Напоминание

"Ритмика и танец"

Автор: Захарова Татьяна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО "Детский Дом творчества"
Населённый пункт: город Верхняя Пышма, Свердловская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Ритмика и танец"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Художественно-эстетическая направленность «РИТМИКА И ТАНЕЦ» Возраст детей, участвующих в реализации программы: от 3 до 6,5 лет Срок реализации программы – 4 года Педагог: Захарова Татьяна Владимировна ВЕРХНЯЯ ПЫШМА 2015
Учебно – образовательная дополнительная программа
«

Ритмика и танец»

Пояснительная записка
Цель учреждений дополнительного образования, закрепленная в нормативных документах, это создание условий, способствующих раскрытию и развитию природного и творческого потенциала ребенка на основе интересов, способностей и дарований; приобщение к социальным культурным ценностям. Одним из таких условий может служить детский хореографический коллектив. Хореография как искусство выступает средством воспитания личности, обладающим огромной силой. Занятия танцем приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают в нем художественный вкус. Общение с танцем учит ребенка слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивает у них любовь к ней. Детская хореография (для самых маленьких) считается важным направлением, оказывающим влияние на дальнейшее развитие и формирование детского организма. Танцевальные занятия развивают детей физически, укрепляют их здоровье: правильно развивают костно-мышечный аппарат, помогают избавиться от физических недостатков, максимально исправляют нарушение осанки, формируют красивую фигуру. Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие дидактических качеств. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой способствует активной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярном занятии ведет к общему оздоровлению организма. Занятия танцем хорошо снимает напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают трудовой и жизненный тонус ребенка. Педагог – хореограф учит детей элементарным основам танца, т.е. создает фундамент для дальнейшего более серьезного обучения. Цель педагога - это приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных в музыке и двигательном отношении, но и не ловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его индивидуальность. Создание теплой, дружественной атмосферы игрового общения ребенка и взрослого – одно из основных условий полноценного развития детей. В связи с изменением ориентации педагогических задач на личностный аспект через признание и принятие самобытности, уникальности каждого ребенка особое значение приобретает содержание, методы, формы организации и контроля образовательного процесса. Процесс обучения в хореографическом коллективе строится с учетом
следующих

принципов:
культуросообразности, природосообразности, личностного и деятельностного подходов в обучении. Доминирующими является
принцип культуросообразности,
которые позволяет весь процесс развития ребенка рассматривать как процесс его «вхождения» в мировую культуру, познание и уважение этой культуры, стремление сохранить культурные ценности и по возможности привнести в это свое собственное.
Принцип природосообразности
предполагает учет индивидуальных особенностей возрастного психологического и физического развития. Ребенок 3-4 лет эмоционален, чувствителен к похвале или порицанию взрослых. Происходит переход от манипулятивной игры к ролевой. Ребенок «видит» себя в разных ролях, может действовать в воображаемой ситуации. Значительно совершенствуется память. Прочно усваивается информация, которую ребенок видит и слышит много раз.
Хорошо развита двигательная память. В 3-4 года внимание еще непроизвольно и крайне неустойчиво. Уровень межанализаторских связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы взрослого. Более эффективно будет повернуть его корпус, руки, задавать правильную амплитуду действий. К концу 4 года дети приобретают способность не пугаться трудностей, умеют мобилизовать свои усилия для достижения цели, помогать другим и соблюдать очередность. Для детей 5-6,5 лет процесс социализации заключается в усвоении жизненного опыта, его обобщении. Идет развитие инициативности, функциональности, координации. В этом возрасте рост костного аппарата опережает рост мышечного, поэтому нужно активно развивать мышцы. Это очень важно для дальнейшего развития. В поведении доминирует импульсивность, лабильность и непосредственность выражения эмоций, процесс торможения не развит, повышенная двигательная активность; практическую деятельность можно строить только на конкретных целях, основная задача этого возраста заключается в развитии крупномоторной координации.
Принцип

личностного подхода
несет в себе высокую гуманную направленность, т.к. предполагает признание неповторимости и уникальности каждой личности, безусловное уважение ее своеобразия. Важным является и
принцип деятельностного подхода в обучении
, так как в хореографии обучение возможно только в деятельности. Данный принцип предполагает обучение не только действовать, но и ставить самостоятельно цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Если следовать Л.С. Выгодскому «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способным выполнить самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно. Мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя то, что ребенок может выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Кроме обучения техническим навыкам исполнения, необходимо «учить творчеству». Только тот человек может полноценно действовать в окружающем изменяющемся мире, может внести в него что-то новое, который способен сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение, который может творчески применить полученные знания, умения и навыки. Поэтому для нас в высшей степени важен
креативный принцип
, иными словами максимальная ориентация детей на творческое начало в учебной деятельности. Теоретический материал преподается через рассказы, беседы с использованием практического показа, знакомства с мировыми достижениями в области хореографии, посещения концертов, просмотров теле – и видеоматериалов с последующим обсуждением. Практические занятия построены с использованием методов наглядного показа, объяснения методики исполнения танцевальных и спортивных упражнений. Кроме этого с малышами активно используются танцевальные игры, развивающие этюды и танцевальные композиции. Теоретические и практические занятия интегрированы в учебно-тематическом плане, т.к. невозможно провести в хореографии только практические или только теоретические занятия. Содержание учебного материала распределено по годам обучения для удобства планирования работы с каждой учебной группой. При работе по данной программе педагог может корректировать учебный план под каждую отдельную учебную группу для более дифференцированного подхода. Программа «Ритмика и танец» является авторской.
Программа рассчитана для детей от
3 до 6,5 лет
, обладающих следующими особенностями: - хореографическими данными; - музыкальным и ритмическим слухом; .- координацией движений; - эмоциональностью; - мотивацией родителей и детей на этот вид деятельности Специфика комплектования группы
- 10 -15
человек
Направленность программы
– художественно-эстетическая.
Цель программы
: Создать условия для выявления способностей каждого ребенка хореографическими средствами и дать представления о танце.
Задачи:
1.Сформировать у детей представление о практике и теории в области хореографии; 2.Научить практическим умениям в хореографии - исполнения, техничности, выразительности через овладение навыками свободного владения своим телом; 3.Закрепить полученные навыки в концертной деятельности; 4.Прививать детям культуру танцора, сценическую культуру поведения; 5.Прививать учащимся культуру общения между собой и окружающими; 6.Воспитывать эстетическое и нравственное отношение к окружающему миру; 7.Сохранять и укреплять физическое здоровье детей; 8.Поддерживать интерес к хореографическому искусству.
Исходя из задачи –
привить детям культуру танца, сценическую культуру поведения, определяются следующие направления: 1.Беседы об этике, эстетике танцора; 2.Беседы о дисциплине, о правилах поведения на занятиях, на сцене. Программа дает возможность детям подготовить свое тело к физическим нагрузкам, приобщиться к искусству хореографии и показать свои возможности и способности к этому виду искусства. Задачи педагога выявить способного ребенка для дальнейшей работы с ним в коллективе, научить его владеть своим телом и воспитать психофизическую культуру (выносливость, терпение, координацию, мышечную память).
Ожидаемый результат

(требования к уровню подготовки).
Дети должны
знать
:  элементарную анатомию детского организма;  правила выполнения изучаемых упражнений и танцевальных движений.  понимать нюансы исполнения движений детского танца; Дети должны
уметь
:  Двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки;  Реагировать на начало музыки и ее окончание;  Исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки;
 Хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных ресурсов;  Уметь сохранять интервалы в движении;  Запоминать и исполнять танцевальные движения и композиции;  Передавать игровые образы различного характера.
Особенности образовательного процесса
(особенности содержания, методы и приемы обучения). Программа «Ритмика и танец» рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 3 до 6,5 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, перерыв 10 минут (возраст 3-4 года). Продолжительность академического часа составляет 25 мин, что обосновывается возрастом детей. На третьем и четвертом году обучения (возраст детей 5-6,5 лет) занятия проводятся – 3 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность академического часа составляет 30 мин, перерыв 10 минут. В программу входят следующие элементы и разделы учебного материала:  Введение - знакомство детей и родителей с целями и задачами коллектива. Проведение бесед об этике, эстетике, дисциплине, форме занятий, расписании и т.д. Вводное занятие проводится вместе с родителями и практически знакомит детей и родителей с основными направлениями в программе обучения детей на данной возрастной группе.  Подготовительные упражнения - набор физических упражнений в игровой форме, которые развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, вырабатывают мышечную силу и выносливость. Включаются упражнения для развития музыкально- ритмического слуха. Для детей с 5 лет включаются упражнения для отдельных групп мышц и различных частей тела (игровая ритмика, упражнения на внимание, координацию, развитие мимики). Создается эмоциональная психофизическая атмосфера.  Работа с деревянной палочкой - развивает кисть руки, плечевой сустав, гибкость и ловкость рук, правильную форму стопы, координирует управляемость движений тела.  Работа с мягким резиновым мячиком - развивает кисть руки и ее силу, плечевой сустав, гибкость и ловкость рук, координирует управляемость движений тела.  Работа с бельевой резинкой направлена на освоение таких понятий рисунка танца, как круг (маленький, большой, высокий, низкий), развивает прыжок.  Работа со скакалкой развивает кисть руки, плечевой сустав, выносливость, правильное дыхание, силу ног, прыжок.  Партерная гимнастика (стретчинг) с элементами гимнастики направлена на оздоровление организма, снимает нервно-мышечное напряжение, восстанавливает равновесие жизненных энергий, развивает хореографические данные. Элементы гимнастики регулируют работу вестибулярного аппарата, координируют управляемость движений тела, развивают гибкость, ловкость, шаг.  Развивающие игры Использовать мяч для развития музыкальности, гибкости и ловкости рук; скакалку для развития прыжка, внимательности, ловкости в игре «рыбаки и рыбки». Включаются детские стихи, сказки, считалки с использованием музыкального материала и танцевальных движений.
 Упражнения для выработки силы, пластичности и выразительности рук.  Танцевальные элементы, этюдные работы, массовые танцы. Постановка и репетиция танца. Знакомит детей с элементами танцевальных движений, их комбинаций, что позволяют эмоционально и творчески подойти к создаваемому образу. Наиболее способные дети включаются в постановочную работу и в сценическую практику. Занятия организуются в игровой форме. Каждое занятие состоит из 3-х частей (подготовительная часть, основная и заключительная). Части занятия естественно переходят одна в другую. Структура занятий разработана в соответствии с требованием физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках. В занятия включаются беседы о танце, его красоте и выразительности, об обязательной согласованности движений, о значении музыки в искусстве хореографии, о танцевальной форме, дисциплине, гигиене и т.д. В первой (подготовительной) части ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия. Занятия начинаются на середине зала с упражнений на развитие всех групп мышц и исправления физических недостатков в тех формах и с той степенью технической сложности и нагрузкой на мышечный аппарат, которые доступны детям. После активной работы мышц (для их отдыха) дети садятся на пол, скрестив ноги «по–турецки». Включаются упражнения для развития музыкально-ритмического слуха (ритмические хлопки без музыки и под музыку), для детей 3-4 лет работа с деревянными ложками. Во второй (основной) части занятия дети обучаются новым упражнениям, закрепляют старые. В этой части активно используется работа с деревянной палочкой, мягким резиновым мячиком, работа с бельевой резинкой и начиная с 5 лет со скакалкой (на развитие выносливости, прыжка, силы ног выполняются 2-3 упражнения и на развитие плечевого сустава 2-3 упражнения). Проводятся развивающие игры с мячом. Учим детей ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных ресурсов. Затем дети садятся на коврики, сохраняя правильную осанку при сидении. В партерной гимнастике используются упражнения стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребенка, воспитываются физические качества детей. На каждом занятии дети делают 9-10 упражнений. Упражнения чередуются для равномерной нагрузки на все тело ребенка. За одно занятие дети делают 2-3 упражнения для мышц спины, 1 упражнение для укрепления позвоночника, 2-3 упражнения для мышц спины и тазового пояса, 1-2 упражнения для развития стопы, 1 упражнение для развития плечевого пояса. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. Приблизительно 1 минуту между упражнениями дети учатся сидеть прямо. Используются следующие упражнения гимнастики: 1-2 упражнения на развитие гибкости, 1 упражнение на равновесие, 1 упражнение на координацию. В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности. Выполняются простые танцевальные движения в игровой форме, которые расширяют двигательные навыки детей, заставляют координировать свои движения согласно музыке, создают дополнительный
положительный фон и настрой. Вводится этюдная работа и разучивание массовых танцев. На более одаренных детях ставятся танцы из репертуара коллектива. Заканчивается занятие подведением итога работы детей на занятии, после чего учащиеся прощаются с педагогом общим поклоном. Длительность вводной части занятия (подготовительной) 1,2 и 3 года обучения составляет 10 минут, у 4 года обучения - 15 минут. Основная часть длится 1-3 года обучения 15 минут, 4 года обучения – 25 минут. Заключительная часть занятия для 1-3 года обучения проводится 25 минут, у 4 года обучения – 20 минут. Перерыв после основной части - 10 минут в игровой форме. Учебный процесс организован в форме групповых занятий.
Формы подведения итогов по реализации программы
: мониторинг «Качества ДО и воспитания» (2 раза в год), открытые занятия для родителей (2 раза в год).
Методики выявления достижения результатов
- журнал наблюдения за учеником, анкетирование родителей, участие в проектах « ДДТ», отчетный концерт.
Учебно-тематический план

Уровни образованности:

1 (обще – развивающий) -
1 - 2 год обучения
2 (учебно-развивающий
) - 3 - 4 год обучения


Название темы

Кол-во часов

Кол-во часов
1 г.о. 2 г.о. 3 г.о. 4 г.о. 1. 1 Введение в программу (вводное занятие) 2 2 2 2 2. 2 Подготовительные упражнения (1, 2, 3) - упражнения для развития музыкально - ритмического слуха - Упражнения для развития отдельных групп мышц и различных частей тела 12 8 - 12 8 - 12 8 8 12 8 8 3. 9 Работа: - с деревянной палочкой; - с мягким резиновым мячиком; - с бельевой резинкой; - со скакалкой 8 8 8 8 8 8 - - - 8 - - - 8 4. Партерная гимнастика (стретчинг) -сидя -лежа на спине -лежа на животе - элементы гимнастики 2 2 2 2 2 2 8 8 8 8 8 8 8 8 5. 1 Развивающие игры Считалочки, сказки, детские стихи. 4 6 4 6 4 4 4 4 6. 1 Упражнения для выработки силы, пластичности и выразительности рук 4 4 8 8
7. 1 Танцевальные элементы 8 8 12 12 8. 1 Этюдная работа массовые танцы 8 8 8 8 12 12 12 12 9. 1 Постановка танца: -знакомство с музыкой, сюжетом -изучение и отработка основных движений - знакомство с рисунком танца Репетиция танца: - отработка синхронности движений, комбинаций, связок, частей танца - работа над чистотой рисунка танца 2 12 10 12 12 2 12 10 12 12 4 12 12 12 12 4 12 12 12 12 1 0 Открытые занятия для родителей (2 раза в год) 4 4 4 4 11 Мониторинг 2 2 2 2 Итого
144

144

180

180
*Примечание: теоретические и практические часы интегрированы.
.
Содержание программы

Первый год обучения

(возраст детей 3 года)

1.Введение в программу, вводное занятие
Цели и задачи коллектива. Организационные вопросы Цикл бесед: «История развития танца», «Правила поведения и дисциплина на занятие, о гигиене, этике, эстетике», «Культура поведения в танце». Вводное занятие проводится вместе с родителями.
П. Подготовительные упражнения (1)
Работа (разогрев): рук, ног, головы, носика, «хвостика», круговое вращение тазобедренного сустава и работа одновременно всех частей тела.
- Подготовительные упражнения (2)
Набор физических упражнений в игровой форме развивают и укрепляют опорно- двигательный аппарат, вырабатывают мышечную силу и выносливость. Создают эмоциональную психофизическую атмосферу. 1. Дети занимают все пространство зала и под веселую музыку танцуют, выполняют различные движения, придумывая и фантазируя под музыку. 2. «лягушка» – grand plie по 6 позиции, пальцы рук раскрыты. Делают присядку, не вставая. 3. «зайчик» – прыгают по 6 позиции. Руки сложены перед грудью. 4. «змейка» – ложатся на пол животом вниз и двигаются, изображая телодвижения змеи. 5. «бревно» – вытягивают руки и ноги, лежа на полу и перекатываются вокруг себя- то в одну, то в другую сторону. 6. «олень» – руки над головой скрещены, пальцы раскрыты. Исполняют бег с высоко поднятыми коленями вперед. 7. «паучок» - садятся на пол, поднимают бедра, перебирая руками и ногами, двигаются вперед. 8. «лошадка» – подпрыгивают вверх, поднимая колено одной ноги вверх. Руки как бы держат вожжи.
- Упражнения для развития музыкально-ритмического слуха
Элементарное знакомство с длительностью, с характером музыки. Точное начало и окончание движения с началом и концом музыкальной части и фразы. Развитие чувства ритма – хлопки, прыжки, притопы в различном ритмическом рисунке. Весь материал подавать в играх с музыкальными заданиями, с элементами соревнования. Работа с деревянными ложками - тихо и громко бьют ложками под музыку в русском характере.
III. Работа с деревянной палочкой:
1.Держать палочку двумя руками, вытянув руки вперед: - вращение вниз-вверх;
- прикладывать к правому и левому плечу; - поднять вверх и опустить за голову на уровне плеч. 2. Движение по кругу: - шаги на п/п, держать палочку двумя руками, вытянув руки над головой; - шаги на пятках, палочку опустить за голову на уровне плеч; - шаги на внешней, внутренней стороне стоп.( палочку держим на вытянутой руке в сторон); - шаги с подьемом колена вперед (касаться палочки коленом); 3. Лицом к центру круга. - наклоны к правой, левой ноге и вперед (ноги раскрыты в сторону, палочку держать двумя руками вверху); - катим палочку от себя к себе (при наклоне вперед); - боковые наклоны (руки над головой); - наклон вперед (палочка за спиной, держим двумя руками), палочку поднимаем вверх; - выпад (проводим палочку под ногой, перехват и под другой ногой); - палочка перед собой. Перебираем пальцами одной руки по палочке вверх, затем вниз; - палочка на полу. Катим стопой по палочке одной ногой, затем другой; - две ноги на палочке. Перебираем ногами вправо, затем влево; - проходим по палочке «елочкой»; 4. Сидя на полу: - палочку катим по собранным вместе ногам от себя (наклон вперед) и к себе (выпрямляемся); - наклон вперед, палочка за сокращенными стопами (положение удерживаем); - ноги раскрыты в сторону, катим палочку по одной ноге(или наклон), затем по другой. Заканчиваем наклоном вперед. - палочка под согнутыми ногами, крепко ее держать. Упасть на спину, сохраняя положение и вернуться в исходное положение. - «лягушка» (палочка за стопами)- качаемся из стороны в сторону.; - поднимаем вытянутую ногу, проносим палочку под ногой;
- Работа с мягким резиновым мячиком:
1. Крутим мячик вправо, влево. 2. Катаем мячик в руках. 3. Сжимаем, разжимаем мячик одной рукой. 4.Прикладываем к плечу.
Движения по кругу:

-
шаги на п/п, мячик над головой; - шаги на пятках, мячик за головой; - шаги на внешней, внутренней стороне стоп, мячик в стороне; - шаги с носка, мячик вокруг себя; - поднимаем согнутую ногу вперед, касаясь мяча; - зажать мячик между ног и прыгать по 6 поз;

Лицом в центр круга:

-
ноги раскрыты в сторону, мячик над головой. Наклон вперед;
-
мячик перед собой. Сжимаем мячик правой, затем левой рукой;
-
выпад. Катим мячик под ногой;
-
бросаем вверх мячик;
-
перебрасываем мячик из одной руки в другую.
- Работа с бельевой резинкой:
Дети держаться за резинку двумя руками, образуя большой круг. - «лужа» большая (растягиваем до предела резинку), «лужа» маленькая (сжимаем резинку); - вытягиваем одну руку, затем другую; - поднимаем резинку над головой, затем приседаем, опуская резинку вниз; - тоже самое движение через одного («гора». «куст»), одни приседают (резинка внизу), другие стоят (резинка над головой); - поднимаем резинку над головой, затем опускаем за спину; - перепрыгиваем через резинку с последующим разворотом (через одного). У вторых резинка сзади на щиколотке.
IV. Партерная гимнастика (стретчинг)
Дети садятся на коврики в шахматном порядке или в круг
Сидя:
1. постановка корпуса 2. работа стоп – натягивание, сокращение 3. Наклоны к ногам в закрытом и раскрытом положении 4. «лягушка» – расклад коленей в стороны
Лежа на животе:
1. «лягушка»
Лежа на спине:
1. «велосипед» – вращение согнутых ног (крутят педали велосипеда) 2. подъем ног на 90 0 поочередно 3. подъем тазобедренного сустава (колени согнуты)
V. Развивающие игры
Дети встают в круг. От характера музыки зависит упражнение с мячом. Медленная – мяч медленно передают, наклоняя корпус в сторону, быстрая – быстро передают мяч друг другу из рук в руки. Встают в затылок друг за другом. Передают мяч друг другу - наклон корпуса назад (ноги раскрыты в сторону, мяч вверху), а затем наклон корпуса вперед( мяч внизу) Игра «колобок» Дети сидят на пол «по-турецки» в круг. В центре – «лиса». Мяч – «колобок». Дети катят мяч по полу друг другу, «лиса» пытается его поймать. Чей «колобок» съест, тот становится «лисой». Для создания эмоциональной психофизической атмосферы вводятся
считалочки
с танцевальными элементами,
сказки, детские стихи
с использованием предметов (или воображаемые) и музыкального материала. Используемый материал прилагается в приложении к программе.

VI. Упражнения для выработки силы, пластичности и выразительности рук.

1.
махи рук вперед, в сторону.
2.
Одна рука вверх, другая в сторону (чередование). (Можно использовать ленты).
VII. Танцевальные элементы
Простой хороводный шаг, удар ногой по 6 поз, тройной притоп, приседание по 6 поз. Сочетание ударов ног и хлопков в ладоши. Знакомство с галопом и бегом (подъем колена вперед и откидывание голени назад).
VIII. Этюдная работа. Массовые танцы
Работа над образами – «Буратино», «Курочка», « Мишка косолапый». «Лягушка» Этюдная работа - «Играем в любимые игрушки», сказка»Колобок». Массовые танцы: «Танец утят», «Летка - енька»,»Мы едем,едем,едем» и т.д.
IX. Постановка и репетиция танцев:
Постановки танцев из репертуара коллектива Занятия проводятся с постепенным усложнением и разнообразны по содержанию, поэтому части учебной программы чередуются. На одном занятии одни части на другом другие. Включать в занятия творческие и игровые моменты, построенные на воображении и эмоциях детей.
Содержание программы

Второй год обучения

(возраст детей 4 года)

I. Введение в программу. Вводное занятие.
Цели и задачи коллектива. Организационные вопросы Цикл бесед об этике: «Как мы говорим», «Уважительное отношение к девочкам», «Культура и правила поведения на занятие, в танце, на сцене» и т.д. Вводное занятие проводится вместе с родителями.
II. Подготовительные упражнения (1)
Работа (разогрев): рук, ног, головы, плеч, круговое вращение тазобедренного сустава и работа одновременно всех частей тела.
- Подготовительные упражнения (2)

Первая часть:
Набор физических упражнений в игровой форме развивают и укрепляют опорно- двигательный аппарат, вырабатывают мышечную силу и выносливость. Создают эмоциональную психофизическую атмосферу. Дети занимают все пространство зала и под веселую музыку танцуют, выполняют различные движения, придумывая и фантазируя под музыку. 1.«лягушка» – grand plie по 6 позиции, пальцы рук раскрыты. Делают присядку, не вставая. 2. «зайчик» – прыгают по 6 позиции. Руки сложены перед грудью. 3. «змейка» – ложатся на пол животом вниз и двигаются, изображая телодвижения змеи. 4. «бревно» – вытягивают руки и ноги, лежа на полу и перекатываются вокруг себя- то в одну, то в другую сторону.
5. «олень» – руки над головой скрещены, пальцы раскрыты. Исполняют бег с высоко поднятыми коленями вперед. 6. «паучок» - садятся на пол, поднимают бедра, перебирая руками и ногами, двигаются вперед. 7. «лошадка» – подпрыгивают вверх, поднимая колено одной ноги вверх. Руки как бы держат вожжи.
Вторая часть:
Дети встают в пары. Держась за руки. Занимают все пространство зала. 1. grand plie по 6 позиции 2. один ребенок стоит, другой обегает его, опираясь на ноги и руки (меняются местами) 3. один ребенок встает, отставив ноги и руки в сторону. Второй проползает под ногами и встает перед партнером. То же делает другой. 4. Прыгают через «кочку» раскрыв ноги в сторону, «кочка» группируется на полу. 5. «Кто сильнее?» - дети встают лицом друг к другу и давят с силой на ладони друг друга. 6. «Тачка» – один ребенок встает на руки, другой берет его ноги. Идет передвижение на руках (меняются). «Дразнилки» – игра. Дети садятся друг против друга и корчат смешные рожицы.
- Упражнения для развития музыкально-ритмического слуха.
Элементарное знакомство с длительностью, с характером музыки. Точное начало и окончание движения с началом и концом музыкальной части и фразы. Развитие чувства ритма – хлопки, прыжки, притопы в различном ритмическом рисунке. Весь материал подавать в играх с музыкальными заданиями, с элементами соревнования. Работа с деревянными ложками - тихо и громко бьют ложками под музыку в русском характере. Дети садятся «по-турецки»: 1. дается задание прохлопать ритмический рисунок (от «простого» к «сложному») 2. прохлопать ритмический рисунок музыкального фрагмента. 3. Сочетание хлопков и ударов ногами под музыку и без музыки.
III. Работа с деревянной палочкой:
1.Держать палочку двумя руками, вытянув руки вперед: - вращение вниз-вверх; - прикладывать к правому и левому плечу; - поднять вверх и опустить за голову на уровне плеч. 2. Движение по кругу: - шаги на п/п, держать палочку двумя руками, вытянув руки над головой; - шаги на пятках, палочку опустить за голову на уровне плеч; - шаги на внешней, внутренней стороне стоп.( палочку держим на вытянутой руке в сторон); - шаги с подьемом колена вперед (касаться палочки коленом); 3. Лицом к центру круга. - наклоны к правой, левой ноге и вперед (ноги раскрыты в сторону, палочку держать двумя руками вверху); - катим палочку от себя к себе (при наклоне вперед); - боковые наклоны (руки над головой);
- наклон вперед (палочка за спиной, держим двумя руками), палочку поднимаем вверх; - выпад (проводим палочку под ногой, перехват и под другой ногой); - палочка перед собой. Перебираем пальцами одной руки по палочке вверх, затем вниз; - палочка на полу. Катим стопой по палочке одной ногой, затем другой; - две ноги на палочке. Перебираем ногами вправо, затем влево; - проходим по палочке «елочкой»; 4. Сидя на полу: - палочку катим по собранным вместе ногам от себя (наклон вперед) и к себе (выпрямляемся); - наклон вперед, палочка за сокращенными стопами (положение удерживаем); - ноги раскрыты в сторону, катим палочку по одной ноге(или наклон), затем по другой. Заканчиваем наклоном вперед. - палочка под согнутыми ногами, крепко ее держать. Упасть на спину, сохраняя положение и вернуться в исходное положение. - «лягушка» (палочка за стопами)- качаемся из стороны в сторону; - поднимаем вытянутую ногу, проносим палочку под ногой.
- Работа с мягким резиновым мячиком:
1. Крутим мячик вправо, влево. 2. Катаем мячик в руках. 3. Сжимаем, разжимаем мячик одной рукой. 4. Прикладываем к плечу.
Движения по кругу:

-
шаги на п/п, мячик над головой; - шаги на пятках, мячик за головой; - шаги на внешней, внутренней стороне стоп, мячик в стороне; - шаги с носка, мячик вокруг себя; - поднимаем согнутую ногу вперед, касаясь мяча; - зажать мячик между ног и прыгать по 6 поз;
Лицом в центр круга:

-
ноги раскрыты в сторону, мячик над головой. Наклон вперед;
-
мячик перед собой. Сжимаем мячик правой, затем левой рукой;
-
выпад. Катим мячик под ногой;
-
бросаем вверх мячик;
-
перебрасываем мячик из одной руки в другую.
- Работа с бельевой резинкой (длинной):
Дети держаться за резинку двумя руками, образуя большой круг. - «лужа» большая (растягиваем до предела резинку), «лужа» маленькая (сжимаем резинку); - вытягиваем одну руку, затем другую; - поднимаем резинку над головой, затем приседаем, опуская резинку вниз; - тоже самое движение через одного («гора». «куст»), одни приседают (резинка внизу), другие стоят (резинка над головой); - поднимаем резинку над головой, затем опускаем за спину; - перепрыгиваем через резинку вперед и назад (через одного). У вторых резинка сзади на щиколотке.
-
перебрасываем мячик из одной руки в другую.

IV. Партерная гимнастика (стретчинг)
Дети садятся на коврики в шахматном порядке или в круг
Сидя:
1. постановка корпуса 2. работа стоп – натягивание, сокращение 3. наклоны к ногам в закрытом и раскрытом положении 4. «лягушка» – расклад коленей в стороны
Лежа на животе:
1. «лягушка»
Лежа на спине:
1. подъем тазобедренного сустава (колени согнуты) 2. «велосипед» – вращение согнутых ног (крутят педали велосипеда)
V. Развивающие игры (
дети встают в круг). От характера музыки зависит упражнение с мячом. Медленная – мяч медленно передают, наклоняя корпус в сторону, быстрая – быстро передают мяч друг другу из рук в руки. Встают в затылок друг за другом. Передают мяч друг другу - наклон корпуса назад (ноги раскрыты в сторону, мяч вверху), а затем наклон корпуса вперед( мяч внизу) Игра «колобок» Дети сидят на пол «по-турецки» в круг. В центре – «лиса». Мяч – «колобок». Дети катят мяч по полу друг другу, «лиса» пытается его поймать. Чей «колобок» съест, тот становится «лисой». Для создания эмоциональной психофизической атмосферы вводятся
считалочки
с танцевальными элементами,
сказки, детские стихи
с использованием предметов (или воображаемые) и музыкального материала. Используемый материал прилагается в приложении к программе.
VI. Упражнения для выработки силы, пластичности и выразительности рук:
1.Махи рук вперед, в сторону. 2.Одна рука вверх, другая в сторону (чередование)
VII. Танцевальные элементы
Простой хороводный шаг, удар ногой по 6 поз, тройной притоп, приседание по 6 поз. Сочетание ударов ног и хлопков. Галоп и бег (подъем колена вперед и откидывание голени назад). Изучение подскока.
VIII. Этюдная работа. Массовые танцы.
Работа над образами – «заяц», «медведь», «лиса», «петух», «лягушка», кошка. Этюдная работа - «Играем в любимые игрушки», Массовые танцы - «Танец утят», «Летка - енка», «Арам за за» и другие по желанию педагога.
IX. Постановка и репетиция танца
( репертуар коллектива) Занятия проводятся с постепенным усложнением и разнообразны по содержанию, поэтому части чередуются. На одном занятии одни части из программы обучения на другом другие. Включать в занятия творческие и игровые моменты, построенные на воображении и эмоциях детей.

Содержание программы

Третий год обучения

(возраст детей 5 лет)

I.

Введение в программу. Вводное занятие.
Цели и задачи коллектива. Организационные вопросы Цикл бесед об этике: «История танца», «Как мы говорим», «Уважительное отношение к девочкам», «Культура и правила поведения на занятиях, в танце, на сцене» и т.д. Вводное занятие (знакомство с программой обучения на данном этапе, закрепление пройденного материала в игровой форме)
II.

Подготовительные упражнения (3).
В первом полугодии
закрепляется
материал 2 года обучения с увеличением мышечной нагрузки (подготовительные упражнения - 2).
Изучается
новый материал - для концентрации внимания используются все виды ходьбы и бег по кругу: Простой четкий шаг с оттягиванием носка. Шаг с высоко поднятым коленом вперед. Шаги на высоких полупальцах, затем на пятках. Бег с подъемом ног согнутых в коленях назад и вперед. Pas couru – мягкий бег на полупальцах.
- Упражнения для развития музыкально-ритмического слуха.
Элементарное знакомство с длительностью, с характером музыки. Точное начало и окончание движения с началом и концом музыкальной части и фразы. Развитие чувства ритма – хлопки, прыжки, притопы в различном ритмическом рисунке. Весь материал подавать в играх с музыкальными заданиями, с элементами соревнования. Дети садятся «по-турецки»: 1. дается задание «прохлопать» ритмический рисунок (от «простого» к «сложному») 2. «прохлопать» ритмический рисунок музыкального фрагмента. 3. придумать свой ритмический рисунок. 4. сочетание хлопков и ударов ногами под музыку и без музыки.
- Упражнения для развития отдельных групп мышц и различных частей тела
1. Постановка корпуса. 2. Работа головы – понятие поворот, наклон, круговое вращение. 3. Работа плеч – подъем и опускание, отведение вперед и назад, вращение вперед и назад. 4. Работа кистей рук – сжимание, вращение. 5. Корпус – наклоны вперед, назад, боковые. 6. Ноги – подъем на полупальцы, «перекаты» с полупальцев на пятки, приседания по 6 позиции с разворотом корпуса. 7. Выпады – вправо, влево с различными движениями рук. 8. Упражнения на развитие мимики лица («удивление», «огорчение», «радость» и т.д.) 9. «Прыжки» – по 6 позиции, раскрыть ноги в стороны и соединить, одна нога вперед, другая назад.
III.

Работа со скакалкой

1. Наклоны со скакалкой в сторону, вперед ноги раскрыты на 2 поз. 2. Отведение рук со скакалкой назад и вперед 3. Прыжки по 6 позиции с вытянутыми ногами 4. Прыжки по 6 позиции с согнутыми коленями 5. Прыжки с ноги на ногу 6. Развивающая игра – «рыбаки и рыбки»
IV.

Партерная гимнастика (стретчинг)
Дети садятся на коврики в шахматном порядке
Сидя:
5. постановка корпуса 6. работа стоп – натягивание, сокращение, вращение. 7. Подтягивание согнутых ног к груди 8. Наклоны к ногам в закрытом и раскрытом положении 9. «лягушка» – расклад коленей в стороны 10. подъем ноги с помощью рук на 90 0
Лежа на животе:
2. подъем спины на вытянутых руках на 90 0 – поза «сфинкса» 3. «лягушка» - соединить носки согнутых ног с головой из позы «сфинкс»
Лежа на спине:
4. «велосипед» – вращение согнутых ног (крутят педали велосипеда) 5. подъем ног на 90 0 поочередно 6. подъем согнутого колена и раскрытие его в сторону.
7.
«мостик» – подъем спины с опорой на руки и ноги.
V. Развивающие игры
Игра «колобок» Дети сидят на пол «по-турецки» в круг. В центре – «лиса». Мяч – «колобок». Дети катят мяч по полу друг другу, «лиса» пытается его поймать. Чей «колобок» съест, тот становится «лисой». Для создания эмоциональной психофизической атмосферы вводятся
считалочки
с танцевальными элементами,
детские стихи
с использованием предметов (или воображаемые) и музыкального материала. Используемый материал прилагается в приложении к программе.
VI. Упражнения для выработки силы, пластичности и выразительности рук.
1. Махи рук вперед, в сторону. 2.Одна рука вверх, другая в сторону (чередование) 3. «Волна» – отведение рук в разные стороны от головы (кисти рук сокращены) затем фиксация рук в сторону. То же самое, поднимая руки вверх над головой.
VII. Танцевальные элементы:
Закрепление изученных движений в развитии. Прыжки с вытянутыми и поджатыми ногами по диагонали. Из элементов гимнастики - изучение движения - «Колесо».
VIII. Этюдная работа. Массовые танцы.
«Два веселых гуся», « Буратино», «В траве сидел кузнечик», « Летка – енька», «Танец утят», «Арам за за».
IX. Постановка и репетиция танцев из репертуара коллектива.


Содержание программы

Четвертый год обучения

(возраст детей 6 - 6,5 лет)

I.

Введение в программу. Вводное занятие.
Цели и задачи коллектива Организационные вопросы Цикл бесед об этике: «Как мы говорим», «Уважительное отношение к девочкам», «Культура поведения на занятие, в танце, на сцене» и т.д. «История развития танца», «Правила поведения и дисциплина на занятиях, о гигиене, этике, эстетике».
II
.
Подготовительные упражнения (3)
Для концентрации внимания используются все виды ходьбы и бег по кругу. 1. Простой четкий шаг с оттягиванием носка. 2. Шаг с высоко поднятым коленом вперед. 3. Шаги на высоких полупальцах, затем на пятках. 4. Бег с подъемом ног согнутых в коленях назад и вперед. 5. Pas couru – мягкий бег на полупальцах -
Упражнения для развития музыкально-ритмического слуха.
Элементарное знакомство с длительностью, с характером музыки. Точное начало и окончание движения с началом и концом музыкальной части и фразы. Развитие чувства ритма – хлопки, прыжки, притопы в различном ритмическом рисунке. Весь материал подавать в играх с музыкальными заданиями, с элементами соревнования.
- Упражнения для развития отдельных групп мышц и различных частей тела.
Закрепляется материал 3 года обучения. Вводится игровая ритмика, упражнения на внимание и координацию, развитие мимики лица  поочередные наклоны головы: вперед – вверх, назад – вверх, вперед – назад;  поочередные наклоны головы: направо – прямо, налево – прямо, направо – налево;  поочередные повороты головы: направо – прямо, налево – прямо, направо – налево;  круговые движения головы по отдельности и слитно;  подъем и опускание плеч: поочередно и вместе;  круговые движения плеч: поочередные и одновременные;  сведение плеч вперед и их раскрытие;  растягивание локтей и плеч – сомкнутыми руками в «замок» за спиной;  поочередные наклоны вперед с сомкнутыми руками в «замок» сзади и спереди;  наклоны направо и налево с руками в позиции по усмотрению педагога;  выпады направо и налево без разворота корпуса;  разнообразие releve на полупальцы по VI поз в развитии;  прыжки на двух ногах – saute, с разворотом корпуса и на одной ноге поочередно с продвижением.  прыжки с поджатыми ногами с разворотом корпуса.
III. Работа со скакалкой.
1. Со скакалкой в руках - наклоны в сторону, перевод рук назад и вперед. 2. Прыжки по VI поз. ( sautés), с поджатыми ногами (вращение скакалки вперед и назад) 3. Прыжки на одной ноге
4. Прыжки с ноги на ногу 5. «Мячик» – присядка по VI поз (не вставая) 6. Игра – «рыбаки и рыбки»
IV. Партерная гимнастика (стретчинг)
Сидя: - постановка корпуса - работа стоп - упражнения для выворотности ног: а) «лягушка» - раскрытие согнутых ног в сторону, с наклоном корпуса вперед б) «ванька – встанька» - покачивание согнутых раскрытых ног из стороны в сторону с корпусом, затем круговое вращение на полу. Лежа на животе: - «сфинкс» - «лягушка» - «лебедь» – поднять согнутые ноги, разведенные в сторону и спину (руки держат носки ног). Лежа на спине. Работа над прессом: - «велосипед» - «ножницы» – скрещивание ног Элементы гимнастики - «березка» – встать на лопатки, ноги вверх - «уголок» – поднять корпус и ноги, руки в сторону - «мостик» Встать на четвереньки: - работа спины (прогнуть спину и выгнуть) - опора на колени, носки ног подняты - поворот корпуса и ног вправо, затем влево Встать на колени - сесть между ног (колени вместе, пятки разведены). Повторить несколько раз, а затем лечь на спину (зафиксировать положение). - наклон назад, держаться за пятки. Движения для растяжки ног из элементов гимнастики: - резкое раскрытие ног в сторону (сидя на полу) затем наклон вперед - «полу шпагат» и «шпагат» на правую и левую ногу, «поперечный» шпагат.
V. Развивающие игры:
Игра «колобок» Дети сидят на пол «по-турецки» в круг. В центре – «лиса». Мяч – «колобок». Дети катят мяч по полу друг другу, «лиса» пытается его поймать. Чей «колобок» съест, тот становится «лисой». Для создания эмоциональной психофизической атмосферы вводятся
считалочки
с танцевальными элементами,
детские стихи
с использованием предметов (или воображаемые) и музыкального материала. Используемый материал прилагается в приложении к программе.
VI. Упражнения для выработки силы, пластичности и выразительности рук.
Закрепляется материал 3 года обучения, увеличивается продолжительность исполнения упражнений. Запрыгивание на палку (держать положение ног на 4 счета):
- вытянутые ноги - согнутые ноги - «ножницы» - «лягушка»
VII. Танцевальные элементы.
Закрепляются движения 3 года обучения. Идет их развитие. Изучение движений: – полька по 3 позиции, в дальнейшем (в развитии) с подскоком. - шаг и прыжок с поджатыми ногами. Исполняются танцевальные комбинации по одному и в парах.
VIII. Этюдная работа. Массовые танцы.
Закрепление пройденного материала: Два веселых гуся», « Буратино», «В траве сидел кузнечик», « Летка – енька», «Танец утят», «Арам за за».
IX. Постановка и репетиция танцев из репертуара коллектива.
Занятия проводятся с постепенным усложнением и разнообразны по содержанию, поэтому части чередуются. На одном занятии одни части из программы обучения на другом другие. Включать в занятия творческие и игровые моменты, построенные на воображении и эмоциях детей. Занятия проводятся с постепенным усложнением и разнообразны по содержанию.

Перечень учебно-методического обеспечения
Площадь для занятий - деревянное половое покрытие, зеркала, станок.
Приборы и оборудование
- Магнитофон с DVD проигрывателем
Костюмы:
- форма для работы на занятии (д-купальник, лосины, юбка; м.-футболка и «велосипедки») - мягкая обувь («балетки»- 30 пар) - сценический костюм из репертуара коллектива.
Учебно-наглядные пособия
- Книги и журналы о хореографии - Видеокассеты с записью хореографического материала, DVD Мастер – классы - «Детский танец», «Детский фитнес», « Ритмика для мальчиков». Хореографические конкурсы.
Музыкальное оформление
DVD с записью танцевальной музыки.
Раздаточные пособия
Для учебных занятий: коврики, большой мяч, скакалки, деревянные палочки, маленькие мягкие резиновые мячики, большая бельевая резинка. Для концертных номеров: пластмассовые тазики, подушки, куклы.

Список литературы
1.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования - М., 1994. 2.Бекина С.И. и другие. Музыка и движение - М., 1994. 3.Богданов Г. Работа над музыкально - танцевальной формой хореографического произведения. Выпуск -1, 2. Репертуарно-методическое пособие «Я вхожу в мир искусства» 2008. 2009. 4.Божович Л.И. Личность и ее формирование – М., 1968. 5.Ефимова Е. Детский праздник. Питер.2010. 6.Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М. «Просвещение» 1998. 7.Закон РФ «Об образовании» - М.; 1992. 8.Зайцева О.В. Встретим праздник весело. Игры для всей семьи. Ярославль.1999. 9.Коваль М.Б. Внешкольные учреждения. Проблемы, перспективы. М.: Институт развития личности. 1989. 10.Колесов В.В. Культура речи - культура поведения. С- П. 1998. 11.Константинова А.И. «Игровой стретчинг». Методическое пособие при работе с детьми дошкольного возраста. Санкт - Петербург. 1993. 12.Психология развивающейся личности/Под. ред. А.В. Петровского – М., 1997. 13.Ротерс Т.Т. Музыкально - ритмическое воспитание и художественная гимнастика учебное пособие. М.1998 14. Руководство по растяжке связок и мышц. М. 1999.

Аннотация
Настоящая учебная программа посвящена развитию и воспитанию детей средствами хореографии. «Ритмика и танец» рассчитана на детей 3– 6 летнего возраста. Курс обучения 4 года, по 4 часа в неделю. В программу входят следующие элементы и разделы учебного материала:  Введение - знакомство детей и родителей с целями и задачами коллектива. Проведение бесед об этике, эстетике, дисциплине, форме занятий, расписании и т.д. Вводное занятие проводится вместе с родителями и практически знакомит детей и родителей с основными направлениями в программе обучения детей на данной возрастной группе.  Подготовительные упражнения - набор физических упражнений в игровой форме, которые развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, вырабатывают мышечную силу и выносливость. Включаются упражнения для развития музыкально- ритмического слуха. Для детей с 5 лет включаются упражнения для отдельных групп мышц и различных частей тела (игровая ритмика, упражнения на внимание, координацию, развитие мимики). Создается эмоциональная психофизическая атмосфера.  Работа с деревянной палочкой  Работа с мягким резиновым мячиком  Работа с бельевой резинкой  Работа со скакалкой  Партерная гимнастика (стретчинг) с элементами гимнастики направлена на оздоровление организма, снимает нервно-мышечное напряжение, восстанавливает равновесие жизненных энергий, развивает хореографические данные. Элементы гимнастики регулируют работу вестибулярного аппарата, координируют управляемость движений тела, развивают гибкость, ловкость, шаг.  Развивающие игры  Упражнения для выработки силы, пластичности и выразительности рук.  Танцевальные элементы, этюдные работы, массовые танцы. Постановка и репетиция танца. Знакомит детей с элементами танцевальных движений, их комбинаций, что позволяют эмоционально и творчески подойти к создаваемому образу. Наиболее способные дети включаются в постановочную работу и в сценическую практику. Включать в занятия ритмикой творческие и игровые моменты, построенные на воображении и эмоциях детей. Занятия проводятся с постепенным усложнением и разнообразны по содержанию. Программа ставит своей целью оказать существенную помощь педагогам дополнительного образования, работающим в хореографическом коллективе с дошкольниками и музыкальным работникам в детских садах.

Сведения об авторе

Ф.И.О
. Захарова Татьяна Владимировна
Должность
: педагог дополнительного образования высшей категории
Место работы
: Детский Дом Творчества
Образование
: высшее - Пермский государственный институт культуры. 1979.
Специальность
: педагог хореографических дисциплин
Педагогический стаж
: 40 лет
Квалификационная категория
: высшая
Адрес
: ДДТ, ул. Менделеева д. 7, тел. (34368)5-36-93
Домашний адрес
: 624090. Свердловская область, г. В-Пышма, ул. Менделеева д.4, кв.35.
Контактный телефон:
8(950)1904355
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
Способы отслеживания результатов реализации программы

«Ритмика и танец »

1 критерий
– Уровень развития музыкальности и чувства ритма у ребенка Высокий уровень – музыкально исполняет движения, хорошо развито чувство ритма. Чутко реагирует на интонационные и темповые оттенки звучания. Двигаясь, ребенок правильно ощущает построение музыкальной фразы, схватывает характер счета, легко справляется с ритмическими заданиями. Безошибочно вступает на нужной доле музыкального такта. Движения гармонично сливаются с музыкой. Танцует красиво, ритмично. Средний уровень – достаточно музыкально и ритмично исполняет движения. Двигаясь, ощущает построение музыкальной фразы, схватывает характер счета, в ритмических упражнениях неплохо справляется с отсчетом ритма. Несколько неуверенно исполняет движения при темповом изменении в музыке, ― торопится или наоборот опаздывает. Движения не всегда совпадают с музыкой. «Заторможенность» реакции на музыку мешает вовремя вступить на нужной доле музыкального такта. Низкий уровень – Слабо владеет музыкально-ритмическими навыками. Не чувствителен к ритму, темпу, фразировке мелодий. Движения неуверенны, часто «в разрез» с музыкой. Не умеет самостоятельно вступить на нужной доле музыкального такта.
2 критерий
– Уровень развития координации тела и движений у ребенка. Умение ребенка правильно координировать свои движения. Высокий уровень – у ребенка хорошо развита координация тела и движений, корпус держит прямо. Свободно справляется со сложнокоординированными движениями. Движения исполняет уверенно, красиво. Средний уровень – ребенок достаточно правильно координирует свои движения. В более сложных комбинациях не всегда справляется с координированием движений. Движения не совсем красивые, корпус не подтянутый. Низкий уровень – не умеет координировать свои движения. Не владеет принципом «противохода», то есть у него правая рука совпадает с правой ногой, левая рука ― с левой ногой. Корпус наклоняет вперед. Движения не уверенные, не четкие.
3 критерий
– Уровень развития собранности и умения концентрировать внимание. Высокий уровень – ребенок предельно собранный и внимательный. Точно и музыкально выполняет движения, уверенно справляется с более сложным заданием. Владеет умением концентрировать свое внимание. Средний уровень – может быть собранным и внимательным. Движения выполняет правильно, согласно своему счету. Недостаточно владеет умением сосредоточиться, часто отвлекается. При выполнении движений «каноном» допускает ошибки. Низкий уровень – ребенок несобранный, внимание рассеянное. Редко справляется с выполнением задания самостоятельно. Не владеет умением концентрировать свое внимание. С помощью педагога может справиться.
4 критерий
– Уровень эмоционально – эстетической настроенности.
Высокий уровень – распознает и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по мимике и жестам. Проявляет произвольную активность, развиты эмоционально- выразительные движения рук, адекватно использует жест. Высокий уровень включенности в образ. Средний уровень – видит разные эмоциональные состояния, напряжен общий вид, нечетко выражает свое эмоциональное состояние, пытается выразить свои эмоции мимикой и жестом, не проникая в образ. Низкий уровень – подавленный, напряженный общий вид, бедная, маловыразительная мимика, не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, не развиты эмоционально-выразительные движения рук, неадекватно использует жест.
5 критерий
- Уровень гуманных отношений. Высокий уровень ― умеет не задевать интересы других людей, выслушивать, здороваться, уступать место, уважать достоинство другого человека, отличается скромностью, ярко выявлена способность своего творческого «я», проявляет инициативность. Средний уровень ― проявляет стремление помочь, но не всегда. Забота о другом человеке часто на словах, инициативу проявляет не всегда, нет эмоционального отклика на успех, радость коллектива, добросовестно выполняет разовые трудовые поручения, но с напоминания взрослого. Низкий уровень ― проявляет недостаточную заботу о близких в семье, в группе, культивирует положительные качества своего «я», инициативу не проявляет, иногда отказывается от трудовых дел.

Дополнительный материал к программе

«Ритмика и танец»
Считалка Раз, два – острова (хлопают 2 раза и показывают правой рукой круг, затем левой) Три, четыре – мы приплыли (хлопают 2 раза, затем работа кистей рук на вытянутых руках вперед – вверх, вниз) Пять, шесть – сходим здесь (хлопают 2 раза, затем опускаем по отдельности руки вниз с сокращенной кистью) Семь, восемь – сколько сосен (хлопают 2 раза, затем по отдельности поднимают руки вверх с сокращенной кистью) Девять, десять - мы в пути (хлопают 2 раза, затем перебирают пальчиками вперед от груди) До- счи – тай - до – де – ся –ти – (касаемся правой ладонью правой щеки-«до», левой- левой щеки- «счи», правой тыльной стороной ладони подбородок –«тай», левой сверху на голову- «до», вытягиваем вперед правую руку ребром- «де», левую так же- «ся», хлопаем – «ти»). «Курочка» Вышла курочка гулять – поднимают согнутое колено вперед попеременно, хлопают «крыльями» Свежей травки пощипать – наклоны корпуса А за ней цыплятки – отводят руки назад , трепещут кистью Желтые ребятки – поворот вокруг себя, положение рук сохранить Ко – ко - ко, ко –ко - ко – грозить пальчиком вправо, затем влево Не ходите далеко – вилять хвостиком По двору ходите - стопой к себе пальцами. Махи рук. Зернышко ищите – «клюют землю». «Про пирог» Мы поставим печь пирог – шаг вперед, сжатые кулачки (вниз) отводим от себя на уровне груди И достанем из печи - шаг назад, сжатые кулачки (вверх) возвращаем к себе От него идет дымок такой приятный - указательным пальцем по кругу ведем вверх Пекарь Булочка живет – показывают большой круглый живот У дороги, за холмом - кисти рук показывают «волны» Испечет пирог он очень ароматный - большие круговые хлопки. ( за вторым рассказом амплитуда движений уменьшается, за третьим рассказом только 2 указательных пальца) «Наша Таня» Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик, Тише Танечка, не плачь Не утонет в речке мяч. (дети сидят в глубоком приседании по 6 позиции и делают подскоки) Наш веселый, звонкий мяч Ты куда помчался вскачь, Красный, синий, голубой
Не угнаться за тобой. (дети прыгают по 6 позиции с вытянутыми ногами и как бы бьют по мячу рукой). Сказка «Колобок» Раз, два, три сказка приходи! (Маленький мячик спрятан за спиной в правой руке или воображаемый) Жили - были дед да баба На поляне у реки (наклоны головы) И любили очень – очень На сметане пироги (приседают и открывают руку вправо с мячиком в сторону, затем влево) Хоть у бабки мало силы Бабка тесто замесила (поднимают мячик вверх и вниз с наклоном корпуса вперед) Ну, а бабушкина внучка Колобок катала в ручках (катают мячик в руках) Вышел ровный, вышел гладкий Не соленый и не сладкий (показывают мячик вправо, затем влево и приседают) Очень круглый, очень вкусный Даже есть его нам грустно (подбрасывают мячик вверх и в конце кладут на пол) Мышка серая бежала (обегают по кругу мячик) Коло бочек увидала (берут мячик в руки) Ой, как пахнет колобочек (нюхают мячик) Дайте мышке хоть кусочек (садятся на пол, ноги вместе вытянуты) Колобков за год немало Скачет груда, где попало (поднимают прямую ногу и проносят мячик под ногой) Может в лес он укатиться (катят мячик по ногам вперед) Может съесть его лисица (встают на ноги и поднять руки) Лучше взять нам колобочек (сделать наклоны корпуса вперед) Да запрятать под замочек ( зажать мячик между ног) И тогда из под замочка Не укатит колобочек (прыгать) Вот! ( снова прячут мячик за спину и наклоняют корпус вперед). Для ориентировки в пространстве на основе круговых и линейных ресурсов (с резинкой) Мы пойдем сначала вправо раз, два, три, А потом пойдем налево раз, два, три, А потом мы все сойдемся раз, два, три, А потом мы разойдемся раз, два, три, А потом мы все присядем раз, два, три, А потом мы все привстанем раз, два, три, А потом мы потанцуем раз, два, три И еще раз потанцуем раз, два, три. Стишок исполнять несколько раз с постепенным убыстрением темпа. Понятие правой и левой руки ( с музыкальным материалом)
Вот левая, вот правая Их только так зовут. Подружки неразлучные Всегда вдвоем идут. И левая, и правая Одни пошли гулять, Нашли большую лужу И стали в ней скакать. Все мокрые, холодные Идут они едва И левая, и правая Вдруг повстречали льва. А он открыл большую пасть И страшно так кричит. Что левая бежит домой, Что правая бежит. До дома добежали Смотрите обе тут. Но только позабыли Как их теперь зовут? Где левая, где правая Не разобрать самим, Скорее посмотрите И подскажите им!