Напоминание

Тема "грибы"

Автор: Черябкина Людмила Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №4
Населённый пункт: п.г.т. Безенчук
Наименование материала: урок литературного чтения 2 класс
Тема: Тема "грибы"
Дата публикации: 29.10.2020







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

п.г.т.Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области

Номинация : Лучшая разработка урока в рамках реализации ФГОС НОО

Урок литературного чтения

2 класс ( начало сентября)

Тема: «Грибы»

Автор: Черябкина Людмила Анатольевна

учитель начальных классов

учитель первой категории

Безенчук

2020 год

2

Оглавление

Введение 3

Основная часть 4- 16

Список литературы 32

Приложения 1

Приложение -2 ( видео фрагменты урока) 17-31

3

Введение

В послании Президента говорилось: « … Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Ни для кого не секрет, что порою выпускники школ выходят с богатейшим объёмом знаний, но не могут в обыденной

жизни применить их на практике. Перед педагогическим сообществом поставлена проблема, которую необходимо

решить, чтобы помочь нашим выпускникам. Формирование функциональной грамотности – это условие становления

динамичной и творческой , ответственной и конкурентно-способной личности.

В ходе тестирования в рамках PISA было отмечено, что недостаточно сформированы три области функциональной

грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная .

Актуальность: дети часто не могут адекватно использовать учебные тексты и с их помощью ориентироваться в

повседневных ситуациях, следственно необходимо развивать у детей исследовательскую грамотность чтения.

В рамках своего урока я постаралась расткрыть как можно формировать функциональную грамотность на уроке

литературы. В работе мне помогают интегрированные задания. Материал подбирается так, чтобы полученные

практическим путём знания дети могли применить непосредственно к аспектам жизненных ситуаций. В решении

данной проблемы мне помогают инновационные технологии критического мышления, межпредметная связь. Такие

уроки помогают детям принимать продуманные решения, работа в группе, помогает вовлечь всех в учебный процесс

обучения.

4

Урок литературного чтения 2 класс

Ф.И.О.: Черябкина Людмила Анатольевна

Программа: Программа "Начальная школа XXI века"

Предмет: Литературное чтение

Раздел: Люблю природу русскую. Осень

Место урока в изучаемой теме: 6 урок

Время реализации урока: 40 минут

Год: сентябрь 2019/2020 уч. г.

Класс: 2«В»

Тема урока: « Грибы»

Цель: создать условия для формирования умения обобщать полученные знания и применять их на практике.

Задачи:

- учить детей работать с текстом, находить в нем для себя новое, интересное, познавательное;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

- расширить знания о грибах;

- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- формировать умение различать стихотворный художественный , прозаический научный текст, сказки, загадки;

5

- развивать память, речь, внимание;

- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в словаре;

- умение находить ответы на вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- умение работать в группе: высказывать своё мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности;

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

Тип урока: Урок систематизации знаний

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Технологии:

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

6

- Игровые

Оборудование:

Для учителя: презентация к уроку, иллюстрации грибов, лукошко, карточки со словами, карточки с загадками , знаки

для самооценки, энциклопедии, толковый словарь,запись музыки «Осень», иллюстрации необычных грибов, экран,

мультимедийный проектор.

Для учащихся:

- словари, карточки для работы в группе, знаки для самооценки, клей, ножницы, цветные карандаши, лепбук.

Планируемые результаты:

-уметь извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников

- уметь сравнивать, классифицировать, делать выводы;

-уметь делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения;

- уметь слушать и понимать других работая в группе;

- уметь правильно оформлять свои мысли;

- уметь грамотно строить речевые высказывания;

- познакомиться с разнообразием грибов ;

- закрепить умение распознавать съедобные и несъедобные грибы.

- закрепить умение определять жанр произведения, находить главных героев, через составление работ давать

характеристику герою.

- обогащать словарный запас при работе с разными видами словарей.

- учить подбирать однокоренные слова

Межпредметная связь: окружающий мир, русский язык

7

п/п

Этапы урока/Время

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Примеча-ние

Планируемые

результаты

1.

Мотивация

к

учебной

деятельности (1 мин)

Цель:

положительный

психологический,

эмоциональный

настрой учащихся на

предстоящую

работу

на уроке

Прозвенел звонок

весёлый,

Наш урок пора начать.

Дружно мы в ладоши

хлопнем,

Вижу можно начинать.

Все расселись по

местам?

Никому не тесно?

По секрету вам скажу

«Сегодня будет

интересно!»

Дети

хлопают

в

ладоши

Ответы детей.

Метод: стимулирование

и мотивация учащихся

Коммуникативные

УУД:

- умение слушать и

понимать других;

2.

Актуализация

знаний.

Постановка

целей урока.

3 мин)

Цель:

активизация

знаний,

постановка

Учитель читает

стихотворение под

музыку осени:

Какая тишь … и пенье

птицы.

Дети

отвечают

на

поставленные

вопросы,

отгадывают

загадку, подбирают

однокоренное

Метод

постанов-ки

учебной

задачи:побуждающий

от проблемной ситуации

в беседе, дети переходят

к

частично-поисковой

Познавательные

УУД:

- Самостоятельное

выделение, - умение

извлекать нужную

информацию из

8

задач

урока,

планирование работы

через беседу

А над тобой златой

навес, Всё будто в

сказке небылице

Ах .как красив

осенний лес!

С наступлением осени

лес надел

разноцветный наряд.(

Слайд1)

Люди в садах и

огородах собрали

урожай. Лесные дары

ждут нас.( звучит

мелодия осени)

-Какие дары может

подарить лес осенью

человеку?( Слайд 2)

-Отгадайте загадку и

узнаете тему нашего

урока.

И на горке, и под

горкой

слово,

дают

толкование

слову

грибник,

вспоминают

правила

сбора

грибов.

Ставят

учебные

задачи

-Выразительно

читать

произведения

о

грибах, рассуждать,

думать, отвечать на

вопросы,

делать

выводы

деятельности

текста, иллюстраций,

дополнительных

источников;

- умение

ориентироваться в

словаре;

- умение находить

ответы на вопросы в

тексте;

- умение сравнивать,

классифицировать,

делать выводы;

Коммуникативные

УУД:

-

умение

правильно

оформлять

свои

мысли;

-

умение

грамотно

строить

речевые

высказывания;

-

планирование

учебного

сотрудничества

с

учителем

и

сверстниками

9

Под берёзой и под

ёлкой, хороводами и в

ряд

В шапках молодцы

стоят ( грибы)Сдайд 3

-Как называют

человека, который

собирает грибы? (

Грибник)Кто это?

Какие правила сбора

грибов вы знаете?

Слайд4

_ Что объединяет

слова гриб и грибник?

( Они однокоренные)

- Кто может

предположить, о чём

мы сегодня будем

говорить на уроке?

Сегодня мы совершим

Личностные УУД:

-развивать

познавательные

интересы,

учебные

мотивы;

-интерес к изучению

предмета

Регулятивные

УУД:

-умение

прогнозировать

работу;

10

путешествие по

литературным

произведениям,

работая в группах. Все

произведения

объединены одной

темой « Грибы»

3.

Работа в группах

(15 мин)

Цель:

Создание

условий

для

выявления

обучающимися

необходимых

знаний

для

заполнения

карточек,

развития

умений

находить

ответы

на

проблемные вопросы,

совместно в группе с

детьми

прийти

к

выводу

способа

действия

с

информацией

Работа

с

карточкамив группах

-Ребята,

а

вы

всё

знаете о грибах?

-А хотите узнать?

Сегодня

каждая

группа

совершит

путешествие

по

разным

произведениям,

а

в

конце урока расскажет

вам

как

они

справились

с

испытаниями.

– Кто знает, что такое

энциклопедия,

Дети

активно

включаются

в

работу.

Метод:

словесный,

проблем-ный,

наглядный,практичес-

кий

Иллюстрации грибов

Словари и энциклопедия

Коммуникатив

ные УУД:

-инициативное

сотрудничество

в

поиске

и

выборе

информации

Познавательные

УУД:

-умение сравнивать,

делать выводы;

- умение делать

предположения и

обосновывать их,

выбирать критерии

для обоснования

своего суждения;

-умение

11

толковый словарь?

Сегодня

нам

необходимы на уроке

разные виды словарей

и энциклопедия.

(Учитель

демонстрирует

энциклопедии.)Вы

можете

взять

необходимый

вам

источник

для

выполнения работ.

Дети

знакомятся

с

заданиями

и

приступают

к

выполнению работ.

( Приложение 1)

Книги где

мы

можем

найти

точный ответ.

Дети

знакомятся

с

заданием,

распределяют

работу

между

ребятами

в

группе

и

приступают

к

выполнению

ориентироваться

в

полученном

материале;

-

умение

ставить

вопросы к тексту;

Личностные УУД:

-развивать

познавательные

интересы, учебные

мотивы;

-умение высказывать

своё

отношение

к

событиям;

-умение

выражать

эмоции;

- самоопределение;

- развивать

познавательные

интересы, учебные

мотивы;

Физкультминут

ка (1 мин)

Цель:

Создание

условий

для

снятия

утомляемости

учащихся,

их

Физкультминутка

Слайд 5

« Это пальчик»

Этот пальчик в лес

Выполняют

движения

12

релаксации

пошёл,

Этот пальчик гриб

нашёл,

Этот пальчик чистить

стал,

Этот пальчик жарить

стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

( Массируют

поочерёдно пальчики,

начиная с мизинца.

Продолжение

работы

по

теме

урока(8 мин)

Учитель

лишь

направляет

обучающихся,

если

есть вопросы в группе.

Помогает

ответственным

в

группе

правильно

распределить

работу,

Дети

продолжают

отвечать

на

поставленные

вопросы,

оформляют

ответы

в

карточках

,

закрепляют

ответы

на

лепбуке,

Метод:

частично-

поисковый

13

чтобы

ни

один

ребёнок не остался без

дела.

готовятся к защите

своей

работы,

выбирают

ответственных.

4.

Защита своих работ

и обсуждение (8 мин)

Цель:

Создание

условий

для

ознакомления

учащихся

с

полученными

знаниями

в

каждой

группе (практическая

деятельность)

Учитель

вместе

с

детьми

выслушивает

ответы

детей

и

даёт

возможность

оценить

выступление детей по

следующим

критериям:

1.Правильность

выполнения

2.Аккуратность

выполнения работ.

3.Умение расположить

ответы на лепбуке.

Выступление ребят

по

3

человека

от

группы.

Они

рассказывают

о

проделанной

работе,

ответы

закрепляют

на

лепбуке.

Метод: объяснительно-

иллюстративные,

словесный, наглядный,

практический.

Познавательные

УУД:

-умение

структурировать

знания,

умение

осознанно

и

произвольно строить

высказывания

Регулятивные

УУД:

-контроль,

коррекция,

выделениеи

осознание

того,

что

уже

усвоено

и

что

еще

подлежит

усвоению, осознание

качества

и

уровня

усвоения

-формировать

умение

контролировать

14

процесс

и

результаты

своей

деятельности

Личностные УУД:

-умение высказывать

своё

отношение

к

событиям;

-умение

выражать

эмоции.

5.

Включение

в

систему

знаний

и

повторение(2 мин)

Цель:

активизация

познавательной

деятельности

через

дифференцированное

творческое домашнее

задание

Предлагает

дифференцированное

задание:

предлагаю вам

прочесть

литературные

произведения про

грибы других авторов.

Слайд 6 и

демонстрация книжки

– раскладушки)

Э.Шим « Храбрый

опёнок»

А.Н. Толстой «Грибы»

Предполагаемые

ответы.

Учащиеся

выбирают задание с

учетом

индивидуальных

возможностей

Прием: дифферен-

цированное задание

Книжка

раскладушка

позволяет

детям

подготовить

д.з.

в

свободные

минуты

от

урока

ЛичностныеУУД:

-самоопределение

15

В.Берестов « Хитрые

грибы»

А Лопатина «

Знакомство с

грибами»

А. Лопатина « грибная

аптека»

-Нарисовать

иллюстрацию

к

прочитанным

произведениям.

6.

Рефлексия

учебной

деятельности

на

уроке (итог урока)(2

мин)

Цель:

Формирование

объективной

самооценки

результатов

деятельности

-Где

в

жизни

вам

могут

пригодиться

полученные

на

уроке

знания?

-Оцените свою работу

на

уроке

и

своё

отношение

к

материалу урока.

Съедобный

гриб -

у

меня

всё

получилось

на уроке

Несъедобный гриб- я

не

совсем

понял

Высказывания

детей

Самооценка на при

помощи грибочков.

Знаки для самооцен

ки

Лукошко

Личностные УУД:

-оценка, самооценка

собственной

деятельности

на

уроке

Коммуникативные

УУД:

-умение

с

достаточной

полнотой

и

точностью выражать

свои мысли

16

материал,

иногда

испытывал трудности,;

-

Наши

грибочки

мы

поместим в лукошко и

посмотрим,

каких

грибов

мы

набрали

больше.

Урок

окончен.

Спасибо за работу.

Приложение 1

1 группа:

17

Задание к тексту:

1.Название:_____________________________________

18

2.Что обозначают слова:

Лукошко- ________________________

Кочка- __________________________

( Приклеить рисунки)

3.Составить Синквейн к слову грибок

19

2 группа:

20

1.Прочтите текст. Подчеркните какой это текст:

21

- научно-познавательный

- художественный

2. Грибы – это растение?

Да или нет( подчеркните)

3. О каких грибах говорится в тексте? Наклейте или зарисуйте их.

---------------------- ---------------------------- ----------------------

--------------------- ----------------------- ----------------------

Запишите 1 толстый вопрос:

_____________________________________________________________

22

Запишите 1 тонкий вопрос:

____________________________________________________________

23

24

3 группа:

Владимир Сутеев. Сказка «Под грибом»

Как-то раз застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.

Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!

— Куда же я пущу тебя? — говорит Муравей. — Я один тут кое-как уместился.

— Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

— Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт... Мимо гриба Воробей скачет и

плачет:

— Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

— Тут места нет.

— Подвиньтесь, пожалуйста!

— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..

— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

— Зайца не видели? — спрашивает.

25

— Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

— Не тут ли он спрятался?

— Где ему тут спрятаться! Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло.

Вылезли все из-под гриба — радуются.

Муравей задумался и говорит:…

Задание к тексту:

1.Автор:_____________________________________

2.Название:_____________________________________

3.Жанр произведения- ___________________

4.Что обозначают слова:

Переждать-____________________________________________________

С меня ручьём вода течёт__________________________________

Потесниться - _________________________________________

5. Составить Ромашку Блума( Когда? Почему? Что было бы …? . Правильно ли я понял ..? . Как вы считаете .. ? 6. Что

хорошего..?

26

27

4 группа:

1.Дополните строчки, используя слова для справок.

Наклейте отгадки.

2.Кто автор загадок?____________________________

3.Выберите 1-2 пословицы и объясните значение их.

1. Возле леска, на ____________________

Украшая тёмный ________________________

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый______________________

Слова для справок: опушка, бор, мухомор.

2. А на стареньком пеньке,

И особенно в _______________

Аж семьёй растут грибочки, Дружно, как солдаты,

Тянутся ______________________

Слова для справок: тенёк, опята.

3. Шоколадно-бурый ________________

К скользкой шляпке лист __________________

28

Воротник ажурный тонок.

Гриб такой зовут _______________________.

Слова для справок: гриб, прилип, маслёнок.

4. Скромный, тоненький и ___________________,

Этот гриб, поверьте, ___________________________.

Попадёт грибочек в _________________________,

Всех в больницу _____________________________.

Слова для справок: бледный, вредный, суп, увезут.

5. На ножках –белоснежках

Проснулись________________________

Хоть сыро им _______________________

Но всё ж приятно ножкам.

И шляпкам очень хрупким

В траве вполне __________________

Слова для справок: сыроежки, немножко, уютно.

6. Встали возле ________________

Жёлтенькие кнопочки.

Симпатичные ____________________!

Назовите их _____________________.

29

Слова для справок: тропочки, сестрички, лисички.

Пословицы про грибы

Всяк гриб знает свой срок.

Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок – дает приплода мешок.

Грузди всегда играют в прятки – попадают под пятки.

Весна красна цветами, осень – грибами.

Где один гриб, там и другой.

Редкий дождь – жди грибов.

Летом много грибов – к дождю.

Летом часты туманы – много грибов.

30

31

Приложение 2

Видео фрагменты уроков.

часть 1.wlmp

часть 2.wlmp

часть 3.wlmp

32

Список литературы:

1.Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Второе издание, исправленное и дополненное / Авторы

словарных статей: В. Ю. Апресян, Ю. Д. Апресян, Е. Э. Бабаева, О. Ю. Богуславская, И. В. Галактионова, М. Под

общим руководством акад. Ю. Д. Апресяна. — Москва; Вена: Языки славянской культуры: Венский славистический

альманах, 2004 г. – 1488 с. – (Studia philologica).

ISSN 1726—153X, ISBN 5-94457—159-4

2.Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических

выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c

3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке; Просвещение - Л., 2012. - 224 c.

33

34

35