"Природные зоны России. Пустыня. Растительный и животный мир, труд и быт людей."

Автор: Савченкова Галина Джумакулиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Катынская СШ
Населённый пункт: г. Смоленск Смоленская область
Наименование материала: Проект урока по окружающему миру 4 класс
Тема: "Природные зоны России. Пустыня. Растительный и животный мир, труд и быт людей."
Дата публикации: 02.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Денисенкова Екатерина Николаевна МБОУ СОШ №21 им. Н.И. Рыленкова Жежерина Ольга Николаевна МБОУ СШ №34 г. Смоленска, I категория Побокина Вероника Викторовна МБОУ СШ №34 г. Смоленска, II категория Поликарпова Татьяна Валентиновна МБОУ СШ №34 г. Смоленска, I категория Пучкова Наталья Владимировна МБОУ СОШ №21 им. Н.И. Рыленкова Савченкова Галина Джумакулиевна МБОУ Катынская СШ Смоленский район, I категория Склянная Ольга Александровна МБОУ СШ №34 г. Смоленска, II категория Скотникова Зоя Яколевна СОГБОУ ЦДиК г. Смоленск Чмух Евгения Михайловна МБОУ СШ №34 г. Смоленска, I категория
Проект урока окружающий мир в 4 классе
по теме «Природные зоны России. Пустыня. Растительный и животный мир, труд и быт людей». (по курсу УМК «Начальная школа 21 века» учебник для 4 класса, часть 1, Н.Ф. Виноградова)
Тип урока
: комбинированный

Цели:
сформировать представление об особенностях природной зоны пустыни; актуализировать знания обучающихся о ранее изученных природных зонах России; сформировать потребность в изучении природной зоны пустыни; показать зависимость климатических условий, растительного и животного мира от тепла и влаги; организовать работу в группах; охарактеризовать особенности труда и быта людей; развивать умение работать с дополнительной справочной литературы, развивать у учащихся умение оценивать себя, создать условия для воспитания любви к природе России, уважение к труду людей.
Оборудование
: учебник «Окружающий мир» 4 класс (автор Н.Ф.Виноградова), рабочая тетрадь «Окружающий мир» класс (автор Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова), карта «Природные зоны России», видеосюжет «Оазис», «Верблюд», листы для самооценивания, дидактический материал.
Ход урока
:
1.Актуализация знаний

обучающихся
Вспомнить изученный ранее материал о природных зонах «Снова пришел долгожданный миг – Нам пора в дорогу. Он зовет нас, в загадочный мир, Таинственный мир природы» -Какой раздел в мире природы мы изучаем? - Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона, но прежде мы должны убедиться, что особенности предыдущих природных зон мы знаем хорошо. Поработаем в группах. О какой природной зоне идет речь? (Детям раздаются тексты с описанием природных зон) (Карточки с названиями природных зон открываются на доске одновременно с ответами детей) - Мы изучаем природные зоны в разделе «Родная страна от края до края». Работа в группах. Обсуждение предложенных текстов и определение природной зоны. 1 группа- «Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники»; (Тундра) 2 группа-« Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники» (Лесная зона) 3 группа- «Это природная зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники»; (Арктические пустыни) 4 группа «Это природная зона с богатой травянистой растительностью; очень редко встречаются деревья» (Степи)

2.Целеполагание
Создание проблемной ситуации. Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий. Игра «Кто где живёт?» – Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. На доске 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они обитают. (В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь, но на доске название этой зоны не надписывается. – Посмотрите, что у нас получилось – Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему? – Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой? –. Вы, конечно, догадались природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке? -Какова цель нашего урока? - Давайте наметим план наших действий по достижению цели урока. Дети подходят к доске и расселяют животных по зонам на карте. (Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).
-
Суслик, сайгак помещены в квадрат без названия. - В пустыне. -Мы будем исследовать природную зону пустынь, растительный, животный мир, труд и быт людей. -Узнать особенности природной зоны пустынь. 1)Природу пустыни будем исследовать по плану: 1.Климат; 2.Растительность; 3.Животный мир; 4.Занятия населения 2)Сделать вывод. 3)Оценить свою работу на уроке. Коммуникативные (работа в группе) Коммуникативные (работа в группе, контроль за собственной деятельностью) Личностные (мотивация к новому учебному материалу) Регулятивные (принятие цели ) Регулятивные (постановка задач, планирование действий)
3.Открытие новых знаний
1)Определить зависимость климатических условий от, тепла и влаги. 2)Узнать особенности растительного и животного мира. 3)Выяснить особенности труда и быта людей Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить: Солнечный, жаркий Жёлтый поток
Льётся в пустыне На жёлтый песок. В воздухе жёлтом и плотном, как мёд. Жёлтая птица неслышно плывёт. Начнем исследование природной зоны пустыни, будем работать в группах. -Какими источниками будете пользоваться? (источники имеются в классе Исследуя нужные источники, найдите нужную информацию 1)гр. Определить зависимость климатических условий, от солнечного света, тепла и влаги. 2)гр. Узнать особенности растительного мира 3)гр. Узнать особенности животного мира. 4)гр. Узнать о занятиях населения Учитель координирует работу в группах, при необходимости оказывает помощь в нахождении необходимой информации. – Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? Просмотр видеосюжета об оазисах. -Вывод об особенностях растений пустынь. Просмотр видеосюжета о верблюде. Вывод об особенностях животных пустыни. Какой вывод можно сделать? Работа с рубрикой «Картинная галерея» с.26 Итог: -Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер? -Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Можно ли сказать, что там пусто? Обоснуйте свой ответ. Дети с закрытыми глазами слушают стихотворение и представляют образы услышанного. Ответы учащихся. -Учебником, рабочей тетрадью, атласом, картами, словарем, энциклопедиями, гербариями, своими знаниями. Работа в группах, используя имеющиеся в классе источники информации. (Примерные ответы детей) 1гр.: – В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. (исп. карта) -Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо. 2гр. Рассказ о, верблюжьей колючке (корни до 20 м.), джузгуне (его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются и удерживают песок) . В пустыне встречаются и деревья, например, саксаул. Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга из-за недостатка влаги.(исп. гербарий, иллюстрации) - В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют
оазисами. Особенность растений пустыни: -корни длинные - глубоко ищут влагу; -листья мелкие или колючки – меньше испарения. 3гр: Рассказ о черепахе, тушканчике, змеях и верблюде. Называются их приспособленность к жизни в пустыни. (Показ иллюстраций с животными) -Особенности животных пустыни: -защитная окраска; -нетребовательность к пище; -Быстро бегают; -Могут впадать в спячку 4гр: Деятельность человека в пустыне: -Человек занимается орошением земель? (на орошаемых землях появляются сады, виноградники) -Разводят животных или охотятся. (получают: шерсть, мясо, молоко) - Но человек также может и принести ущерб природе: В орошении надо знать меру. Неумеренное орошение приводит к беде: в почвах накапливается соль, растения гибнут. - Выпас животных на одних и тех же местах, приводит к вытаптыванию растений, которые держат пески, пески становятся подвижными. Вывод: Люди осваивают пустыню. Но делать это нужно так, чтобы не наносить ущерб природе. -Какие чувства вы испытываете, глядя на иллюстрацию в учебнике? (ответы детей) -Пустыня - это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окру жают пустота и жара. -Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.
-
Нет. Самая главная особенность пустынь- недостаток влаги и жара. Но растения и животные приспособились к жизни в таких условиях.
4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Учиться узнавать характерные признаки пустыни на основе самоконтроля Учитель читает высказывания 1.Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. 2.Зона пустынь сменяет зону степей. 3.Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. 4.Верблюд не может долгое время обходиться без воды. 5.Корни верблюжьей на глубину почти 20 метров добывая влагу. Учащиеся слушают задание, учащиеся, если согласны – поднимают зеленый сигнал, если слышат хоть небольшое несоответствие – поднимают красный сигнал.
Регулятивные (контроль)
5.Рефлексия
Учиться оценивать свою работу на уроке. -Все ли учебные задачи решены на уроке? – Что нового вы узнали? – Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися? – Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей. – Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне, её обитателям. Оцените себя по критериям: -я знаю особенности природной зоны пустыни; - я знаю особенности природной зоны пустыни и могу объяснить причины; -я знаю особенности природной зоны пустыни, могу объяснить причины и научить другого; Домашнее задание. Подготовьте сообщение о растениях, животных, которые смогут жить в пустыне,