" Детская игра – форма организации обучения и воспитания"
Автор: Устинова Юлия Евгеньевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №16"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Детская игра – форма организации обучения и воспитания"
Детская игра – форма организации обучения и воспитания.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущее положение
определяется не количеством времени, а тем, что она удовлетворяет основные потребности
ребенка в общении, взаимодействии со сверстниками, активности, движении, фантазии,
познании окружающего мира, самостоятельности; в игре зарождаются другие виды
деятельности (учебная, трудовая), игра способствует психическому развитию ребенка.
Детская игра – не только самостоятельный и самоценный вид деятельности, но и форма
организации обучения и воспитания.
Игра – не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку
самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя
персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и
социальным установкам. Игра, таким образом, становится фактором социального развития
личности.
Только в игре возникает способность к активному воображению, формируется произвольность и
многие другие психические качества. Именно в игре дошкольник усваивает общественные
функции, нормы поведения людей, что и определяет в целом становление его личности. В игре
значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Так игра
учит, изменяет, формирует, развивает, воспитывает.
Великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский считал, что «духовная жизнь
ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии,
творчества. Без этого он – засушенный цветок». И игра в этом детском мире стоит на первом
месте.
Сущность игры как деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные
стороны жизни, особенности взаимоотношений людей, уточняют и получают знания об
окружающей действительности. Игра есть средство познания действительности. Игра – это и
прием организации образовательной деятельности, повышения мотивации, заинтересованности,
активности детей.
В нашей группе созданы необходимые условия для организации разнообразной игровой
деятельности детей (творческих игр и игр с правилами):
для сюжетно-ролевых игр организованы уголки «Дом», «Магазин», «Поликлиника»,
«Парикмахерская», «Мастерская», «Гараж» и др., имеются образные игрушки (куклы,
машинки, животные, посуда, мебель, муляжи продуктов, овощей, фруктов и т.п.), реальные
предметы домашнего обихода, одежда, головные уборы, аксессуары, мебель,
многофункциональное оборудование (мягкие модули, ширмы, конструкторы, элементы
одежды, предметы-заместители и др.);
для режиссерских игр детей имеются разнообразные мелкие игрушки (куклы, машинки,
животные, солдатики, домики), макеты леса, деревни, города, улицы, дома и т.п.;
для театрализованных игр есть разные виды театров, атрибуты, элементы одежды,
оборудование (ширмы, декорации, бутафория);
для строительных (конструктивных) игр имеются строительные материалы, различные
конструкторы, схемы, природный и бросовый материал и т.п.;
для дидактических игр подобраны игрушки, реальные предметы, объекты природы;
для подвижных игр имеются разнообразный спортивный инвентарь и атрибуты;
к речевым и словесным играм подобран необходимый наглядный материал;
для игр-экспериментов есть разнообразные природные объекты, специальные игрушки,
оборудование;
для музыкальных игр имеются детские музыкальные инструменты, игрушечные аналоги
реальных инструментов, необходимый игровой и иллюстративный материал;
Для воспитанников , создаем условия для разнообразной игровой деятельности детей:
организовываем игровые уголки, подбираем игры и игрушки, готовим вместе с детьми атрибуты,
знакомим детей с основными правилами игр и игровыми действиями, способами общения с
партнерами. Каждый день мы непосредственно играем вместе с детьми, занимая позицию
играющего партнера, поясняем свои игровые действия. Педагог должен уметь вовремя
включиться в игру и взять на себя инициативу, а также незаметно выйти из игры, предоставив
инициативу детям.
Для развития игровой деятельности мы формируем у детей необходимые знания, умения и
навыки, наблюдаем за играми детей, изучаем игровые интересы, помогаем советом, а также
предупреждаем конфликтные ситуации или помогаем решать уже возникшие мирным путем.
В младших-средних группах мы являемся организаторами игр, играем вместе с детьми, на
собственном примере показываем, как пользоваться ролевой речью, объясняем действия,
помогаем детям в выборе ролей, корректируем игровые отношения. В старших же группах
обеспечиваем развитие самостоятельности детей в игре, игрового творчества: совместного
придумывания сюжетов, ролевых диалогов, элементов игровой обстановки, игровых правил.
Игровая деятельность способствует развитию и воспитанию детей, формированию
таких интегративных качеств как любознательность, активность, инициативность,
эмоциональная отзывчивость, самостоятельность, потребность в двигательной активности,
общительность, способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, управлять своим
поведением и планировать свои действия, решать интеллектуальные и личностные задачи и др.
Для участия в различных играх и самостоятельной организации игровой деятельности у наших
воспитанников формируются необходимые умения и навыки:
дети раннего возраста эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослым,
подражают его действиям, принимают игровую задачу; самостоятельно выполняют
игровые действия с предметами, осуществляют перенос действий; могут играть рядом, не
мешая друг другу;
дети младшего возраста могут принимать на себя роль, умеют объединять несколько
игровых действий в единую сюжетную линию, вести небольшие ролевые диалоги;
придерживаются игровых правил в дидактических и подвижных играх; участвуют в
театрализованных играх;
дети старшего возраста договариваются, во что играть, кто кем будет, подчиняются
правилам, самостоятельно отбирают и придумывают разнообразные сюжеты игр,
импровизируют; моделируют предметно-игровую среду; выполняют правила в
дидактических и подвижных играх, могут объяснить правила другим; активно участвуют в
театрализованных играх, играх с элементами спорта.
По вопросу игровой деятельности с семьями наших детей налажено взаимодействие: с целью
повышения родительской компетентности проводим беседы и консультации, оформляем
наглядную информацию, привлекаем родителей к участию в обогащении игровой среды групп и
т.д. Родители приобретают игры и игрушки по нашим рекомендациям для игр детей дома,
обмениваются опытом игровой деятельности в семье.
Всем известно, что эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми значительно
повышается при тесном сотрудничестве педагогов с родителями детей. Многие годы в нашей
стране общественное, а не семейное воспитание считалось приоритетным в развитии личности
ребенка. Современная педагогика доказала актуальность и приоритетность семьи в воспитании
ребенка. Именно с помощью родителей дети усваивают нормы поведения, определенные знания,
основы национальной и общей культуры. Воспитание и образование в семье органично
переплетается с жизнью в среде самых близких и значимых людей.
Безусловно, игровая деятельность ребенка в семье отличается от игр детей в детском саду по
содержанию, условиям и форме организации. Но то, что играть в разнообразные игры дома дети
должны, это обязательное условие психофизического развития ребенка-дошкольника.
Проведение игр дома зависит от обстоятельств, например, от занятости мамы. Но даже если она
готовит еду, то может поиграть с ребенком в поваров, магазин, столовую, хозяюшку, попутно
закрепляя представления ребенка об овощах и фруктах, посуде, бытовой технике и т.п. А с папой
можно поиграть в строительные игры, заняться конструированием. Когда родители гуляют с
ребенком или идут по улице куда-либо, есть возможность для различных словесных или речевых
игр. А когда приходят гости на детский праздник, есть прекрасное время для театрализованных
игр и настоящих спектаклей. Любая игра с ребенком способствует поддержанию теплых
внутрисемейных отношений. Но самое главное