Автор: Кондракова Татьяна Викторовна
Должность: учитель домоводства
Учебное заведение: Государственное казенное образовательное учреждение Краснодарского края специальная коррекционная школа № 9
Населённый пункт: г. Новороссийск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Метода и приемы обучения на уроках социально - бытовой ориентировки
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная
( коррекционная) школа № 9 г. Новороссийска
Доклад на тему: «Методы и приёмы обучения на уроках
социально – бытовой ориентировки».
Учитель СБО: Кондракова Т. В.
2020-2021 учебный год
В настоящее время в связи с изменениями в различных сферах жизни стали
актуальными вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к
самостоятельной жизни. Особого подхода в этом требуют дети с
интеллектуальными нарушениями развития. Они рассматриваются как
объект особой общественной заботы и помощи. Напряженная социальная,
экологическая, демографическая, экономическая обстановка в современном
обществе способствует возникновению выраженных трудностей в процессе
адаптации в обществе лиц с особыми образовательными потребностями, к
числу которых относятся и дети с нарушениями интеллекта.
На сегодняшний день к одной из первоочередных задач современной
коррекционной педагогики относится разработка специальных условий для
успешной социальной адаптации и интеграции в общество лиц с
ограниченными возможностями здоровья. Для этого используются
определенные методы и приемы обучения на уроках СБО.
Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности
преподавателя и учащихся, направленный на решение задач образования,
воспитания и развития.
Приёмы обучения – это «деталь», часть метода, отдельные операции
мышления в процессе усвоения знаний, формирования умений и навыков. На
уроках СБО я использую:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное
слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые
предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают
умения, выполняя практические действия).
Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе
методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок
передать большую по объему информацию, поставить перед учащимися
проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может
вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего
человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ,
объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение
содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах
школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем,
продолжительность.
Требования к рассказу:
- рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность
преподавания;
- содержать только достоверные и научно проверенные факты;
- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов,
доказывающих правильность выдвигаемых положений;
- иметь четкую логику изложения;
- быть эмоциональным;
- излагаться простым и доступным языком;
- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым
фактам, событиям.
Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование
закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных
понятий, явлений.
Требования к объяснению:
- точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
- последовательного раскрытия причинно-следственных связей,
аргументации и доказательств;
- использования сравнения, сопоставления, аналогии;
- привлечения ярких примеров;
- безукоризненной логики изложения.
В среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного
материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся,
использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с
младшими школьниками.
Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем
постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к
пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Виды бесед.
Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» -
нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на
имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к
пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.
Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если
беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или
вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся
состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы
применяются после изучения нового материала.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки
вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся
готовились к ответу.
Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными,
сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить
двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание
ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих
однозначных ответов типа «да» или «нет».
В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:
- активизирует учащихся;
- развивает их память и речь;
- делает открытыми знания учащихся;
- имеет большую воспитательную силу;
- является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
- требует много времени;
- содержит элемент риска (ученик может дать неправильный ответ, который
воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
- необходим запас знаний.
Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. В начальных
классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под
руководством учителя. В дальнейшем учащиеся все больше учатся работать с
книгой самостоятельно.
Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие
методы, при которых усвоение учебного материала находится в
существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного
пособия и технических средств. Наглядные методы используются во
взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие
группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ учащимся иллюстративных
пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов,
технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать
ряд условий:
а.) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б.) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует
постепенно и только в соответствующий момент урока;
в.) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все
учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г.) необходимо четко выделять главное, существенное при показе
иллюстраций;
д.) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации
явлений;
е.) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с
содержанием материала;
ж.) привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в
наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Практические методы. Практические методы обучения основаны на
практической деятельности учащихся. Этими методами формируют
практические умения и навыки. К практическим методам относятся
упражнения и практические работы.
Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное)
выполнение умственного или практического действия с целью овладения им
или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех
предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика
упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного
материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные,
графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся
совершают умственную и практическую работу.
Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает,
комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют
комментированными. Комментирование действий помогает учителю
обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.
Рассмотрим особенности применения упражнений.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления,
памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не
требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и
выработки умений в их применении. Использование их способствует
развитию логического мышления, культуры письменной речи,
самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с
устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению
схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов,
плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-
практических работ, экскурсий и т.д.
К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы
учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих
упражнений является применение теоретических знаний учащихся в
трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому
воспитанию учащихся.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда
требований к ним: - сознательный подход учащихся к их выполнению;
соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений -
сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала,
затем - на воспроизведение - применение ранее усвоенного - на
самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на
творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение
нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков.
Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые
формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и
носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но
и за пределами школы.