Автор: Богачёва Раиса Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ с. Новый Камелик
Населённый пункт: село Новый Камелик, Большечерниговского р-она, Самарской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: открытый урок "Промыслы росписи по дереву. Город мастеров"
Предмет: изобразительное искусство.
Класс: 5
№ урока по теме: открытый урок
Тип урока: урок введение
Тема: «Промыслы росписи по дереву. Город мастеров»
Цель: организовать и направить учебную деятельность учащихся на восприятие и осознание, первичное обобщение и систематизация знаний.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- знать различие произведений народных промыслов
- уметь использовать стилизацию природных форм для создания узора;
- понимать смысл и символы декоративно прикладного искусства
Метапредметные результаты:
1.
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать работу и осуществлять поиск информации с помощью материала.
2.
Регулятивные УУД: самоопределять тему, цель и задачи урока, способы их решения, осуществлять пошаговый итоговый контроль.
3.
Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, осуществлять взаимопомощь, учитывать разные мнения.
4.
Личностные УУД: быть толерантным, формировать навыки работы в группе при выполнении практических и творческих работ; познавать
мир через образы и формы изобразительного искусства, осваивать общекультурное наследие России.
Методы урока: интерактивные, исследовательские
Форма урока: работа в группах.
Вид урока: путешествие по «Городу мастеров».
Оборудование:
Для учителя: мультимедийная презентация «Город мастеров», предметы городецкой, хохломской и мезенской росписи, набор вырезанных
предметов, мелодии русской инструментальной музыки квартет «Балалайка».
Для учащихся: дополнительный материал (« Википедия » городецкая, хохломская, мезенская роспись), путеводительные листы для каждого
учащегося, алгоритм ответа для каждой группы, гуашь, кисти.
Ход урока
Этап урока
Планируемый
результат
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Методы и
приемы
1
I
Организа
ционный
момент
(2мин.)
Создание
эмоционального
настроя
Самооценка
готовности к уроку
Умение распределить
обязанности в группе.
Ребята, вы любите
путешествовать, сегодня на уроке
мы отправимся в «Город
мастеров», где каждый занимается
своим делом.
Что это за дело сегодня узнаем на
уроке.
Посмотрите, всё ли у вас готово к
путешествию по улицам города
мастеров?
Дополнительный материал,
листы, вырезанные силуэты
предметов, гуашь, кисти.
Вам предстоит в группе выступить
в роли учёных- искусствоведов и
мастеров росписи (группы
формируются по желанию
учащихся).
В каждой группе выберите (4+3)
«учёных- искусствоведов » они
будут изучать материалы и
подготовят защиту-выступление, а
«мастера росписи» покажут узор
на предмете.
Каждая группа заполнит по
предложенной росписи
путеводитель, который у вас на
парте.
Настрой на урок.
Настрой на процесс
сотворчества.
Проверяют готовность к уроку
Самооценка готовности к уроку
Формирование групп.
Группы: №1 , №2, №3
(определяют в какой группе )
Распределение ролей в группе.
Коммуникативные:
формирование групп
Личностные:
освоение роли
Регулятивные:
планирование
подготовки
принадлежностей к
уроку
выбор мастеров и
учёных, определение
ролей в группе.
Принцип
психологи
ческой
комфортн
ости
II.
Повторение
пройденного
Актуализировать
знания о народных
игрушках
1. Вспомните, с каким мастером
вы познакомились на прошлом
Ответы учеников на вопросы.
1.Мы знакомились с мастером
игрушечником.
Познавательные:
Систематизация
знаний об игрушке.
беседа.
Наглядны
й
2
материала
(2 мин.)
уроке?
2. Какой материал используют для
игрушки?
3. Какие игрушки лепят из глины?
4. Какие символы используют в
орнаменте?
Итак: на прошлом уроке мы
знакомились с росписями на
глиняной игрушке
-Давайте сделаем вывод ?
2.Используют разную глину, а
затем наносят узор.
3. Коней, птиц, куриц, индюков,
женские и мужские фигуры,
сценки из жизни людей, животные
–свистульки, фантастические
фигурки, конь- Полкан.
4. Солярные знаки-земли, воды,
солнца, жизни, веточки растений.
Ответы:
Росписи на игрушках были
разнообразны, служили для
украшения и для защиты человека
от всякого зла.
III.
Постановка
цели и задач
урока.
Мотивация
учебной
деятельност
и учащихся.
(2 мин.)
Определение темы
урока.
Постановка цели
урока.
Организовать и
направить учебную
деятельность
учащихся на
восприятие и
осознание, первичное
обобщение и
систематизация
знаний.
Попробуйте связать промысел
игрушки с предметами стоящими
перед вами.
О чём пойдёт речь сегодня на
уроке?
Сможете назвать тему урока?
Какие же задачи урока вам
интересно будет узнать о
промыслах росписи по дереву?
3.Понимать смысл и символы
декоративно прикладного
искусства.
Называют тему урока.
Промыслы росписи по дереву.
Определяют цель урока.
1.Знать о народных промыслах
росписи по дереву.
2.Выполнить узор на предмете
используя природные формы
Познавательные:
наблюдательность в
определении темы
урока.
Регулятивные:
определение цели
урока и удержание
цели на протяжении
всего урока.
Наблюден
ие.
Наглядны
й.
IV.
Изложение
нового
материала.
(5мин)
Метапредметные
результаты:
умение извлечь
материал, изученный
на уроке, и
Народные промыслы России – это
неотъемлемая связь прошлого и
настоящего , а в чём эта связь мы
узнаем, когда каждая улица
нашего «Города мастеров» будет
Используя учебник и
дополнительный материал,
«учёные-искусствоведы»
выбирают материал по плану,
группа записывает в опорный
Познавательные:
анализ объектов с
целью выделения
признаков;
исследова
тельский
3
Практическая
работа.
(15 мин)
исследовать его.
Предметные
результаты:
понимать смысл и
символы декоративно
прикладного
искусства
Личностные
результаты:
формирование
навыков
самостоятельной
работы при
выполнении
практических и
творческих работ
названа и о каждой мы узнаем
много интересного.
Вы будите работать по одному
плану, но узнавать о разных
народных промыслах.
Записывать свои ответы в
путеводитель.
Посмотрим план работы.
План работы.
1. Название промысла «Города
мастеров»
2. История зарождения искусства
росписи.
3. Предметы и изделия промысла.
4. Особенности элементов
росписи.
5. Цвет в украшении росписи.
Заполнив строку путеводителя,
учёные- искусствоведы готовят
защиту-выступление, мастера-
росписи на вырезанный предмет
наносят элемент узора.
Практическая работа.
А теперь по группам выполните
задание.
лист. «Мастера-росписи»
украсят предмет узором.
Группы смотрят и слушают план
своей работы.
Группы приступают к
практической работе.
Работа под музыкальное
сопровождение.
Коммуникативные:
Работа в группе,
распределение
ролей.
Регулятивная:
планировать свою
деятельность
согласно
поставленной задаче.
Принцип
деятельно
сти;
принцип
творческо
го
самовыра
жения.
V.
Проверка,
полученных
знаний.
(15 мин.)
Предметные
результаты:
знать различие
народных промыслов,
уметь использовать
стилизацию
Проведём экскурсию по «Городу
мастеров», в этом нам помогут
«учёные- искусствоведы» и
«мастера росписи».
Послушаем, посмотрим, запишем
Слушают вопросы для
Познавательные:
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности;
4
Рефлексия
природных форм для
создания узора
о промыслах нашего «Города
мастеров»
«Мастера-росписи» выставляют
на доске свои изделия, а один из
«учёных- искусствоведов»
знакомит остальных ребят со
своим промыслом, Все остальные
записывают ответы в следующую
строку путеводителя.
Выступления строят по вопросам:
1.Где и когда зародилось
искусство росписи (городецкой,
хохломской, мезенской)?
2. Какие предметы вырезали из
дерева.
3.Какие основные элементы
росписи и природные формы
изображают на предметах.
4.Какой цвет использовали
мастера в украшении росписи.
Экскурсия закончена, группа (№1,
№2,№3) вам слово.
-О каком из промыслов было
более интересно смотреть и
слушать?
- При изучении материала вам
трудно или легко было выделить
основные особенности промысла?
выступления группы.
Смотрят в свои путеводители,
готовятся записывать.
Каждая группа презентуют своё
выступление.
«Улица Городецкая»
«Улица Хохломская»
«Улица Мезенская»
Ответы детей.
-Было трудно из-за большого
объёма информации, не все
участники группы сразу
включились в работу.
-Было легко выделить
особенности, потому что материал
Коммуникативные:
выражение своих
мыслей
Регулятивные:
умение удержать
задачи урока
Познавательные:
Оценка результатов
деятельности.
Регулятивные:
осуществлять
контроль, оценивать
работы групп
5
-Что вы написали в ваш
путеводитель?
Давайте посмотрим.
понятен.
По каждому пункту записали
краткое обозначение промысла
(зачитывают содержание)
6
VI.
Подведение
итогов.
(3 мин)
Предметные
результаты:
- знать различие
произведений
народных промыслов
- уметь использовать
стилизацию
природных форм для
создания узора;
- понимать смысл и
символы декоративно
прикладного
искусства
Мы заглянули в удивительный
«Город мастеров».
-О каких народных промыслах вы
узнали?
- Какие природные формы для
создания узора вы использовали?
Символы декоративного
народного искусства несут
определённый смысл в нашу
жизнь.
-Какой смысл для вас имеют
росписи предметов и русские
музыкальные произведения?
Промыслы России это богатство,
которое передаётся от поколения к
поколению, как ниточка связывает
нас с прошлым наших истоков.
Ответы учащихся:
-Узнали об истории промысла
городецкой , хохломской и
мезенской росписи по дереву.
- Для своей росписи использовали
растительные элементы (цветы,
травы, листья, ягоды и др.)
-Наша жизнь становиться более
красивой и доброй.
Регулятивные:
оценка результатов
деятельности;
Коммуникативные:
учитывать разные
мнения
Личностные:
нравственно-
эстетическое
оценивание
VII.
Информация
о домашнем
задании.
(1 мин)
Домашнее задание будет тоже
необычным.
1.Пользуясь путеводным листом,
найдите другой промысел
росписи по дереву и впишите его
и изобразите элемент узора
росписи.
2. Или изобразите элемент узора
росписи ,которую мы рассмотрели
на уроке.
Регулятивные:
Выбор и
планирование
выполнения
домашнего задания.
7
Путеводитель по «Городу мастеров»
Город
мастеров
Истоки промысла
Предметы, изделия
промысла
Основные элементы
росписи
Цвет в украшении
росписи
Улица
Защита-выступление группы
Мы назвали нашу улицу____________________________________________________________
Промысел _______________________________зародился ________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Мастера из дерева вырезали
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Элементы ___________________росписи особенные, в ней можно увидеть
___________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
_________________________________________________________________
Цвет , который используют в ________________________росписи , это ___
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В заключение выступления мы хотим (пожелать ребятам, научиться, исследовать, показать,
рассказать….)______________________________________________
8
Вопросы:
1.Где и когда зародилось искусство росписи (городецкой, хохломской, мезенской)?
2. Какие предметы вырезали из дерева.
3.Какие основные элементы росписи и природные формы изображают на предметах.
4.Какой цвет использовали мастера в украшении росписи.
9