Автор: Макушкина Оксана Викторовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: кафедра дошкольного и дополнительного образования, институт психологии и педагогики, Алтайский государственный педагогический университет
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование речевого контента участников образовательного процесса как основа для коммуникации в ДОО
УДК 373.24
Макушкина Оксана Викторовна
магистрант, кафедра дошкольного и дополнительного образования,
институт психологии и педагогики, Алтайский государственный
педагогический университет, г. Барнаул, Алтайский край
Формирование речевого контента как основа для коммуникации в ДОО
Аннотация: Взаимодействие детского сада и семьи — необходимое
условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие
результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют
согласованно. Формирование речевого контента в ДОУ невозможно без
организации совместной работы с семьей, как первоисточника развития
коммуникативной компетентности ребенка.
Ключевые
слова:
взаимодействие,
речевой
контент,
семья,
коммуникативное развитие, речевое общение.
Огромную роль играет коммуникативное развитие дошкольников, на
которое направлено большое количество программ.
В настоящее время педагогическим коллективами разработаны разные
модели образовательного процесса. В первую очередь эти модели должны
соответствовать
образовательной программе ДОУ, а также учитывать
региональные особенности.
Осуществляемый образовательный процесс и подбор контента для него
должен соответствовать большому количеству требований. В частности,
реализация различных видов речевой деятельности должна реализовываться
с использованием различных форм и методов работы. Выбор речевого
контента, при этом, осуществляется самими педагогами в зависимости от
особенностей детей, их развития, как интеллектуального, так и речевого.
При подборе речевого контента и организации оптимальной речевой
среды
для
детей
дошкольного
возраста
возможно
использование
положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой
моделей,
в
которых
обозначена
партнерская
ненавязчивая
позиция
воспитателя (взрослого), разнообразие детской активности, свободный выбор
предметного материала.
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с
детьми сформулировала Н.А. Короткова:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
-добровольное присоединение детей к деятельности (без психического
и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при
соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец образовательной деятельности (каждый
работает в своем темпе).
Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых
с
детьми,
причем
инициатива
в
этих
играх
должна
принадлежать
воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять. Также в режиме
дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических
мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.
Формирование
речи
в
ДОУ
–
это
системный,
целостный,
развивающийся
во
времени
и
в
рамках
определенной
системы,
целенаправленный
процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий
личностно-ориентированный
характер,
направленный
на
достижение
социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию
личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс
обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои
потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности,
сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.
Развитие
речи
детей
на
основе
взаимодействия
родителей,
воспитателей и детей должно:
- Сочетать принципы научной обоснованности
и практической
применимости;
-
Соответствовать
критериям
полноты,
необходимости
и
достаточности;
- Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей.
Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и
для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и
своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании
субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога,
родителя и ребенка.
Речь — специфически человеческая способность, развитие которой
наиболее интенсивно совершается в раннем и младшем дошкольном возрасте
и оказывает существенное влияние на весь ход психического развития
ребенка.
Этим
определяется
особая
значимость
своевременного
речевого
развития дошкольника в условиях как дошкольного учреждения, так и семьи.
Степень овладения языком, богатство, точность, грамотность и образность
речи существенно зависят от условий жизни и воспитания ребенка, богатства
языковой среды, содержания и интенсивности общения с окружающими
людьми.
Современное состояние методики характеризуется глубокой научной
разработанностью задач, содержания, методов, приемов, форм и общих
принципов речевой работы с дошкольниками и вплотную подводит к
изучению проблемы обоснования и выработки стратегии обучения с учетом
конкретных особенностей жизни и социальной ситуации развития ребенка. К
числу малоисследованных принадлежит проблема учета взаимодействия
ДОУ и семьи для речевого развития детей дошкольного возраста.
Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения
и семьи не нова, прежде всего потому, что воспитательный процесс в этих
двух институтах строится по-разному. Для детского сада характерна деловая
форма общения воспитателя с детьми, эмоциональная недостаточность,
наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их
поведения,
методами
воздействия
на
ребенка,
недостаточность
индивидуального общения с каждым ребенком, сравнительная жесткость
режима дня, общение с детьми одного возраста. Для семьи характерны
сравнительно
«мягкие»
отношения
между
родителями
и
ребенком,
эмоциональная насыщенность отношений, постоянство и длительность
педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка,
индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку,
подвижный режим дня, возможность общаться с детьми-родственниками
разных возрастов.
Между
тем
следует
отметить,
что
для
ДОУ
характерны
целенаправленный характер воспитания и обучения детей, применение
методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и
возможностям дошкольников, понимание их потребностей, разнообразная
содержательная деятельность детей в детском обществе, возможность играть
и общаться с широким кругом сверстников. В семье, как правило, у
родителей сформированы отрывочные представления о воспитании, и
поэтому они используют случайную педагогическую литературу, характерен
стихийный
характер
воспитания
и
обучения
ребенка,
использование
отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания, стремление
взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих
условий для ребенка, непонимание возрастных особенностей дошкольников,
малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения с
детьми в игре.
Для конструирования оптимальной модели развития речи детей в
соответствии с ФГОС ДО необходимо учитывать большое количество
особенностей.
Сегодня, говоря о формировании интегративного пространства все
чаще говорят как о включении родителей в процесс, так и о том, что
обучение речи все чаще ложится на плечи ДОУ, когда родители выполняют
лишь вспомогательную роль.
От 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка
становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог,
анализировать знания, полученные вербальным путем. Наши «Почемучки» с
одной стороны, стали другими, с другой — это те же дети, с теми же глубоко
драматичными для их детской жизни проблемами и страхами. Поясню свою
мысль: нам очень долго твердили, что вырастает новое поколение детей —
дети
«индиго»
с
высоким
уровнем
интеллекта,
необычайной
чувствительностью,
телепатическими
способностями
и
мн.
другие.
Утверждалось также, что «дети индиго» будто бы представляют собой
«новую расу людей». Однако, по мнению гораздо более информированной в
отношении изменения детской сущности М. М. Безруких [1], директора
Института
возрастной
физиологии
РАО,
и
физиологически,
и
психологически дети за эти 20 лет изменились не настолько, чтобы говорить
о принципиально «новой расе». Да, мы видим, что дети играючи осваивают
сложные гаджеты, к которым мы зачастую не знаем, как подойти. Но это
связано с тем, что данная реальность воспринимается ими как норма, в
которой они живут. Сегодня общение все больше переходит в сеть и
начинает активно страдать коммуникация.
В машинах, в детских креслах, в детской поликлинике уже привычное
зрелище — малыш даже в коляске с электронным гаджетом, хотя мама
рядом, но она тоже в своём телефоне. Проблема здесь во многом, на наш
взгляд, в том, что нынешние родители дошкольников, у которых это первый
ребёнок (потому что именно на опыте первого родительства мы совершаем
самые большие ошибки) — это «дети перестройки», т. е. молодые люди 25–
30 лет. Их детство прошло в условиях выживания их родителей. С ними
часто так же не играли и не общались в раннем детстве, поэтому и опыта
личного общения с ребёнком у них нет. Поэтому задача ДОО в данном
возрастном периоде её воспитанников — продолжить обучение родителей
полноценному общению с ребёнком, в котором важно не время, проведённое
вместе, а его насыщенность, «качество общения».
Этому способствует выстраивание общего смыслового контекста,
значимого для детей, установление взаимосвязи между разными видами
детской деятельности и разными формами их организации, единство
взглядов
взрослых
на
развитие
ребенка,
учет
разных
векторов
педагогического
влияния
на
развитие
детей
(непосредственного
и
опосредованного), объединение усилий всех участников педагогического
процесса. Все это позволяет учитывать то, что происходило с детьми раньше,
что они уже усвоили, что им предстоит узнать.
Различные виды детской деятельности объединяются поставленными
задачами, взрослые коллегиально относятся друг к другу, дети вступают в
различные
виды
взаимодействия
в
свободной
и
организованной
деятельности. Логика развития от года к году сохраняется, но обогащается
на новой ступени развития детского сообщества и каждого ребенка
индивидуально с учетом возраста, времени года, момента педагогического
процесса, актуального содержания окружающей действительности, что
позволяет решать и спонтанно возникающие нравственные задачи.
Самостоятельные виды деятельности (игра, события на прогулке,
экспериментирование)
соединяются
с
видами
деятельности,
организованными взрослыми. Основные структурные компоненты модели
цели, задачи, общая перспектива на создание условий для усвоения общей
человеческой культуры - способствуют общему развитию ребенка. Модель
позволяет гибко и вариативно менять последовательность используемых
форм организации педагогического процесса в соответствии с инициативами
детей,
их
настроением,
яркими
событиями
в
окружающем
мире,
предусматривает подбор таких форм деятельности, которые оптимальным
образом
соответствуют
задачам
развития
и
важному
содержанию
деятельности. Дается простор эмоциональным проявлениям детей, их
смысловым построениям. Причинно-следственные связи внутри отдельных
областей изучаемого окружающего мира остаются, но они встраиваются и в
другие области через разные виды деятельности с помощью контент-
переходов.
Обучение ребенка речи выстраивается на основании смыслового
контента, который предполагает различные виды деятельности и обучение
разным типам взаимодействия. Он предусматривает организацию разных
видов детской деятельности в их взаимосвязи, опирающейся на их
внутреннюю
логику
развития
и
разные
векторы
использования
педагогического воздействия (непосредственного и опосредованного - через
организацию взаимодействия детей друг с другом и через организацию
развивающей предметно пространственной среды).
Как бы ни был оформлен речевой контент, он должен отвечать целой
системе требований:
- основываться на принципе развивающего образования, целью
которого является развитие каждого ребенка;
- на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;
- на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых
формируются
знания,
умения
и
навыки,
имеющие
непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- планируемое содержание и формы организации детей должны
соответствовать
возрастным
и
психолого-педагогическим
основам
дошкольной педагогики.
Обязательным условием работы в триаде воспитатель – родитель
ребенок
становится
то,
что
она
должна
учитывать,
что
основным
направлением
деятельности
в
данных
условиях
становится
игровая
деятельность, как ведущая деятельность.
Алгоритм
реализации
речевого
контента
в
триаде
родитель
–
воспитатель и воспитанник должен, при этом, придерживаться следующих
направлений деятельности:
- выделение из программы и формулирование педагогической цели
недели, задач развития ребенка (детей);
- отбор педагогического содержания (из разных образовательных
областей);
- выделение события недели, основной формы организации детско-
взрослой деятельности;
- формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для
каждого ребенка и группы в целом;
- отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в
отдельности;
- практическое планирование педагогической деятельности на каждый
день в течение тематической недели;
- продумывание и организация процесса обсуждения результатов
проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль
каждого ребенка в его подготовке и проведении;
- фиксация результатов освоения детьми образовательных задач дома
через обсуждение с родителями;
- получение обратной связи от родителей о процессе фиксации и
возникших затруднениях при реализации задач;
- педагогическая коррекция и развитие речевой активности ребенка.
Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким
образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы:
подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у
ребенка
остались
положительные
эмоциональные
переживания
и
воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом
воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.
Данный способ планирования образовательного процесса требует от
воспитателя
высокого
уровня
профессионализма,
общей
культуры
и
творческого
потенциала.
Воспитатель
должен
уметь
интегрировать
образовательные
области,
отбирать
наиболее
результативные
формы
организации детской деятельности для решения конкретных программных
задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и
приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Список литературы:
1.
Акимова Г.Н., Вяткина С.В. Синтаксис современного русского
языка. М.: «Просвещение», 2009. – 346 с.
2.
Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб,
заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 400 с.
3.
Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного
возраста. М.: Просвещение, 2008. 255 с.
4.
Взаимодействие
семьи
и
детского
сада
в
нравственном
воспитании дошкольников: сборник научных трудов АПН СССР, НИИ
дошкольного воспитания. Под ред. В.Г. Нечаевой. Москва, 1989. 178 с.
5.
Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи.
Санкт-Петербург :
Детство-Пресс ; Москва : Творческий центр Сфера, 2007. – 470
6.
Короткова Н.А.
Образовательный процесс в группах детей
старшего дошкольного возраста. М. : Линка-Пресс, 2015. - 208 с.
7.
Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. // Учен.
Зап. ЛГГШ им. А.И. Герцена, 1941. т. 35. С.123-137.
8.
Репина Т.А. Стеркина Р.Б. Общение между детьми в детском
саду и семье. М.: Издательский центр «Академия»,1990. 76 с