Напоминание

"Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи"

Автор: Осадчук Оксана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Амурзет"
Населённый пункт: с. Амурзет ЕАО
Наименование материала: урок русского языка
Тема: "Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Класс 3 Продолжительность урока 45 минут Тема и номер урока в данной темы «Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи» это 10-й урок в разделе «Части речи. Орфография. Каждое слово – часть речи» Цели и задачи урока - закрепление знаний о признаках, по которым определяются части речи; - упражнение в использовании слов разных групп в речи. Тип урока Урок закрепления умений и навыков. Формы и методы урока фронтальная, индивидуальная, в малых группах. Оборудование УЛО (ноутбук учителя, интерактивная доска); презентация « В гости к частям речи»; презентация «Физминутка»; карточки со словами - разными частями речи для каждой команды (Приложение 1); карточки с предложениями (Приложение 2); Учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык, 3 класс, 1часть Ожидаемый результат Предметные умения УУД -Пользоваться освоенными признаками для определения части речи; выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи, понимать смысл разграничения, назначение и особенности употребления слов разных частей речи. -Строить устные деловые сообщения, опираясь на различные (схематичные, табличные, словесные) средства помощи. -Использовать все приобретённые орфографические умения в процессе письма. Личностные: представление о богатых возможностях русского языка, о сознательном отношении к качеству своей речи, о способах предупреждения её недостатков. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действия для её решения; планировать свои действия; действовать по намеченному плану; выполнять проверку действий «другого» и осуществлять самоконтроль; осознавать возникающие трудности. Познавательные: осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач; анализировать факты языка, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы; выделять существенные признаки, подводить по ним факты языка под понятия; классифицировать, слова по заданным признакам, группировать их; обобщать и систематизировать материал. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности, соблюдать правила речевого поведения; строить небольшие монологические сообщения научно-делового характера и слушать сообщения других; делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД 1.
Мотивация учебной

деятельности
Цель: Адаптировать учащихся к деятельности на уроке. Осознание необходимости успешного изучения родного языка -Прозвенел уже звонок. Начинается урок. А теперь все повернитесь И друг другу улыбнитесь, Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам. Подготовка к работе на уроке. Эмоциональный настрой. Познавательная: Осознание учащимися того, что подлежит усвоению. Коммуникативная: Планируют учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками. Регулятивная: Адаптация к учебной деятельности на уроке 2.
Актуализация

знаний. Постановка

цели урока
. Цель: Активизация познавательного интереса у детей -Ребята, предлагаю сегодня отправиться в лес. Только в необычный лес – словарный. Вместо грибов и ягод мы насобираем там полные корзины слов. А так как тишину леса нарушать нельзя, разделимся на небольшие группы. У каждой группы будет своя осенняя краска: зеленая, желтая, красная, оранжевая. Запишем в тетрадь сегодняшнюю дату. -Мы собрали богатый урожай. Теперь нам нужно решить, на какие группы разделить слова. Может быть, попробуем на родственные? Начинаются на одну букву? По орфограммам? Какие варианты предлагаете? Делятся на группы, выбирая жетон любого цвета. Занимают места по группам. Решают проблемную ситуацию. Приходят к выводу, что слова нужно разделить по частям речи. Формулируют тему урока. Познавательная: Ищут и выделяют необходимую информацию Коммуникативная: Осознанно строят понятные для собеседника речевые высказывания. Планируют совместную работу в группах. Регулятивная: Определяют и формулируют познавательную цель 3.
Учебно-

познавательная

деятельность.
Цель: Поиск решения учебной задачи Итак, мы пришли к выводу, что будем делить слова по частям речи. Устроим командные соревнования. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Я загадываю загадки, а вы отгадайте, о какой части речи идет речь. Демонстрация презентации «Части речи» Есть один седой старик Превращаться он привык В шляпу, в бабушку, в котлеты, В тапочки, в слона, в конфеты – Фронтальная работа. Называют части речи, ставят к ним вопросы, указывают, что обозначают данные части речи. Групповая работа. Отбирают и записывают в тетрадь слова той Познавательная: Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Наблюдают зрительно. Анализируют, доказывают свою точку зрения. Фиксируют результаты Коммуникативная: Воспринимают ответы
Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ. (имя существительное)(Слайд1) Задание командам: выбрать из своей корзины и выписать в тетрадь имена существительные Дополнительное задание: среди найденных существительных есть по одному словарному слову, найдите его, определите род существительных. Художника этого знает весь свет. Раскрасит художник всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?(имя прилагательное) (Слайд2) Задание командам: выбрать из своей корзины и выписать в тетрадь имена прилагательные Я страшное дело, какой деловой: В любые дела ухожу с головой. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придет. Летит ракета, Люди строят зданья, Цветут сады, И хлеб в полях растет. (глагол) (Слайд3) Задание командам: выбрать из своей корзины и выписать в тетрадь глаголы Физминутка. Игра на внимание. Правила игры: если ведущий называет существительное, все хлопают, если прилагательное – приседают, сели глагол – топают ногой. Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена. части речи, о которой шла речь в загадке. Работа со словарными словами. обучающихся. Учитывают мнение товарищей, адекватно реагируют на исправление ошибок. Принимают и высказывают свои точки зрения. Дополняют и развивают высказывания одноклассников Регулятивная: Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Определяют последовательность выполнения действий, руководствуясь изученными правилами и инструкциями учителя. Осуществляют самоконтроль.
Он, она, они и я, Это, без сомнения, слова - …(местоимения) ( Слайд4) Задание командам: выбрать из своей корзины и выписать в тетрадь местоимения Мастер числа называет. Каждый школьник его знает. Сто, четыре, двадцать пять. Учимся, друзья, считать. (имя числительное) (Слайд5) Задание командам: выбрать из своей корзины и выписать в тетрадь числительные -Как называются все части речи, которые мы нашли? А какая еще группа частей речи существует в русском языке? Словам он руку помощи дает Им помогает, связи бережет. И пишется от слов всегда отдельно. Считает: приставать к ним скверно. (предлог) (Слайд6) Задание командам: выбрать из своей корзины и выписать в тетрадь предлоги -У вас в корзинках осталось по одному слову. Назовите их и скажите, какими частями речи они являются (союзы и частица) -Молодцы! Вы хорошо справились с этим этапом наших соревнований. Вас ожидает следующее задание. Каждая команда получает необычный гриб-боровик. На обратной стороне – предложение. Определите, какие части речи входят в его состав. Фронтальная работа. Вспоминают понятия «самостоятельные и служебные части речи» Групповая работа. Определяют части речи. 1 команда – Посадила мама в печь пироги капустные печь. 2 команда – Сорок умненьких сорок прилетели на школьный урок. 3 команда – К вечеру красное солнышко село за село. 4 команда – Суп в столовой мы едим ложкой столовой. Выясняют, что одни и те же слова могут быть разными частями речи. Индивидуальная работа. Составляют и записывают предложения по картинке. Демонстрация своих работ.
-С какой трудностью столкнулись? Такие слова называются омонимы. Музыкальная физминутка. Мы покидаем сказочный лес. Выполним последнее задание. Перед вами картинка. Посмотрите внимательно, и пусть каждый член команды придумает предложение по картинке, используя разные части речи. За каждое правильно составленное предложение команда получает 1 балл. 4
. Итог урока.

Рефлексия. Домашнее

задание.
Цель: Обобщение полученных знаний. Оценка деятельности учащихся. Побуждение к поиску новой информации Подводим итоги нашего соревнования. Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек. Зеленый цвет – урок прошел удачно, я активно участвовал в работе, с заданиями справлялся успешно. Я доволен собой! Желтый цвет - сегодня не все задания на уроке оказались такими уж легкими, мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Красный цвет – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь! Домашнее задание: словарная работа. Выписать из словаря в конце учебника 10 слов, определить части речи, с любыми из 3- х слов составить и записать предложения. Спасибо за урок! Я очень довольна вашей работой! Подсчитывают кол-во баллов, определяют команду-победителя. Оценивают свою работу на уроке. Осознают уровень усвоения учебного материала. Записывают домашнее задание. Познавательная: Учатся делать выводы, прогнозировать дальнейшую работу Коммуникативная: Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Рефлексия своих действий. Регулятивная: Оценивают свою работу на уроке и деятельность одноклассников, осознают уровень усвоения учебного материала