Напоминание

"Вышивание - как средство развития мелкой моторики рук"

Автор: Кустова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4" г.Микунь
Населённый пункт: город Микунь, Республики Коми
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Вышивание - как средство развития мелкой моторики рук"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

3
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4» г.Микунь

Опыт работы

«Вышивание – как одно из средств

развития мелкой моторики»
Воспитатель: Кустова Елена Ивановна 1 квалификационная категория 2015 г
4 И.П.Павлов: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствует развитию мозга»
1. Пояснительная записка.
Вышивка – один из самых распространенных видов декоративно – прикладного творчества. Она интересна и доступна детям дошкольного возраста, развивает ребенка, воспитывает вкус, знакомит с культурой своего народа. В процессе вышивания формируются все психические процессы, творческие способности, положительное восприятие окружающего мира. Оно способствует приобщению детей к труду, самообслуживанию, умению делать свой выбор, развивает умение, навыки, способности у детей. 1.1 Вышивание является неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства, развитию творческой личности ребёнка, развивает мелкую моторику пальцев рук, что является важнейшим показателем готовности детей к школе, развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации. У детей ещё недостаточно развиты умения и навыки пользования ножницами, иглой, не хватает самостоятельности, чтобы самим, без помощи взрослого, сделать какую-либо вещь, не хватает достаточно знаний о различных материалах, их свойствах, способах применения. Мала практическая база. Родители, часто ограждая детей от лишних усилий, препятствуют развитию творческих способностей детей, умению их применения на практике, ограничивают самостоятельность, развитие мелкой мускулатуры рук, возможности планировать, ставить цель и выполнять её.
5 В примерной общеобразовательной программе – «Дошкольное образование от рождения до школы» в соответствии с ФГОС вышивание включено в занятия по художественному труду. Работа логопедической группы направлена на исправления недостатков произношения детей. Установлено, что в коре головного мозга речевой и двигательный центры находятся рядом. Развивая руку, развивается мозг, а так же речь детей. В мозг поступает могучий поток импульсов (вречеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны), поступает информация, которая оказывает воздействие на центральную нервную систему и способствует увеличению резервных возможностей головного мозга. Дети, занимаясь вышиванием, легче осваивают технику письма, правильно держат ручку, формируется точность и согласованность движений кисти рук, пальцев, они становятся более ловкими, точными. Воспитывается аккуратность, формируется внимательность, творчество, мышление. 1.2 Цели: - ознакомить детей с доступным по возрасту видом художественного труда - вышиванием, освоением техники вышивания; - формировать желание научиться вышивать. Задачи: - познакомить с народными промыслами; - познакомить с материалами, инструментами, видами ниток; - освоить приёмы: вдевание нитки в иголку, завязывание узелка, приёмы - шов "вперёд иголка", шов "петельный", шов "стебельчатый"; - закрепить знания техники безопасности при работе; - развивать моторику пальцев; - воспитывать внимание, аккуратность, усидчивость.
6
2. Практическая часть.
2.1 Работая в тесном контакте с учителями начальных классов, обсуждая предшкольную подготовку и готовность к школьному обучению, обратили внимание, что больше внимания нужно уделять художественно-речевому развитию, культуре общения детей, развитию мелкой моторики. Для реализации программы организовала кружок "Волшебная иголочка", в который включила 10 детей, разделив их на две подгруппы. Работу кружка проводила два раза в неделю - один раз с каждой подгруппой. Длительность занятий 25-30 минут. Работа кружка проводилась в основном в вечернее время. 2.2 Вначале года провожу с детьми диагностику с целью выявить знания и умения детей (вдевание нитки в иголку, завязывание узелка, и т. д.). В своей работе использую следующие методы и приёмы: - словесный метод (рассказ, беседы, объяснения, пояснения, вопросы к детям, художественное слово, оценка); - наглядный метод (наблюдения, рассматривание готовых вышитых изделий, на выставках, на занятиях кружка, рассматривание образцов, различных тканей, поделок, нитей, необходимых инструментов); - исследовательский (обследование, сравнение, анализ, выбор рисунка, материала); - игровой метод (использование пальчиковых игр, кукольных персонажей); - практический метод (упражнения при освоении приёмов вышивания). Приёмы: показ способов действия, объяснения, уточнения, анализ работы.
7 2.3 В группе создан уголок "Умелые руки", в котором есть всё необходимое для детского творчества: шкатулки с различными пуговицами, наборы игл, ножницы, различные нитки: катушечные, "мулине", шерстяные, шёлковые; ватные палочки, наборы различных тканей, тесьма, ленты - узкие и широкие, шнурки; папки с различными рисунками, картинками, альбомы с изображением разной техники вышивания, узоры с изображением элементов росписей: " хохлома", "гжель", "городец"; коми-национального орнамента, изделия, вышитые «крестом», «гладью», другими швами: фартуки, дорожки, картины, кукла в национальном костюме и т.д.; выкройки мягкой игрушки, набор картинок для вышивания. Подготовила для детей выставку готовых вышивок, выполненных сотрудниками детского сада, подаренных родителями, выполненными детьми, предыдущих выпусков, которые вышиты "гладью", "крестом", "полугладью", "стебельчатым швом", чтобы заинтересовать детей, вызвать желание вышивать самим. Познакомились с детьми с различными тканями: лён, хлопок, ситец, шёлк, драп, капрон, мех, атлас, байка, трикотаж, их свойствами. Научились различать и называть их, определять на ощупь. Узнали какая ткань требуется для пошива верхней одежды, белья, платья и т.д. Значительно пополнился словарь детей. Для закрепления сделали с детьми альбомы: "Ткани", «Народные ремесла», оформили дидактические игры: "Кому что нужно для работы", "Одень куклу", сделали атрибуты для с/р игры "Ясли". Выполнили с детьми аппликации из различных тканей: «Рыбки в аквариуме», «Клоун», «Автобус», «Бабочки», «Самолет», «Цветы в вазе», «Дымковская барышня», коллективные аппликации и т.д. Познакомила детей с правилами обращения с иголкой, ножницами, содержанием рабочего места, правилами безопасности труда.
8 Для занятий по вышиванию дети принесли хлопчато-бумажную ткань 30/40 см., нитки "мулине", катушечные, ножницы, пяльца, набор иголок с большим ушком. Перед занятиями провожу пальчиковую гимнастику для расслабления мышц, снятия напряжения руки ("пошли пальчики гулять", "разве это пальчики", "мы капусту рубим", "пальцы делают зарядку" и т.д.), самомассаж рук: поглаживание, растирание, разминание и т.д. Самомассаж является средством повышения иммунитета, так как на ладонях расположены нервные окончания, укрепляющие мышцы, суставы и связки кисти руки. Это является успехом коррекционной и развивающей работы в нашей логопедической группе. На первых занятиях учимся: вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закрепляем правила безопасного действия с иголкой. Познакомила детей со швом "вперёд иголку", учились шить прямо, следить за равномерным стежком, не натягивая нить. Обращала внимание на то, чтобы дети не втыкали иглу в одежду, не отвлекались во время работы, чтобы нить была не слишком длинной. Этим швом оформляли различные рамки для поделок, для работ по рисованию, аппликаций. Делали шов в два -три – четыре ряда, используя несколько цветов нитей, чтобы было красивее. Затем познакомились с детьми с "петельным" или обмёточным швом. С помощью этого шва шили с детьми мешочки для семян, ракушек, шишек, другого природного материала. Шили одежду и постельное бельё для маленьких кукол – пупсов к сюжетно ролевой игре «Ясли». С помощью этого шва шили с детьми простейшие мягкие игрушки: «цыплёнок», «божья коровка», «мишка», «зайчик» и др., чтобы потом подарить их малышам. Дети очень старались. Во время занятий загадывала детям загадки: "Носик стальной, а хвостик льняной"; "К самым тонким оттенкам природы, к самым сочным краскам
9 земли прикоснулись руки народа и секрет мастерства обрели" (вышивальщица); стихи: Солнце нитями-лучами вышивает: Луг - цветами, сад - плодами, Пруд и небо - облаками, А колосьями - поля. Словно тонкими шелками Шита-вышита стежками Разноцветная земля. Игла - барыня, княгиня, Весь мир нарядила, Сама нагая ходила; Она тонка, да длинна, Одноуха, остра Всему миру краса. Она тычет - потычет В носик стальной, В носик стальной, Хвостик льняной. Хвостик нитяной Тянет, тянет за собой. Сквозь холст он проходит, Конец себе находит. Играли с детьми в игру "Ниточка с иголочкой". На следующем этапе познакомились с детьми со "стебельчатым" швом. Для вышивания мною были подобраны различные крупные рисунки с изображением игрушек, животных, сказочных героев, декоративных узоров,
10 сюжетные картинки, (которые собирала в течение нескольких лет) с малым количеством мелких деталей, а затем посложнее. Дети сами выбирали себе рисунок, при помощи копировальной бумаги переводили его на ткань, учились закреплять ткань пяльцами, подбирали нужные по цвету нитки. Вышивание - трудная и кропотливая работа. В начале у детей не хватало усидчивости: спешили, не могли шить ровно, подтягивать петли, что отражалось на качестве работы. Дети быстро уставали, особенно мальчики. Приходилось часто переключать их внимание на другой вид деятельности. Постепенно появлялся интерес к работе, и качество работы улучшилось. Во время вышивания обращала внимание на аккуратность выполнения работы: чтобы стежки были маленькие, чтобы нитка всегда находилась или сверху или снизу. Оформили с детьми много различных работ для выставок: "Умелыми руками", "Чудо-иголочка", "Стежок за стежком", "Любимой маме". Дети вышили коми-орнаментом наряд для куклы в "Коми-избу"; участвуя в республиканском конкурсе «Безопасность глазами детей», где дети коллективно выполнили работу при помощи вышивания. Работы мальчиков ничуть не отличались от работ девочек, дарили вышивки ко дню 8-е Марта мамам, сотрудникам. 2.4 Интерес к ручному труду, навыки работы с простейшими инструментами, сформированные в детском саду, будут более прочными, устойчивыми, если дома ребёнок сможет продолжить работу. В семье, где взрослые привлекают детей к изготовлению полезных предметов, поделок, не боятся дать детям ножницы, иглу - интерес к работе и желания трудиться закрепляется. Родители должны знать, что труд дома не дублирует работу детей в детском саду, а лишь способствует закреплению приобретаемых навыков, воспитанию трудолюбия. Не все родители
11 понимают это, поэтому ведём большую работу с ними: на родительских собраниях, индивидуальных беседах, через литературу, постоянно обновляем материал в родительском уголке, приглашаем на открытые мероприятия. Рассказываем, как и что должен уметь делать ребёнок 6-7 лет, чем мы занимаемся в детском саду, на что надо обратить внимание, как воспитывать самостоятельность. Вначале родители проявляли мало интереса, больше интересовались питанием детей, оздоровлением и другими вопросами, а повысился интерес лишь тогда, когда они увидели первые поделки, вышивки. Рассматривая, сравнивали работы своих детей с работами других. Стали больше прислушиваться к нам, воспитателям, к нашим советам. На родительских собраниях в вопросах: «Помочь учиться»; «Дошкольник готовится стать школьником» (2012 год); «О результатах диагностики детей» (2013 год); «Недостатки в произношении детей»; «Готовимся к школе»; «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»; «Готовность детей к школе» (2014 год) было отмечено, что у детей недостаточно развита подвижность руки, мелкая моторика пальцев. В своей работе уделяем большое внимание пальчиковой гимнастике, занимаемся ручным трудом, т.к. он связан с непосредственными интересами и потребностями ребёнка, важен для физического развития детей, повышает работоспособность, способствует улучшению кровообращения, развитию мышц, движений, развивается координация движений руки и глаза, а согласованные движения пальцев – один из основных показателей готовности ребёнка к школе, приобретению практических навыков работы, навыков письма. В начале этого учебного 2015 года на первом родительском собрании в задачах на новый учебный год сообщили родителям о том, что будем заниматься с детьми вышиванием, так как оно необходимо нам для успешной работы по исправлению недостатков произношения, развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки к письму. Цель: вовлечь родителей в
12 совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики, распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий вышиванием для детей, воспитания эстетического вкуса, интереса к ручному труду. Во время знакомства детей с тканями обращались к родителям с просьбой принести различные ткани, помочь в оформлении альбомов, пособий, распечатке крупных рисунков для вышивания, оформлении выставок и т.д. Родители активно помогали нам и не отказывали в помощи, когда мы к ним обращались. Разнообразная работа взрослых постоянно протекает на глазах детей, оказывая положительное влияние на их воспитание, у детей формируется правильное представление о труде, его значимости, уважение к труженикам. А совместный со взрослыми и доступный труд вызывает стремление выполнить работу лучше и сделать больше, формирует интерес к работе, готовность взяться за любое дело, умение оценивать свои возможности. В уголке для родителей помещали статьи: "Рука развивает мозг", "Упражнения для развития мелкой моторики", "Пальчиковые игры", «Умные руки», «Почему пляшут буквы», «Если ребёнок левша» (у нас такие дети были) и др. 2.5 Провела повторную диагностику умений и навыков детей. Результаты работы порадовали. Дети освоили элементарные трудовые умения в работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иглой). Овладели приёмами работы по технологии вышивки: "вперёд иголку", "петельный" шов (обмёточный), "стебельчатый". Усвоили правила безопасного пользования ножницами, иголкой, поддержания порядка на работе.
13 Научились планировать свою работу и до конца выполнять её. Ребёнок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки; возможность изготовить предмет, имеющий практическую значимость, своими руками. В процессе обучения активизировался словарь детей новыми понятиями: вышивка, пяльцы, игольница, изнаночная, лицевая сторона, контур, орнамент, стежок и т.д. Движения руки стали более уверенными, лёгкими, свободными, что отразилось на занятиях подготовки к письму. Появилась аккуратность в работе в тетрадях, сформировалась точность и согласованность движений кисти рук, внимательность, творчество, мышление - качества, которые будут необходимы для успешного обучения к письму. 2.6 Учителя школ, приходя для бесед и на занятия в детский сад, отмечали положительный опыт нашей работы по вышиванию и советовали продолжить его. Родители детей, которые уже ушли в школу, сами дети приходили в детский сад с просьбой дать им понравившийся рисунок для вышивания, напомнить технику вышивания. Проанализировав свой опыт работы по вышиванию, отметила положительное влияние его на формирование правильного отношения к труду, к людям, сверстникам, правильной оценке и бережному отношению к их труду и к своему тоже, решила продолжить занятия по художественному труду, в частности, вышиванию. В этом году разработала долгосрочный проект по кружковой работе «Волшебная иголочка».
14
3. Список литературы:
1. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду». 2.Программа «Художественный труд» (Вестник образования).-2001. №20. С.44-74. 3.Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. – Москва: З.А.О. издательство Эксмо, 1997.- 96 с. 4.Журнал «Дошкольное образование». 2006: №1: стр.24 «Мягкая игрушка». №13. Стр.21, «Поделки из ткани, ниток». 5. Журнал «Дошкольное образование». 2007: №23 стр.5 «Познакомимся с иголкой». 6. Журнал «Дошкольное образование» 2008: №4 «На подступах к тетради» (Упражнения на пространственную ориентацию для детей предшкольного возраста). 7. Гульянц Э.К. и Базик И.Я. «Сделаем это сами». 8. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Серия «Учебникидля вузов. Специальная литература».-СПб., издательство «Лань», 1999.-32с. 9. Журналы «Цветная ниточка», (Рукоделие для девочек), 2005-2006. 10. Ефимова А. «Сделаем игрушку сами». 11. Фарафошина Н.В. «Мягкая игрушка», Удмуртское редакционно- издательское объединение «Алфавит», 1994. 12. Шик В. «Игрушечные мастера», 1 выпуск Издательство «Малыш» Москва, 1984. 13. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Пальчиковая гимнастика».
15 14. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры» СПб. 2009.Серия «Уроки логопеда для детей 4-7 лет»
4. Приложение: