Напоминание

Билеты экзаменационные по специальности: Стропальщик

Автор: Журавлев Олег Геннадиевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКПОУ-138
Населённый пункт: Уфа, Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Билеты экзаменационные по специальности: Стропальщик







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

БИЛЕТ №1

Вопрос 1

Требования к изготовлению, испытанию и маркировке стропов?

Ответ: Стропы должны удовлетворять следующим трем основным требованиям:

обеспечение безопасности работ, легкость и быстрота зачаливания груза, быстрота

освобождения груза от стропа. ГЗП - (стропы, цепи, клещи, захваты, траверсы и

т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятие изготовителе, а по-

сле ремонта (кроме стропов) на предприятии, котором они ремонтировались. Стро-

пы ремонту не подлежат. ГЗП должны снабжаться клеймом или металлической бир-

кой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и датой испытания. ГЗП

должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой на 25% превышающую их пас-

портную грузоподъемность.

Вопрос 2

Обязанности стропальщика перед началом работы?

Ответ: Получить от руководителя работ инструктаж о технологических особенно-

стях выполнения полученного задания, о мерах предосторожности, которые необхо-

димо соблюдать в процессе работы, надеть положенную спецодежду и рукавицы.

Перед началом работы стропальщик должен:

Подобрать ГЗП, соответствующее массе и характеру груза. Строп должен подби-

раться с учетом числа ветвей и такой длины, чтобы внутренний угол между ветвями

не превышал 90 °. При большем угле резко возрастает усилие в ветвях стропа.

Проверить исправность ГЗП и наличие на них клемм или бирок с обозначением номера,

даты испытания и грузоподъемности, а также проверить исправность тары и на-

личие на ней маркировки об ее назначении, номере, собственной массе и предельной

массе груза.

Проверить освещенность рабочего места. При недостаточном освещении стропаль-

щик, не приступая к работе, обязан доложить об этом специалисту, ответственному

за безопасное производство работ с применением ПС.

Убедиться в правильной установке крана по отношению к окружающим сооружени-

ям, электролиниям, ж.д. составу, чтобы при повороте поворотная платформа или

стрела не могли их задеть. Расстояние между ними должно быть не менее 1м.

При обслуживании мостовых и козловых кранов проверить состояние подкрановых пу-

тей, а также вести наблюдение за ними во время работы.

Вопрос 3

Средства защиты от действия электрического тока: основные и вспомогатель-

ные?

Ответ: К основным защитным средствам в установках любого напряжения отно-

сятся изолирующие штанги для оперативных отключений, для наложения заземления

и изолирующие клещи для установки предохранителей. А в установках низкого напря-

жения – диэлектрические перчатки и инструмент с изолированными ручками. Вспо-

могательными называются такие средства, которые служат для усиления действия

основных защитных средств в установках высокого напряжения (диэлектрические

перчатки, диэлектрические боты, резиновые коврики и дорожки, изолирующие

подставки). При всех операциях на высоком напряжении основные средства следует

применять совместно со вспомогательными. Защитные средства должны быть зану-

мерованы и в определенное время проверены.

БИЛЕТ №2

Вопрос 1

Конструкция стальных канатов?

Ответ: Для механизмов подъема применяют стальные канаты, которые работают

бесшумно, обладают большой надежностью – разрушаются постепенно, стоимо-

стью в 10-12 раз дешевле сварной цепи. Канаты бывают односторонней и крестовой

свивки. При односторонней свивке каждая прядь и весь канат свиты в одном направ-

лении. Канаты такой свивки меньше изнашиваются и более гибки, но легко раскручи-

ваются, особенно под нагрузкой. В канате крестовой свивки направление проволок в

пряди противоположно направлению прядей в канате: такие канаты раскручиваются

значительно меньше. Пряди канатов могут быть свиты из проволок одного диаметра

(нормальная скрутка сечения) или разного диаметра (комбинированная скрутка сече-

ния), причем на поверхности расположены проволоки большего диаметра. Последние

сложнее в изготовлении, но более гибкие и долговечнее при работе, связанной с исти-

ранием наружных слоев каната.

Вопрос 2

Обязанности специалиста,

ответственного за безопасное производство работ с

применением ПС

?

Ответ: 1. Не допускать использование и нахождение в местах производства работ

не маркированных, без бирок, без соответствующих обозначений, неисправных и не

соответствующих по грузоподъемности и характеру груза СГП (съемные грузоза-

хватные приспособления) и тары. Своевременно производить выбраковку СГП и

тары.

Не допускать нахождения лиц, не имеющих прямого отношения к производству ра-

бот.

Следить за правильностью подачи сигналов между крановщиком и стропальщиком.

Указывать крановщикам и стропальщикам место, порядок и габариты складирова-

ния.

Не допускать подтаскивания грузов при косом натяжении канатов.

Не допускать к обслуживанию крана необученный и не аттестованный персонал.

Назначить сигнальщика.

Следить за выполнением производственных инструкций крановщиками и стропальщи-

ками.

Вопрос 3

Причины несчастных случаев и аварий при эксплуатации ПС (подъемных соо-

ружений)?

Ответ: Основными причинами аварий являются:

Неправильная установка ПС (на краю откоса, котлована, на свеженасыпанном грун-

те и т.п.);

Перегруз ПС во время подъема груза, масса которого превышает ее грузоподъем-

ность;

Неисправность подкранового пути;

Неисправность приборов безопасности, гидрооборудования, эл.оборудования и т.д.;

Допуск к работе и обслуживанию ПС необученных и малоопытных стропальщиков;

Неисправная зацепка или строповка груза;

Применение неисправных ГЗП;

Нарушение схем строповки грузов и т.д.

Билет №3

Вопрос 1

Нормы браковки канатных и цепных стропов?

Ответ:

Канатный строп изготовленный из каната двойной свивки подлежит бра-

ковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает на длине:

1) 3d-4 обрыва; 2) 6d-6 обрывов; 3) 30d-16 обрывов, где d – диаметр каната в милли-

метрах, из которого изготовлен строп. Пример: d – 28 мм. 6х28=168 мм. Следова-

тельно, при диметре каната 28 мм на длине 168 мм допускается не более 6 обрывов

наружных проволок каната.

Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от

первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие

износа более 10%.

Вопрос 2

Порядок аттестации и периодической проверки знаний стропальщиков?

Ответ: Проверка знаний стропальщиков проводится квалификационной комиссией:

Периодически не реже 1 раза в 12 месяцев.

При переходе стропальщика на другое место работы.

По требованию специалиста, ответственного за осуществление производственного

контроля при эксплуатации ПС.

По требованию инспектора РосТехНадзора.

При увеличении случаев нарушения

ФНП (Федеральных норм и правил) при

эксплуатации ПС на предприятии.

Участие инспектора РосТехНадзора при повторной проверке знаний не обязательно.

Вопрос 3

Какую ответственность несут стропальщики за нарушение производственной

инструкции?

Ответ:

Стропальщики обслуживающие ГПМ за упущения или нарушения произ-

водственной инструкции, требований безопасности, изложенных в ППР, технологиче-

ских регламентах, наряд-допусках и других документах по безопасному производству

работ кранами несут ответственность в соответствии с действующим законода-

тельством:

1.

Замечание

2.

Выговор

3.

Увольнение с работы.

4.

В зависимости от характера нарушений и их последствий несут ответственность в

административном или судебном порядке.

Билет 4

Вопрос 1

Тара. Назначение, маркировка, техническое обслуживание (ТО)?

Ответ: Тара подлежит тщательному осмотру, испытывать ее нагрузкой необяза-

тельно. На таре должны быть указаны ее назначение, номер, собственная масса и

наибольший вес груза, для транспортировки которого она предназначена. Поврежден-

ная или неисправная тара выбраковывается.

Вопрос 2

Обязанности стропальщика при обвязке и зацепке грузов?

Ответ: Стропальщик должен помнить, что при обвязке и зацепке груза требуется:

Ознакомиться со схемами строповки, технологическими картами или проектом

производства работ (ППР).

Проверить массу груза по списку масс грузов или маркировки на грузе (если стропаль-

щик не может определить массу груза, он должен поставить в известность специа-

листа, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС).

Канаты, цепи накладывать на основной массив груза (раму, каркас, корпус, станину)

без углов, перекруток и петель, под острые ребра подкладывать спецподкладки,

предохраняющие стропы от повреждений.

Обвязывать груз таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось его

падение и падение его отдельных частей и обеспечивалось его устойчивое положение

при перемещении. Строповку длинномерных грузов следует производить не менее чем

в двух местах.

Зацепку железобетонных изделий, а также других грузов, снабженных петлями, ры-

мами, цапфами производить за все предусмотренные для подъема в соответствую-

щем положении петли, рымы, цапфы.

При подвешивании груза на двурогие крюки накладывать стропы таким образом, что-

бы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно.

Не использованные для зацепки груза концы многоветвевого стропа крепить так, что-

бы при перемещении груза краном исключалась возможность их задевания за встреча-

ющиеся на пути предметы.

Убедиться в том, что предназначенный к подъему груз ничем не укреплен, не защем-

лен, не завален и не примерз к земле.

Стропальщику обвязке и зацепке грузов запрещается:

1) производить строповку грузов, масса которых неизвестна или превышает грузо-

подъемность крана;

2) пользоваться поврежденными или немаркированными съемными грузозахватными

приспособлениями и тарой, соединять звенья разорванных цепей болтами или проволо-

кой, связывать канаты;

3) производить обвязку и зацепку груза способами, не указанными на схемах стропов-

ки;

4) применять для обвязки и зацепки грузов не предусмотренные схемами строповки

приспособления (ломы, штыри, проволоку и др.);

5) производить зацепку поддонов с кирпичом без ограждения (за исключением разгруз-

ки на землю с автомашин);

6) производить зацепку бетонных и железобетонных изделий за поврежденные петли;

7) подвешивать груз на один рог двурогого крюка;

8) забивать крюки стропов в монтажные петли железобетонных изделий или других

грузов;

9) поправлять съемные грузозахватные приспособления на поднимаемом грузе ударами

молотка, кувалды, лома и т.п.;

10) использовать при обвязке крупных стеновых блоков и других высоких грузов при-

ставные лестницы; в этих случаях следует применять переносные площадки;

11) использовать грейфер для подъема грузов, подвешенных при помощи стропов за че-

люсти грейфера, а также для выполнения других работ, для которых грейфер не

предназначен;

12) производить строповку груза, находящегося в неустойчивом положении.

Вопрос 3

Основные способы выполнения искусственного дыхания?

Ответ: 1.

Туловище пострадавшего расположить между коленей, спина вверх.

Открыть рот и вынуть язык у пострадавшего, голову запрокинуть назад. Положить

ладони на основание грудной клетки со стороны поясницы. Считать медленно 1,2,3...

нажимать массой своего тела на нижние ребра (при этом вытесняется воздух из лег-

ких).

2. Два человека кладут на спину пострадавшего. Подкладывают под спину валик из

одежды. Один берет язык пострадавшего и удерживает его, другой, взяв кисти рук

пострадавшего, по счету 1,2,3…поднимает руки пострадавшего за голову-вдох-

обратно выдох.

3. Изо рта в рот. Закрыть нос пострадавшего, положить носовой платок на рот

пострадавшего и производить через платок в рот пострадавшего выдохи. Через 15

секунд производить массаж сердца.

Билет №5

Вопрос 1

Стропы и их разновидность?

Ответ: Стропами называют отрезки канатов или цепи, соединенные в кольца или

снабженные подвесными приспособлениями (захватами), которые обеспечивают бы-

строе, удобное и безопасное закрепление грузов. Существует несколько разновидно-

стей стропов. На монтаже применяются стропы: канатные (СК), цепные (СЦ) и

универсальные канатные (УСК). По количеству ветвей канатные стропы подразделя-

ются на одноветвевые (1СК), двухветвевые (2СК), трехветвевые (3СК), четырехвет-

вевые (4СК). Цепные стропы также подразделяются на 4 вида: одноветвевые (1СЦ),

двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (3СЦ), четырехветвевые (4СЦ).

Вопрос 2

Сроки проверки знаний стропальщиков?

Ответ: Проверка знаний стропальщиков проводится квалификационной комиссией:

Периодически не реже 1 раза в 12 месяцев.

При переходе стропальщика на другое место работы.

По требованию специалиста, ответственного за осуществление производственного

контроля при эксплуатации ПС.

По требованию инспектора РосТехНадзора.

При увеличении случаев нарушения ФНП при эксплуатации ПС на предприятии.

Участие инспектора РосТехНадзора при повторной проверке знаний не обязательно.

Вопрос 3

Действия стропальщиков при авариях?

Ответ: 1. Стропальщик должен немедленно сообщить об аварии соответствующе-

му руководителю работ, а в случае отсутствия последнего администрации предприя-

тия.

2. Сохранить место и обстановку несчастного случая, если это не угрожает жизни

людей и не сопутствует простою непрерывного цикла работ.

Билет №6

Вопрос 1

Обязанности стропальщика при внезапном прекращении подачи электроэнер-

гии на кран (груз находится в поднятом положении)?

Ответ: Немедленно прекратить работу, оградить место свободного падения груза и

сообщить соответствующему руководителю работ.

Вопрос 2

Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении грузов?

Ответ: Стропальщик должен помнить, что при подъеме и перемещении груза необ-

ходимо:

1. Перед каждой операцией по подъему и перемещению груза стропальщик должен

подавать соответствующий сигнал крановщику или сигнальщику. При обслуживании

одного крана несколькими стропальщиками сигнал должен подавать старший стро-

пальщик.

2. Проверить, нет ли на грузе незакрепленных деталей и инструментов; перед подъ-

емом труб большого диаметра следует проверить, чтобы в них не было земли, льда

или предметов, которые могут выпасть при подъеме.

3. Убедиться в том, что во время подъема груз не может ни за что зацепиться.

4. Убедиться в отсутствии людей возле груза, между поднимаемым грузом и стена-

ми, колоннами, штабелями, станками и другим оборудованием. Перед подъемом груза

стреловым краном стропальщик должен проверить отсутствие людей возле крана,

на его поворотной платформе и в зоне опускания стрелы и груза, а затем выйти из

опасной зоны.

5. Подать сигнал для подъема груза на высоту 200 - 300 мм, затем проверить пра-

вильность строповки, равномерность натяжения стропов, устойчивость крана, дей-

ствие тормозов и только после этого подать сигнал о подъеме груза на необходимую

высоту; при необходимости перестроповки груз должен быть опущен.

6. При снятии груза с фундаментных болтов следить, чтобы подъем производился с

минимальной скоростью, без перекосов, заеданий, с обеспечением горизонтального или

вертикального перемещения груза до полного снятия его с болтов.

7. Перед подъемом груза стреловыми кранами убедиться (по указателю грузоподъ-

емности) в том, что установленный крановщиком вылет стрелы соответствует

массе поднимаемого груза.

8. Перед горизонтальным перемещением груза или грузозахватных приспособлений

убедиться в том, что они подняты не менее чем на 500 мм выше встречающихся на

пути предметов.

9. Сопровождать при перемещении груз и следить за тем, чтобы он не перемещал-

ся над людьми и не мог ни за что зацепиться. Если сопровождать груз не представ-

ляется возможным, то за его перемещением должен следить крановщик, второй

стропальщик или сигнальщик.

10. Для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких

грузов во время их подъема или перемещения применять специальные оттяжки или

багры.

11. Укладку груза производить равномерно, не нарушая установленные для складиро-

вания габариты и не загромождая проходы и проезды (расстояние от выступающих

элементов поворотной части стрелового самоходного крана до строений, штабелей

груза и других сооружений должно быть не менее 1000 мм, от выступающих элемен-

тов башенного, портального и козлового кранов - не менее 700 мм при высоте до 2 м и

400 мм при высоте более 2 м).

12. Укладку груза в вагонетки, полувагоны и на платформы, а также снятие его

производить, не нарушая равновесия транспортных средств. Сами транспортные

средства при этом должны быть укреплены во избежание их произвольного переме-

щения.

13. Подъем сыпучих и мелкоштучных грузов производить в специальной таре; при

этом не допускается заполнять тару свыше установленной нормы.

14. Кантовку грузов кранами производить на специально отведенных местах (пло-

щадках) по технологии, предусматривающей порядок и последовательность выполне-

ния операций, способы строповки груза и указания по безопасному выполнению такой

работы.

Вопрос 3

Требования к работе с электрифицированным инструментом, переносными

электросветильниками и приборами?

Ответ: 1) Весь инструмент и переносные осветительные приборы должны иметь

трехпроводное подключение к источнику питания (третий провод заземляющий при-

бор).

2) Корпуса электрифицированного инструмента и рукоятки переносных освети-

тельных приборов должны быть изготовлены из диэлектрического материала (рези-

на, текстолит, пластмасса и т.д.).

3) Лампочки переносных осветительных приборов должны иметь защитные экраны

и быть закрыты сеткой.

4) Работать с электрифицированным инструментом и осветительными приборами

в диэлектрических перчатках, стоя на диэлектрическом коврике.

Билет №7

Вопрос 1

Укладка изделий в штабель?

Ответ:1. Подготовив место для приема груза, уложив прокладки, стропальщик указы-

вает место складирования машинисту крана и отходит на безопасное расстояние (за

пределы опасной зоны).

2. Стропальщик подает сигнал опустить груз на высоту не более 1 м от уровня пло-

щадки складирования.

3. После этого стропальщик подходит к месту укладки груза, наводит груз на место

установки и подает команду машинисту крана опустить груз.

4. Стропальщик производит расстроповку груза, отходит на безопасное расстояние и

подает сигнал крановщику о подъеме стропа.

Вопрос 2

Содержание производственной инструкции стропальщика?

Ответ: Производственная инструкция стропальщика состоит из 8 разделов:

1

Общие положения

2 Общие требования, которые содержат в себе правила внутреннего распорядка,

перечень спецодежды и т.д.

3 Обязанности стропальщика перед началом работы

4 Обязанности стропальщика при обвязке и зацепке груза

5 Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза

6 Обязанности стропальщика при опускании груза

7 Обязанности стропальщика в аварийных ситуациях

8 Ответственность

Вопрос 3

Напряжение шага. Способы выхода человека из зоны растекания тока?

Ответ: Напряжение шага – это разность потенциалов между силовыми линиями по

мере удаления от источника питания. Выходить из зоны напряжения шага можно

только мелкими передвижениями ступней ног, не отрыва, их друг от друга, или ступ-

ни ног держать вместе и крупными прыжками, не отрывая ступни ног друг от дру-

га, удаляться в сторону от источника напряжения.

Билет №8

Вопрос 1

Способы крепления концевых канатов?

Ответ: Применяется два вида концевых креплений стальных канатов: неразъемный

и разъемный. Неразъемные крепления применяют в основном при изготовлении стро-

пов. В этом случае на концах стального каната выполняют заплетку с постановкой в

петлю коуша. Второй – неразъемный способ с заливкой легкоплавким сплавом в конус-

ной втулке. Разъемные концевые крепления применяют для соединения барабанов лебе-

док и крюковых подвесок, для чего используют винтовые зажимы (не менее 3-х зажи-

мов, расстояние между которыми 6 диаметров каната).

Вопрос 2

Обязанности стропальщика при опускании груза?

Ответ: Стропальщик перед опусканием груза должен помнить, что опасно уста-

навливать груз на временные перекрытия, трубы, кабели и другие места, не предна-

значенные для его укладки, а также устанавливать плиты и другие грузы наклонно к

заборам, стенам зданий и сооружений и т.п. Стропальщик перед опусканием груза

обязан:

Предварительно осмотреть место, на которое необходимо опустить груз и убедить-

ся в невозможности его падения, опрокидывания или сползания.

На место установки груза в случае необходимости предварительно уложить прочные

прокладки для удобства извлечения стропов из-под груза.

Снимать стропы с груза или крюка лишь после того как груз надежно будет установ-

лен, а при необходимости и закреплен.

Вопрос 3

Какие надписи и плакаты должны быть на кране?

Ответ: Находящиеся в работе краны должны быть снабжены таблицами с обозна-

чением регистрационного номера крана, паспортной грузоподъемности и дат следую-

щего частичного и полного освидетельствования.

Билет №9

Вопрос 1

Способы крепления стального каната на барабане?

Ответ: Наиболее удобные конструкции крепления каната на барабане при помощи

клина и стопорных болтов с прижимными планками. Свободный конец не менее 2-х

диаметров каната. На барабане должно оставаться при низшем положении крюка не

менее 1,5-2 витков каната не считая витков находящихся под зажимным устрой-

ством.

Вопрос 2

Сроки осмотра СГП (съемных грузозахватных приспособлений) и тары?

Ответ:

В процессе эксплуатации ГЗП и тара подвергаются периодическому

осмотру лицом, на которое возложено их обслуживание, обычно эти обязанности на

предприятии возлагаются на специалиста, ответственного за содержание ПС в

работоспособном состоянии.

Сроки осмотров ГЗП:

Осмотр стропов – каждые 10 дней;

Осмотр траверс, захватов и тары – каждый месяц;

Осмотр редко используемых ГЗП – перед каждой выдачей их в работу.

Вопрос 3

Определение опасной зоны для нахождения людей при перемещении грузов

стреловыми кранами?

Ответ: Границей опасной зоны крана является круг, наибольший радиус которого ра-

вен расстоянию от оси вращения до точки соприкосновения опущенной стрелы (гусь-

ка) к площадке. («+» граница габарита опускаемого-поднимаемого груза)

Билет №10

Вопрос 1

Коэффициент запаса прочности каната и какова его величина?

Ответ: Коэффициент – это отношение разрывного усилия каната в целом к наи-

большей рабочей нагрузке (наибольшее натяжение ветви каната).

К=P/S, где P – разрывное усилие каната (принимается по сертификату),

S – наибольшая рабочая нагрузка (наибольшее натяжение ветви каната),

К – коэффициент запаса прочности.

При легком режиме К=5, при среднем К=5.5, при тяжелом режиме работы К=6.

Вопрос 2

Технологическая карта на погрузочно-разгрузочные работы: назначение и со-

держание этой карты?

Ответ: В основе технологической карты заложены требования по безопасным усло-

виям перемещения грузов, схемы строповки, кантовки грузов и перечень, применяемых

ГЗП.

Вопрос 3

Порядок организации производства работ при погрузке, разгрузке полувагонов

и автомашин?

Ответ: В местах постоянной погрузки и разгрузки полувагонов и автомашин долж-

ны быть установлены эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Разгруз-

ка и погрузка полувагонов и автомашин крюковым краном должна производиться по

технологии, утвержденной производителем работ, в которой должны быть опреде-

лены места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возмож-

ность выхода их на эстакады и навесные площадки. Нахождение людей в полувагоне и

в автомашине при подъеме и опускании грузов краном не разрешается.

Билет №11

Вопрос 1

Влияние коушей на прочность и надежность канатов при использовании стро-

пов?

Ответ: Коуш служит для формирования петли, предохраняет канат от крутых

изгибов и защищает канат от износа (истирания).

Вопрос 2

Какие грузы запрещается поднимать кранами?

Ответ: Грузы, превышающие грузоподъемность кранов;, грузы, вес которых неизве-

стен; грузы с людьми; примерзшие, заваленные, приваренные, засыпанные землей, при-

винченные грузы и железобетонные изделия, не имеющие маркировки о фактическом

весе; а также металла и шлака, застывшего в печи или приварившегося после слива;

грузы, находящиеся в неустойчивом положении. («мертвые грузы»)

Вопрос 3

Порядок организации производства работ при разгрузке и загрузке автомашин?

Ответ: Не разрешается опускать груз на автомобиль, а также поднимать груз при

нахождении людей в кузове или кабине. В местах постоянной разгрузки и погрузки ав-

томашин должны быть установлены стационарные эстакады или навесные площад-

ки для стропальщиков.

Билет№12

Вопрос 1

Полиспасты: определение, назначение и устройство?

Ответ: Полиспастом называется грузоподъемное устройство из нескольких по-

движных и неподвижных блоков, огибаемых канатом. Силовой полиспаст служит для

выигрыша в силе при подъеме тяжелых грузов. В ПС применяются полиспасты оди-

нарные и сдвоенные. В одинарном полиспасте на барабан лебедки навивается одна

ветвь каната, а на сдвоенном две ветви каната. Кратность полиспаста показывает,

какой выигрыш в силе дает данный механизм. Кратность одинарного полиспаста чис-

ленно равна количеству ветвей, на которых подвешен груз.

Вопрос 2

Цепи: изготовление, соединение и нормы браковки?

Ответ: Цепи должны иметь сертификат об их испытании с нормативным докумен-

том, по которому они изготовлены. Сращивание цепей допускается электросваркой

новыми восстановленными звеньями или при помощи специальных соединительных

звеньев. После сращивания цепь должна быть испытана нагрузкой в 1,25 раза превы-

шающей расчетное тяговое усилие в течение 10 минут. Сваренные калибровочные и

пластинчатые цепи при работе на звездочке должны находиться одновременно в пол-

ном зацеплении не менее чем с двумя зубьями звездочки. Цепной строп подлежит вы-

браковке при удлинении звена цепи более чем на 3% от первоначального размера и при

уменьшении диаметра сечения звена вследствие износа более 10%.

Вопрос 3

Обозначение опасных зон. Знаки безопасности?

Ответ: Опасные зоны ограждаются и снабжаются надписями и указателями

(стрелками). При работе ночью, а также днем в затемненных местах в опасных зо-

нах должны быть предусмотрены световые сигналы. Ставят щиты с предупрежде-

нием: «Опасная зона», «Проход закрыт».

Билет№13

Вопрос 1

Грузозахватные органы и приспособления: разновидности и область примене-

ния?

Ответ: К грузозахватным органам относятся крюки, канатные и цепные стропы,

грейферы и электромагниты для перемещения стального лома, различные захваты,

траверсы.

Вопрос 2

Виды сигнализации, применяемой между крановщиком и стропальщиком?

Ответ: Знаковая сигнализация:

Поднять груз или крюк – Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса.

Ладонь обращена вверх, рука согнута в локте.

Опустить груз или крюк – Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ла-

донь обращена вниз, рука согнута в локте.

Передвинуть кран (мост) – Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в

сторону требуемого движения.

Передвинуть тележку – Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в

сторону требуемого движения тележки.

Повернуть стрелу – Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сто-

рону требуемого движения стрелы.

Поднять стрелу – Движение вверх вытянутой рукой, предварительно опущен-

ной до вертикального положения, ладонь раскрыта.

Опустить стрелу – Движение вниз вытянутой рукой, предварительно поднятой

до вертикального положения, ладонь раскрыта.

Стоп (прекратить подъем или передвижение) – Резкое движение рукой вправо

и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз.

Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше

сигналов при необходимости незначительного перемещения) – Кисти рук обращены

ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх

Вопрос 3

Воздействие электротока на организм человека?

Ответ: Действие электрического тока вызывает у человека нарушение сердечной де-

ятельности, остановку дыхания, шоковое состояние и нередко заканчивается смер-

тельным исходом. Считается, что уже при силе тока от 0,025 до 0,2 ампера, по-

страдавший не может самостоятельно оторвать руки от источника тока и эта

сила тока для человека может быть смертельна.

Билет№14

Вопрос 1

Траверсы: назначение?

Ответ: Траверсы служат для подъема и транспортировки крупногабаритных грузов

с присоединением последних одновременно в нескольких местах при помощи грузоза-

хватных устройств, смонтированных на траверсе или подвешенных к ней стропов.

Вопрос 2

Обязанности стропальщика после окончания работы?

Ответ: Стропальщик после окончания работы обязан привести в порядок свое рабо-

чее место, убрать инструмент и приспособления в отведенное место, доложить ру-

ководителю работ об ее окончании и обо всех замечаниях, выявленных в ходе работы.

Вопрос 3

Инструктаж по технике безопасности. Виды и цель инструктажа?

Ответ: 1. Вводный инструктаж: Цель – ознакомить рабочего с основными опасно-

стями на территории предприятия, с правилами внутреннего распорядка и общими

правилами безопасного поведения и безопасной работы.

2. Первичный инструктаж: Цель – ознакомить рабочего (стропальщика) с безопас-

ным перемещением грузов, устройством и правилами безопасной эксплуатации и об-

служивания ПС. Как обращаться с электрооборудованием, средствами пожаротуше-

ния, с индивидуальными средствами защиты, с должностной инструкцией по технике

безопасности.

3. Повторный инструктаж проходят рабочие независимо от квалификации, образо-

вания, стажа работы, характера выполняемой работы не реже 1 раза в 6 месяцев.

Цель – повторение и закрепление знаний.

4. Внеплановый инструктаж проводят:

При изменении технологического процесса выполняемой работы;

При нарушении работающим требований безопасности труда;

По требованию органов надзора;

При перерывах в работе, для которой предъявляются дополнительные требования бо-

лее 30 дней. Для остальных работников 60 дней.

5.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ несвязанных с прямы-

ми обязанностями по специальности (уборка территории, разовые работы вне пред-

приятия и т.д.).

Билет№15

Вопрос 1

Грузозахватные органы и приспособления: разновидность и область примене-

ния?

Ответ: К ним относятся крюки, скобы, петли, грейферы и электромагниты. Крюки

изготавливают кованными и штампованными, пластинчатыми из отдельных листов.

Литые и сварные крюки к эксплуатации не допускаются. Петли вместо крюка (не

позволяет стропу соскочить, что возможно на крюке). Грейферы предназначены для

транспортировки сыпучих грузов, металлолома и круглого леса. Представляют собой

стальной ковш из двух половин (челюстей). Грейфер должен иметь табличку с указа-

нием номера, собственной массы, вида материала, для которого он предназначен и

наибольшей допустимой массы зачерпнутого материала. Электромагнит – для пере-

мещения стального и чугунного лома и стальных листов. На нем должны быть та-

бличка с размерами, массой и подъемной силой электромагнита.

Вопрос 2

Порядок аттестации и периодической проверки знаний стропальщиков?

Ответ: Проверка знаний стропальщиков проводится квалификационной комиссией:

Периодически не реже 1 раза в 12 месяцев.

При переходе стропальщика на другое место работы.

По требованию специалиста, ответственного за осуществление производственного

контроля при эксплуатации ПС.

По требованию инспектора РосТехНадзора.

При увеличении случаев нарушения Правил эксплуатации ПС на предприятии.

Участие инспектора РосТехНадзора при повторной проверке знаний не обязательно.

Вопрос 3

Порядок и организация производства работ при перемещении груза нескольки-

ми кранами?

Ответ:

Такая работа должна производиться в соответствии с ППР или

технологической картой, в которой должны быть приведены схемы строповки,

последовательность выполнения операций, положение грузовых кранов, а также

должны содержаться указания по безопасному перемещению груза. Нагрузка,

приходящаяся на каждый крюк не должна превышать грузоподъемность крана.

Работа должна производиться при равенстве скоростей движения грузоподъемных

органов и под непосредственным руководством специалиста, ответственного за

безопасное производство работ с применением ПС.

Билет 16

Вопрос 1

Порядок аттестации и периодической проверки знаний стропальщиков?

Ответ: Проверка знаний стропальщиков проводится квалификационной комиссией:

Периодически не реже 1 раза в 12 месяцев.

При переходе стропальщика на другое место работы.

По требованию специалиста, ответственного за осуществление производственного

контроля при эксплуатации ПС.

По требованию инспектора РосТехНадзора.

При увеличении случаев нарушения

ФНП (Федеральных норм и правил) при

эксплуатации ПС на предприятии.

Участие инспектора РосТехНадзора при повторной проверке знаний не обязательно.

Вопрос 2

Содержание производственной инструкции стропальщика?

Ответ: Производственная инструкция стропальщика состоит из 8 разделов:

2

Общие положения

2 Общие требования, которые содержат в себе правила внутреннего распорядка,

перечень спецодежды и т.д.

3 Обязанности стропальщика перед началом работы

4 Обязанности стропальщика при обвязке и зацепке груза

5 Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза

6 Обязанности стропальщика при опускании груза

7 Обязанности стропальщика в аварийных ситуациях

8 Ответственность

Вопрос 3

Действия стропальщиков при авариях?

Ответ: 1. Стропальщик должен немедленно сообщить об аварии соответствующе-

му руководителю работ, а в случае отсутствия последнего администрации предприя-

тия.

2. Сохранить место и обстановку несчастного случая, если это не угрожает жизни

людей и не сопутствует простою непрерывного цикла работ.

Билет 17

Вопрос 1

Обязанности стропальщика при обвязке и зацепке грузов?

Ответ: Стропальщик должен помнить, что при обвязке и зацепке груза требуется:

Ознакомиться со схемами строповки, технологическими картами или проектом

производства работ (ППР).

Проверить массу груза по списку масс грузов или маркировки на грузе (если стропаль-

щик не может определить массу груза, он должен поставить в известность специа-

листа, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС).

Канаты, цепи накладывать на основной массив груза (раму, каркас, корпус, станину)

без углов, перекруток и петель, под острые ребра подкладывать спецподкладки,

предохраняющие стропы от повреждений.

Обвязывать груз таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось его

падение и падение его отдельных частей и обеспечивалось его устойчивое положение

при перемещении. Строповку длинномерных грузов следует производить не менее чем

в двух местах.

Зацепку железобетонных изделий, а также других грузов, снабженных петлями, ры-

мами, цапфами производить за все предусмотренные для подъема в соответствую-

щем положении петли, рымы, цапфы.

При подвешивании груза на двурогие крюки накладывать стропы таким образом, что-

бы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно.

Не использованные для зацепки груза концы многоветвевого стропа крепить так, что-

бы при перемещении груза краном исключалась возможность их задевания за встреча-

ющиеся на пути предметы.

Убедиться в том, что предназначенный к подъему груз ничем не укреплен, не защем-

лен, не завален и не примерз к земле.

Стропальщику обвязке и зацепке грузов запрещается:

1) производить строповку грузов, масса которых неизвестна или превышает грузо-

подъемность крана;

2) пользоваться поврежденными или немаркированными съемными грузозахватными

приспособлениями и тарой, соединять звенья разорванных цепей болтами или проволо-

кой, связывать канаты;

3) производить обвязку и зацепку груза способами, не указанными на схемах стропов-

ки;

4) применять для обвязки и зацепки грузов не предусмотренные схемами строповки

приспособления (ломы, штыри, проволоку и др.);

5) производить зацепку поддонов с кирпичом без ограждения (за исключением разгруз-

ки на землю с автомашин);

6) производить зацепку бетонных и железобетонных изделий за поврежденные петли;

7) подвешивать груз на один рог двурогого крюка;

8) забивать крюки стропов в монтажные петли железобетонных изделий или других

грузов;

9) поправлять съемные грузозахватные приспособления на поднимаемом грузе ударами

молотка, кувалды, лома и т.п.;

10) использовать при обвязке крупных стеновых блоков и других высоких грузов при-

ставные лестницы; в этих случаях следует применять переносные площадки;

11) использовать грейфер для подъема грузов, подвешенных при помощи стропов за че-

люсти грейфера, а также для выполнения других работ, для которых грейфер не

предназначен;

12) производить строповку груза, находящегося в неустойчивом положении.

Вопрос 2

Способы крепления концевых канатов?

Ответ: Применяется два вида концевых креплений стальных канатов: неразъемный

и разъемный. Неразъемные крепления применяют в основном при изготовлении стро-

пов. В этом случае на концах стального каната выполняют заплетку с постановкой в

петлю коуша. Второй – неразъемный способ с заливкой легкоплавким сплавом в конус-

ной втулке. Разъемные концевые крепления применяют для соединения барабанов лебе-

док и крюковых подвесок, для чего используют винтовые зажимы (не менее 3-х зажи-

мов, расстояние между которыми 6 диаметров каната).

Вопрос 3

Действия стропальщиков при авариях?

Ответ: 1. Стропальщик должен немедленно сообщить об аварии соответствующе-

му руководителю работ, а в случае отсутствия последнего администрации предприя-

тия.

2. Сохранить место и обстановку несчастного случая, если это не угрожает жизни

людей и не сопутствует простою непрерывного цикла работ.

Билет 18

Вопрос 1

Виды сигнализации, применяемой между крановщиком и стропальщиком?

Ответ: Знаковая сигнализация:

Поднять груз или крюк – Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса.

Ладонь обращена вверх, рука согнута в локте.

Опустить груз или крюк – Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ла-

донь обращена вниз, рука согнута в локте.

Передвинуть кран (мост) – Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в

сторону требуемого движения.

Передвинуть тележку – Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в

сторону требуемого движения тележки.

Повернуть стрелу – Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в

сторону требуемого движения стрелы.

Поднять стрелу – Движение вверх вытянутой рукой, предварительно опущен-

ной до вертикального положения, ладонь раскрыта.

Опустить стрелу – Движение вниз вытянутой рукой, предварительно поднятой

до вертикального положения, ладонь раскрыта.

Стоп (прекратить подъем или передвижение) – Резкое движение рукой вправо

и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз.

Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше

сигналов при необходимости незначительного перемещения) – Кисти рук обращены

ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх

Вопрос 2

Тара. Назначение, маркировка, техническое обслуживание (ТО)?

Ответ: Тара подлежит тщательному осмотру, испытывать ее нагрузкой необяза-

тельно. На таре должны быть указаны ее назначение, номер, собственная масса и

наибольший вес груза, для транспортировки которого она предназначена. Поврежден-

ная или неисправная тара выбраковывается.

Вопрос 3

Напряжение шага. Способы выхода человека из зоны растекания тока?

Ответ: Напряжение шага – это разность потенциалов между силовыми линиями по

мере удаления от источника питания. Выходить из зоны напряжения шага можно

только мелкими передвижениями ступней ног, не отрыва, их друг от друга, или ступ-

ни ног держать вместе и крупными прыжками, не отрывая ступни ног друг от дру-

га, удаляться в сторону от источника напряжения.

Билет 19

Вопрос 1

Нормы браковки канатных и цепных стропов?

Ответ:

Канатный строп изготовленный из каната двойной свивки подлежит бра-

ковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает на длине:

1) 3d-4 обрыва; 2) 6d-6 обрывов; 3) 30d-16 обрывов, где d – диаметр каната в милли-

метрах, из которого изготовлен строп. Пример: d – 28 мм. 6х28=168 мм. Следова-

тельно, при диметре каната 28 мм на длине 168 мм допускается не более 6 обрывов

наружных проволок каната.

Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от

первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие

износа более 10%.

Вопрос 2

Полиспасты: определение, назначение и устройство?

Ответ: Полиспастом называется грузоподъемное устройство из нескольких по-

движных и неподвижных блоков, огибаемых канатом. Силовой полиспаст служит для

выигрыша в силе при подъеме тяжелых грузов. В ПС применяются полиспасты оди-

нарные и сдвоенные. В одинарном полиспасте на барабан лебедки навивается одна

ветвь каната, а на сдвоенном две ветви каната. Кратность полиспаста показывает,

какой выигрыш в силе дает данный механизм. Кратность одинарного полиспаста чис-

ленно равна количеству ветвей, на которых подвешен груз.

Вопрос 3

Порядок организации производства работ при подъеме грузов, масса которых

неизвестна, или на которые не разработаны схемы строповки грузов?

Ответ: Подъемы грузов, на которые не разработаны схемы строповки, должны

производиться в присутствии и под руководством специалиста, ответственного за

безопасное производство работ с применением ПС. Груз, масса которого неизвестна,

поднимать категорически запрещено.

Билет 20

Вопрос 1

Цепи: изготовление, соединение и нормы браковки?

Ответ: Цепи должны иметь сертификат об их испытании с нормативным докумен-

том, по которому они изготовлены. Сращивание цепей допускается электросваркой

новыми восстановленными звеньями или при помощи специальных соединительных

звеньев. После сращивания цепь должна быть испытана нагрузкой в 1,25 раза превы-

шающей расчетное тяговое усилие в течение 10 минут. Сваренные калибровочные и

пластинчатые цепи при работе на звездочке должны находиться одновременно в пол-

ном зацеплении не менее чем с двумя зубьями звездочки. Цепной строп подлежит вы-

браковке при удлинении звена цепи более чем на 3% от первоначального размера и при

уменьшении диаметра сечения звена вследствие износа более 10%.

Вопрос 2

Содержание производственной инструкции стропальщика?

Ответ: Производственная инструкция стропальщика состоит из 8 разделов:

3

Общие положения

2 Общие требования, которые содержат в себе правила внутреннего распорядка,

перечень спецодежды и т.д.

3 Обязанности стропальщика перед началом работы

4 Обязанности стропальщика при обвязке и зацепке груза

5 Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза

6 Обязанности стропальщика при опускании груза

7 Обязанности стропальщика в аварийных ситуациях

8 Ответственность

Вопрос 3

Обязанности специалиста,

ответственного за безопасное производство работ с

применением ПС

?

Ответ: 1. Не допускать использование и нахождение в местах производства работ

не маркированных, без бирок, без соответствующих обозначений, неисправных и не

соответствующих по грузоподъемности и характеру груза СГП (съемные грузоза-

хватные приспособления) и тары. Своевременно производить выбраковку СГП и

тары.

Не допускать нахождения лиц, не имеющих прямого отношения к производству ра-

бот.

Следить за правильностью подачи сигналов между крановщиком и стропальщиком.

Указывать крановщикам и стропальщикам место, порядок и габариты складирова-

ния.

Не допускать подтаскивания грузов при косом натяжении канатов.

Не допускать к обслуживанию крана необученный и не аттестованный персонал.

Назначить сигнальщика.

Следить за выполнением производственных инструкций крановщиками и стропальщи-

ками.

Билет 21

Вопрос 1

Типы стальных канатов?

Ответ: Стальные канаты подразделяются:

По форме поперечного сечения – на плоские и круглые.

Круглые канаты в свою очередь подразделяются по ряду признаков:

По конструктивному признаку – на канаты одинарной, двойной и тройной свивки.

По форме поперечного сечения – на круглопрядные и фасоннопрядные.

По типу прядей – на канаты с точечным касанием проволок между слоями (ТК), с ли-

нейным касанием проволок между слоями (ЛК).

По материалу сердечника – на канаты с органическим сердечником (ОС), с металли-

ческим сердечником (МС), с сердечником из искусственных материалов – пластмасс и

пр. (ИС).

По способу свивки – на раскручивающиеся (Р) и нераскручивающиеся (Н).

По направлению свивки – канаты правого (П) и левого (Л) направления.

По механическим свойствам проволоки подразделяются на следующие марки: В – ка-

наты высокого качества, канаты нормального качества – марки 1, канаты марки 11.

По назначении на грузолюдские (ГЛ) и грузовые (Г).

Вопрос 2

Когда и кем производится осмотр ГЗП?

Ответ:

В процессе эксплуатации ГЗП и тара подвергаются периодическому

осмотру лицом, на которое возложено их обслуживание, обычно эти обязанности на

предприятии возлагаются на специалиста, ответственного за содержание ПС в

работоспособном состоянии.

Сроки осмотров ГЗП:

1.

Осмотр стропов – каждые 10 дней;

2.

Осмотр траверс, захватов и тары – каждый месяц;

3.

Осмотр редко используемых ГЗП – перед каждой выдачей их в работу.

Вопрос 3

Причины несчастных случаев и аварий при эксплуатации ПС (подъемных соо-

ружений)?

Ответ: Основными причинами аварий являются:

Неправильная установка ПС (на краю откоса, котлована, на свеженасыпанном грун-

те и т.п.);

Перегруз ПС во время подъема груза, масса которого превышает ее грузоподъем-

ность;

Неисправность подкранового пути;

Неисправность приборов безопасности, гидрооборудования, эл.оборудования и т.д.;

Допуск к работе и обслуживанию ПС необученных и малоопытных стропальщиков;

Неисправная зацепка или строповка груза;

Применение неисправных ГЗП;

Билет 22

Вопрос 1

Как подобрать строп по длине?

Ответ: Опустить крюк без груза в то место, куда необходимо подать груз с тем

расчетом, чтобы на барабане лебедки осталось не менее 1,5-2 витка каната, после

этого замерить расстояние от земли до крюка и подобрать строп по длине так, что-

бы угол между ветвями строп был не более 90 °. Рекомендуемый угол L 60 °.

Вопрос 2

Порядок организации производства работ при кантовке грузов кранами?

Ответ: Кантовка грузов должна производиться на кантовочных площадках. Разре-

шается кантовка только по заранее составленной технологии, определяющей после-

довательность выполнения операций, способов строповки и указаний по ТБ. Схемы

строповки и кантовки грузов и перечень применяемых ГЗП должны быть приведены в

технологических регламентах. Перемещение грузов, на которые не разработаны схе-

мы строповки, должны производиться в присутствии и под руководством специали-

ста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

Вопрос 3

Обязанности стропальщика при опускании груза?

Ответ: Стропальщик перед опусканием груза должен помнить, что опасно уста-

навливать груз на временные перекрытия, трубы, кабели и другие места, не предна-

значенные для его укладки, а также устанавливать плиты и другие грузы наклонно к

заборам, стенам зданий и сооружений и т.п. Стропальщик перед опусканием груза

обязан:

Предварительно осмотреть место, на которое необходимо опустить груз и убедить-

ся в невозможности его падения, опрокидывания или сползания.

На место установки груза в случае необходимости предварительно уложить прочные

прокладки для удобства извлечения стропов из-под груза.

Снимать стропы с груза или крюка лишь после того как груз надежно будет установ-

лен, а при необходимости и закреплен.

Билет 23

Вопрос 1

Порядок организации производства работ при подаче груза в открытые проемы

сооружений и люки в перекрытиях?

Ответ: Подача грузов должна производиться с особой осторожностью в присут-

ствии сигнальщика или старшего стропальщика.

Подачу грузов в проемы (люки) перекрытий и покрытий следует производить по спе-

циально разработанному проекту производства работ. При подаче груза в проемы

(люки) перекрытий и покрытий необходимо опускать груз и поднимать крюк со стро-

пами на минимальной скорости без их раскачивания.

Расстояние между краем проема (люка) и грузом должно обеспечивать свободное

перемещение груза через проем и должно быть не менее 0,5 м.

В исключительных случаях допускается уменьшать это расстояние при сопровожде-

нии груза через проем (люк) с помощью оттяжки.

При подъеме стропа через проем (люк) крюки стропов должны быть навешены на

разъемное звено, а строп должен направляться снизу с помощью пенькового каната;

пеньковый канат отцепляется от стропа после того, как строп будет выведен из

проема (люка). Стропальщик может подойти к грузу (отойти от груза), когда груз

будет опущен (поднят) на высоту не более 1 м от уровня поверхности (площадки), где

находится стропальщик.

Между крановщиком и стропальщиком, находящимся вне видимости крановщика,

устанавливается радиосвязь.

Вопрос 2

Порядок подъема груза по массе близкой к грузоподъемности крана?

Ответ: Застропить груз согласно схеме строповки, подать сигнал крановщику для

подъема груза на высоту 200-300 мм, затем проверить правильность строповки, рав-

номерность натяжения, устойчивость ПС, действие и эффективность тормозов и

только после этого подать сигнал о подъеме груза на необходимую высоту. При необ-

ходимости перестроповки груз должен быть опущен.

Вопрос 3

Способы крепления концевых канатов?

Ответ: Применяется два вида концевых креплений стальных канатов: неразъемный и

разъемный. Неразъемные крепления применяют в основном при изготовлении стропов.

В этом случае на концах стального каната выполняют заплетку с постановкой в

петлю коуша. Второй – неразъемный способ с заливкой легкоплавким сплавом в конус-

ной втулке. Разъемные концевые крепления применяют для соединения барабанов лебе-

док и крюковых подвесок, для чего используют винтовые зажимы (не менее 3-х зажи-

мов, расстояние между которыми 6 диаметров каната).

Билет 24

Вопрос 1

Порядок организации производства работ при погрузке, разгрузке полувагонов

и автомашин?

Ответ: В местах постоянной погрузки и разгрузки полувагонов и автомашин долж-

ны быть установлены эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Разгруз-

ка и погрузка полувагонов и автомашин крюковым краном должна производиться по

технологии, утвержденной производителем работ, в которой должны быть опреде-

лены места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возмож-

ность выхода их на эстакады и навесные площадки. Нахождение людей в полувагоне и

в автомашине при подъеме и опускании грузов краном не разрешается.

Вопрос 2

Виды сигнализации, применяемой между крановщиком и стропальщиком?

Ответ: Знаковая сигнализация:

Поднять груз или крюк – Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса.

Ладонь обращена вверх, рука согнута в локте.

Опустить груз или крюк – Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ла-

донь обращена вниз, рука согнута в локте.

Передвинуть кран (мост) – Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в

сторону требуемого движения.

Передвинуть тележку – Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в

сторону требуемого движения тележки.

Повернуть стрелу – Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в

сторону требуемого движения стрелы.

Поднять стрелу – Движение вверх вытянутой рукой, предварительно опущен-

ной до вертикального положения, ладонь раскрыта.

Опустить стрелу – Движение вниз вытянутой рукой, предварительно поднятой

до вертикального положения, ладонь раскрыта.

Стоп (прекратить подъем или передвижение) – Резкое движение рукой вправо

и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз.

Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше

сигналов при необходимости незначительного перемещения) – Кисти рук обращены

ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх

Вопрос 3

Обозначение опасных зон. Знаки безопасности?

Ответ: Опасные зоны ограждаются и снабжаются надписями и указателями (стрел-

ками). При работе ночью, а также днем в затемненных местах в опасных зонах

должны быть предусмотрены световые сигналы. Ставят щиты с предупреждением:

«Опасная зона», «Проход закрыт».

Билет 25

Вопрос 1

Порядок организации производства работ при подаче грузов в оконные проемы

и на балконы?

Ответ: При подаче грузов в оконные проемы и на балконы должны обязательно

устанавливаться приемные площадки. Подача материалов в оконные проемы и на

балконы без приемных площадок категорически запрещается.

Вопрос 2

Порядок организации производства работ при перемещении длинномерных гру-

зов?

Ответ: Для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и гро-

моздких грузов во время их подъема или перемещения стропальщик должен траверсы

и дополнительные или специальные оттяжки, или багры.

Вопрос 3

Личная безопасность стропальщика при выполнении погрузо-разгрузочных ра-

бот?

Ответ: Погрузо-разгрузочные работы и складирование грузов должны выполняться

по технологическим картам, разработанным с учетом требований ГОСТ. Не разре-

шается опускать груз на автомашины, а также поднимать груз при нахождении лю-

дей в кузове или кабине автомашины. В местах постоянной разгрузки и погрузки полу-

вагонов, автомашин должны быть установлены специальные эстакады или навесные

площадки для стропальщиков. Разгрузка и погрузка полувагонов крюковым краном

должна производиться по технологии, утвержденной производителем работ, в кото-

рой должны быть определены места нахождения стропальщиков при перемещении

груза, а также возможность выхода их на эстакады и навесные площадки. Стропаль-

щик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз под-

нят на высоту не более 1 метра. Строповка груза должна производиться в соответ-

ствии со схемами строповки, угол между ветвями строп не должен превышать 90 °.

Перемещение мелкоштучного груза должно производиться в спецтаре. При этом

должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на

поддонах без ограждений запрещается. Разрешается производить разгрузку кирпича

на землю с транспортного средства без ограждений. Перемещение груза, масса кото-

рого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической

массы. Груз или ГЗП при их горизонтальном перемещении должны быть предвари-

тельно подняты на 500 мм выше встречающихся на пути предметов. Опускать груз

разрешается только на предназначенное для этого груза место, где исключается воз-

можность падения или сползания грузов. Укладка груза в полувагон должна произво-

диться в соответствии с установленными нормами по согласованию с отделением

железной дороги. По окончании работы или в перерывах груз не должен оставаться

на весу. При подъеме груза он должен быть поднят на высоту 200-300 мм для про-

верки правильности строповки и надежности действия тормозов. При подъеме груза,

установленного вблизи стены, колонны, штабеля, ж.д. вагона или другого оборудова-

ния, нахождение людей или стропальщика между поднимаемым другом и стеной или

другим оборудованием недопустимо. Это же требование должно выполняться при

опускании и перемещении грузов. Подтаскивание грузов по земле при косом натяже-

нии канатов, оттягивание груза во время его подъема, перемещения, опускания

ЗАПРЕЩЕНО. Для разворота длинномерных и габаритных грузов должны приме-

няться крючья и оттяжки. Подсадка в тару и нахождение в ней людей при перемеще-

нии ЗАПРЕЩЕНА.