Напоминание

Программа курса "Город Сызрань - моя малая родина"

Автор: Светлана Павловна Химичева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 4 г. о. Сызрань
Населённый пункт: Сызрань
Наименование материала: Программа "Я гражданин"
Тема: Программа курса "Город Сызрань - моя малая родина"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Д.П.

Левина городского округа Сызрань Самарской области

ПРОГРАММА

курса «Город Сызрань - моя малая родина»

(модифицированная)

Программу разработала:

Химичева С.П.

учитель начальных классов

ОУ СОШ № 4 г. о. Сызрань

1

Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством,

литературой, повышать свой культурный уровень.

Это – самый массовый вид науки.

Д.С.Лихачев

1. Введение

Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о

необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и в более

раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы

«родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное

место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского.

В понятие “краеведение” вносилось различное содержание. В 20-х годах XX в.

оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либо определенной,

выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам

относительно небольшой территории.

В 30-х годах краеведение определялось как “общественное движение,

объединяющее

местное

трудовое

население,

активно

участвующее

в

соцстроительстве всего края на основе всестороннего его изучения. Были также

высказывания о нем как об особой науке, предмете преподавания.

Говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение

географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение

родного края. В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения

является местность, территория. Сам термин “краеведение” означает, что изучается

территория, определяемая понятием “родной край”.

Ныне

под

краеведением

понимают

сферу

научной,

культурно-

просветительской

и

памятнико-охранительной

деятельности

определенной

тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной

деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-

специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.

Школьное

краеведение

отличается

от

общественного

тем,

что

оно

осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и

воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения —

2

руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса

и местных возможностей, он определяет объекты для исследования

Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения

приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию

навыков общественной работы. В краеведении многое выполняется коллективно,

возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием

полезности дела и реальными результатами работы.

Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что

очень

помогает

развитию

творческой

инициативы

и

целенаправленному

использованию энергии школьников. Н. К. Крупская писала:

“Прежде всего школа должна пробудить в ребенке пытливый, активный

интерес к окружающему, интерес исследователя к явлениям и фактам как в области

естествознания, так и в области общественной жизни”.

Систематическое изучение природы в процессе краеведческих наблюдений,

воспитывает у школьников активное природоохранительное отношение к ней.

Большие

возможности

у

краеведения

для

эстетического

воспитания.

Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность

и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту

природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся

незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания

патриотизма.

Известно высказывание М. И. Калинина: “Воспитание патриотического

чувства любви к Родине должно основываться не на отвлеченных понятиях долга, а

на конкретных предметах, изучение которых в школе позволило бы познать наши

богатства. «Краеведение прямая дорога для достижения этой цели.»

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств

школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого

потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья,

дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры,

промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего

края.

3

Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей

работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса

и познавательного отношения к краеведческому материалу.

На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось

больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края

при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится

актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.

2. Цели и задачи программы

Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения

истории

и

культуры

родного

края

служит

решению

образовательных

и

воспитательных задач современной школы.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего

города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на

примерах мужества, героизма и мудрости сызранцев, развивать интеллектуальные и

творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и

патриотизма.

Программа «Город Сызрань- моя малая Родина» направлена на активизацию

интеллектуально-творческой

деятельности

учащихся

в

мероприятиях,

посвящённых родному городу.

Цель программы: воспитание патриотических чувств, формирование

патриотического сознания учащихся, любви к родному краю как к своей

малой Родине

пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным

ценностям родного города;

воспитание любви к природе родного края;

4

формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения

своих земляков;

стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению,

сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного

края.

Задачи программы:

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом

их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;

совершенствование воспитательной работы, организации досуга школьников

на основе новых педагогических технологий;

создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое

воспитательное пространство школы;

поиск социальных партнеров и установление тесных связей с учреждениями

образования, культуры и спорта;

формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств

сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

3.Образовательным результатом программы будет:

устойчивый интерес к истории своей Родины;

знания по истории и культуре родного края;

умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

способность творчески мыслить и рассуждать;

умение решать практические задачи с помощью наблюдения,

сравнения;

способность заниматься исследовательской деятельностью

индивидуально и в творческих группах;

способность рефлексировать свою учебно-познавательную

деятельность.

5

Программа «Город Сызрань – моя малая Родина » рассчитана на 4 года

(период обучения в начальной школе) и предполагает обогащение содержания и

совершенствование форм работы.

4. Направления деятельности и предполагаемые формы работы:

В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации

материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру.

Изучение Сызранского края:

природы

истории

культуры

жизни знаменитых сызранцев.

5. Организация проведения занятий

Особенностью

данной

программы

является

организация

индивидуальной

и

коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об

истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая

переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

Формы работы:

уроки

русского

языка,

литературного

чтения,

окружающего

мира,

технологии, изобразительного искусства, музыки;

система внеклассной работы:

классные часы;

школьные ярмарки даров природы

фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;

художественное творчество учащихся;

экскурсии и походы по родному краю;

устные журналы, беседы;

встречи с ветеранами, Уроки мужества; Уроки благотворительности

6

просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции;

сбор и оформление материалов для школьного музея;

выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы,

проектная и исследовательская деятельность учащихся;

походы, спортивные турниры, Дни здоровья, месячник «За здоровый образ

жизни», акции «Здоровая планета в наших руках!»

6. Мониторинг уровня овладения программой

диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего,

промежуточного, итогового контроля;

участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, города;

презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;

анкетирование родителей и учащихся.

7. Реализация программы

1год обучения.

Основы знаний об истории и традициях города

Наименование

тем

Кол-

во

часов

Из них

Итоговая

работа

Учебная

деятель-

ность

Экскурсии

Внеклассные

мероприятия

Классные

часы

1.

Город, в

котором

мы живём

8

2

1

1

4

Конкурс

рисунков

2.

Рождение

города

4

1

1

1

1

Создание

карты 2 Юго-

Западного

микрорайона

3.

Люди

города.

Знаменитые

земляки

5

1

1

1

2

Оформление

фотовыставк

и

4.

Традиции

Сызрани

6

1

2

1

2

Конкурс

детского

творчества

Итого:

23

5

5

4

9

2 год обучения. Историко-географическое изучение Сызранского края

7

Наименование

тем

Кол-

во

часов

Из них

Итоговая

работа

Учебная

деятельность

Экскур-

сии

Внеклас-

сные

мероприя-

тия

Классные

часы

1.

Природа

Сызранског

о края

(животный

и

растительны

й мир,

природные

ресурсы,

охрана

природы)

9

2

1

1

5

Создание

карты редких

животных и

растений края

2.

Население,

род занятий

жителей

нашего края

9

2

5

1

1

КТД

«Традиционн

ые ремесла

Сызранского

края»

3.

Достоприме

чательные

места,

памятники

природы

5

1

1

1

2

Создание

книжки-

раскладушки

«Достопримеч

ательности

нашего

города»

4.

Юго-

Западный

микрорайон

г.Сызрани

4

1

1

2

Викторина

Итого:

27

6

7

4

10

3 год обучения.

История Сызрани как часть истории России.

Наименование

тем

Кол-

во

часов

Из них

Итоговая

работа

Учебная

деятельность

Экскур-

сии

Внеклас-

сные

мероприятия

Клас-

сные

часы

1.

Родословие

4

2

1

1

Проект «Моя

Родословная»

2.

Архитектур

а Сызрани

5

1

3

1

1

Проект «Наша

Сызрань»

3.

Крепость

Сызран

(1683-

1780г.)

8

3

2

3

Проект «Наша

Сызрань»

8

4.

Уездный

город

(1780-

1917г.)

3

2

1

Проект «Наша

Сызрань»

5.

«Город,

который

люблю»(из

прошлого в

будущее)

5

1

2

2

Интерактивная

игра «Знаешь

ли ты

Сызрань?»

Итого:

26

9

5

4

8

4 год обучения.

Жизнь знаменитых земляков

№ Наименование

тем

Кол-

во

часов

Из них

Итоговая

работа

Учебная

деятель-

ность

Экскурсии

Внеклас-

сные

мероприя-

тия

Классные

часы

1.

Сызранцы в

литературно

м

творчестве

5

1

1

3

Проект

«Люди

города»

2.

Сызранцы в

искусстве

11

2

3

3

3

3.

Сызранцы и

техника.

(«Мы

строим

такие

машины,

что нами

гордится

страна»)

5

2

1

1

1

4.

Сызранцы -

герои войны

6

2

2

1

1

Создание

книги

«Военная

история

моей

семьи»

5.

Сызранская

летопись

3

1

1

1

Создание

электронно

й

хронологич

еской

таблицы

«Вехи

истории

9

родного

края»

Итого:

30

8

8

5

9

8. Рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса

уроки окружающего мира: организация исследовательской

деятельности учащихся.

Тема урока

Примерная тематика исследований

Твои родные и твоя Родина в потоке

времени.

Моя родословная.

Судьба моей семьи в истории

Сызрани.

Древняя Сызрань.

Мифы и легенды о возникновении

Сызрани.

О чём рассказал Сызранский герб.

Город-крепость.

Сызрань- купеческий город

Знаменитые купцы уездного города

конца 18-начала 19 века.

Роль купечества в развитии города.

За землю русскую!

Сызрань и народное ополчение в

период Отечественной войны 1812

года.

« Вставай, страна огромная…»

Сызрань в годы Великой

Отечественной войны.

Меценатство и благотворительность.

Меценаты города Сызрани

Кто в государстве самый главный?

Органы управления Сызрани.

Сокровища российской культуры.

Архитектурные памятники Сызрани.

Музей Сызрани.

Экосистемы озера и болота.

Водоёмы Сызранского края.

Как природа залечивает раны.

Природоохранительная деятельность

сызранцев.

Животные маленькие и большие.

Животные Сызранского края.

Пернатые изобретатели.

Птицы Сызранского края.

Уроки риторики, литературного чтения, русского языка.

Использование дидактического материала краеведческой тематики.

Уроки технологии и изобразительного искусства.

Изучение культурного наследия Сызранского края: живопись, архитектура,

народные промыслы. Использование его как дидактического материала. Например,

10

на уроке по теме «Выпуклая аппликация из соломки» можно использовать

изображение архитектурных памятников города.

Одним из путей реализации программы может стать воспитательная

работа на базе оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей:

организация экскурсий, походов, встреч с интересными людьми, коллективные

творческие дела.

9. Перспектива работы

Ученики:

Представление

результатов

исследований

перед

одноклассниками

на

классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности.

Участие в конкурсах творческих работ и сочинений «Русь моя родная» ,

городских конкурсах, посвященных Дню города.

Пополнение музейных фондов школьного музея 22 ОБ ВНОС

Участие в городском фестивале «Здоровья ,Спорта и Творчества»

Участие в городском празднике «Серебряные трубы Поволжья», «Сызранский

помидор»

Учитель:

Участие в семинаре педагогов по обмену опыта по вопросу гражданско-

патриотического

воспитания

младших

школьников

через

реализацию

программы «Я- сызранец»

Участие в городском фестивале «Здоровья ,Спорта и Творчества»

Участие в городском празднике «Серебряные трубы Поволжья», «Сызранский

помидор»

10. Конспект классного часа в 3 классе по программе

« Город Сызрань- моя малая Родина».

Тема занятия:

« Сызрань: прошлое и настоящее»

Форма проведения: устный журнал

Цели и задачи:

11

- ознакомление детей с историей возникновения и развития г. Сызрани, с его

первыми жителями, культурной и общественной жизнью, с экономическим

развитием города;

-выявление уже имеющихся знаний детей о г.Сызрани и дополнение их новыми;

-воспитание чувства любви к своему городу, к его истории, стремление делать город

лучше, краше.

Оборудование:

Изображение герба г.Сызрани, набор сюжетных открыток о Сызрани, модель

Кремля, медали для награждения, журнал-путеводитель, изображение или модель

парохода.

Учитель:

Мы продолжаем наше путешествие по России. На карте нашей Родины

много рек - больших и маленьких, полноводных и мелких. Сегодня мы

отправляемся в путешествие на этом пароходике по самой большой и глубокой реке

нашей Родины, которую часто называют символом России. Как вы думаете, как

называется эта река?

Дети:

Волга.

Учитель:

Правильно. Вы, вероятно, знаете, что Волга одна из самых больших и

красивейших рек не только России, но и мира. А сколько стихотворений и песен

написано о ней! Но не всегда самая могучая и красивая река России называлась

Волгой. В глубокой древности её называли Ра, что значит «щедрая». Арабы в

средние века именовали Волгу - Итиль, что значит «река рек». Название «Волга»

финского происхождения и означает «светлая», «священная». Ребята, а почему

Волгу называли именно так: щедрая, река рек, священная?

Дети:

Потому что Волга большая, она питает много маленьких рек, она дает

человеку пищу, воду, свет; она дает жизнь рыбам, зверям, лесам.

Учитель:

Вы все правы, ребята, но все-таки не об истории Волги я хочу вам сегодня

рассказать, а о тех, кого взрастила и вскормила Волга своими водами. О городах,

построенных на берегах Волги. Ребята, а какие из этих городов вы можете назвать?

Дети;

Ульяновск, Сызрань, Самара, Тольятти, Балаково, Саратов, Астрахань.

Учитель:

Да, на великой русской реке десятки замечательных городов. И среди них, как

вы сами мне сейчас сказали, - СЫЗРАНЬ, город, в котором мы с вами живем. Дети

(читают стихотворение):

Широкой Волге город Сызрань

Свои объятья распахнул.

Издалека плоты и баржи

Он словно руки протянул.

12

Вот стадо беленьких барашков

Несет высокая вода.

С далеких стен стариной

башни

Слетает галочья орда.

Сам город в плаванье

пустился

Под белым парусом Кремля.

И я горжусь, что здесь родился,

Что это отчая земля.

Учитель:

Итак, ребята, вы, вероятно, уже догадались, что сегодня я буду вам

рассказывать о нашем городе Сызрани. А помогать мне в этом будет вот этот

журнал-путеводитель, который называется

Давайте откроем первую страницу. Она называется «Рождение города». Ребята, кто

знает, в каком году родился город Сызрань?

Дети:

В 1683 году.

Учитель:

Правильно. Именно в сентябре 1683 года недалеко от того места, где река

Сызрань впадает в Волгу, был заложен по указу царя город. Вот почему День

города всегда отмечается в сентябре. Друзья, а когда отмечался этот праздник в

этом году? (Дети отвечают).

Учитель:

Ребята, а кто из вас был на этом празднике? Расскажите, где вы были, что вы

видели? Что вам понравилось? (Дети рассказывают о своих впечатлениях).

Учитель:

Сызрани исполнилось 3... лет. Это большой срок. И многое изменилось в

Сызрани за эти годы. Сейчас я хочу рассказать вам, какой была Сызрань 3... лет

назад.

Пожалуйста, слушайте меня внимательно, потому что потом мы вмести попытаемся

разгадать тайные письмена, в которых зашифрована история нашего города. Итак, я

начинаю свой рассказ:

Давно, в начале 17 века царь решил построить на берегу Волги крепость. Сказано,

сделано, и в 1683 г. на высоком обрывистом берегу реки Сызран была построена

небольшая крепость. С одной стороны она была защищена земляным валом и

глубоким рвом, а с другой, обращенной к реке, крепкой дубовой оградой. В центре

крепости возвышалась высокая башня, сохранившаяся до нашего времени

Теперь эта башня является кремлем города Сызрани, называется она Спасской

башней.

(Демонстрирование открытки с изображением Кремля).

Также внутри крепости стоял дом воеводы, магазин, склад припасов, небольшая

деревянная церковь. Теперь на месте этой церквушки стоит Храм Русской

Православной Церкви.

(Демонстрация открытки с изображением Храма).

13

В Сызранскую крепость были переведены солдаты со своими семьями. Именно они

и стали первыми жителями Сызрани.

Солдаты несли военную службу и занимались сельским хозяйством. Вскоре за

пределами крепости между реками Сызран и Крымзой был основан мужской

монастырь. Именно поэтому Юго-Западный район Сызрани в народе часто

называют Монастырская гора, или Монгора. Но Сызрань недолго оставалась

крепостью.

Она вскоре превратилась в торговый город, потому что через Сызрань проходили

крупные торговые пути. Местные купцы торговали рыбой, скотом. Огромные стада

крупнорогатого скота перегоняли через Сызрань дальше в Россию.

Когда стали распахивать земли вокруг города, торговля скотом отошла на второй

план, зато быстро возросла роль хлебной торговли.

Купцы стали скупать зерно у крестьян и помещиков окрестных деревень.

На реке строили мельницы. Так появилась мукомольная промышленность. Также в

городе развивалось и ремесленное производство: открывались кузнечные,

слесарные, пошивочные мастерские. Всё это отразилось в Сызранском гербе.

Первый Сызранский герб был утвержден Екатериной 2.

Выглядел он очень просто - силуэт черного быка на золотом поле. Теперь герб

выглядит немного иначе. Вы видите его перед собой.

(Демонстрирует герб г.Сызрани).

Учитель:

Ребята, в начале рассказа я говорила вам, что мы будем отгадывать

таинственные письмена. Герб города Сызрани - это тоже зашифрованное письмо. В

нем отражена история города. Те, кто меня внимательно слушал, смогут сказать,

что же означает каждый герба?

Дети;

Черный бык означает торговлю скотом, желтое поле и колосья вокруг него

- занятия хлебной торговлей и земледелием, верхушка башни означает , что

Сызрань была крепостью, небольшая башенка с царской короной в углу - память о

том, что герб был утвержден Екатериной 2, лента связывает все это вместе

Учитель:

Спасибо, ребята. Молодцы! Теперь я вижу, что вы внимательно меня

слушаете. Настало время перевернуть следующую страницу нашего путеводителя.

Она называется «Жизнь города». На этой странице я познакомлю вас с тем, как

жили и чем занимались люди г.Сызрани 326 лет назад.

Как я уже говорила, основную массу населения Сызрани составляли помещики,

купцы, крепостные крестьяне, ремесленники.

Среди помещиков было немало неграмотных людей. Но с отменой крепостного

права произошли некоторые изменения в образовании и культуре. Появились

первые школы, училища, общественная библиотека. Открылись две женские

гимназии. В эти же годы в Сызрани было построено небольшое здание

кинематографа. Появилось первое спортивное сооружение - циклодром для езды на

велосипедах. Теперь на этом месте находится стадион «Строитель». Стали

озеленять город. Заложили два парка. Теперь на их месте находится парк им.

14

Горького и Детский парк. Дети, а какие центры культурной и общественной жизни

есть сейчас в г.Сызрани?

Дети:

Кинотеатр «Художественный», драмтеатр, ФОК «Надежда», ДК

«Авангард», «Горизонт», КРК«Улица», Краеведческий музей,

Выставочный зал

Учитель:

Молодцы! А теперь посмотрите открытки с изображением этих мест.

(Демонстрация открыток).

Учитель:

Теперь мы подошли к последней странице журнала-путеводителя. Давайте

откроем ее. Она называется «Сызрань и экономика».

Большое значение для

экономической жизни Сызрани имело строительство железных дорог. А как вы

думаете, ребята, почему?

Дети:

Потому что по железным дорогам легко перевозить и вывозить большие

грузы, потому что железные дороги соединили Сызрань с крупными городами...

Учитель:

Да,

ребята,

вы

правы.

Появилось

много

рабочих

мест.

Возле

железнодорожного

вокзала

стали

строить

дома,

появились

новые

улицы.

Строительство железных дорог ускорило развитие промышленности во всем городе.

Стали

прокладывать

асфальтированные

дороги,

появился

лесопильный,

мыловаренный, кирпичный заводы, швейное предприятие. Ребята, а какие

промышленные предприятия в городе Сызрани есть сейчас?

Дети:

АО «Тяжмаш», «Пластик», «Сельмаш», «Сызранский

мясокомбинат»,«СНПЗ» и т.д.

Учитель:

Правильно, ребята, все эти предприятия есть в нашем городе. Ну что ж, вот

и закончилась последняя страница нашего журнала. Но не заканчивается на этом

наш разговор. Сейчас я хочу проверить, как вы запомнили все, что я вам

рассказывала.

Ребята, представьте, что вы все строители, и вас попросили построить символ

нашего города. Какое здание вы построите?

Дети:

Кремль.

Учитель:

Давайте сейчас попробуем построить такой Кремль. Для того, что бы

построить каждый этаж Кремля, вам необходимо ответить на вопросы:

1. В каком году и в каком месяце был заложен г. Сызрань?

Дети:

В сентябре 1683 года. (Один из ответивших детей берет изображение первого

этажа и крепит его на доску).

Учитель:

2. С чего началось строительство?

15

Дети:

С крепости.

(Прикрепляют к доске второй этаж кремля).

Учитель:

3.Кто утвердил герб Сызрани?

Дети:

Екатерина 2. (Крепят

третий этаж ).

Учитель:

4.Что изображено на гербе Сызрани ?

Дети:

Черный бык, колосья, красная лента, верхушка башни, башенка с короной.

(Закрепляют на доске четвертый этаж).

Учитель:

1.

Чем занимались первые жители г. Сызрани?

Дети:

Продавали скот, сеяли хлеб, строили железные дороги.

(Закрепляют на доске крышу Кремля).

Учитель:

Ребята, какие вы молодцы! Посмотрите, какой красивый Кремль вы

построили. За это я хочу наградить всех вас медалями «Лучший строитель».

(Проводится церемония награждения).

Учитель:

На этом, ребята, наш классный час заканчивается. Мне бы очень хотелось, что

бы вы любили свой город, знали и берегли его историю. Давайте будем заботиться о

том, чтобы наш родной город Сызрань становился год от года краше, чтобы его

жителям жилось в нем уютно, весело и счастливо.

Учитель:

Вы все правы, ребята, но все-таки не об истории Волги я хочу вам сегодня

рассказать, а о тех, кого взрастила и вскормила Волга своими водами. О городах,

построенных на берегах Волги. Ребята, а какие из этих городов вы можете назвать?

Дети;

Ульяновск, Сызрань, Самара, Тольятти, Балаково, Саратов, Астрахань.

Учитель:

Да, на великой русской реке десятки замечательных городов. И среди них, как

вы сами мне сейчас сказали, - СЫЗРАНЬ, город, в котором мы с вами живем. Дети

(читают стихотворение):

Широкой Волге город Сызрань

Свои объятья распахнул.

Издалека плоты и баржи

Он словно руки протянул.

Вот стадо беленьких барашков

Несет высокая вода.

С далеких стен стариной

башни

16

Слетает галочья орда.

Сам город в плаванье

пустился

Под белым парусом Кремля.

И я горжусь, что здесь родился,

Что это отчая земля.

Учитель:

Итак, ребята, вы, вероятно, уже догадались, что сегодня я буду вам

рассказывать о нашем городе Сызрани. А помогать мне в этом будет вот этот

журнал-путеводитель, который называется

Давайте откроем первую страницу. Она называется «Рождение города». Ребята, кто

знает, в каком году родился город Сызрань?

Дети:

В 1683 году.

Учитель:

Правильно. Именно в сентябре 1683 года недалеко от того места, где река

Сызрань впадает в Волгу, был заложен по указу царя город. Вот почему День

города всегда отмечается в сентябре. Друзья, а когда отмечался этот праздник в

этом году? (Дети отвечают).

Учитель:

Ребята, а кто из вас был на этом празднике? Расскажите, где вы были, что вы

видели? Что вам понравилось? (Дети рассказывают о своих впечатлениях).

Учитель:

Сызрани исполнилось 3... лет. Это большой срок. И многое изменилось в

Сызрани за эти годы. Сейчас я хочу рассказать вам, какой была Сызрань 3... лет

назад.

Пожалуйста, слушайте меня внимательно, потому что потом мы вмести попытаемся

разгадать тайные письмена, в которых зашифрована история нашего города. Итак, я

начинаю свой рассказ:

Давно, в начале 17 века царь решил построить на берегу Волги крепость. Сказано,

сделано, и в 1683 г. на высоком обрывистом берегу реки Сызран была построена

небольшая крепость. С одной стороны она была защищена земляным валом и

глубоким рвом, а с другой, обращенной к реке, крепкой дубовой оградой. В центре

крепости возвышалась высокая башня, сохранившаяся до нашего времени. Теперь

эта башня является кремлем города Сызрани, называется она Спасской башней.

(Демонстрирование открытки с изображением Кремля).

Также внутри крепости стоял дом воеводы, магазин, склад припасов, небольшая

деревянная церковь. Теперь на месте этой церквушки стоит Храм Русской

Православной Церкви.

(Демонстрация открытки с изображением Храма).

В Сызранскую крепость были переведены солдаты со своими семьями. Именно они

и стали первыми жителями Сызрани.

Солдаты несли военную службу и занимались сельским хозяйством. Вскоре за

пределами крепости между реками Сызран и Крымзой был основан мужской

монастырь. Именно поэтому Юго-Западный район Сызрани в народе часто

называют Монастырская гора, или Монгора. Но Сызрань недолго оставалась

17

крепостью.

Она вскоре превратилась в торговый город, потому что через Сызрань проходили

крупные торговые пути. Местные купцы торговали рыбой, скотом. Огромные стада

крупнорогатого скота перегоняли через Сызрань дальше в Россию. Когда стали

распахивать земли вокруг города, торговля скотом отошла на второй план, зато

быстро возросла роль хлебной торговли. Купцы стали скупать зерно у крестьян и

помещиков окрестных деревень.

На реке строили мельницы. Так появилась мукомольная промышленность. Также в

городе развивалось и ремесленное производство: открывались кузнечные,

слесарные, пошивочные мастерские. Всё это отразилось в Сызранском гербе.

Первый Сызранский герб был утвержден Екатериной 2.

Выглядел он очень просто - силуэт черного быка на золотом поле. Теперь герб

выглядит немного иначе. Вы видите его перед собой.

(Демонстрирует герб г.Сызрани).

Учитель:

Ребята, в начале рассказа я говорила вам, что мы будем отгадывать

таинственные письмена. Герб города Сызрани - это тоже зашифрованное письмо. В

нем отражена история города. Те, кто меня внимательно слушал, смогут сказать,

что же означает каждый герба?

Дети;

Черный бык означает торговлю скотом, желтое поле и колосья вокруг

него - занятия хлебной торговлей и земледелием, верхушка башни означает , что

Сызрань была крепостью, небольшая башенка с царской короной в углу - память о

том, что герб был утвержден Екатериной 2, лента связывает все это вместе.

Учитель:

Спасибо, ребята. Молодцы! Теперь я вижу, что вы внимательно меня

слушаете. Настало время перевернуть следующую страницу нашего путеводителя.

Она называется «Жизнь города». На этой странице я познакомлю вас с тем, как

жили и чем занимались люди г.Сызрани 326 лет назад.

Как я уже говорила, основную массу населения Сызрани составляли помещики,

купцы, крепостные крестьяне, ремесленники.

Среди помещиков было немало неграмотных людей. Но с отменой крепостного

права произошли некоторые изменения в образовании и культуре. Появились

первые школы, училища, общественная библиотека. Открылись две женские

гимназии. В эти же годы в Сызрани было построено небольшое здание

кинематографа. Появилось первое спортивное сооружение - циклодром для езды на

велосипедах. Теперь на этом месте находится стадион «Строитель». Стали

озеленять город. Заложили два парка. Теперь на их месте находится парк им.

Горького и Детский парк. Дети, а какие центры культурной и общественной жизни

есть сейчас в г.Сызрани?

Дети:

Кинотеатр «Художественный», драмтеатр, ФОК «Надежда», ДК

«Авангард», «Горизонт», КРК«Улица»,Краеведческий музей, Выставочный

зал…

Учитель:

18

Молодцы! А теперь посмотрите открытки с изображением этих мест.

(Демонстрация открыток).

Учитель:

Теперь мы подошли к последней странице журнала-путеводителя. Давайте

откроем ее. Она называется «Сызрань и экономика». Большое значение для

экономической жизни Сызрани имело строительство железных дорог. А как вы

думаете, ребята, почему?

Дети:

Потому что по железным дорогам легко перевозить и вывозить большие

грузы, потому что железные дороги соединили Сызрань с крупными городами...

Учитель:

Да, ребята, вы правы. Появилось много рабочих мест. Возле

железнодорожного вокзала стали строить дома, появились новые улицы.

Строительство железных дорог ускорило развитие промышленности во всем городе.

Стали прокладывать асфальтированные дороги, появился лесопильный,

мыловаренный, кирпичный заводы, швейное предприятие. Ребята, а какие

промышленные предприятия в городе Сызрани есть сейчас?

Дети:

АО «Тяжмаш», «Пластик», «Сельмаш», «Сызранский

мясокомбинат»,«СНПЗ» и т.д.

Учитель:

Правильно, ребята, все эти предприятия есть в нашем городе. Ну что ж, вот

и закончилась последняя страница нашего журнала. Но не заканчивается на этом

наш разговор. Сейчас я хочу проверить, как вы запомнили все, что я вам

рассказывала.

Ребята, представьте, что вы все строители, и вас попросили построить символ

нашего города. Какое здание вы построите?

Дети:

Кремль.

Учитель:

Давайте сейчас попробуем построить такой Кремль. Для того, что бы

построить каждый этаж Кремля, вам необходимо ответить на вопросы:

1. В каком году и в каком месяце был заложен г. Сызрань?

Дети:

В сентябре 1683 года. (Один из ответивших детей берет изображение первого

этажа и крепит его на доску).

Учитель:

2. С чего началось строительство?

Дети:

С крепости.

(Прикрепляют к доске второй этаж кремля).

Учитель:

3.Кто утвердил герб Сызрани?

Дети:

19

Екатерина 2. (Крепят

третий этаж ).

Учитель:

4.Что изображено на гербе Сызрани ?

Дети:

Черный бык, колосья, красная лента, верхушка башни, башенка с короной.

(Закрепляют на доске четвертый этаж). Учитель:

2.

Чем занимались первые жители г. Сызрани?

Дети:

Продавали скот, сеяли хлеб, строили железные дороги.

(Закрепляют на доске крышу Кремля).

Учитель:

Ребята, какие вы молодцы! Посмотрите, какой красивый Кремль вы

построили. За это я хочу наградить всех вас медалями «Лучший строитель».

(Проводится церемония награждения).

Учитель:

На этом, ребята, наш классный час заканчивается. Мне бы очень хотелось, что

бы вы любили свой город, знали и берегли его историю. Давайте будем заботиться о

том, чтобы наш родной город Сызрань становился год от года краше, чтобы его

жителям жилось в нем уютно, весело и счастливо.

20