"Дополнительное образование и внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС"

Автор: Полубенцева Наталья Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: город Зима, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дополнительное образование и внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС"
Дата публикации: 02.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Дополнительное образование и внеурочная деятельность

в условиях реализации ФГОС»

Полубенцева Наталья Сергеевна

Педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ№10»

г. Зима, Иркутской области.
В условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты место и роль дополнительного образования детей в условиях массовой школы возрастает. Дополнительное образование в школе является одной из самых динамичных и развивающихся систем: постоянно обновляется содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая авторская позиция педагога. Важным фактором реализации такой деятельности является ее инновационное, научное и системное методическое сопровождение. Современный педагог должен обладать не только знаниями и опытом в определенной предметной области, но и необходимым набором профессиональных компетенций, находиться в процессе непрерывного профессионального роста, самосовершенствования. Обеспечить активность педагога как субъекта процесса совершенствования позволяет системный подход к содержанию и формам научно- методической работы в образовательном учреждении. Работа вокального кружка в общеобразовательной школе занимает важнейшее место в системе воспитания и образования. Пение развивает художественный вкус учащихся, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор. Вокал служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности обучающихся, помогает формирова нию интонационных возможностей, необходимых для овладения исполнительским навыкам. Во время обучения, дети знакомятся не только с лучшими образцами народного музыкального творчества, но и с лучшими образцами современной музыкальной культуры, духовной музыки. Учатся исполнять и анализировать музыку. Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:  вся деятельность проходит в сфере свободного времени ребенка;  выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно;  содержания и формы работы детского объединения могут, при необходимости, варьироваться. К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей. Дополнительное образование школьников органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой. Цель дополнительного образования школьников, а значит и внеурочной деятельности - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни Для ребенка сказка - это ее повседневная жизнь, потому именно через сказку он может усвоить много жизненно важных уроков. Дети воспринимают метод сказкотерапии и любят «волшебные» сказки. Сказки помогают: адаптироваться в коллективе, эффективно взаимодействовать с другими, научиться дружить, верить в себя, свою мечту, заинтересоваться учебой, приспособиться к сложным семейным обстоятельствам. В своей книге «Путь к волшебству» (теория и практика сказкотерапии) Татьяна Зинкевич-Евстигнеева подробно остановилась на том, чем именно привлекательны сказки для психологической, терапевтической и развивающей работы. 1
Развивая и совершенствуя метод сказкотерапии, возможно объединение с таким сильным по своему воздействию видом искусства как музыка. В связи со сказанным, именно музыка может стать проводником к эмоциям и чувствам ребенка и оптимизировать воздействие сказкотерапии как психокоррекционного метода. Вместе с тем такая форма как музыкальная сказкотерапия систематически применяется мною на занятиях. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня - это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Программа
внеурочной деятельности:
«Буква, краска, нотка, маска приглашают в

гости к сказке»
(основана на методе музыкальной сказкотерапии), разработана на основе дополнительной образовательной программы «Наши звонкие голоса» вокальной студии «Звездопад». Из программы взяты самые главные особенности основ вокального исполнительства, дети смогут научиться управлять своим голосом, чисто интонировать и раскрыть свои вокальные способности, На занятиях использую различные формы работы с учащимися: игровые и творческие задания, упражнения психологического характера, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок. Чередование видов деятельности позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся. В настоящее время проблема адаптации детей к условиям обучения в начальной школе приобретает все большую актуальность. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, их вниманию предлагаю сказки М.А. Панфиловой. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни. Работа над сказкой занимает часть занятия и тематика их актуальна: «Знакомство», «Что такое урок», «Правила школьной жизни», «Школьник и дошкольник», «Для чего ходят в школу», «Оценка», «Учимся работать дружно», «Мои друзья», «Любимый урок», «Мы все такие разные», «Первоклассное путешествие», « Игры в школе », « Волшебное яблоко», «Госпожа Аккуратность», «Гордость школы», «Дружная страна». Для того чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде сказки, используются карточки различных цветов: - красный - радуюсь; - синий - мне жалко; - желтый - хочу помочь; - зеленый - справедливо; - коричневый - несправедливо. Вначале выясним с помощью разноцветных карточек-символов, как оценивают дети поступки героев сказки. И сами для себя выберем желтый кружок, объясняя детям: «Хочу…, мне кажется, что слишком с ними поступили не справедливо и т.д.». Слушание музыки, которая иллюстрирует сказку, вызывает у детей особый интерес. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной, и разнообразной по характеру, темпу, средствам, музыкальной выразительности, должна побуждать к творчеству, активизировать фантазию ребенка, использованию выразительных движений. Каждое занятие начинается и заканчивается определенным ритуалом приветствия и ритуалом прощания, сопровождается музыкой современных детских композиторов: «Подари улыбку миру», муз. А. Варламова, «Дай мне руку», муз. Ж. Колмагоровой. Занятия насыщены разнообразными заданиями, упражнениями и играми. 2
Задания: «Знакомство», «Подарок классу», «Любимое время года», «Что в портфеле?», «Рисунки-загадки», «Узоры и волшебные лесенки», «Рисуем вместе», «Рисуем вместе», «Мои друзья», «Незнакомец», «Лес Тишины», «Остров Дружбы». Упражнения: «Цветы», «Наш класс», «Чуткие руки», «Живые деревья», «Дождь» «Что растет после дождя?», «Школьник и дошкольник», «Урок или перемена», «Для чего ходят в школу», «Один или два», «Что на свете желтого цвета?», «Закончи предложение» , «Ролевая гимнастика», «Какой урок важнее?», «Мой любимый урок». Игры: «Доброе утро», «Разыскивается...», «Раз, два, три - шепчи!», «Рыба, птица, зверь», «Снежинка», «Разноцветные варежки», «Эхо», «Подсказка». Разнообразный песенный материал составляет музыкальную основу программы и играет важную роль в её освоении. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности. В работе используется музыка композиторов классиков и
музыка современных

композиторов
, пишущих для детей: А.Ермолова, Г. Жукова, В. Уварцевой, О. Макушиной, Ж. Колмагоровой, Н. Вайнер, А. Варламова, В Алексеева, В. Ударцева, Ю. Кудинова, А. Воинова, И. Челнокова, И.Шмакова, А. Усачева, Т. Пархоменко, Д. Соколова, Р. Гуцалюк. Занятия, основанные на приёмах музыкальной сказкотерапии, направлены на знакомство, создание в классе дружеской атмосферы, отношения друг с другом, развитие эмоционально - волевой сферы, совершенствование внимания, памяти, воображения, процессов мышления. Использование информационных и коммуникационных технологий на занятиях повышает эффективность и качество внеурочной деятельности. 3