Напоминание

"Формирование творческой личности ребёнка средствами и методами театральной педагогики"

Автор: Мороз Нонна Владимировна
Должность: руководитель театрального объединения "Экспромт"
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: город Тарко-Сале, Тюменская область
Наименование материала: Cтатья
Тема: "Формирование творческой личности ребёнка средствами и методами театральной педагогики"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«Формирование творческой личности ребенка средствами и методами

театральной педагогики»
Мороз Нонна Владимировна, руководитель объединения «Экспромт», МБОУ ДО «ДДТ» г. Тарко-Сале Пуровского района
«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В.А.Сухомлинский
Каждый из нас всю свою жизнь играет в разные игры, исполняя разные роли. Скажите, сколько ролей в своей жизни вы играете? Дома? В школе? А во дворе, на улице? Значит, каждый из вас актер со своей сценой и зрителями. Ведь театр - это игра. Один из главных элементов театра – игр а. С нее все и началось. Возникло театральное искусство очень давно – на заре человеческой культуры. И развивалось вместе с развитием самого человечества. Театр возник из игр и обрядов, а обряды и игры сопровождали человека с седой древности. Люди извечно любили состязаться друг с другом, учили детей ловкости, меткости, смелости – вот и придумывали все новые и новые игры. Игры и обряды можно считать первым театральным жанром.Но традиционно местом рождения театра принято считать Древнюю Грецию. Именно там появились слова «театр», «сцена», «актер» и много других, символ театра – маски комедии и трагедии. Театр в переводе с греческого означает зрелище. Греки воспринимали театральное зрелище горячо и взволнованно. Они разделяли чувства и живо реагировали на происходящее. Однажды, когда герой трагедии сказал, что деньги ценнее совести, все зрители набросились на актера. Пришлось вмешаться драматургу (автору пьесы) и успокоить публику сообщением, что мошенник будет наказан в конце пьесы. Однажды в древности, во времена императора Нерона, Рим посетил армянский царь Тиридат. Его принимали торжественно и пышно, желая сделать верным другом сената и римского народа, показывали достопримечательности Рима и его окрестностей. Когда же царь Тиридат собрался в обратный путь, Нерон предложил ему выбрать в подарок то, что ему больше всего понравилось, и поклялся, что не откажет ни в чем, чего бы гость не пожелал. И тогда Тиридат попросил в дар актера, которого он видел в театре и, не понимая его речи, понял все, что артист выражал знаками, жестикуляцией, мимикой. Царь объяснил: в его стране живут люди, говорящие на многих языках и наречиях. Чтобы разговаривать с ними, приходится пользоваться многими переводчиками. А этот актер станет «универсальным» переводчиком и один будет понят всеми.
В педагогике стало утверждение, что одним из главных методов работы является игра. Сама жизнь определила главные ипостаси игры: 1) Как средство обучения и воспитания (форма народной педагогики); 2) Как генетическая и функциональная основа искусства (форма условности и перевоплощения). Законы детской игры подвижны и переменчивы (мы договорились играть так, а потом на ходу переговорили и стали играть по – другому). А закон, по которому строится художественный образ, задается художником для каждого конкретного произведения единожды. В детской игре много условности, понятной только играющим, в ней возможны любые пропуски фрагментов действия, утрированное обозначение каких-то явлений. В театре все это возможно далеко не всегда. Игра – сильнейшее средство развития ребенка, одно из важнейших тренинговых средств развития чисто человеческих, психических свойств и качеств: внимания, памяти, наблюдательности, терпения, воли. Игра воспитывает нравственные качества партнерства, совместимости, дружбы, сотрудничества. Дети физически активнее взрослых актеров, они гибкие и телесно и психологически. Публичное творчество привлекает далеко не всех. Другое дело – творчество вообще. Вот тут следует согласиться: все дети творцы. Но одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвертые - к чему – то еще. Легко и удобно, когда детские способности и предпочтения в творчестве ярко выражены, когда сам ребенок их в какой-то степени осознает. Но бывает и так, что творческие задатки глубоко спрятаны или лежат в такой сфере деятельности, где их никому не приходит на ум искать. Но в то же время нельзя исключать ребенка из общего дела, забывать о маленьком человеке, оставлять его в стороне. Для каждого нужно найти интересное ему занятие – то, в котором он может творчески реализоваться. Мир без игры… Какой он? Можем ли мы, взрослые, его себе представить? Вряд ли. А вот для детей «это мир, в котором нет солнца», «где черная земля и не растут цветы», «улицы пусты и бесцветны». Игра рождает не только духовный подъем, но и напряжение творческих сил. Открывая метод физических действий, К.С.Станиславский со своими учениками шел к началу, к «детскости» чувств. Парадокс заключается в том, что театральная педагогика, «не предполагая того», фактически создала практический метод по реализации психологических исследований в области сенсорного развития ребенка, формирования образа, ассоциативного мышления, психологии игры. Методику театральной работы с детьми можно сравнить с незаметной постепенностью роста зерна. Игровой, энергетически затратной, веселой постепенностью роста.
Не забывайте, когда росточек маленький и слабый, его легко сломать. А вырастет дерево – вот тогда на него можно взвалить тяжелейший груз и… ничего не произойдет. Но прежде из росточка нужно вырастить дерево. Театральная педагогика – это доброта и терпение садовника. Актерский тренинг, разработанный на основе открытий К.С.Станиславского, построен по принципу биологическому, эволюционному – развития живой жизни, материи: от клетки до сложного организма, от зернышка до взрослого растения. И это самое главное. В высших учебных заведениях практикуется термин К.С.Станиславского «предлагаемые обстоятельства», дается установка «Я – старый фонарь», «Я – цветок», «Я – стеклянный человечек» и тд. Игры в превращения помогают подвести детей к содержательным представлениям о перевоплощении, как феномене театрального искусства. Дети привыкают обращать внимание на выразительную значимость пластики, жестов, взгляда, мимики в поведении людей и сценических героев. Необходимое условие творчества – свобода. Современный человек отнюдь не свободен. Уже к 17 годам он представляет целый комплекс мышечных зажимов, которые являются лишь проекцией зажимов внутренних: психологических и интеллектуальных. Задача театрального творчества – помочь ребенку вернуться к себе естественному, подлинному, свободному. И начинать это сложнейшее дело проще с тела – с воспитания мышечной свободы (раскрепощения ребенка). Нужно, чтобы ребенок почувствовал суть – действовать в вымысле. Такие тренинги построены по принципу: от невозможного, нереального – к себе реальному. Ребенок не может плохо сыграть абракадабру. Важно действовать. Упражнения на снятие телесных зажимов и умение владеть телом: движение с различными установками: стеклянные, тряпочные, свинцовые (части тела, руки, ноги, голова). Материалом творчества актера служат его собственные природные данные: речь, тело, мысли, нервы, память, наблюдательность. Актер творит образ, используя самого себя. Властелином сцены назвал К.С. Станиславский актера. Дети – великие фантазеры. Придумывать, выдумывать, воображать, мечтать – привилегия детей. Все неправдоподобное, несбыточная, любая их причуда – это их волшебный мир. Среди ранних игр рисование оказалось игрою самой мудрой, природой сотворенной. «Основными гаммами для актеров» называл К.С.Станиславский упражнения на действие с воображаемыми предметами. Например: простой стул может стать волшебным (проводится упражнение
«Волшебный стул»,
упражнение с карандашом (карандаш – это земляной червяк)). На стул кладется карандаш. Участники должны его по очереди убрать так, как если бы это был большой земляной червяк. Каждый должен это сделать по- своему, и куда деть, тоже решить самому. Основные качества, которые необходимо развивать у детей, выходящих на сцену, - это внимание, свобода и воображение. Они понадобятся им в любой сфере деятельности, особенно в учебе.
Театральные занятия помогут развить и укрепить эти качества, сделать их привычными. Законы детской игры и законы сцены различны. Играть для себя, «За закрытой дверью», и играть публично – совсем не одно и то же. Игра «для себя» психологически естественна, игра «на публику» противоречит природе. Об этом немало думал и писал К.С.Станиславкий. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Педагогу нужно творить самому, чтобы дети могли идти вместе с ним и дальше него. В этом и заключается сверхзадача в педагогике творчества. Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Знакомство со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства. В игре ребенок: принимает на себя различные роли, проигрывает их, становясь тем или иным персонажем, учится понимать его чувства и мысли; становится элементом воображаемого сказочного пространства (высокой горой, бушующим морем…); вступает во взаимодействие с воображаемым пространством сказки (карабкается по скалам, пробирается сквозь дремучий лес…) Творческое задание
«Театр-экспромт»
по характеру эмоциональное и простое, которое подводит ребят к работе над драматургией произведения, ее законами и в итоге – постановке спектакля.Театр – это то, что происходит здесь и сейчас. Развитие творческих способностей необходимо не только людям искусства, а и представителю любой другой профессии. Через любимую деятельность детей – игру – можно помочь ребенку сформироваться интересной и неординарной личностью. Театральная педагогика – одна из более разработанных в педагогике искусства. Средствами театральной педагогики (упражнения, задания, игры) формируется творческая личность ребенка. Театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других. Разработана авторская программа «Театрализованные игры в школе» кинорежиссером Колчеевым, бывшим преподавателем ВГИКА и учителем русского языка и литературы Колчеевой.
На основе своего опыта работы со школьниками они дают систему заданий, упражнений, игр с использованием приемов театральной педагогики. Театральные формы работы, методики, применяемые в воспитании актера, принципы режиссерской работы все чаще проникают в практику общеобразовательной школы, используются педагогами на уроках по разным предметам. Современная театральная педагогика выделяет порядка тридцати элементов мастерства актера: сценическое воображение и фантазия, сценическое внимание, мышечная свобода, эмоциональная память, взаимодействие (общение), логика и последовательность действия, чувство правды и вера, приспособления, актерская смелость. Через средства театральной педагогики: - обогащается духовный мир ребенка; - раскрываются индивидуальные способности; - развиваются основные психические процессы и качества (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазия, воображение, коммуникабельность, чувство ритма, смелость публичного самовыражения); - развивается речевой аппарат и пластическая выразительность движений; - воспитывается чувство ответственности перед коллективом. «Напрасно думают, что это легко, - писал К.С.Станиславский, - уметь смотреть и видеть красивое, слушать и слышать возвышенное, понимать умное и чувствовать глубокое». Театр – это что? (из ответов ребят) «Дом радости», «Это искусство», «Крючок, поддевающий нашу душу», «Дом чудес и неожиданностей», «Место, где можно войти в сказку», «Мир развлечений и смеха», «Это искусство, когда актер пытается раскрыть душу зрителя». Если бы страна театр не появилась на свете, люди все равно бы ее выдумали. Ведь постоянно, путешествуя по ее дорогам, человечество учится любить, страдать, сопереживать, плакать, думать, жить!