Автор: Мелкомукова Наталия Олеговна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Школа дизайна "Точка"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: непосредственно-образовательная деятельность
Тема: "ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА"
Непосредственная образовательная деятельность
Формирование целостной картины мира
Средняя группа.
«Хлеб – всему голова»
Цель : Воспитание уважения и бережного отношения детей к хлебу.
Задачи:
1.
Закрепить знание детей о том, что хлеб – это ценный продукт питания,
получение которого требует большого труда.
2. Побуждать использовать в речи фольклор (пословицы и поговорки).
3. Систематизировать и закрепить знания детей об этапах в
производстве хлеба.
4. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к
материалам при работе с тестом.
Предварительная работа:
1.Рассматривание иллюстраций « Хлебобулочные изделия»,
«Сельскохозяйственные машины».
2.Беседа о труде хлебороба.
3. Заучивание пословиц и поговорок о труде и хлебе.
4. Чтение рассказов: М. Глинская « Хлеб», В. Дацкевич «От зерна до
каравая», сказки «Колосок», «Как волк вздумал хлеб печь».
5. Лепка «Баранки, калачики».
Материал:
Картинки о том, как выращивают хлеб, как он попадает к нам на стол (пашут,
боронят, сеют, ухаживают, собирают урожай, мукомольный завод,
хлебозавод, магазин). Кукла Марьюшка; каравай из дрожжевого теста,
дрожжевое тесто для украшения каравая, блюдечки с сахарным песком,
салфетки для обтирания рук, фартуки для работы с тестом, дощечки.
Ход:
Дети сидят полукругом.
Воспитатель:
-Ребята, недавно я видела такую картину: « Шел мальчик и ел булку. Не доел.
Бросил её, пнул ногой и пошёл дальше».
-Скажите, хорошо он поступил?
-А почему? Как вы думаете? (потому что, хлеб дается тяжелым трудом, много
людей работают, чтобы мы могли кушать хлеб каждый день).
Воспитатель:
- Молодцы, верно! Ведь не зря у народа есть слова «Хлеб всему голова».
Хлеб всегда пользовался почетом и уважением. Его всегда первым ставили
на стол. Гостя всегда встречали хлебом и солью. Много народ придумал
пословиц и поговорок о хлебе, стихов и песен. Когда мы поздравляем
именинника на день рождения, мы поем ему песню «Каравай».
- Но мальчик ничего этого, наверное, не знал, поэтому и так поступил.
- А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
«Хлеб - наше богатство»
«Много снегу – много хлеба»
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»
«Хлеб да соль, и обед пошел»
« Без хлеба нет обеда»
и другие.
Воспитатель:
- Молодцы, много вы пословиц и поговорок знаете о хлебе.
А давайте поиграем в игру « Откуда хлеб на стол пришел?»
- Откуда хлеб на стол пришел? (из магазина)
-В магазин, откуда попал? (из пекарни)
- А из чего пекут хлеб? (из зерна)
- А из чего мука? (из зерна)
- Откуда зерно? (из колоса)
- Откуда колос появился? (вырос в поле)
Воспитатель:
- А чтобы колос вырос в поле, нужно большую работу проделать
(рассматривание картинок).
Землю вспахать, проборонить, засеять зерном, ухаживать (поливать, бороться
с вредными насекомыми). Далее собрать урожай, переработать зерно, отвезти
на мельницу (мукомольный завод). Затем уже муку отвезти на хлебозавод
(где хлеб испекут). Потом его развести по магазинам. И вот только тогда мы
сможем его купить и покушать.
Вот такой длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Сколько рук к нему
прикоснулось, чтобы колос стал хлебом.
Физкультминутка «Зернышко»
Облако, облако
Белое, хорошее
Подари нам облако капельку дождя
Маленькое зернышко
Нами в землю брошено
Маленькому зернышку
Без воды нельзя.
СТУК В ДВЕРЬ.
Воспитатель:
- Кто это? Какая русская красавица к нам в гости пришла? А как тебя зовут?
Марьюшка:
- Здравствуйте, меня зовут Марьюшка. Узнала я, что сегодня у вас вечером
праздник , вы будете своих мам приглашать и чаем их угощать.
А загадки вы отгадывать умеете?
«Вырос колоском, а на стол пришел куском». (ХЛЕБ)
Марьюшка:
-А вы знаете, что всегда на праздник пекли праздничный круглый хлеб, а как
он называется, знаете? (Каравай).
- Правильно, гостей всегда встречали караваем.
- Я пришла к вам с подарком, я тоже хотела порадовать ваших гостей
праздничным караваем, да вот беда тесто я замесила, каравай состряпала, а
украсить и испечь не успела. Поможете украсить его?
Воспитатель:
- Поможем? (да)
- Тогда давайте разделимся на две команды. За этим столом будут из теста
катать шарики, а за этим палочки. А потом все вместе мы украсим наш
каравай.
Марьюшка:
- Молодцы! Какой красивый каравай получился. Не стыдно таким караваем
и гостей угощать. Вот видите для того, чтобы у нас с вами получился
такой замечательный каравай, много труда было вложено. Люди разных
профессий трудились, а сегодня и вы ребята вложили свой труд в
приготовлении каравая – праздничного хлеба. Работа это долгая и трудная,
поэтому всегда к хлебу относились и относятся бережно.
- Послушайте стихотворение:
Не напрасно народ с давних пор и поныне
Хлеб насущий зовет самой первой святыней.
Золотые слова забывать мы не вправе:
«Хлеб – всему голова!»- В поле, в доме, в державе!
Разработала и провела воспитатель