Напоминание

"Обеспечение психолого-педагогических и кадровых условий введения ФГОС ДО"

Автор: Вернер Эльвира Вольдемаровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №451
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: проект
Тема: "Обеспечение психолого-педагогических и кадровых условий введения ФГОС ДО"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 451 комбинированного вида «Теремок» 630112, г. Новосибирск, ул. Селезнева,29, т. 2114482, факс 2115806,
ПРОЕКТ

«Создание психолого-педагогических и

кадровых условий введения ФГОС ДО»

автор:

Вернер Эльвира Вольдемаровнва,

старший воспитатель МКДОУ д/с № 451,

высшая квалификационная категория

Новосибирск 2014
1

Содержание
1 Краткая аннотация проекта_________________________ 2 2 Описание организации_____________________________ 4 3 Постановка проблемы______________________________ 6 4 Цели и задачи реализации проекта___________________ 10 5 Методы реализации проекта________________________ 12 6 Ожидаемые результаты____________________________ 18 7 Смета расходов на реализацию проекта_______________ 19 8 Оценка качества реализации проекта_________________ 20 9 Практическая значимость реализации проекта_________ 21 10 Промежуточные результаты реализации проекта_______ 22
Краткая аннотация проекта
2
Данный проект разработан в соответствии с нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней. Проект является частью Программы развития дошкольного учреждения на 2014-2019 года. Цель проекта: создание кадровых и психолого-педагогических условий для введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Реализация проекта осуществляется по двум направлениям:  Создание кадровых условий для реализации основной образовательной программы,  Создание психолого-педагогических условий для реализации основной образовательной программы. Сроки реализации проекта 2014-2015 учебный год. Участники проекта – педагоги и администрация детского сада, научный руководитель ДОУ. По завершению успешной реализации проекта прогнозируются значительное повышение профессиональных компетенций педагогов для организации работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также: 1. Педагоги, не имеющие специального образования, пройдут профессиональную переподготовку. 2. Все педагоги дошкольного учреждения пройдут курсы повышения квалификации по ФГОС ДО. 3. В работе с молодыми специалистами будет использованы новые, более эффективные, формы работы с молодыми специалистами. 4. Все педагоги освоят работу на компьютере и расширят использования ИКТ в образовательной деятельности с детьми. 5. Все педагоги овладеют основами деятельностного подхода в работе с детьми. 6. Будет создана система оценки индивидуального развития ребенка. 3
7. Будет обеспечено эмоциональное благополучие для всех участников образовательного процесса.
Описание организации
4
Детский сад функционирует с 1984 года. До 2002 находился в ведомстве ОАО «Новосибирский завод им. Коминтерна». В 2002 году ДОУ передано в управление образования Центрального района. В апреле 2012 года детский сад по приказу мэрии города Новосибирска был закрыт на капитальный ремонт и реконструкцию. В результате в декабре 2012 года было открыто новое современное трехэтажное здание. Общее число воспитанников – 446; общее количество групп – 19, из них две группы кратковременного пребывания, 7 групп для детей с нарушениями речи, 2 группы для детей с амблиопией и косоглазием, 2 для детей с туберкулезной интоксикацией. Общее количество педагогов – 50. Образовательная деятельность в дошкольном учреждении организована в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанная на основании примерной основной образовательной программы «Детство». Педагогический коллектив детского сада постоянно работает в инновационном режиме:  в период 2010-2012 гг. детский сад являлся городской экспериментальной площадкой «Преемственность дошкольного и начального образования,  с 2010 года является пилотным детским садом Городского центра образования и здоровья «Магистр» по реализации проекта «Научно- методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в детских садах города».  с 2011 года был пилотным детским садом по переходу на Федеральные государственные требования,  с 2013 года – пилотный детский сад по введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 5
В дошкольном учреждении созданы благоприятные условия для профессионального роста педагогов:  на базе ДОУ проходят курсы повышения квалификации,  функционируют четыре методических объединения педагогов по разным направлениям,  организуются семинары, круглые столы разного уровня с участием преподавателей НИПКиПРО, НГПУ, НПК № 1 им. А.С. Макаренко, ГЦОиЗ «Магистр»,  с педагогами работает научный руководитель. 30% педагогов владеют основами педагогического проектирования. Авторские работы педагогов ДОУ неоднократно отмечались Дипломами и медалями профессиональных конкурсов городских, всероссийских и международных конкурсов.
Постановка проблемы
В 2013-2014 учебном году в системе дошкольного образования многое произошло впервые. Так, согласно новому Закону «Об образовании в РФ» 6
оно стало уровнем общего образования. Кроме того, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г. был утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения. Особые требования ФГОС предъявляет к созданию психолого- педагогических и кадровых условий для успешной реализации программы. Эта задача становится одной из важнейших в работе методической службы любого дошкольного учреждения. В связи с выходом ФГОС ДО в 2013-2014 учебном году в дошкольном учреждении прошли ряд мероприятий: создана рабочая группа по корректировке и приведению в соответствие с новыми требованиями основной общеобразовательной программы, был проведен вводный семинар для педагогов. В марте 2014 года по приказу Главного управления образования мэрии города Новосибирска наше дошкольное учреждение вошло в список детских садов города по введению ФГОС ДО в пилотном режиме. Первым шагом любой инновационной деятельности является организация информационно-аналитической работы. Работа с педагогами началась с выявления уровня знания и понимания Федерального государственного образовательного стандарта. Было проведено анкетирование педагогов ДОУ, где предлагалось ответить на такие вопросы, как: какова структура ФГОС, основные идеи ФГОС, структура программы, какие виды деятельности с детьми можно использовать при реализации программы, какими педагогическими компетенциями должен обладать педагог и другие. В результате были сделаны следующие выводы: 7
1. Все педагоги в целом знакомы с содержанием документа и его структурой. 2. 90% правильно выделили требования к организации развивающей среды. 3. 67 % педагогов не в полной мере знают требования к структуре образовательной программы и специфике части программы, которая разрабатывается ДОУ самостоятельно. 4. Многие педагоги испытали трудности при ответе на вопрос о видах деятельности с детьми, в которых может реализовываться содержание образовательной программы. 5. На вопрос о необходимых компетенциях педагога, необходимых для создания условий для реализации образовательной программы и развития детей, ответили так: - около 35% выделили: рефлексивную, коммуникативную, информационную, интеллектуально-педагогическую, - 50% процитировали документы и отметили, что педагог должен обладать компетенциями для создания психолого-педагогических условий из п.3.2.5 ФГОС ДО, - 15% считают, что для создания условий в соответствии с требованиями ФГОС ДО достаточно иметь знания по дошкольной педагогике и психологии и испытывать любовь к детям. 7. Основными направлениями методической поддержки для работы по ФГОС ДО педагоги выделили методическое обеспечение, семинары, консультации, мастер-классы. 8. У 80% педагогов настороженная позиция относительно ФГОС. Дополнительно для более глубокого изучения вопроса были проанализированы условия детского сада на современном этапе, организованы наблюдения за деятельностью педагога и изучены личные дела педагогов. 8
Результаты исследования выявили следующее: 1. Все педагоги за последние два года прошли курсы повышения квалификации, однако только трое из них посетили курсы по введению ФГОС ДО. 2. Педагоги, работающие до закрытия детского сада, посетили серию семинаров по организации совместной деятельности взрослого и детей и организуют образовательную деятельность в форме совместной деятельности, что соответствует требованиям ФГОС. 3. 52% педагогов успешно используют в образовательной деятельности технологию «Метод проектов», ориентированную на интересы и возможности каждого ребенка. 40% педагогов посетили семинары по детскому проектированию, однако, по ряду причин не используют в полном объеме. 8% - не владеют данной технологией. 4. У 38% педагогов в образовательной деятельности присутствуют элементы предметной деятельности и формы традиционного занятия-урока. 5. У 36% педагогов отмечена невысокая компетентность педагогов в работе по взаимодействию с семьями воспитанников. 6. В настоящее время в ДОУ началась работа по индивидуализации образовательного процесса. 5 педагогов приняли участие в работе городской стажировочной площадке «Организация среды, ориентированной на ребенка». В результате в группах ведется работа по организации предметно- пространственной среды, основанной на принципах индивидуализации и ориентированной на ребенка. 7. Для индивидуализации образовательного процесса и оптимизации работы с детьми, согласно ФГОС, может проводится диагностика. Для проведения диагностических исследований педагоги должны хорошо владеть методом педагогического наблюдения. Педагоги нашего ДОУ не в полной мере владеют данным методом, а вновь 9
поступившим педагогам организация педагогического наблюдения вообще не знакома. 8. Современные условия требуют от педагогов повышения своего информационного и образовательного уровня, владения компьютерными технологиями, быть в курсе инноваций в образовании. Большинство наших педагогов владеют компьютерными технологиями, однако умения не всегда используются в работе с детьми. Около 30% педагогов владеют компьютером на низком уровне и испытывают трудности использования компьютерной техники при организации работы с дошкольниками и представлении документов. 8% педагогов не владеют навыками работы на ПК. Таким образом, результаты исследований являются основой для постановки задач работы методической службы. Помимо требований ФГОС ДО к современному педагогу, существуют требования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования". В детском саду сегодня работают педагоги с педагогически школьным образованием, их численность составляет 45% от всего педагогического коллектива. Это еще раз указывает на необходимость создания системы непрерывного образования педагогов и создания кадровых условий. 10

Цели и задачи проекта
Цель проекта – создание кадровых и психолого-педагогических условий для реализации ФГОС ДО. Деятельность по реализации данного проекта будет организована по двум направлениям: 1. Создание кадровых условий. 2. Создание психолого-педагогических условий. Задачи по созданию кадровых условий: 1. Создать условия для прохождения переподготовки педагогами, не имеющих специального дошкольного образования. 2. Организовать на базе дошкольного учреждения курсы повышения квалификации по ФГОС ДО. 3. Провести модернизацию системы самообразования педагогов. 4. Разработать новые направления в работе с молодыми специалистами. 5. Организовать разноуровневое обучение педагогов по работе с компьютером и использованию ИКТ в образовательной деятельности. 6. Организовать постоянно действующие консультации по использованию информационных технологий в образовательной деятельности с детьми и компьютерной техники для подготовки документов и презентаций. Задачи по созданию психолого-педагогических условий для реализации образовательной программы: 11
1. Организовать и провести серию семинаров по созданию психолого-педагогических условий в соответствии с ФГОС ДО. 2. Провести серию мероприятий по использованию деятельностного подхода в работе с детьми. 3. Разработать систему оценки индивидуального развития детей. 4. Организовать семинары и мастер-классы по педагогическому наблюдению. 5. Организовать семинары и психологические тренинги по обеспечению эмоционального благополучия для всех участников образовательного процесса. 12

Методы реализации проекта
План мероприятий по созданию кадровых условий № Название мероприятия Сроки Ответственный 1 . Изучение личных дел педагогов на предмет соответствия квалификации и специализации Август 2014г. Делопроизводител ь 2 . Создание базы данных возможного обучения педагогов за пределами учреждения Сентябрь 2014г Старший воспитатель 3 . Составление графика работы педагогов, проходящих переподготовку По мере необходимость Заведующая 4 . Заключение договоров о прохождение переподготовки педагогов В течение учебного года Педагоги 5 . Организация на базе ДОУ курсов повышения квалификации по ФГОС ДО Октябрь-ноябрь 2014г Заведующая, научный руководитель, старший воспитатель 6 . Обновление системы самообразования педагогов Август 2014г. Научный руководитель, старший воспитатель 7 Определение и утверждение тем Сентябрь 2014г. Старший 13
. и планов работы по самообразованию педагогов воспитатель 8 . Организация методического объединения «В помощь молодому педагогу» Октябрь 2014г. Научный руководитель, старший воспитатель 9 . Изучение уровня владения педагогов основами работы на компьютере Ноябрь 2014г. Старший воспитатель 1 0. Заключение договора о сотрудничестве с информационным центром «Эгида» для обучения педагогов Декабрь 2014г. Заведующая 1 1. Заседание МО «В помощь молодому педагогу» Не реже 1 раз к 3 месяца Руководитель МО 1 2. Организация компьютерного класса для обучения педагогов Январь-август 2015 Заведующий 1 3. Составление плана работы с педагогами по обучению использования ИКТ в профессиональной деятельности Август 2015 г. Старший воспитатель 1 4. Консультации по использованию ИКТ в работе с детьми Постоянно Старший воспитатель 1 5. Изучение запросов педагогов на повышение профессиональных компетенций Два раза в год Научный руководитель, старший воспитатель 1 6. Подготовка и аттестация педагогов ДОУ Постоянно Научный руководитель, старший воспитатель 14
1 7. Итоговый отчет по реализации проекта Сентябрь 2015г. Старший воспитатель План мероприятий по созданию психолого-педагогических условий для реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО. №Название мероприятий Сроки Ответственный 1 Изучение уровня педагогических компетенций в соответствии с требованиями к психолого- педагогическим условиям реализации ОП Сентябрь- октябрь 2014г Научный руководитель, старший воспитатель 2 Анализ методического обеспечения ДОУ на соответствие ФГОС ДО Сентябрь- октябрь 2014г. Старший воспитатель 3 Составление плана проведения тематических семинаров по созданию психолого- педагогических условий. Октябрь 2014г. Научный руководитель, старший воспитатель 4 Семинар «Эффективные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста» Октябрь 2014г. Научный руководитель, старший воспитатель 5 Семинар «Формирование и поддержка положительной самооценки детей и уверенности в собственных способностях» Ноябрь 2014г. Научный руководитель, старший воспитатель, педагог- психолог 6 Семинар «Организация педагогического наблюдения» Ноябрь 2014г. Научный руководитель, 15
старший воспитатель 7 Разработка карт индивидуального развития детей и их заполнение Декабрь -январь Научный руководитель, старший воспитатель, педагог- психолог 8 Семинар «Формы работы по поддержке инициативы, индивидуальности и самостоятельности детей» Декабрь 2014г. Научный руководитель, старший воспитатель 9 Семинар «Формы работы по обеспечению выбора детьми материалов и видов активности детской деятельности» Декабрь 2014г. Научный руководитель, старший воспитатель 1 0 Семинар «Построение вариативного развивающего пространства» Январь 2015 Научный руководитель, старший воспитатель 1 1 Заседание малых групп по результатам педагогического наблюдения. Декабрь 2014г. Научный руководитель, старший воспитатель 1 2 Семинар «Деятельностный подход в образовательной деятельности» Февраль 2015г. Научный руководитель, старший воспитатель 1 3 Мастер-класс «Организация спонтанной детской игры» Март 2015г. Старший воспитатель, педагог- психолог 16
1 4 Круглый стол «Эффективные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников» Март 2015г. Научный руководитель, старший воспитатель, педагог- психолог, воспитатели и специалисты 1 5 Круглый стол по обмену опытом «Деятельностный подход в работе педагога ДОУ» Февраль 2015г. Научный руководитель, старший воспитатель 1 6 Серия психологических тренингов по взаимодействию: Ребенок-взрослый. Ребенок-ребенок, Взрослый-взрослый Январь-апрель 2015г. Педагог- психолог 1 7 Круглый стол «Проектирование как форма деятельностного подхода в образовании дошкольников» Май 2015г. Научный руководитель, старший воспитатель 1 8 Сбор материалов и анализ итогов реализации проекта Сентябрь- октябрь 2015г. Старший воспитатель 1 9 Итоговый отчет по реализации проекта Ноябрь 2015г. Старший воспитатель 17

Ожидаемые результаты
В результате реализации данного проекта мы планируем создать психолого- педагогические и кадровые условия для успешного введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно: 1. Педагоги, не имеющие специального образования, пройдут профессиональную переподготовку. 2. Все педагоги дошкольного учреждения пройдут курсы повышения квалификации по ФГОС ДО. 3. В работе с молодыми специалистами будет использованы новые, более эффективные, формы работы с молодыми специалистами. 4. Все педагоги освоят работу на компьютере и расширят использования ИКТ в образовательной деятельности с детьми. 5. Все педагоги овладеют основами деятельностного подхода в работе с детьми. 6. Будет создана система оценки индивидуального развития ребенка. 7. Будет обеспечено эмоциональное благополучие для всех участников образовательного процесса. 18

Смета расходов на реализацию проекта
№п/ п Наименование Дополнительные источники финансирования (руб) Финансировани е за счет ОУ (руб) Итого (руб) 1 Профессиональная переподготовка педагогов 100000 100000 2 Курсы повышения квалификации 90000 90000 3 Организация семинаров, круглых столов для педагогов 10000 10000 4 Канцтовары, расходный материал 10000 10000 5 Оснащение компьютерного класса 150000 150000
Итого

340000

20000

360000
19

Оценка качества реализации проекта
Для оценки степени эффективности реализации проекта будут использованы следующие методы: 1.
Анкетирование
педагогов с целью выявления уровня компетенций педагогов в соответствия с требованиями к психолого-педагогических условий реализации ООП и уровня удовлетворенности от участия в данном проекте. 2
.Аттестация
педагогических работников. 3.
Презентация
результатов самообразования педагогов. 4.
Наблюдение
за организацией образовательной деятельности. 5.
Анализ
перспективного и календарного планирования. Все методики будут проводиться на добровольной основе, с предшествующим разъяснением о цели и дальнейшей работе по результатам исследований. 20

Практическая значимость результатов реализации проекта
Прогнозируя результаты реализации проекта, можно предполагать его эффективность в создании кадровых и психолого-педагогических условия для реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Это позволит повысить уровень образования и профессиональных компетенций педагогов дошкольного учреждения, значительно снизит риски и ускорит завершение работы по введению ФГОС ДО в образовательную деятельность детского сада. 21

Промежуточные результаты реализации проекта
В апреле 2014 года на основании приказа Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области № 919 «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) на территории Новосибирской области» наш детский сад был включено в перечень дошкольных образовательных организаций, планирующих переход на ФГОС ДО в «пилотном» режиме с 01.09.2014г. Для организации эффективной работы по подготовке педагогов к переходу к работе по новым стандартам, первым шагом было создание условий для повышения компетенций руководящего состава ДОУ по ряду вопросов, изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольного учреждения в период введения ФГОС ДО. С января по декабрь 2014 года мы участвовали в работе городской творческой группы при кафедре управления образовательными учреждениями НИПКиПРО по теме «Введение ФГОС – основа модернизации дошкольного образования». Одним из результатов участия в работе группы стал проект «Создание психолого-педагогических и кадровых условий». 22
Реализация данного проекта началась в августе 2014 года, одновременно по двум направлениям: кадровые условия и психолого-педагогические условия. Работу с кадрами мы начали с изучения личных дел, в результате чего были определены группы педагогов, которым необходимо было пройти курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку. Следующим этапом было создание базы данных возможного обучения педагогов за пределами учреждения. Собранная информация была размещена на сайте ДОУ и на информационном стенде в холле детского сада. После определения форм повышения квалификации каждым педагогом были отправлены заявки на обучение. С сентября по декабрь 2014 года 5 педагогов детского сада, не имеющих специального образования, прошли профессиональную переподготовку. Для повышения компетенции педагогов по вопросам введения Федерального государственного образовательного стандарта в Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования была подана заявка на организацию курсов повышения квалификации на базе детского сада. В результате – в ноябре 28 педагогов стали служителями курсов кафедры Управления ОУ НИПКиПРО по теме «Практика введения ФГОС ДО». Еще 4 педагога прошли курсовую подготовку на базе института на кафедре дошкольного образования. Учителя- логопеды посетили авторские семинары Нищевой Н.В. «Организация работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях внедрения ФГОС ДО». Таким образом, на январь 2015 года все педагоги дошкольного учреждения прошли курсы повышения квалификации, более 70% - курсы по ФГОС ДО. Для повышения эффективности самообразования педагогов ДОУ была разработана новая форма плана самообразования и определены темы, изучение которых способствует повышению компетенций педагога в 23
вопросах организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС. Аттестационной комиссией дошкольного учреждения для аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности был дополнительно разработан перечень примерных вопросов по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. За период октябрь 2014г. – февраль 2015г. прошли три заседания аттестационной комиссии, в результате которых 12 педагогов прошли квалификационный испытания и показали хорошие знания основных нормативно-правовых документов федерального уровня, регламентирующих организацию образовательной деятельности в детском саду. Работа по созданию психолого-педагогических условий для реализации основной образовательной программы ДОУ началась с изучения уровня компетенций педагогов в соответствия с требованиями к психолого- педагогических условий реализации ООП. По результатам анкетирования были определен темы семинаров. Был проведен анализ методического обеспечения дошкольного учреждения на соответствие ФГОС ДО. За период октябрь 2014г. – февраль 2015г. для педагогов детского сада были проведены семинары по следующим темам:  «Эффективные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста»,  «Формирование и поддержка положительной самооценки детей и уверенности в собственных способностях»,  «Организация педагогического наблюдения»,  «Эффективные формы работы по поддержке инициативы, индивидуальности и самостоятельности детей»,  «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, ориентированной на ребенка». 24
Все семинары проводились в интерактивной форме под руководством научного руководителя ДОУ. В результате семинаров и практической деятельности педагогов произошли существенные изменения, такие как: 1. Организация развивающей предметной среды соответствует требованиям ФГОС и основывается на принципе индивидуализации. 2. Создана творческая группа по разработке единой формы карты индивидуального развития ребенка и сбору методических рекомендаций по организации работы с детьми в соответствии с полученными результатами мониторинга. 3. Разработано перспективное комплексно-тематическое планирование на все возрастные группы. 4. Апробируется новая форма календарного планирования. 5. Педагоги освоили методы работы по поддержке инициативы и самостоятельности детей, их положительной самооценки и уверенности в собственных способностях. 6. Педагоги освоили методы работы с детьми и правила организации предметной среды, обеспечивающей выбор детьми материалов и видов деятельности. В дальнейшей работе по реализации проекта планируется работа по повышению профессиональных компетенций педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников и организации игровой деятельности, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста. Планируется большой блок методических мероприятий по использованию деятельностного подхода при организации образовательной деятельности. 25
Емким направлением работы по реализации проекта остается разно уровневое обучение педагогов по работе с компьютером и использованию ИКТ в образовательной деятельности с детьми, а также подготовки документов и презентаций. В данный момент ведется работа по организации и оснащению компьютерного класса для проведения обучения педагогов и их самостоятельной работе на компьютере. 26