Напоминание

"Родной русский язык"

Авторы: Хасаншина Ирина Викторовна, Мошкарева Оксана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Прогимназия "Эврика"
Населённый пункт: г. Муравлеко ЯНАО
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Родной русский язык"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Рабочая программа

учебного предмета «Родной (русский) язык»

для учащихся 1-4 классов

Составители рабочей программы:

О.С. Мошкарева, учитель начальных классов

Е.А. Барсукова, учитель начальных классов

И.В. Хасаншина, учитель начальных классов

Муравленко

2019 год

Содержание рабочей программы

Пояснительная записка

1.

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» 1 класс

1.1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»

1.2.

Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»

1.3.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение

каждой темы

2.

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык»2 класс

2.1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»

Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»

2.2.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение

каждой темы

3.

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» 3 класс

3.1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»

3.2.

Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»

3.3.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение

каждой темы

4.

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» 4 класс

4.1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»

4.2.

Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»

4.3.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение

каждой темы

Пояснительная записка

Рабочая

программа

учебного

предмета

«Родной (русский)

язык»

составлена

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

общеобразовательного

стандарта

начального

общего

образования,

Основной

образовательной

программой

начального общего образования МБОУ «Прогимназия «Эврика», с Положением о рабочей

программе

учебного

предмета,

курса

по

начальному

общему

образованию

муниципального

бюджетного

образовательного

учреждения

«Прогимназия

«Эврика»,

утвержденного приказом от 14.03.2017 № 30, обеспечена учебными пособиями О.М.

Александрова,

Л.А.

Вербицкой

«Русский

родной

язык».

1-4

класс\Издательство

«Просвещение», Москва, 2019 г.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством

межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и

владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и

литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества.

Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой

его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность

и постоянное обновление национальной культуры.

Родной

язык,

выполняя свои

базовые

функции

общения

и

выражения

мысли,

обеспечивает

межличностное

и

социальное

взаимодействие

людей,

участвует

в

формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством

хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень

владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в

овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать

свои

мысли

и

точно

понимать

мысли

других

людей,

извлекать

и

анализировать

информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский

родной

язык

обеспечивает

развитие

интеллектуальных

и

творческих

способностей

ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки

самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную

культуру ученика.

Содержание программы

«Родной (русский) язык» направлено на достижение

результатов

освоения

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования

в

части

требований,

заданных

федеральным

государственным

образовательным

стандартом

начального

общего

образования

к

предметной

области

«Родной язык и литературное чтение на родном языке».

В

содержании

курса

«Родной

(русский)

язык»

предусматривается

расширение

сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к

вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к

многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и

обществом.

Программа

учебного

предмета

отражает

социокультурный

контекст

существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают

прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Цель изучения курса «Родной (русский) язык» – формирование первоначальных

представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,

о

языке

как

основе

национального

самосознания.

Развитие

диалогической

и

монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений,

нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном

языке.

Важнейшими задачами курса являются:

приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей

русского народа;

формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и

различиях

русского

и

других

языков

в

контексте

богатства

и

своеобразия

языков,

национальных традиций и культур народов России и мира;

расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном

языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих

стереотипов;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном

(русском)

языке,

коммуникативных

умений,

нравственных

и

эстетических

чувств,

способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке, что способствует

воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и

уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание,

обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов,

об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о

взаимосвязи

языка

и

истории,

языка

и

культуры

народа,

сведения

о

национально-

культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах

русского и других народов России и мира.

Второй

блок

«Язык в

действии»

включает

содержание,

обеспечивающее

наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков

использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование

первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка,

развитие

потребности

обращаться

к

нормативным

словарям

современного

русского

литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок

ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм

современного

русского

литературного

языка

рамках

изученного);

развитие

ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах

жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх

видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков

младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно

участвовать в

речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним

из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие

умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты

разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»

Рабочая программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы

следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

распознавание

слов

с

национально-культурным

компонентом

значения

(лексика,

связанная

с

особенностями

мировосприятия

и

отношениями

между

людьми;

слова,

обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и

сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и

произведениях

детской

художественной

литературы;

правильное

уместное

употребление

эпитетов и сравнений в речи;

понимание

значения

фразеологических

оборотов,

отражающих

русскую

культуру,

менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление

их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное

их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в

рамках изученного).

Метапредметные результаты:

умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных

источниках для решения учебных задач;

способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

умение

выбирать

адекватные

языковые

средства

для

успешного

решения

коммуникативных

задач

(диалог,

устные

монологические

высказывания,

письменные

тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

понимание

необходимости

ориентироваться

на

позицию

партнера,

учитывать

различные

мнения

и

координировать

различные

позиции

в

сотрудничестве

с

целью

успешного участия в диалоге;

стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение

задавать вопросы.

Предметные результаты:

осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка

для культурного человека;

соотнесение

собственной

и

чужой

речи

с

нормами

современного

русского

литературного языка (в рамках изученного);

соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного

языка (в рамках изученного);

обогащение

активного

и

пассивного

словарного

запаса,

расширение

объёма

используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на

родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

выбор

из

нескольких

возможных

слов

того

слова,

которое

наиболее

точно

соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью

более точной передачи смысла;

употребление

отдельных

грамматических

форм

имен

существительных:

словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и

будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых

нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных

с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде,

падеже;

нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое

выражено глаголом в форме прошедшего времени);

редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

использование учебных толковых словарей для определения лексического значения

слова, для уточнения нормы формообразования;

использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и

антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

использование

учебного

орфоэпического

словаря

для

определения

нормативного

произношения слова, вариантов произношения;

использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных

этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

использование орфографических словарей для определения нормативного написания

слов;

владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных

текстов об истории языка и культуре русского народа;

владение

различными

видами

чтения

(изучающим

и

поисковым)

научно-

познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

чтение

и

смысловой

анализ

фольклорных

и

художественных

текстов

или

их

фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.),

определение языковых особенностей текстов;

умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять

главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать

логическую связь между фактами;

умение

соотносить

части прочитанного

или

прослушанного

текста:

устанавливать

причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста;

владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

умения

информационной

переработки

прослушанного

или

прочитанного

текста:

пересказ с изменением лица;

уместное

использование

коммуникативных

приемов

устного

общения:

убеждение,

уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение

диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

умение

строить

устные

сообщения

различных

видов:

развернутый

ответ,

ответ-

добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

создание

текстов-повествований

(например,

заметки

о

посещении

музеев,

о

путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах,

связанных с народными промыслами);

создание

текста

как

результата

собственного

мини-исследования;

оформление

сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,

уместного и выразительного словоупотребления;

редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и

формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

Место учебного предмета «Родной (русский) язык» в учебном плане.

Программа по предмету «Родной (русский) язык» составлена на основе требований

к

предметным

результатам

освоения

основной

образовательной

программы,

представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального

общего образования.

На изучение предмета «Родной язык (русский) и литературное чтение на родном

(русском) языке» отводится 0,5 ч. в неделю, в 1-х классах – 16,5 часов в год, 2 - 4 классах

по 17 часов в год.

1.

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» 1 класс

1.1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский)

язык» 1класс.

Программа

обеспечивает

достижения

обучающимися

следующих

личностных,

метапредметных

и

предметных

результатов.

Система

планируемых

результатов

дает

представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений,

навыков

по курсу

русского

родного

языка, а

также

личностными,

познавательными,

регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в

ходе освоения содержания учебного предмета «Родной (русский) язык» в 1-м классе.

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных

УУД:

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание

своей

этнической

и

национальной

принадлежности,

формирование

ценностей

многонационального

российского

общества;

становление

гуманистических

и

демократических ценностных ориентаций;

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе;

положительного отношения к урокам русского языка;

уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и

языкам, на которых говорят другие народы;

интереса к языковой и речевой деятельности;

представления

о

многообразии

окружающего

мира,

некоторых

духовных

традициях русского народа;

представления

об

этических

чувствах

(доброжелательности,

сочувствия,

сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе

выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных

УУД:

принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения

(определённому этапу урока), с помощью учителя;

понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном

материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;

высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих

основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,

вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся

получит

возможность

для

формирования

следующих познавательных УУД:

целенаправленно

слушать

учителя

(одноклассников),

решая

познавательную

задачу;

ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в

оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и

учебных пособиях;

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных

пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

работать

с

информацией,

представленной

в

разных

формах

(текст,

рисунок,

таблица, схема), под руководством учителя;

понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём

необходимые факты, сведения и другую информацию;

преобразовывать

информацию,

полученную

из

рисунка

(таблицы,

модели),

в

словесную форму под руководством учителя;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков,

осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка

по заданному признаку (под руководством учителя);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово,

обозначающее

предмет;

слова,

обозначающие

явления

природы,

школьные

принадлежности и др.);

осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под

руководством учителя).

Обучающийся

получит

возможность

для

формирования

следующих

коммуникативных УУД:

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или

небольшого текста);

принимать участие в диалоге;

задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

принимать участие в работе парами и группами;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

признавать

существование

различных

точек

зрения;

высказывать

собственное

мнение;

оценивать

собственное

поведение

и

поведение

окружающих,

использовать

в

общении правила вежливости.

Предметные

результаты

ориентированы

на

применение

знаний,

умений

и

навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце первого года изучения курса «Родной (русский) язык» в начальной школе

обучающийся

при

реализации

содержательной

линии

«Русский

язык:

прошлое

и

настоящее»

Обучающийся научится:

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного

русского быта (дом,

одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения

слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.

При реализации содержательной линии «Язык в действии»

Обучающийся научится:

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

осознавать смыслоразличительную роль ударения.

При реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой

ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать

в

речи

языковые

средства

для

свободного

выражения

мыслей

и

чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть

различными

приемами

слушания

научно-познавательных

и

художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем

наиболее существенные факты.

1.2. Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» 1 класс

Раздел 1. Секреты речи и текста (7 ч)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая

форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо

попросить?

Как

похвалить

товарища?

Как

правильно

поблагодарить?).

Цели

и

виды

вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Раздел 2. Язык в действии (5 ч)

Как

нельзя

произносить

слова

(пропедевтическая

работа

по

предупреждению

ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению

ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного

русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и

заставок.

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица,

светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак,

рубаха, сарафан, лапти и т. д.).

Имена

в

малых

жанрах

фольклора

пословицах,

поговорках,

загадках,

прибаутках).

Проектное задание. Словарь в картинках.

1.3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Секреты речи и текста

7 ч

2

Язык в действии

5 ч

3

Русский язык: прошлое и настоящее

5 ч

Итого

17 ч

2.

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» 2 класс

2.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский)

язык» 2 класс.

Предметные

результаты

изучения

учебного

предмета

«Родной

(русский)

язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний,

умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе

освоение каждого раздела.

обучающийся

при

реализации

содержательной

линии

«Русский

язык:

прошлое

и

настоящее» научится:

распознавать

слова,

обозначающие

предметы

традиционного

русского

быта

(одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки),

понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения

слова;

понимать

значение

русских

пословиц

и

поговорок,

связанных

с

изученными

темами;

понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;

осознавать

уместность

их

употребления

в

современных

ситуациях

речевого

общения.

При

реализации

содержательной

линии

«Язык

в

действии»

обучающийся научится:

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

осознавать смыслоразличительную роль ударения;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

пользоваться

учебными

толковыми

словарями

для

определения

лексического

значения слова;

пользоваться

орфографическим

словарем

для

определения

нормативного

написания слов.

При

реализации

содержательной

линии

«Секреты

речи

и

текста»

обучающийся научится:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой

ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать

коммуникативные

приемы

устного

общения:

убеждение,

уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать

в

речи

языковые

средства

для

свободного

выражения

мыслей

и

чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть

различными

приемами

слушания

научно-познавательных

и

художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:

отделять главные факты от второстепенных;

выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между

фактами;

создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;

создавать

тексты-повествования

о

посещении

музеев,

об

участии

в

народных

праздниках.

2.2.

Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» 2 класс

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки,

санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие

домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш,

решето,

веретено,

серп,

коса,

плуг);

2)

слова,

называющие

то,

что

ели

в

старину

(например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие

из

них

сохранились

до

нашего

времени;

3)

слова,

называющие

то,

во

что

раньше

одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы,

поговорки,

фразеологизмы,

возникновение

которых

связано

с

предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда,

одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц

и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,

имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например,

ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

Проектное задание: «Почему это так называется?».

Раздел 2. Язык в действии (5 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению

ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения

в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений. Обогащение активного и пассивного

словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста.

Уточнение лексического значения антонимов. Сравнение русских пословиц и поговорок с

пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в

разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в

которых есть слова с необычным произношением и ударением».

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа)

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение

инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например,

как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности

русского

речевого

этикета.

Устойчивые

этикетные

выражения

в

учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные

виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь

предложений

в

тексте.

Практическое

овладение

средствами

связи:

лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об

участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

2.3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

8 ч

2

Язык в действии

5 ч

3

Секреты речи и текста

4 ч

Итого

17 ч

3.

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» 3 класс

3.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский)

язык» 3 класс.

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных

УУД:

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

осознание

своей

этнической

и

национальной

принадлежности,

формирование

ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

представления

о

многообразии

окружающего

мира,

некоторых

духовных

традициях русского народа;

первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе

освоение каждого раздела.

выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных

УУД:

принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения

(определённому этапу урока), с помощью учителя;

понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном

материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;

высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,

вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся

получит

возможность

для

формирования

следующих познавательных УУД:

целенаправленно

слушать

учителя

(одноклассников),

решая

познавательную

задачу;

ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в

оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и

учебных пособиях;

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных

пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

работать

с

информацией,

представленной

в

разных

формах

(текст,

рисунок,

таблица, схема), под руководством учителя;

понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём

необходимые факты, сведения и другую информацию;

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков,

осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Обучающийся

получит

возможность

для

формирования

следующих

коммуникативных УУД:

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или

небольшого текста);

принимать участие в диалоге;

принимать участие в работе парами и группами;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

признавать

существование

различных

точек

зрения;

высказывать

собственное

мнение;

оценивать

собственное

поведение

и

поведение

окружающих,

использовать

в

общении правила вежливости.

Предметные

результаты

изучения

учебного

предмета

«Родной

(русский)

язык»

В конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе

обучающийся научится:

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,

связанная

с

особенностями

мировосприятия

и

отношениями

между

людьми;

слова,

обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

понимать традиционные русские сказочные образы, значения эпитетов и сравнений

и

особенностей

их

употребления

в

произведениях

устного

народного

творчества

и

произведениях детской художественной литературы;

понимать значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,

менталитет

русского

народа,

элементы

русского

традиционного

быта;

уместное

употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимать

значений

русских

пословиц

и

поговорок,

крылатых

выражений;

правильно

употреблять

их

в

современных

ситуациях

речевого

общения

рамках

изученного);

подбирать к устаревшим словам современные синонимы и антонимы;

использовать учебные толковые словари для определения лексического значения

слова, для уточнения нормы формообразования.

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

осознавать смыслоразличительную роль ударения;

с

помощью

разных

суффиксов

образовывать

родственные

слова

имен

существительных;

выявлять

и

исправлять

типичные

грамматические

ошибки,

связанные

с

нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе,

роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если

сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи;

пользоваться

орфографическим

словарем

для

определения

нормативного

написания слов.

владеть

различными

приемами

слушания

научно-познавательных

и

художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:

создавать тексты-рассуждения. Подбирать аргументы;

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с

целью более точной передачи смысла;

создавать тексты-повествования с опорой на предложенный текст.

3.2.

Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» 3 класс

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9часов)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми

(например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия

ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,

называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова,

обозначающие

предметы

традиционной

русской

культуры:

слова,

называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские

традиционные

сказочные

образы,

эпитеты

и

сравнения

(например,

Снегурочка,

дубрава,

сокол,

соловей,

зорька,

солнце

и

т.

п.):

уточнение

значений,

наблюдение

за

использованием

в

произведениях

фольклора

и

художественной

литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени

и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии (5 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению

ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и

различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка,

книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на

практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода,

падежа

имён

существительных).

Практическое

овладение

нормами

употребления

отдельных

грамматических

форм

имен

существительных.

Словоизменение

отдельных

форм

множественного

числа

имен

существительных

(например,

родительный

падеж

множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами

правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм

существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).

Существительные,

имеющие

только

форму

единственного

или

только

форму

множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (10 часов)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-

классах, связанных с народными промыслами.

Создание

текстов-рассуждений

с

использованием

различных

способов

аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания

и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые

особенности

текстов

фольклора

и

художественных

текстов

или

их

фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.

п.).

3.3

.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на

освоение каждого раздела.

№п/п

Тема

Количество часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

9

2

Язык в действии

5

3

Секреты речи и текста

3

Итого

17

4. Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» 4 класс

4.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и

окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

осознание роли речи в общении людей;

понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и

чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса

развития речи;

чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться

к совершенствованию речи;

интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

адекватно воспринимать оценку учителя;

вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

в

сотрудничестве

с

учителем

ставить

конкретную

учебную

задачу

на

основе

соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

в

диалоге

с

учителем

вырабатывать

критерии

оценки

и

определять

степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные

Учащиеся научатся:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

используя справочные материалы;

моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

использовать

на

доступном

уровне

логические

приемы

мышления

(анализ,

сравнение, классификацию, обобщение);

выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

вычитывать

все

виды

текстовой

информации:

фактуальную,

подтекстовую,

концептуальную;

пользоваться словарями, справочниками;

строить рассуждения.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

строить

продуктивное

взаимодействие

и

сотрудничество

со

сверстниками

и

взрослыми;

выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных

задач;

владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:

многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;

изобразительно-выразительные

средства

языка:

метафоры,

сравнения,

олицетворение, эпитеты;

стили

речи:

разговорный

и

книжный

(художественный,

научный),

газетно-

публицистический;

особенности эпистолярного жанра;

типы текстов;

основные элементы композиции текста.

Обучающиеся будут уметь:

распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

уместно

использовать

изученные

средства

общения

в

устных

высказываниях

(жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

выразительно читать небольшой текст по образцу;

определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

вступать

в

контакт

и

поддерживать

его,

умение

благодарить,

приветствовать,

прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

быть хорошим слушателем;

определять лексическое значение слова;

отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

редактировать предложения;

определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

распознавать типы текстов;

устанавливать связь основных элементов композиции текста;

распознавать стили речи.

1.2.

Содержание учебного предмета

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством

межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и

владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и

литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества.

Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой

его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность

и постоянное обновление национальной культуры.

Родной

язык,

выполняя свои

базовые

функции

общения и

выражения

мысли,

обеспечивает

межличностное

и

социальное

взаимодействие

людей,

участвует

в

формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством

хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень

владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в

овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать

свои

мысли

и

точно

понимать

мысли

других

людей,

извлекать

и

анализировать

информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский

родной

язык

обеспечивает

развитие

интеллектуальных

и

творческих

способностей

ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки

самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную

культуру ученика.

Содержание

курса

«Родной

(русский)

язык»

направлено

на

удовлетворение

потребности

обучающихся

в

изучении

родного

языка

как

инструмента

познания

национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной

язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные

языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может

рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В

содержании

курса

«Русский

родной

язык»

предусматривается

расширение

сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к

вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к

многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и

обществом.

Программа

учебного

предмета

отражает

социокультурный

контекст

существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают

прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими

задачами

курса

являются

приобщение

обучающихся

к

фактам

русской

языковой

истории

в

связи

с

историей

русского

народа,

формирование

первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и

других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и

культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине

мира,

о

национальном

языке

как

базе

общезначимых

нравственно-интеллектуальных

ценностей,

поведенческих

стереотипов

и

т.

п.,

что

способствует

воспитанию

патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к

языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,

развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности

как одной из основных характеристик литературного языка.

Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в

обучении

русскому

родному

языку

не

только

в

филологических

образовательных

областях,

но

и

во

всём

комплексе

изучаемых

дисциплин

естественнонаучного

и

гуманитарного циклов.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка

опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области

«Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные

содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными

линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и

имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Целевыми установками данного курса являются:

совершенствование у младших школьников как носителей языка способности

ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

изучение исторических фактов развития языка;

расширение

представлений

о

различных

методах

познания

языка

(учебное

лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);

включение учащихся в практическую речевую деятельность.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание,

обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов,

об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о

взаимосвязи

языка

и

истории,

языка

и

культуры

народа,

сведения

о

национально-

культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах

русского и других народов России и мира.

Русский язык: прошлое и настоящее.

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,

доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова,

называющие

родственные

отношения

(например,

матушка,

батюшка,

братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы,

поговорки

и

фразеологизмы,

возникновение

которых

связано

с

качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от

корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами

и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих

общий смысл, но различную образную форму.

Русские

традиционные

эпитеты:

уточнение

значений,

наблюдение

за

использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика,

заимствованная

русским

языком

из

языков

народов

России

и

мира.

Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение

опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре

В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее

наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков

использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование

первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка,

развитие

потребности

обращаться

к

нормативным

словарям

современного

русского

литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок

ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм

современного

русского

литературного

языка

рамках

изученного);

развитие

ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах

жизни.

Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению

ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и

будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией

синтаксических

конструкций

на

уровне

словосочетаний

и

предложений

(на

пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).

Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх

видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков

младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно

участвовать в

речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним

из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие

умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты

разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Секреты речи и текста

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление

плана

текста,

не

разделенного

на

абзацы.

Информационная

переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,

уместного

и

выразительного

словоупотребления.

Редактирование

предложенных

и

собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление

чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных

словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

1.3.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на

освоение каждой темы

п/п

Тема

Количество

часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее.

4

2

Язык в действии.

6

3

Секреты речи и текста.

7

5

Итого:

17