Авторы: Кондрашова Евгения Андреевна, Харитонова Ирина Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №1
Населённый пункт: город Мирный, Архангельская область
Наименование материала: РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИИ САМОКОНТРОЛЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Тема: Специальное образование
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ
РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ФУНКЦИИ САМОКОНТРОЛЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Учитель-дефектолог: Кондрашова Е.А.
МКДОУ №1, г.Мирный
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Произвольная регуляция – это способность к целенаправленной
деятельности, работе без отвлечений, сознательная постановка
цели и следование к ней.
Произвольное поведение – это сознательно контролируемое
целенаправленное поведение, которое осуществляется в
соответствии с конкретной целью, или определенным
намерением, образованным самим человеком.
Самоконтроль – это проявление сознательной регуляции
человеком собственного поведения и деятельности в
интересах обеспечения соответствия их результатов
поставленным целям, правилам, образцам.
Функция самоконтроля: предупреждение и исправление
допущенных ошибок, неточных действий.
Произвольная регуляция
Двигательная
сфера
Сфера общения
Эмоциональная
сфера
Сфера поведения
Особенности развития детей с ОВЗ
недостаточная концентрация и устойчивость внимания;
низкая работоспособность;
трудности в процессе восприятия (слухового, зрительного, тактильного);
ограничен объем памяти, снижена точность запоминания;
затруднена мыслительная деятельность;
низкий уровень развития познавательной потребности;
незрелость эмоционально – волевой сферы.
Поведение:
В процессе общения между собой дети:
А также:
Дети быстро отвлекаются,
начинают вертеться,
разговаривать
Дети сидят тихо, спокойно,
но задания не воспринимают
и могут отвечать невпопад
Возбудимые
Вялые
Плохая
дисциплина
Неумение
самостоятельно
работать
Диагностика произвольности:
«Домик» Гуткина Н.И. (выявление сформированности произвольного
внимания);
«Графический диктант» ЭлькониннаД.Б. (оценка
способности выполнять указания взрослого и работать
самостоятельно);
«Сравни картинки» Смирнова Е.О.
(диагностика произвольного внимания
и регуляции деятельности);
«Графические пробы», «Корректурные
пробы»;
«Кулак- ребро-ладонь» Лурия А.Р.(исследование динамического праксиса).
Коррекционная работа по развитию
произвольной регуляции и самоконтроля
Функциональные упражнения:
Функциональные упражнения:
•
Упражнения на релаксацию
(способствуют расслаблению и само-
наблюдению)
•
Дыхательные упражнения (улучшают
ритмику организма, развивают само-
контроль и произвольность)
Исходная позиция – лежа на спине. Вдох, пауза, выдох, пауза.
•
Растяжки (нормализуют гипертонус и
гипотонус мышц, способствуют развитию
произвольной регуляции силы мышечного
напряжения).
•
«
Ухо-нос» (развивают межполушарное взаимодействие, происходит
«чувствование» своего тела). Левой рукой взяться за кончик носа, а
правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и
нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до
наоборот».
Игры и упражнения с правилами
Игры и упражнения с правилами
«Запрещенное движение»
Цель: развитие
произвольности
и
внимания.
Педагог
показывает,
какое
движение
делать
нельзя.
Затем
выполняет
разные
движения
руками,
ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто
повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное
движение.
«Пол-нос-потолок»
Цель: развитие пространственного восприя-
тия, произвольного внимания. Педагог
произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе
с детьми указывает на них (руки вверх, к
носу, руки вниз). Сначала педагог делает
правильно, а затем начинает путать детей –
говорить «пол», а показывать на нос.
Дети должны быть внимательными и не ошибаться.
«Да, нет не говори»
Цель:
коррекция импульсивности, развитие произвольности, лабильности
мышления, развитие воображения. Дети по очереди ловят мяч и отвечают на
вопрос, избегая слов «да» и «нет»: Ты любишь гулять? Ты любишь играть? Тебе
нравится смотреть мультики?
«Чужие колени»
Цель: развивает сосредоточенность , произвольность и самоконтроль. Детям
предлагается сесть в тесный круг. Каждый участник кладет свои руки на колени
соседям. Причем правая рука каждого оказывается на левом колене соседа
справа, а левая — на правом колене соседа слева. Упражнение заключается в том,
чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга.
Тот, кто ошибся, убирает руку, которой
была совершена ошибка.
Упражнение требует постоянной
сосредоточенности.
Как только сосредоточенность падает,
участник ошибается.
«Ответь по сигналу»
Цель: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции. Ребенку задают любые
несложные вопросы, но ответит он не сразу, а только когда увидит условный
сигнал. Если же вы задали вопрос, но не подали сигнал, ребенок молчит.
«Прошепчи ответ»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля,
коррекция импульсивности. Взрослый задает
вопросы. Каждый, кто знает ответ, поднимай
определенный знак. Когда поднятых знаков много, взрослый считает «Раз,
два, три – шепотом говори». Задача детей - прошептать ответ.
«Сохрани слово в секрете»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Педагог называет ребенку разные слова, а он
должен их четко повторять. Но при одном условии:
Названия цветов - это секрет, их повторять нельзя.
Поэтому, ребёнок , услышав название цветка, должен молча хлопнуть один
раз в ладоши.
Упражнения направленные на развитие концентрации и
устойчивости внимания
Формирование произвольной регуляции является одним
из основных средств не только преодоления ЗПР, но и
обеспечения интеллектуального развития детей
дошкольного возраста в целом.
Одним из основных показателей готовности ребенка к
школе является развитие у него произвольности.
Успехов в работе!