Напоминание

"Продуктивная деятельность, как предпосылка для развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством обыгрывания"

Автор: Кузовлева Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: г. Санкт -Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Продуктивная деятельность, как предпосылка для развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством обыгрывания"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка

«Продуктивная

деятельность,

как

предпосылка

для

развития

творческих способностей детей дошкольного возраста посредством

обыгрывания»

Руководитель проекта:

Воспитатель Кузовлева С.Н., ГБДОУ №4

Невского района СПб

Тип проекта: долгосрочный (1год)

Вид проекта: творческий, групповой

Возраст детей: 3 года

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Цель исследования — разработка цикла занятий с детьми младшего

дошкольного возраста на основе использования продуктивной деятельности.

Объектом

исследования является —

внедрение в педагогическую

работу цикла занятий для развития предпосылок к творчеству.

Предмет исследования – продуктивная деятельность

Исследование обусловило решение следующих задач:

1Проанализировать

и

обобщить

опыт

педагогов

по

проблеме

исследования.

2Создать условия (предметно-игровую среду) для развития творческих

способностей детей.

3Разработать и апробировать цикл игр-занятий созданных на основе

обыгрывания

продуктивной

деятельности

с

детьми

дошкольного

возраста, начиная с 3-его года жизни.

Гипотеза

Мы предполагаем, что развитие творческих способностей детей через

обыгрывание продуктивной деятельности у детей 3-его года жизни будет

идти эффективно при условии, если будут созданы:

Предметно-игровая среда для детей.

Картотека дидактических игр.

Цикл

игр-занятий

на

основе

обыгрывания

продуктивной

деятельности для работы с детьми в условиях Крайнего Севера.

Предполагаемый результат:

создание цикла занятий направленных на

развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

посредством обыгрывания продуктов изодеятельности.

Срок действия проекта – сентябрь2018г.- декабрь 2019г.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название этапа

Сроки

Мероприятия в проекте

Ответстве-

нный

1.Организационный

1а.Организационно-

документальный

сентярь-

декабрь

2018г.

1. Выбор темы и разработка

основных положений проекта.

2. Участие в курсах повышения

квалификации

в

целях

повышения

профессиональной

компетентности в

рамках проектной деятельности.

3.Распределение исследовательской

нагрузки

между

участниками

проекта

Кузовлева

С.Н,

4. Составление цикла занятий для

развития творческих способностей

детей дошкольного возраста на основе

обыгрывания продуктов

изодеятельности

5. Составление перспективного

плана по реализации проекта.

6. Подбор потешек, текстов для

обыгрывания.

7. Составление анкет. Проведение

родительского собрания.

8. Составление схем работы с детьми

по развитию у них творческих

способностей.

1б.

Организационно-

технический

сентябрь-

декабрь

2018г.

9. Изготовление поделок, рисование

иллюстраций для обыгрывания.

10. Оформление уголка «поделки

своими руками» фотосессия.

11. Систематизация известных

методов и приёмов, отслеживание

содержания работы с детьми и

родителями по теме проекта

Родители,

Дети

совместно

с

воспитате-

лем,

Кузовлева

С.Н.

1в.

Диагностический

сентябрь-

декабрь

2018г.

12. Подбор, составление

диагностических методик по

теме проекта для отслеживания

творческой активности детей

в процессе обыгрывания

продуктивной деятельности.

13. Составление педагогических

характеристик на воспитанников

группы.

14. Составление

анализ-справки

частоты общения родителей с детьми.

15. Беседы, наблюдения, опросы

Воспитатель

родителей, с целью выявления

интереса к рисованию.

2. Практический

январь-

сентябрь

2019г.

1 .Проведение интегрированных

занятий игр-занятий рисованию и

развитию речи.

2.Подготовка и проведение

развлечений, праздников для детей с

использованием поделок для

обыгрывания.

3.Проведение выставок детских

поделок, рисунков

Воспитатель

Октябрь,

Декабрь,

Февраль,

Май.

4. Совместные мероприятия с

родителями: праздник 8 Марта, 23

Февраля, Новый год, весенний

концерт для родителей.

5. Подбор иллюстративного материала

к сказкам и историям для вывода

детей на продуктивную деятельность

и ее обыгрывание.

6. Изготовление практического

материала на занятиях для

обыгрывания.

7. Коррекция методов и приёмов,

содержания работы с детьми и

родителями по теме проекта.

10. Подготовка рефератов, сообщений

по проблеме исследования.

11. Подготовка консультаций для

родителей «обыгрывания поделок

изготовленных своими руками» и

игровых ситуаций с детьми.

Воспитатель

совместно с

родителями

Воспитатель.

Кузовлева

С.Н.

3. Обобщающий.

май-

сентябрь

2019г.

1 .Обобщение итогов фронтальной и

индивидуальной работы с

детьми.

2. Подготовка отчёта о проделанной

работе и оформление материалов.

3. Оформление фотоальбома,

фотовыставки «наша мастерская».

4. Составление картотеки

дидактических игр, игр-занятий,

подбор иллюстраций

по теме исследования.

Кузовлева

С.Н.

.

4. Внедренческий

сентябрь-

декабрь

2019г.

1. Подготовка выступления на

педсовете по проблеме «Продуктивная

деятельность, как предпосылка для

развития творческих способностей»

Кузовлева

С.Н..

Методическое обеспечение.

«Радуга» Программа и руководство по воспитанию и развитию детей двух-

трёх лет в детском саду. Издание второе переработанное, Часть 1, 2. Москва.

Линка-Пресс.1996.

Климова Е.П. Художественно - эстетическое развитие дошкольников.

Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.-

Волгоград: Учитель,2007.

Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и

конспекты. — М. ГЦ СФЕРА, 2005.

Фёдорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни,

потешки для детей дошкольного возраста. -СПб.: «Детство-Пресс»,2000.

Материально-техническое обеспечение.

Иллюстрации к проведению занятий, игрушки.

Картотека дидактических игр, потешек и стихов

«Уголок для выставок и обыгрывания».

Атрибуты для проведения занятий.

Видео и фотоматериалы.

ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

1 младшей группы

1.

Вызывать эмоциональный отклик, положительные эмоции.

2.

Развивать активную речь детей.

3.

Поощрять участие в общих действиях.

4.

Развивать способность к звукоподражанию.

5.

Развивать умение соотносить слова с манипуляцией предметом.

6.

Побуждать детей подпевать, подговаривать текст, диктующий действие

с предметом, соотносить действие со словами.

9.

Поощрять

попытки

обыгрывания

продуктивной

деятельности

в

диалогах знакомых произведений.

10. Подводить детей к сочинению коротких рассказов с помощью

Взрослого

1

Синтезированные задачи из Программ «Радуга» и «Театр - Творчество - дети»

Н.Ф.Сорокиной

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ПРОГРАММЫ «РАДУГА»

1.

Содействовать полноценному физическому развитию, создавая условия

для двигательной активности.

2.

Способствовать

своевременному

и

полноценному

психическому

развитию детей, развивая целенаправленность в деятельности, активную

речь, формируя математические представления.

3.

Закладывать

основы

будущей

личности,

развивая

активность,

инициативность, самостоятельность; закладывая основы доброжелательного

отношения к сверстникам; поддерживая познавательное отношение к миру,

пробуждая

эмоциональную

отзывчивость

к

эстетической

стороне

окружающей действительности.

4.

Обеспечивать

каждому

ребёнку

возможность

радостно

и

содержательно прожить период дошкольного детства.

ПАРАМЕТРЫ ДИАГНОСТИКИ

1

уровня творческой активности детей в процессе

обыгрывания продуктивной деятельности:

активная речь

общительность

эмоциональная отзывчивость

умение соотносить слова с действием предметом.

умение сопровождать действие игрушкой, словами

попытки действия поделкой в диалогах знакомых сказок

подходить к сочинению коротких рассказов, сказок

1

Модифицированные критерии по материалам Программы «Театр-

Творчество-Дети» Н. Ф. Сорокиной.

Ключ к методике определения показателей развития:

Высокий — выполняет более 80% заданий

Средний - выполняет более половины заданий

Ниже среднего - затрудняется в выполнении большей часта задания

Диагностика уровня творческой активности детей в процессе обыгрывания

подуктивной деятельности.

№ п/

п

Фамилия, имя

ребёнка

Воз

раст

Акти

вная

речь

Обще

ние

Эмоц.

отзыв.

Участие в

занятиях

Монипуляц

ия в

диалогах.

Соотносить

слова с

действием

Сопровож

дать

действие

словами

Подходить

к сочин.

корот.

рассказов

Уровень

творч.

актив.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Высокий

Средний

Ниже

среднего

Условные обозначения: высокий уровень - 3; средний - 2; ниже среднего -1

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ

ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

(ноябрь

п/п

Фамилия

, имя

ребёнка

Возрас

т

Эмоциональна

я отзывчивость

на просмотр,

слушание

Быстрое

включени

е в

игровое

действие

В игре

появляютс

я

эмоции

Ребенок

вносит в

инсценир

о

вание

свое

видения

образа,

сказки

Ребенок

пытается

вносить

элементы

новизны в

самостоят.

игровую

деятельност

ь

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Анализ педагогической характеристики

Эмоционально отзывчивы на просмотр и слушание

66% детей

Быстро включаются в игровое действие

60% детей

В игре появляются эмоции

80% детей

Вносят в драматизацию своё видение образа, сказки

47% детей

Пытаются вносить элементы новизны в игровую деятельность

27% детей

Выводы

Характеристика показала, что у большинства детей есть данные для

развития творческих способностей посредством ряжения и обыгрывания.

Дети эмоционально отзывчивы, быстро включаются в игровое действие,

проявляют эмоции в игре, некоторые из них вносят в драматизацию своё

видение. Но эти способности неустойчивы в силу возрастных особенностей.

Зависят иногда от настроения, самочувствия малыша. Только небольшая

часть детей начинает вносить элементы новизны в свои игры.

Рисование для самых маленьких

Рисование для двух-трех летних малышей - это игра, выражение мыслей, творение, которое

он может создать сам (а такой малыш еще не многое может создать своими руками) С

другой стороны, рисование развивает мелкую моторику мышц и помогает развитию речи.

Одним из основных видов деятельности ребенка этого возраста является игра. Чтобы

рисование увлекло и порадовало малыша, педагогу (или родителю) нужно использовать

игровые приемы во время занятий рисованием.

Вот несколько примеров занятий рисованием с малышами. Из книги Г. Григорьевой.

"Дощечки для бычка"

Программное содержание: вызвать интерес к теме и к результату работы, помочь детям

увидеть в линиях образ; продолжать учить детей пользоваться кистью и красками.

Методы и приемы: показ способа изображения; художественное слово; игровые приемы ,

(обыгрывание игрушки, обыгрывание рисунка).

Материал: краски (гуашь). стихотворение А. Барто "Бычок"; образная игрушка (бычок)

Методика проведения занятия.

В начале занятия педагог демонстрирует детям идущего по дощечке бычка и читает

стихотворение А. Барто "Бычок". "Остановился бычок, боится идти дальше. Почему?" -

спрашивает воспитатель. Дети отвечают словами из стихотворения. "Не бойся, бычок,

сейчас мы тебе еще дощечек принесем", - говорит воспитатель и предлагает детям

нарисовать дощечки, показывает способ изображения, поясняет, как надо держать кисть.

Используя силуэтную игрушку, педагог обыгрывает рисунки детей в процессе выполнения.

Бычок смело шагает по широкой ровной дощечке, не боится, перепрыгивает с одной на

другую: "Топ-топ-топ - прошагал я по Катиной дощечке. А теперь пойду по дощечке Леши,

Саши. Не упаду! Топ-топ-топ". Самых маленьких детей группы бычок называет по имени и

обязательно проходит по нарисованной ими дощечке.

"Пришьем к новому платью куклы Кати пуговицы"

Программное содержание: побуждать детей определять формы предмета, всматриваясь и

обследуя жестом, познакомить их со способом изображения предметов округлых форм,

обратив внимание на характер формообразующего движения, упражнять дошкольников в

его воспроизведении; продолжать учить детей правильно держать карандаш; заинтересовать

детей - процессом рисования и качеством рисунка; подвести их к осознанию достоинств и

недостатков своих рисунков.

Методы и приемы: обследование; показ способа изображения; оценка изображения;

игровые приемы (обыгрывание игрушек, игровые упражнения, обыгрывание полученных

изображений). Материал: дидактическая игра "Оденем куклу"; цветные карандаши;

фломастеры; Кукла Катя.

Методика проведения занятия.

Воспитатель приносит куклу Катю. (Силуэтное изображение куклы на картоне величиной с

альбомный лист по типу игрушки "Оденем куклу".) Детям она хорошо знакома, так как они

играют с ней в свободное время, примеряя на нее разные одежды. Воспитатель

разговаривает с куклой Катей, показывает ей новое красивое платье. Катя хочет его

примерить. Воспитатель обращает внимание куклы на то, что к платью не успели пришить

пуговицы, но успокаивает ее: дети помогут, пришьют. Кукле показывают разные пуговицы,

пришитые на картон, спрашивают, какие ей нравятся. Педагог вместе с детьми определяют

их форму. (Возможно дополнительное обследование пуговиц на одежде детей.) Затем

воспитатель "пришивает" (рисует) пуговицы, поясняя способ действия: "Пуговицы круглые,

карандаш бежит, нигде не останавливается". Затем воспитатель предлагает нескольким

детям "пришить" пуговицы. Кукла примеряет новое платье, "застегивает" на нем пуговки,

любуется собой.

Воспитатель раздает вырезанные из бумаги платья, сарафаны, кофточки. Дети "пришивают"

пуговки на эти обновки. По возможности куклы даются каждому ребенку. Он может

придумать другое имя своей дочке, "пришить" к ее новому платью пуговицы, одеть куклу.

Игровую ситуацию можно изменить, предложив сразу надеть платье на куклу, "застегнуть"

(нарисовать) пуговки, так как Катя маленькая и не умеет это делать. Такая ситуация вполне

понятна детям.

Если они знакомы со способом изображения округлых форм, то задание можно усложнить.

Например, предложить "пришить" пуговицы разной величины: на пальто - большие, на

рубашку - маленькие. Так малыши упражняются в изображении округлой формы разной

величины. Если они ни смогли передать в рисунке разницу в величине, то во время анализа

рисунков педагог создает такую ситуацию: кукла не может "застегнуть" пуговицы.

Воспитатель вместе с детьми выясняют, почему так получилось: петелька маленькая, а

пуговица большая и наоборот. Во время оценки детских рисунков кукла Катя примеряет

новые платья, смотрит, где, как и какие пришиты пуговицы. Дети подсказывают, где

получились кривые пуговицы и надо пришить другие. На следующих занятиях можно

изобразить на рисунках мыльные пузыри, колечки к пирамидке, шарики. После закрепления

способа рисования предметов округлых форм карандашом надо показать детям способ

изображения этих форм кистью. Это очень важный момент в процессе обучения. Если

воспитатель

не

формирует

навыки

работы

с

новым

материалом,

дети

даже

в

подготовительной к школе группе рисуют кистью, как карандашом. Для формирования

навыков владения кистью можно провести другое занятие.

"Поучим кисточку рисовать круглые колечки"

Программное содержание: познакомить детей со способом изображения предметов

округлых форм кистью и упражнять малышей в его применения; развивать умение

переносить способ изображения в новые условия и обобщать его.

Методы и приемы: показ способа изображения; оценка изображения; игровые приемы

(обыгрывание изобразительного материала и детских рисунков).

Материал: карандаши, кисти; краски (гуашь). пирамидка, колечки, игра серсо.

Методика проведения занятия.

Воспитатель создает игровую ситуацию. На подставке стоят карандаш и кисточка и

разговаривают между собой. Карандаш спрашивает, что умеет рисовать кисточка.

- Дорожки, длинные и короткие, листочки,- перечисляет кисточка.- А ты что умеешь?

- Я тоже это умею. А еще меня ребята научили рисовать колечки для пирамидки.

- А я не умею, но мне тоже хочется этому научиться. Научи меня!

- И меня! И меня!-просят другие кисточки.

- Я бы научил вас, но кисточкой надо рисовать не так, как карандашом. Попросите ребят,

они вас научат,-отвечает карандаш.

Воспитатель предлагает детям научить свои кисточки рисовать. Предварительно он

показывает способ рисования, фиксирует внимание на положение кисти.

Процесс изображения - своеобразная игра с кисточкой, обучение ее рисованию.

Воспитатель в индивидуальной работе с детьми восхищается, удивляется, как хорошо

кисточки рисуют, как быстро они этому научились. Когда рисунки готовы, дети могут сами

приносить их воспитателю. При создании каждого рисунка воспитатель радостно говорит:

"Покатились колечки, их рисовала кисточка Тани (Лены и др.). А вот еще катятся колечки,

да какие круглые! А этому колечку трудно катиться. Почему? Как кисточка рисовала? Она

торопилась, бежала впереди палочки, стала как сердитый, колючий ежик. Вот колечко и

получилось такое неровное, трудно ему катиться. Как надо было бежать кисточке?"

При оценке рисунков внимание детей обращается не только на выразительность

изображения, но и на способ действия. Воспитатель в игровой форме поясняет детям, что

выразительность создаваемого образа зависит от техники рисования кистью.

"Отремонтируем машине колеса"

Программное содержание: побуждать детей к самостоятельному определению формы

предмета и использованию известного способа изображения в новой, теме; подводить их к

пониманию обобщенного способа изображения, оценке рисунков.

Методы и приемы: обследование; художественное слово; игровые приемы (обыгрывание

игрушек и кисточек, игровое упражнение, обыгрывание выполненных рисунков).

Материал: игрушки (машины) стихотворение А. Барто "Грузовик" краски (гуашь);

нарисованные педагогом силуэты машин.

Методика проведения занятия.

Воспитатель показывает детям иллюстрации, читает стихотворение А. Барто "Грузовик".

Затем ставит на мольберт Силуэтное изображение машины без колес: грузовик

перевернулся, все колеса отвалились. Далее, педагог создает игровую ситуацию. Машина,

обращаясь к кисточке, просит нарисовать ей колеса, так как надо катать игрушки. Кисточка

отвечает, что колеса она не умеет рисовать. Тогда машина обращается за помощью к детям.

Воспитатель произносит: "Дети, давайте посмотрим на колеса у нашей машины. Какой они

формы? (Круглые.) А что наша кисточка уже умеет рисовать круглое? (Пуговки, колечки и

т. п.) Так же рисуют и колеса. Все круглое рисуют одинаково".

Одному из детей предлагается "поставить" колеса на машину. (Ребенок показывает способ

изображения.) Затем такое же задание выполняют остальные - "ставят" колеса на свои

машины. Можно дать малышам дополнительно чистый лист бумаги, чтобы они

поупражнялись в рисовании "запасных" колес. После окончания работ дети "выезжают" на

машинах, "катают" игрушки. Педагог анализирует выполнение изображения: "Вот приехал

Сережа на машине. Он поставил ровные, круглые колеса. Они быстро катятся. А эта

машина, почему забуксовала? Почему это колесо плохо катится?" Дети видят ошибку,

подсказывают, что надо сделать. На машинах можно катать игрушки (мелкие, силуэтные):

они прикрепляются мастикой.