мышления
;
Методические рекомендации
В настоящее время в образовательный процесс общеобразовательной школы внедряются инклюзивные подходы, когда вместе с обычными детьми в классе будут обучаться дети с ОВЗ и одаренные дети. Если раньше были использованы механизмы интеграции, когда дети с особыми образовательными потребностями должны были подстраиваться под систему обучения, то в настоящее время весь процесс обучения сам должен стать адаптированным под детей указанного вида с учетом их возможностей. Следовательно, перед учителем стоит непростая задача реализации на одном уроке нескольких образовательных траекторий для каждого вида детей. В данной разработке предполагается, что в классе обучаются ученики трех видов: дети с замедленным психическим развитием (ЗПР), обычные дети и дети одаренные. Так как в условиях массовой школы в подавляющем большинстве случаев учителя обучали обычных детей, дадим характеристику детям с ЗПР и одаренным детям.
1) Дети ЗПР
. Дети ЗПР имеют нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Обучающиеся с задержкой психического развития имеют трудности мыслительных операций, эмоционально-волевой регуляции, концентрации внимания, его устойчивости. У детей с задержкой психического развития небольшой объем восприятия, замедленный темп работы, трудности концентрации внимания. При работе с ними важны продуктивные виды деятельности, причем учитель обязательно должен создавать ситуацию успеха учащимся, включать их в общий процесс обучения; исключать моменты, когда ребенок будет чувствовать себя неполноценным или ущемленным. Задания должны быть посильны и дозированы, как можно больше отражать ситуации, с которыми ребенок сталкивается в обычной жизни; необходимо присутствие ободрения и похвалы; ребенок должен участвовать во фронтальной работе, для чего ему, например, можно задавать несложные вопросы, ответы на которые он априорно знает. Детям с ЗПР необходимо предъявлять четкие, однозначные инструкции. Это может быть инструкции для выполнения одного этапа при решении учебной задачи или поиска необходимой информации и т.д. У ученика необходимо формировать навык выполнения всех действий по порядку. Это поможет при решении следующих задач, в том числе и жизненных. Также учитель должен создавать позитивную психологическую обстановку в классе, стимулировать здоровых детей оказывать поддержку в обучении детям с ОВЗ – например, при работе в парах, где здоровый ребенок выступает для ребенка с ОВЗ наставником, консультантом, советчиком; воспитывать толерантное отношения с людям, которые отличаются от обычных. Следовательно, формула работы с детьми с ЗПР: доступный темп + посильные практико-ориентированные задания + ситуация успеха.

2)

Одаренные дети.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Существует несколько видов одаренности. Будем рассматривать академическую и интеллектуальную одаренность. Академически одаренные дети — успешно обучаются в школе: отлично справляются с учебным материалом, имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности. Для таких детей освоение школьной программы не составляет особого труда. Интеллектуально одаренные дети — всегда имеют высокие показа тели специальных тестов, выявляющих уровень интеллекта. Это — дети с врожденными высокими интеллектуальными возможностями, для которых стандартные учебные задачи чаще всего не интересны. Объединим их в одну группу по общим признакам. У всех одаренных детей ярко, отчётливо, выражена познавательная потребность, без которой немыслимо развитие способностей. Это познавательная потребность, выражающаяся, прежде всего, в поиске нового знания, в удовольствии от умственной работы. Ребенок готов испытывать умственное напряжение, у него постоянно должны тренироваться психические процесса, что в конечном итоге приносит радость ребенку, которые преодолел появившиеся трудности. При работе с такими детьми учитель должен подбирать задания таким образом, чтобы трудоемкость задания была повышена, требовала высокого темпа, напряжения мышления и находчивости, могло проявиться творчество, присутствовала нестандартность. Одаренные дети не столь остро, как дети с ЗПР, нуждаются в искусственно созданной ситуации успеха и присутствии постоянной похвалы, и готовы преодолевать трудности и нивелировать неудачи. Учителю следует воспитывать в одаренных детях уважительное отношение к детям со средними способностями и тем более к детям с ЗПР. Для этого необходимо так организовать занятия, чтобы одаренные дети чувствовали внутреннюю потребность в помощи своим одноклассникам и умели получать удовлетворение не только от своей успешной учебной деятельности, но и от коллективной работы, от успехов тех товарищей, которым они помогают. Рассмотрим технологию развития критического мышления
Критическое мышление
– это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Технология развития критического мышления
через чтение и письмо представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой:
вызов - осмысление - рефлексия.
На стадии вызова происходит актуализация и обобщение имеющихся знаний по теме или проблеме: формулируются вопросы, на которые надо получить ответы, и ставится цель; происходит побуждение к активным действиям. На стадии осмысления учащиеся добывают новую информацию, осмысливают ее, и находят ответы на вопросы, поставленные на стадии вызова. На стадии рефлексии происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, формируется собственное отношение к представленному материалу. Существует достаточно большое множество
приемов технологии
развития критического мышления, которые невозможно все сразу реализовать на протяжении урока. Учитель сам определяет уместность применяемых приемов и их эффективность для каждого урока. Остановимся на кратком описание тех приемов, которые были использованы на рассматриваемом ниже уроке: 1.
Кластер
– это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. В центре записывается ключевое понятие, а от него рисует стрелки- лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. 2.
“Верные-неверные утверждения”.
Учащиеся, разделяют "верные и утверждения" из предложенных учителем.
3.
“Концептуальная таблица”.
Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. 4.
“Толстые и тонкие вопросы”.
Тонкие вопросы – это те, на которые можно дать однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. 5.
Прием бортовой журнал
. Применяется, когда учащиеся отслеживают свое продвижение в освоении изучаемой темы. Это ответы на вопросы: «Что известно мне по данной теме», «Что нового я узнал (а)», «Что еще хочу узнать». 6.
Синквейн.
Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Использование сети Интернет
является уместным при организации поиска информации. Это позволяет развить личностные качества всех без исключения учащихся: самостоятельность, умение организовывать свои действия, быстроту реакции, умения ориентироваться в незнакомом виртуальном пространстве, рефлексировать. Данные качества обязательно развиваются с всех детей в той или иной мере.
Сценарий урока в инклюзивном классе с приемами развития критического

мышления по теме: «Информация. Единицы изменения информации

»

с использованием сети Интернет.

Время
45 минут.
Цели урока:
 Обучение. Получить на основании предыдущего опыта прочные знания по теме; совершенствовать умение поиска информации в сети Интернет и ее обработки.  Развитие. Прививать навыки самостоятельной работы; тренировать внимание, тренировать наблюдательность, память, критическое мышление, коммуникативные навыки.  Воспитание. Формировать культуру общения в группе со сверстниками, аккуратность и точность формирования отчетной документации.
Формируемые УУД:

Регулятивные
– организация учащимся своей учебной деятельности . Это включает в себя: умение выделять проблему, ставить цели и задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами прогнозировать результаты, выполнять контроль и оценку в форме сличения прогнозируемого результата с эталонным, оценивать корректность полученных результатов, вносить коррективы.
Познавательные
– общеучебные и логические подходы. Это включает в себя: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); задействование логических операций: анализа, синтеза, классификации; установление причинно- следственных связей; построение логической цепочки рассуждений и определения истинности утверждений.
Коммуникативные
– организация взаимодействия с социумом. Это включает в себя: активность на уроке, умение вести диалог с учителем и одноклассниками, уважительное отношение к чужому мнению, толерантное отношение к детям с ОВЗ, эмпатию, этичное поведение, коллективизм.
Оборудование
. Интерактивная доска, компьютеры с выходом в Интернет.
Дидактика
. Для экономии времени урока для учащихся приготовлены внешне одинаковые конверты, в которых находятся листы с таблицами, вопросами и пр, которые будут розданы учащимся и далее вклеены закреплены степлером в рабочие тетради. Содержимое конверта – карточки, которые скомпонованы для разных видов учащихся: дети
с ЗПР, обычные дети и одаренные дети. Для обычных и одаренных учащихся карточки на основе базовых заданий имеют дополнительные компоненты.
Организационный момент.
Проверка готовности учеников к уроку, приведение в рабочее состояние оборудования (компьютеров учителя и учеников и интерактивной доски).
ХОД УРОКА.

Стадия вызова.

Учитель:
«В прошлом году вы изучали тему “Информация”. Давайте послушаем, что вы помните». Применяется прием «Кластер». На интерактивной доске заполняется кластер. В середине пишется слово «Информация». Элементы кластера заполняются учащимися. Они высказывают учителю свои суждения, он оформляет их на интерактивной доске. Например, классификация:  По типу  По восприятию человеком  По форме организации  По стадиям обработки Далее идет обсуждение каждого элемента и продолжение оформления кластеров. По окончанию учитель на интерактивной доске проявляет скрытый текст, и учащиеся сравнивают свои варианты и эталонные ответы. Идет обсуждение. В обсуждение включаются дети с ЗПР. Пример скрытого текста: 1. По типу: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видео, мультимедиа 2. По восприятию человеком: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние 3. По форме организации: таблицы, список, ряд, множество 4. По стадиям обработки: получение, обработка, передача, хранение, предъявление. Примеры вопросов детям с ЗПР: 1. Приведите из жизни примеры звуковой и видеоинформации. 2. Приведите примеры, где вы в жизни встречаете табличную форму организации данных. 3. На чем можно хранить информацию, например, файл с текстом или файл изображения? Примеры вопросов обычным детям: 1. Какая форма восприятия информации для человека является приоритетной? 2. Чем отличается список и ряд? Примеры вопросов одаренным детям: 1. Как вы считаете, в какой хронологической последовательности компьютер научился обрабатывать разные типы информации? 2. Что важно к форме предъявления информации?
Учитель
: «Перед вами лежат флажки красного и зеленого цветов. Красный означает, что вы не согласны, зеленый – согласны. На интерактивной доске будут появляться утверждения, и вы должны показывать флажок того или иного цвета”. Дети с ОВЗ участвуют во фронтальной работе. Учитель должен обращать особое внимание на их ответы и в случае правильных ответов два раза похвалить каждого ребенка с ОВЗ. Применяется прием “Верные-неверные утверждения”. 1. А, Л, 9, 3, <, Н – это ряд (красный). 2. Информация, полученная через слух, запоминается лучше всего (красный). 3. Иванов, Сидоров, Кошкин, Мышкин – список (зеленый). 4. 1, 3, 5, 7, 9 – это ряд (зеленый). 5. Компьютер научился обрабатывать звуковую информацию раньше числовой (красный). 6. Файл может содержать различные типы информации (зеленый).
Учитель проявляет ответы на интерактивной доске. Выполняется самопроверка, кто-то из учеников комментирует ответ.
Учитель
: «Фильм, текст, рисунок…Они несут информацию. Интересно, какой объем занимает эта информация? Хотелось бы также ее сравнить. Что прежде надо для этого сделать? Подумаете, как может звучать тема урока?»
Учащиеся
: “Информация, и как ее измерить”.
Учитель
: «А что такое измерить? Как, например, измерить длину стола, время?» Этот вопрос первым следует адресовать учащимся с ЗПР . Вероятные их ответы: использовать линейку, часы. Учитель, актуализируя опыт, подводит всех учащихся к мысли, что измерение – сравнение с эталоном, и следует иметь эти эталоны (единицы измерения).
Стадия осмысления
Используется прием «Концептуальная таблица» Учащиеся разбиваются на малые группы, ищут в Интернете информацию и заполняют таблицу. Таблицы заранее распечатаны для экономии времени и лежат у учащихся в конвертах. Для детей с ОВЗ можно использовать две формы работы. Либо дети ОВЗ образуют отдельную группу и учитель выдает им карточку, где указан конкретный адрес ресурса с ответами, либо создается пара – здоровый ребенок и ребенок с ЗПР, и ребенок с ЗПР выполняет задание или с помощью здорового ребенка, либо участвует в поиске как наблюдатель. Если дети с ЗПР работают самостоятельно, им предлагается четкие инструкции и адрес необходимого ресурса, в отличие от других типов детей. Карточка для детей с ЗПР: Карточка для обычных детей:
Единица измерения

информации

Краткое

обозначение

Коэффициент относительно предыдущей

единицы измерения информации
Бит Байт Килобайт Мегабайт ГигаБайт Карточка для одаренных детей:
Единица измерения

Краткое

Коэффициент относительно

Что может

Единица измерения информации

Краткое обозначение
Бит Байт Килобайт Мегабайт ГигаБайт

информации

обозначение

предыдущей единицы

измерять
Бит Байт Килобайт Мегабайт ГигаБайт Учитель проявляет на интерактивной доске правильный ответ: Пример правильного ответа:
Единица

измерения

информации

Краткое

обозначение

Коэффициент

относительно

предыдущей единицы

Что может измерять
Бит бит – Высказывания: Да или Нет Байт Б 8 1 символ в кодировке ASCII Килобайт КБ 1024 Текст Мегабайт МБ 1024 Звук ГигаБайт МБ 1024 Видео После окончания урока отредактированные таблицы либо вклеиваются, либо прикрепляются степлером в тетрадь.
Учитель
: «А теперь будем командно отвечать на вопросы». Учащиеся разбиваются на команды и должны искать в сети Интернет за ограниченное время ответы на вопросы, либо актуализировать имеющиеся знания. Применяется прием «Толстые и тонкие вопросы». Карточки для детей ЗПР. 1 Байт = 8 бит. Примеры. 3 Байта = 3 * 8 = 24 бита. 40 бит = 40: 8= 5 Байт. Задание. Переведи 6 байтов в биты и 800 бит в байты. Пример.1 Кбайт = 1024 Байт. 1 Байт = 8 бит. 1 КБ = 1 * 1024 *8 = 8192 бит. Задание. Переведи 2 КБ в биты. Карточка для обычных детей
Тонкий
: Вспомните известные вам единицы длины: мм, см, дм, м, км) и правила перевода одних единиц в другие. А потом по аналогии сформулировать правило, как переводить единицы измерения информации.
Толстый
: Приведите пример, когда в одном файле используются различные типы информации.
Тонкий
: С помощью какого устройства можно ввести в компьютер фотографию или рисунок? Карточка для одаренных детей

Тонкий
: Вспомните известные вам единицы длины: мм, см, дм, м, км), вспомнить правила перевода одних единиц в другие. А потом по аналогии сформулировать правило, как переводить единицы измерения информации?
Толстый
: Приведите пример, когда в одном файле используются различные типы информации.
Тонкий
: С помощью какого устройства можно ввести в компьютер фотографию или рисунок?
Толстый
: Почему компьютер не мог сразу работать со всеми типами информации? По окончанию работы учитель выводит все вопросы на интерактивную доску, происходит сличение, обсуждение. Учитель предлагает примеры для перевода одним единиц измерения информации в другие. Выполняется коллективная работа.
Стадия рефлексии.
Прием «Бортовой журнал».
Учитель
: «А теперь давайте вместе на интерактивной доске заполним таблицу: “Что было известно”, “Что нового узнал”. А вот для заполнения третьей колонки “Что хочу узнать” каждый подумает и выскажет свои пожелания либо сейчас, либо дома». Ученики выполняют задание и высказываются. Уместным моментом было бы вначале выслушать детей ЗПР, далее обычных детей, а одаренным детям предложить корректировать и дополнять ответы. Подводятся итоги урока, обобщение.
Выдается домашнее задание
: 1) Придумать синквейн на слова: информация, бит, мегабайт, измерение. 2) Переведите 2048 КБ в Б, 2048 Б в КБ, 80 Б в биты, 80 бит в Байты. 3) Подготовить на выбор сообщение объемом в одну страницу, какие программы обрабатывают тот или иной тип информации. Можно использовать Интернет.