Напоминание

Бал. Опыт работы главным хореографом.

Автор: Иванова Наталья Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "ДТДиМ"
Населённый пункт: город Воркута Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Бал. Опыт работы главным хореографом.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Бал. Опыт работы главным хореографом.

Так получилось, что мне довелось несколько раз выступить в роли

главного хореографа при подготовке к балу. Это были балы для учащихся

творческих объединений Дворца творчества детей и молодёжи и Кадетский

бал. Хочу поделится с вами приобретённым опытом.

Что

такое

бал?

БАЛ

это

крупное

торжественное,

праздничное

мероприятие, собрание людей в большом помещении (зале), главной целью

которого являются общение и танцы. Это, прежде всего, церемония. Когда

люди собирались на бал, они демонстрировали себе и миру свою

нравственность и свою культуру. Балы отличаются от обычных танцев или

дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и

классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке.

Бал отличается сохранением многих особенностей бального этикета и

предполагает определённый дресс-код. Для кавалеров обязателен строгий

костюм с галстуком или бабочкой, для дам – бальное или вечернее платье. На

балу

соблюдаются

особые

правила

поведения

кавалеров

и

дам,

культивируется галантность и изысканность манер в общении и поведении. У

обучающихся развивается эстетический вкус, культура поведения и общения,

художественно-творческая и танцевальная способность, фантазия, память,

обогащается кругозор.

Бальная программа, как правило, представлена наиболее популярными

историко-бытовыми танцами: полонез и вальс, мазурка, полька. И какой же

бал без традиционных бальных игр: «Воротца», «Ручеек», в них с

удовольствием принимают участие все присутствующие на балу.

Первый пункт в работе хореографа, при подготовке к балу, это встреча

с режиссером мероприятия или распорядителем бала. В моей практике это

были балы, не опирающиеся только на танцы определённого исторического

периода, а балы с театрализованным представлением, где было действие,

герои, концертные номера хореографических и вокальных коллективов.

Гости бала — это зрители и активные участники этого действа. При встрече с

режиссёром, мне была поставлена задача, какие массовые танцы я должна

поставить на гостей бала, где была нужна просто небольшая «подтанцовка»

под

концертные

номера

коллективов.

Кадетский

бал

подразумевал

выступление каждого кадетского класса со своим танцем.

Подготовка к балу начинается за насколько месяцев до самого

мероприятия. Бал подразумевает большое количество участников, как

правило, среди которых много людей не имеющей хореографической

подготовки, поэтому времени для изучения танцев уходит гораздо больше и

процесс идет сложнее.

Один хореограф с таким объёмом работы не справится, поэтому у него

должны быть помощники, которые будут работать с участниками бала на

местах, до общих репетиций. Главный хореограф встречается с ними,

знакомит с танцевальной программой, изучает с ними элементы общих

танцев. Для хореографов, которые работают с кадетскими классами,

проводятся консультации, мастер-классы для постановки танцевальных

композиций.

Прорабатывается график общих репетиций: когда собираются только

участники бала, когда с творческими номерами, когда с героями, репетиции с

оркестром (если таковой есть), отсмотр танцев (кадетский бал), сводные

репетиции, репетиции в костюмах, генеральный прогон. При общих

репетициях

я

столкнулась

с

такой

проблемой

как

посещаемость,

дисциплинированность и невнимательность. Все это очень мешает в работе и

тормозит, поэтому всегда старайтесь более активно включиться в работу

руководителей групп.

Любой бал всегда начинается с торжественного танца «Полонез». При

постановке я всегда учитывала особенности участников бала. Например, на

театрализованном балу девочек участвовало гораздо больше, чем мальчиков,

и при этом были представлены танцевальные пары. При постановке я

разделила пары от остальной группы участников. Участники бала, где не

было партнёров танцевали «Полонез» по простому рисунку, как правило по

кругу и выстраивание линий, с добавлением «реверанса» и движения руками

на месте. Основной танец приходился на танцевальные пары. Они его

исполняли в центре зала с более сложным рисунком и хореографическим

текстом.

На кадетском балу все были в парах, но двигательными навыками

обладают

далеко

не

все,

поэтому

при

постановке

использовался

минимальный хореографический текст и простейшие рисунки. В основном

шаге «Полонез» присутствует небольшое приседание, которое не всегда

даётся участникам бала, поэтому иногда его не исполняют, оставляя просто

торжественные шаги.

Следующим номером всегда идет танец «Вальс-знакомств». Здесь

участников парами выстраивают в круг, лицом друг к другу; можно один

круг,

можно

несколько,

как

позволяет

зал.

Участники

исполняют

композицию вальса и в конце переходят к рядом стоящему участнику. Таким

образом, идет знакомство друг с другом.

Дальше представление идет по сценарию. Во время концертных

номеров участники бала тоже принимают активное участие: простые

движения

руками,

покачивания,

аплодисменты,

хлопки,

минимальные

перестроения (вокальный или музыкальный номер). Все это хореограф

продумывает заранее, что и на какой музыкальный отрывок это исполняется.

При этом надо стараться не загромоздить концертные номера лишними

движениями, и чтобы они были в контрасте с номерами. Во время бала рядом

всегда находятся помощники хореографа, которые подсказывают движения

участникам.

И конечно финал всего представления. Здесь всегда хорошо смотрится

массовый танец всех участников бала. Мы отходили от основной концепции

бала, участники исполняли уже современный номер в стиле флэш-моба, с

яркой финальной песней, чтобы у всех участников было хорошее, веселое

настроение.