Напоминание

Использование возможностей облачных сервисов для активизации деятельности учащихся на уроке

Автор: Бережная Наталья Павловна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Адмиралтейского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование возможностей облачных сервисов для активизации деятельности учащихся на уроке







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Бережная Н.П.

Использование возможностей облачных сервисов

для активизации деятельности учащихся на уроке

Недостаточная активность учащихся на уроке – актуальная проблема для современного

учителя. Одно из возможных решений – использование активных методов обучения в

процессе проведения уроков, что дает возможность каждому внести свой вклад в получение

итогового результата. Порой интенсивно работают лишь несколько человек, в то время как

остальные охотно используют полученные ими результаты. Но хорошо известно, что истина,

добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их

применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Безусловно,

педагогических

технологий,

призванных

активизировать

и

интенсифицировать деятельность учащихся, достаточно много. В своей педагогической

деятельности я часто использую методы активизации обучения, что позволяет организовать

плодотворную работу каждого учащегося. Но многие подобные методы основаны на

использовании бумажных носителей, в то время как сейчас прекрасные возможности

предлагают облачные сервисы. В своей работе я использую один из таких сервисов - Google

drive. Безусловно, необходимым условием для реализации подобной идеи является создание

аккаунта Google, причем как для преподавателя, так и для учащихся.

При изложении нового материала я использую активные методы презентации учебного

материала, позволяющие сориентировать учащихся в теме, представить им основные

направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Например, метод «Инфо-угадайка».

Цель

метода:

представление

нового

материала,

структурирование

материала,

оживление внимания учащихся. [2]

Структура работы:

Преподаватель называет тему урока. На экране открыт лист текстового документа, в

его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы,

пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с (первого) сектора 1, преподаватель

вписываю в сектор название раздела темы, о котором будет начат рассказ. Учащимся

предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь и внести свои

предположения в данный документ. (Это становится возможным, т.к. сервис Google drive

позволяет одновременно редактировать текстовый документ сразу 10 пользователям, т.е.

одной группе учащихся на уроке информатики.) Затем преподаватель раскрывает тему, а в

сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (если же они были

внесены учащимися, то выделяет их цветом). Закончив изложение материала по первому

разделу темы, преподаватель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и

так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый

материал, выделяются его ключевые моменты. Существовавшие в начале урока "белые

пятна" по данной теме постепенно заполняются.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией

учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Кроме того, учащиеся

не являются в данный момент лишь пассивными слушателями, они активно участвуют в

рассмотрении нового материала. Отчетливое разделение общего потока информации

способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие учащиеся

начинают обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы и

каковы же будут их основные аспекты. Ведь как показывает практика, верные ответы при

такой форме работы являются предметом особой гордости учащихся.

После завершения урока данный документ открывается для общего доступа всех

учащихся и используется ими при подготовке к следующему уроку или при повторении

изученного материала.

При организации самостоятельной работы над темой важно, чтобы обучающимся было

интересно всесторонне и глубоко проработать материал. Один из используемых мною для

этого методов называется «Автобусная остановка».

Цель метода: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.[1]

Структура работы:

Преподаватель определяет количество обсуждаемых вопросов темы (оптимально 4-5).

Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок. Учащиеся

разбиваются на группы по числу вопросов. Каждая из групп имеет в своем распоряжении

один компьютер, для доступа к документам используется аккаунт одного представителя

группы.

В каждом текстовом документе (на каждой остановке) размещен один вопрос по теме.

Преподаватель ставит задачу группам – внести в документ основные моменты темы,

относящиеся к вопросу. На начальном этапе для каждой из групп доступ открыт лишь к

одному документу с вопросом. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные

вопросы и записываются ключевые моменты. Затем преподаватель открывает для группы

доступ к следующему документу, т.е. осуществляется переход к следующей автобусной

остановке. Учащиеся знакомятся с уже имеющимися записями и, при необходимости,

дополняют их в течение 5 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей

группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 5 минут на

знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа отработает материал всех

вопросов (т.е. посетит все остановки), она в течение 5 минут знакомится со всеми записями

по своему вопросу и определяет участника группы, который будет представлять материал.

После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении

преподаватель

резюмирует

сказанное

всеми

группами,

при

необходимости

вносит

коррективы и подводит итоги работы.

Для активизации деятельности учащихся в процессе решения задач мною часто

используется метод «Мозговой штурм».

Цель метода:

генерировать максимального количества идей на заданную тему;

развитие способности видеть проблему в многообразии подходов;

способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения

общей творческой задачи;

снять излишнюю зависимость в ориентации на привычные идеи и мнения других. [4]

Структура работы:

«Мозговая атака», «мозговой штурм» - один из популярных методов работы группы

над решением задачи. «Мозговой штурм» призван генерировать множество разнообразных

идей, и плодотворность упражнения будет тем выше, чем свободнее, раскованнее, менее

зависимыми от чьего бы то ни было суждения или осуждения будут учащиеся.

Преподаватель формулирует проблему и дает 5-10 минут для того, чтобы учащиеся

могли сформулировать свои предложения и занести их в текстовый документ, открыв к нему

доступ для преподавателя.

На мой взгляд, есть несколько плюсов такой работы по сравнению с обычным

проведением «мозгового штурма»:

каждый учащийся может предложить свою идею, не оглядываясь на мнения других;

чужие идеи не сбивают учащегося с его мысли;

нет возможности остаться в стороне, ничего не предложив, т.к. в процессе дальнейшей

работы обязательно просматривается каждый документ.

После окончания данного этапа проводится обсуждение всех полученных идей. Для

этого они выводятся на интерактивной доске поочередно. Наиболее конструктивные и

реализуемые копируются в единый документ, доступ к которому преподаватель открывает

уже для всех учащихся. И далее им предлагается реализовать предложенные идеи в процессе

решения конкретной задачи.

Для завершения урока я использую активные методы подведения итогов. Например,

метод «Мухомор».

Цель метода: выяснить впечатления учащихся от прошедшего урока. [2]

Структура работы:

Преподаватель открывает доступ для всех учащихся к файлу Рисунок, где изображен

красный круг, который разделен на секторы по числу предлагаемых вопросов. Вне круга

записаны вопросы. Например, «Насколько я был доволен…»:

передачей содержания докладчиком;

возможностями задавать вопросы и вносить предложения;

раздававшимися информационными и рабочими материалами;

психологической атмосферой в группе;

организацией работы;

местом проведения занятия.

Учащимся предоставляется возможность обозначить свою оценку по данным вопросам

с помощью наносимых изображений (белых кружков) в соответствующих секторах круга.

Чем больше удовлетворенность, тем ближе к центру круга наносятся изображения

(ассоциация

с

попаданием

в

цель).

Преподаватель

демонстрирует

документ

с

использованием интерактивной доски.

Общий вид «Мухомора», который представляет собой очень наглядную картину,

выявляет основные тенденции при оценке работы по отдельным ее аспектам. Далее

проводится общее обсуждение итогов с уточнением и конкретизацией отдельных моментов.

Уже из небольшого количества приведенных примеров можно сделать вывод, что

использование облачных сервисов возможно при организации как фронтальной, так и

групповой форм работы на уроке.

Оно позволяет сделать урок интересным, насыщенным, динамичным, продуктивным и

эффективным, при этом экономит время преподавателя, а главное позволяет удерживать

внимание учащихся в течение всего урока. Немаловажно, что при проведении подобной

работы у преподавателя существует реальная возможность отследить вклад каждого

учащегося. Ведь в Google drive всегда есть возможность посмотреть кто и когда внес

изменения в данный документ.

Использование

облачных

сервисов

также

возможно

для

осуществления

дистанционного обучения. Созданные в процессе таких уроков документы, открытые для

совместного доступа, дают возможность учащимся, по каким-либо причинам пропустившим

урок ознакомиться с изучаемым материалом.

Сочетание возможностей активных методов обучения и облачных сервисов открывает

перед преподавателем практически любого учебного предмета достаточно большие

возможности организации эффективной деятельности учащихся на уроке.

Использование таких форм работы на уроке, на мой взгляд, делает занятия более

живыми,

активизирует

деятельность

каждого

учащегося

и

способствует

развитию

информационной и социальной компетентностей.

Литература:

1.

Арефьева И.Л., Лазарев Т.В. Копилочка активных методов обучения. Международный

институт развития «ЭкоПро», 2008.

2.

Вигманн С., Мюллер В. Нетрадиционные методики для образования взрослых. М.:

ЦИНО Общества «Знание» России, 1998.

3.

Громыко Г.О., Рязанов В.А. Технология парного обучения. Директор школы, 2012 №2 с.

76-80.

4.

Корнилов С.В., Корнилова Л.Э. «Методический ларец». Петрозаводск, «ПетроПресс»,

2002.

5.

Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие

технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул, 2009.