Напоминание

"Развитие мелкой моторики у дошкольников с ОНР".

Автор: Крысина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад №3" компенсирующего вида
Населённый пункт: г.Дзержинск
Наименование материала: "Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР"
Тема: "Развитие мелкой моторики у дошкольников с ОНР".
Дата публикации: 16.09.2020







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с

развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики- один

из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно

ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически

рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя

отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с

овладением навыков письма. Письмо-это сложный навык, включающий

выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует

слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого

зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная

зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное

развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к

возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в

школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые

для овладения письмом. Тренировка пальцев в течение 3-5 минут является

достаточной для получения стойкого повышения работоспособности коры

головного мозга. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго

до поступления в школу.

Родителей должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист

при рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение

менять направление линии при помощи тонких движений пальцев

поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если

ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует

о жёсткой фиксации кисти при рисовании.

К шести годам возможность точных, произвольно направленных движений

возрастает, поэтому дети могут выполнять задания, требующие достаточной

точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды

плетений из бумаги и тесьмы, простейшие приёмы плетения макраме,

шнурование. Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие:

вышивка, шитьё, вязание. Точность и координация движений развиваются у

ребёнка в процессе пришивания пуговиц разных размеров. Дети должны владеть

навыками самообслуживания (застёгивать и расстегивать пуговицы, шнуровать

ботинки, заплетать, косы, завязывать банты и т.п.).

Своевременно начатая работа по развитию тонких движений пальцев рук

подготавливает успешное овладение техникой письма. Сначала можно

предложить ребёнку следующие упражнения:

1.На плотном картоне нарисовать контур кисти ребёнка с равномерно

разведёнными пальцами. Ребёнок фиксирует свою руку соответственно контуру.

Ребёнок должен поочерёдно приподнять по просьбе взрослого нужные пальцы,

остальные пальцы должны быть прижаты к листу картона.

2.Показывать поочерёдно пальцы- по одному, два и т.п.; выдвигать вперёд

указательный и безымянный (остальные пальцы сжаты в кулак) и т.п.

3. Отбивание такта каждым пальцем поочерёдно, имитация игры на

пианино(левая, правая рука, одновременно двумя руками).

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики руки можно

разделить на три составляющие:

-пальчиковая гимнастика;

-отработка элементарных графических навыков, работа в тетрадях, прописях;

-упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Пальчиковая гимнастика.

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребенка играть со

своими пальчиками. Это были такие игры: как "Ладушки", "Сорока-белобока".

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют

моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими

движениями, концентрировать, внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковая гимнастика начинается с разминки пальцев рук- сжимания в

кулак и разжимания пальцев. Для это упражнения можно использовать

резиновые кольца, игрушки. Затем следуют упражнения на расслабление пальцев

и кистей рук.

«Погладим котёнка» – плавные движения, иллюстрирующие

соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом

другой. (3-5 раз).

«Весёлые маляры» – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз

с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево –

вправо (3 раза).

Далее даются задания на удержание позы кисти руки:

«Зайчик»– и.п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в

стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.

«Кольцо» – и.п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в

кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.

«Пальчиковые игры» могут быть инсценировкой каких-либо рифмованных

историй при помощи пальцев. Некоторые игры требуют участия обеих рук, что

даёт возможность детям учиться ориентироваться в понятиях «вправо», «влево»,

«вверх», «вниз, «над», «под» и т.п. Можно использовать следующие виды

упражнений:

без стихотворного текста:

1

. «Крестики». Поочередно как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук,

образуя крестик большого пальца последовательно с указательным, средним и

т.д. Проба выполняется как в прямом (от указательного пальца к мизинцу) , так и

в обратном ( от мизинца к указательному пальцу) порядке.

2. «Лошадки». Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие

топота копыт (последовательно от мизинца к большому).

3. «Ухо –нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за

противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши,

поменять положение рук «с точностью до наоборот».

4. «Змейки». Представляем, что наши пальцы – это маленькие змейки. Они могут

двигаться - извиваться навстречу друг другу. При этом сначала прорабатываются

одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец

правой руки мизинец левой руки).

5. «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок,

вывернуть руки к себе. Двигать поочередно пальцами, на которые укажет

ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий.

Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны

участвовать все пальцы обеих рук.

6. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет

в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в

горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого

одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен

позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

7. «Слоники». Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу.

Только средний палец поднят вверх и не касается стола – это хобот. Нужно идти

по столу, перебирая пальцами и ни за что не опуская средний палец.

8. «Котята». Одновременное сильное сгибание и разгибание пальцев обеих рук в

верхних фалангах наподобие кошачьих лап.

9. «Каракатицы». Обе руки лежат ладонями на столе с выпрямленными

пальцами. Средние пальцы сгибаются, отталкиваются от стола и передвигают

ладонь. Остальные пальцы остаются выпрямленными.

10. «Кулак – ребро – ладонь» - на плоскости стола три положения руки

последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем

левой, далее обеими руками.

со стихотворным текстом:

(в упражнениях нужно соотносить слова с действиями пальцев (поочерёдно то

сгибая, то разгибая по одному)

Графические упражнения.

Существуют различные графические упражнения, способствующие развитию

мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия и

внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для успешного

овладения письмом.

Для развития точности и плавности движений, нужных для письма, используют

следующие упражнения:

-раскрашивание картинок;

-точное обведение контура предметов;

-рисование предметов по точкам;

-соединение данных точек разного направления;

-штрихование;

-дорисовывание деталей.

Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в

значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма

гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством

развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и

укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по

раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует

усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те

же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка,

он может сосредоточиться на основной задаче - выполнении гигиенических

правил письма.

Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными

карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на

бумаге остался след от пишущего предмета. Необходимо учить детей

раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов,

равномерно нанося нужный цвет

.

Это тоже способствует развитию ручной

умелости

.

Можно предложить детям следующие графические упражнения:

«Дорожки»

Ребёнок должен провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от

бумаги и стараясь не выезжать за края дорожки. Сначала предложите ребёнку

простые «дорожки» (широкие и прямые), затем усложните задание («дорожки»

узкие, извилистые, горизонтальные, вертикальные).

«Клубочки»

Ребёнок должен обвести клубочки по точкам, стараясь не отрывать карандаш от

бумаги. Клубочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и

против часовой стрелки.

Линии на бумаге целесообразно предварять

«репетицией» предстоящего движения в воздухе.

«Штриховка»

Ребёнок должен заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за её

контуры. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная,

пор диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т.д.

Для штриховки мжно использовать трафареты и лекала, по которым дети обводят

фигурки.

Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха,

что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у

человека, много писавшего.

Правила штриховки:

• Штриховать только в заданном направлении.

• Не выходить за контуры фигуры.

• Соблюдать параллельность линий.

• Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см.

«Нарисуй фигуры»

Ребёнок должен нарисовать внутри большой фигуры (овала, квадрата,

треугольника, круга и т.д.) постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг

маленькой- постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей

фигуры нельзя. Чем больше получиться фигур, тем лучше.

«Нарисуй такую же картинку» и «Дорисуй картинку»

Ребёнок должен нарисовать справа в пустом квадрате картинку, опираясь на

образец, нарисованный в левом квадрате.

«Продолжи узор по клеточкам»

Ребёнок должен продолжить узор по образцу.

«Графический диктант»

Ребёнок должен провести линии под диктовку. Например: одна клеточка вверх,

одна клеточка направо, одна клеточка вниз; из левого нижнего угла клетки в

правый верхний угол и т.д. узоры могут быть различными.

На начальном этапе обучения письму детям требуется много времени для

осознания действий, которые они должны осуществить, а затем закрепить их

правильное выполнение и довести до автоматизма путем многократных точных

повторений. Требование «пиши быстрее» приводит к тому, что ребенок не

успевает закрепить правильный способ проведения линий.

У каждого человека свой темп письма. Стремление взрослого ускорить на

начальном этапе формирование навыка письма без учета особенностей ребенка

может привести к обратному результату. При формировании графического

навыка важны правильность и тщательность выполнения каждого задания, а не

быстрота действий и не количество написанного. Продолжительность

выполнения графических заданий не должна превышать 5–6 минут.