Напоминание

открытый урок "Промыслы росписи по дереву. Город мастеров"

Автор: Богачёва Раиса Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ с. Новый Камелик
Населённый пункт: село Новый Камелик, Большечерниговского р-она, Самарской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: открытый урок "Промыслы росписи по дереву. Город мастеров"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 5

№ урока по теме: открытый урок

Тип урока: урок введение

Тема: «Промыслы росписи по дереву. Город мастеров»

Цель: организовать и направить учебную деятельность учащихся на восприятие и осознание, первичное обобщение и систематизация знаний.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- знать различие произведений народных промыслов

- уметь использовать стилизацию природных форм для создания узора;

- понимать смысл и символы декоративно прикладного искусства

Метапредметные результаты:

1.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать работу и осуществлять поиск информации с помощью материала.

2.

Регулятивные УУД: самоопределять тему, цель и задачи урока, способы их решения, осуществлять пошаговый итоговый контроль.

3.

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, осуществлять взаимопомощь, учитывать разные мнения.

4.

Личностные УУД: быть толерантным, формировать навыки работы в группе при выполнении практических и творческих работ; познавать

мир через образы и формы изобразительного искусства, осваивать общекультурное наследие России.

Методы урока: интерактивные, исследовательские

Форма урока: работа в группах.

Вид урока: путешествие по «Городу мастеров».

Оборудование:

Для учителя: мультимедийная презентация «Город мастеров», предметы городецкой, хохломской и мезенской росписи, набор вырезанных

предметов, мелодии русской инструментальной музыки квартет «Балалайка».

Для учащихся: дополнительный материал (« Википедия » городецкая, хохломская, мезенская роспись), путеводительные листы для каждого

учащегося, алгоритм ответа для каждой группы, гуашь, кисти.

Ход урока

Этап урока

Планируемый

результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы и

приемы

1

I

Организа

ционный

момент

(2мин.)

Создание

эмоционального

настроя

Самооценка

готовности к уроку

Умение распределить

обязанности в группе.

Ребята, вы любите

путешествовать, сегодня на уроке

мы отправимся в «Город

мастеров», где каждый занимается

своим делом.

Что это за дело сегодня узнаем на

уроке.

Посмотрите, всё ли у вас готово к

путешествию по улицам города

мастеров?

Дополнительный материал,

листы, вырезанные силуэты

предметов, гуашь, кисти.

Вам предстоит в группе выступить

в роли учёных- искусствоведов и

мастеров росписи (группы

формируются по желанию

учащихся).

В каждой группе выберите (4+3)

«учёных- искусствоведов » они

будут изучать материалы и

подготовят защиту-выступление, а

«мастера росписи» покажут узор

на предмете.

Каждая группа заполнит по

предложенной росписи

путеводитель, который у вас на

парте.

Настрой на урок.

Настрой на процесс

сотворчества.

Проверяют готовность к уроку

Самооценка готовности к уроку

Формирование групп.

Группы: №1 , №2, №3

(определяют в какой группе )

Распределение ролей в группе.

Коммуникативные:

формирование групп

Личностные:

освоение роли

Регулятивные:

планирование

подготовки

принадлежностей к

уроку

выбор мастеров и

учёных, определение

ролей в группе.

Принцип

психологи

ческой

комфортн

ости

II.

Повторение

пройденного

Актуализировать

знания о народных

игрушках

1. Вспомните, с каким мастером

вы познакомились на прошлом

Ответы учеников на вопросы.

1.Мы знакомились с мастером

игрушечником.

Познавательные:

Систематизация

знаний об игрушке.

беседа.

Наглядны

й

2

материала

(2 мин.)

уроке?

2. Какой материал используют для

игрушки?

3. Какие игрушки лепят из глины?

4. Какие символы используют в

орнаменте?

Итак: на прошлом уроке мы

знакомились с росписями на

глиняной игрушке

-Давайте сделаем вывод ?

2.Используют разную глину, а

затем наносят узор.

3. Коней, птиц, куриц, индюков,

женские и мужские фигуры,

сценки из жизни людей, животные

–свистульки, фантастические

фигурки, конь- Полкан.

4. Солярные знаки-земли, воды,

солнца, жизни, веточки растений.

Ответы:

Росписи на игрушках были

разнообразны, служили для

украшения и для защиты человека

от всякого зла.

III.

Постановка

цели и задач

урока.

Мотивация

учебной

деятельност

и учащихся.

(2 мин.)

Определение темы

урока.

Постановка цели

урока.

Организовать и

направить учебную

деятельность

учащихся на

восприятие и

осознание, первичное

обобщение и

систематизация

знаний.

Попробуйте связать промысел

игрушки с предметами стоящими

перед вами.

О чём пойдёт речь сегодня на

уроке?

Сможете назвать тему урока?

Какие же задачи урока вам

интересно будет узнать о

промыслах росписи по дереву?

3.Понимать смысл и символы

декоративно прикладного

искусства.

Называют тему урока.

Промыслы росписи по дереву.

Определяют цель урока.

1.Знать о народных промыслах

росписи по дереву.

2.Выполнить узор на предмете

используя природные формы

Познавательные:

наблюдательность в

определении темы

урока.

Регулятивные:

определение цели

урока и удержание

цели на протяжении

всего урока.

Наблюден

ие.

Наглядны

й.

IV.

Изложение

нового

материала.

(5мин)

Метапредметные

результаты:

умение извлечь

материал, изученный

на уроке, и

Народные промыслы России – это

неотъемлемая связь прошлого и

настоящего , а в чём эта связь мы

узнаем, когда каждая улица

нашего «Города мастеров» будет

Используя учебник и

дополнительный материал,

«учёные-искусствоведы»

выбирают материал по плану,

группа записывает в опорный

Познавательные:

анализ объектов с

целью выделения

признаков;

исследова

тельский

3

Практическая

работа.

(15 мин)

исследовать его.

Предметные

результаты:

понимать смысл и

символы декоративно

прикладного

искусства

Личностные

результаты:

формирование

навыков

самостоятельной

работы при

выполнении

практических и

творческих работ

названа и о каждой мы узнаем

много интересного.

Вы будите работать по одному

плану, но узнавать о разных

народных промыслах.

Записывать свои ответы в

путеводитель.

Посмотрим план работы.

План работы.

1. Название промысла «Города

мастеров»

2. История зарождения искусства

росписи.

3. Предметы и изделия промысла.

4. Особенности элементов

росписи.

5. Цвет в украшении росписи.

Заполнив строку путеводителя,

учёные- искусствоведы готовят

защиту-выступление, мастера-

росписи на вырезанный предмет

наносят элемент узора.

Практическая работа.

А теперь по группам выполните

задание.

лист. «Мастера-росписи»

украсят предмет узором.

Группы смотрят и слушают план

своей работы.

Группы приступают к

практической работе.

Работа под музыкальное

сопровождение.

Коммуникативные:

Работа в группе,

распределение

ролей.

Регулятивная:

планировать свою

деятельность

согласно

поставленной задаче.

Принцип

деятельно

сти;

принцип

творческо

го

самовыра

жения.

V.

Проверка,

полученных

знаний.

(15 мин.)

Предметные

результаты:

знать различие

народных промыслов,

уметь использовать

стилизацию

Проведём экскурсию по «Городу

мастеров», в этом нам помогут

«учёные- искусствоведы» и

«мастера росписи».

Послушаем, посмотрим, запишем

Слушают вопросы для

Познавательные:

контроль и оценка

процесса и

результатов

деятельности;

4

Рефлексия

природных форм для

создания узора

о промыслах нашего «Города

мастеров»

«Мастера-росписи» выставляют

на доске свои изделия, а один из

«учёных- искусствоведов»

знакомит остальных ребят со

своим промыслом, Все остальные

записывают ответы в следующую

строку путеводителя.

Выступления строят по вопросам:

1.Где и когда зародилось

искусство росписи (городецкой,

хохломской, мезенской)?

2. Какие предметы вырезали из

дерева.

3.Какие основные элементы

росписи и природные формы

изображают на предметах.

4.Какой цвет использовали

мастера в украшении росписи.

Экскурсия закончена, группа (№1,

№2,№3) вам слово.

-О каком из промыслов было

более интересно смотреть и

слушать?

- При изучении материала вам

трудно или легко было выделить

основные особенности промысла?

выступления группы.

Смотрят в свои путеводители,

готовятся записывать.

Каждая группа презентуют своё

выступление.

«Улица Городецкая»

«Улица Хохломская»

«Улица Мезенская»

Ответы детей.

-Было трудно из-за большого

объёма информации, не все

участники группы сразу

включились в работу.

-Было легко выделить

особенности, потому что материал

Коммуникативные:

выражение своих

мыслей

Регулятивные:

умение удержать

задачи урока

Познавательные:

Оценка результатов

деятельности.

Регулятивные:

осуществлять

контроль, оценивать

работы групп

5

-Что вы написали в ваш

путеводитель?

Давайте посмотрим.

понятен.

По каждому пункту записали

краткое обозначение промысла

(зачитывают содержание)

6

VI.

Подведение

итогов.

(3 мин)

Предметные

результаты:

- знать различие

произведений

народных промыслов

- уметь использовать

стилизацию

природных форм для

создания узора;

- понимать смысл и

символы декоративно

прикладного

искусства

Мы заглянули в удивительный

«Город мастеров».

-О каких народных промыслах вы

узнали?

- Какие природные формы для

создания узора вы использовали?

Символы декоративного

народного искусства несут

определённый смысл в нашу

жизнь.

-Какой смысл для вас имеют

росписи предметов и русские

музыкальные произведения?

Промыслы России это богатство,

которое передаётся от поколения к

поколению, как ниточка связывает

нас с прошлым наших истоков.

Ответы учащихся:

-Узнали об истории промысла

городецкой , хохломской и

мезенской росписи по дереву.

- Для своей росписи использовали

растительные элементы (цветы,

травы, листья, ягоды и др.)

-Наша жизнь становиться более

красивой и доброй.

Регулятивные:

оценка результатов

деятельности;

Коммуникативные:

учитывать разные

мнения

Личностные:

нравственно-

эстетическое

оценивание

VII.

Информация

о домашнем

задании.

(1 мин)

Домашнее задание будет тоже

необычным.

1.Пользуясь путеводным листом,

найдите другой промысел

росписи по дереву и впишите его

и изобразите элемент узора

росписи.

2. Или изобразите элемент узора

росписи ,которую мы рассмотрели

на уроке.

Регулятивные:

Выбор и

планирование

выполнения

домашнего задания.

7

Путеводитель по «Городу мастеров»

Город

мастеров

Истоки промысла

Предметы, изделия

промысла

Основные элементы

росписи

Цвет в украшении

росписи

Улица

Защита-выступление группы

Мы назвали нашу улицу____________________________________________________________

Промысел _______________________________зародился ________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Мастера из дерева вырезали

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Элементы ___________________росписи особенные, в ней можно увидеть

___________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_________________________________________________________________

Цвет , который используют в ________________________росписи , это ___

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

В заключение выступления мы хотим (пожелать ребятам, научиться, исследовать, показать,

рассказать….)______________________________________________

8

Вопросы:

1.Где и когда зародилось искусство росписи (городецкой, хохломской, мезенской)?

2. Какие предметы вырезали из дерева.

3.Какие основные элементы росписи и природные формы изображают на предметах.

4.Какой цвет использовали мастера в украшении росписи.

9